Скачать 433.01 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» Бузулукского района Оренбургской области Сборник методических рекомендаций для педагогов дополнительного образования Составитель: Директор МОБУ ДОД ЦВР Бузулукского района Самсонова Елена Ивановна 2013г. Оглавление От проверки до проверки……………………………………..2 Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка……..2 Памятка по организации и проведению открытого занятия в кружке…..3 Методика проведения педагогического анализа кружкового занятия…..4 В ногу со временем……………………………………………..6 Особенности современного учебного занятия кружка……………………6 Основные задачи учебного занятия кружка……………………………….7 План и конспект учебного занятия…………………………………………7 Максимальный набор этапов учебного занятия…………………………...8 Методы и приемы обучения на занятиях………………………………...8 Типы учебных занятий………………………………………………………11 Самоанализ учебного занятия………………………………………………12 Психолого-педагогическая схема анализа кружкового занятия………….13 Схема анализа занятия кружка при формировании самостоятельности воспитанников………………………………………………………………..14 Универсальные учебные действия ………………………………………….14 От проверки до проверки Памятка по подготовке и проведению творческого отчёта кружка Творческий отчёт - комплексное мероприятие, отражающее целостную систему работы педагога по решению педагогических, психологических, социальных проблем. Творческий отчёт предусматривает: 1. Организацию выставки, наглядно отражающей систему работы руководителя кружка (доклады, разработки отдельных тем, поурочные планы; авторские образцы дидактического материала; наглядные пособия таблицы; варианты авторских программ, творческие работы, рефераты учащихся, модели, поделки, рисунки кружковцев). 2. Слушание доклада, в обобщённом виде раскрывающего систему деятельности педагога. Требования к докладу: 1) содержательность, точность; 2) логичность, последовательность; 3) краткость; 4) аргументированность, убедительность; 5) культура выступления (дикция, темп, эмоциональность и т. д.); 6) положительный имидж педагога (внешний вид, жесты, осанка, движения, манеры); 7) соразмерность композиционных частей материала: вступления, основной части, заключения. Структура доклада: § вступление (краткая справка об истории кружка, основные этапы развития кружка, актуальность работы по данному направлению и др.) § основная часть ( информация о системе работы педагога, используемых технологиях и методиках, методической, экспериментальной, инновационной деятельности педагога, работа с активом кружка, родителями и общественностью, профориентация, создание благоприятной психологической атмосферы в кружке, педагогическая диагностика, результативность и др.) § заключение (педагогическое кредо руководителя кружка, планы и перспективы развития кружка, проблемы и предполагаемые пути их решения). 3. Открытое занятие (массовое мероприятие), являющееся продолжением устного выступления, отражающее деятельность кружка. Требования к открытому занятию: 1) чёткое определение темы, цели занятия; 2) тщательный отбор содержания, форм, методов, приёмов работы на разных этапах занятия; 3) выделение главного в содержании занятия; 4) мастерство педагога (использование разнообразных источников знаний, умение управлять вниманием детей, стимулировать интерес, эффективно проверять знания, сочетать различные способы деятельности, работать с наглядностью, осуществлять обратную связь с детьми); 5) внимание, интерес, активность детей, увлечённость работой на разных этапах занятия; 6) культура труда, организованность. ПАМЯТКА по организации и проведению открытого занятия в кружке Открытое занятие – яркое событие в жизни коллектива кружка, демонстрирующее профессионализм и мастерство педагога, знания, умения и навыки учащихся по данному направлению деятельности, положительный эмоциональный фон в коллективе. Открытое занятие отличается: - информационной насыщенностью, - оригинальностью, - нестандартностью, - разнообразием приёмов, форм и методов работы, применяемых педагогом на занятии. Аудитория, где проходит открытое занятие, может быть оформлена рисунками, моделями, стенными газетами, персональными выставками учащихся, педагога и т. д. Подготовка открытого занятия: - Продумайте, какой учебный материал наиболее подходит для достижения методической цели занятия, т. е. определяет конкретную учебную тему, объём и содержание материала, место данного занятия во всем процессе обучения, его учебно – воспитательные задачи, формы и методы проведения, тип и структуру занятия. - Подробно опишите ход занятия, это поможет внести коррективы и изменения при необходимости. - Продумайте материально – технические средства, которые могут сделать занятие более ярким. - Подберите дидактический, раздаточный материал, соответствующий теме Вашего занятия. - Подготовьте своих воспитанников к тому, что на предстоящем открытом занятии не только Вы, но и они должны показать свои знания, умения, навыки. Проведение открытого занятия: - В начале открытого занятия не забывайте сказать о теме, целях и задачах. - Используйте такие приёмы и формы работы, которые будут способствовать лучшему усвоению материала, выработке необходимых навыков и умений, применяйте активные формы работы (конкурсы, викторины, деловые игры и т. д.). - При необходимости организовывайте работу по группам, звеньям. - Дифференцированно подходите к выбору индивидуальных заданий. - Индивидуальная самостоятельная работа может сопровождаться музыкальным фоном. - Занятие пройдёт успешнее, если Вы сумеете создать рабочую, творческую атмосферу, создадите для каждого ребёнка ситуацию успеха. - Во время перерыва можете провести с учащимися гимнастику для глаз, игры на сплочение детского коллектива, коммуникативные игры, занимательные конкурсы. - В кружках музыкального профиля можно дать познавательную информацию о музыке, известных музыкантах, в технических – использовать проблемные вопросы, повторить технику безопасности, в спортивных – учитывать возрастные особенности детей, состояние их здоровья, продумать индивидуальный темп тренировки. - Подвести итоги занятия. - Отметить работу лучших учащихся. - При необходимости предложите детям подготовить дополнительный материал по данной теме. При анализе Вашего занятия обоснуйте: - выбор темы, целей и задач; - форм, методов и приёмов работы, использование данной наглядности; - проанализируйте лучшие и неудавшиеся моменты занятия. Методика проведения педагогического анализа кружкового занятия Педагогический анализ в реализации концепции воспитания является важной составляющей её успеха. Однако аналитическая деятельность в организации воспитательного процесса вызывает наибольшие затруднения. А неверно сформированные цели в результате проведённого анализа могут привести к дезориентации деятельности субъектов воспитательной системы. Отметим типичные недостатки анализа: 1. Отсутствие чётко сформулированной цели анализа. 2. Несоответствие программы наблюдений поставленной цели. 3. Бессистемность анализа кружковых занятий. 4. Рекомендации руководителю кружка даются без глубокого анализа причин, по схеме «недостаток – рекомендации». Таким образом, нарушается логическая цепочка «недостаток – причина – рекомендация». 5. Оценка анализируемого занятия исходит не из объективных данных, а из общих впечатлений и личного отношения аналитика. 6. Нелогичность выводов – перечисляется все положительное, делается положительный вывод, затем отрицательный, который по логике перечёркивает положительный вывод. Во избежание вышеуказанных недостатков рассмотрим Программу наблюдения за кружковым занятием. Цель наблюдения: определить эффективность кружкового занятия и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на эту эффективность. Задачи наблюдения: 1. Выявить, достаточно ли чётко педагог сформировал цель занятия и задачи каждого этапа занятия, насколько осознанно ставит и решает их. 2. Определить, соответствуют ли задачи каждого этапа занятия главной цели. 3. Установить, соответствует ли методика его проведения поставленным целям. 4. Выяснить, как осуществлялось взаимодействие педагога и учащихся на всех этапах занятия. 5. Определить, достигло ли занятие триединой цели (воспитательной, развивающей, обучающей). 6. Установить взаимосвязь занятия с предыдущими и последующими кружковыми занятиями. При осуществлении наблюдения рекомендуется использовать метод «фотографии» занятия. Представим его в табличной форме (таблица 1 и 2). Таблица наблюдений за кружковым занятием: (Заполняется во время проведения занятия)
Таблица для сбора информации по результатам наблюдения: (Заполняется после проведения занятия и собеседования с руководителем кружка)
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трёхбалльной системе: «0» - показатель не проявил себя. «1» - показатель проявил себя частично. «2» - показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне. Эффективность кружкового занятия рассчитывается по следующей формуле: Эффективность = Е факт : Е макс х 100% где в числителе дроби суммарное количество баллов по всем показателям, в знаменателе – количество показателей (столбца 2 таблицы), умноженное на два (Е макс =26х 2 = 52). Обработка результатов: 90-100% - очень высокая эффективность 75 – 90% - высокая эффективность 50- 75% - средняя эффективность меньше 50% - низкая эффективность Заключение по анализу кружкового занятия оформляется в виде аналитической справки, которая по своей структуре предполагает наличие трёх частей – вводной, основной и итоговой. Во вводной части справки описываются цели сбора информации и программа изучения (перечень вопросов), указывается, кем и в какие сроки проводилось изучение. Завершается эта часть общей оценкой результатов. В основной части справки подробно (по каждому пункту программы) описываются результаты изучения. При этом обязательна фактическая оценка (количественная и качественная) с обоснованием суждений и выводов. Более того, в этой части необходимо не только оценить результаты, но и указать условия, которые обеспечили этот результат, вскрыть причины появления этих условий, т. е. осуществить анализ по формуле «результат - факторы – причины». В заключительной части справки делаются общие выводы, а также определяются те проблемы, которые необходимо решить в будущем. Заканчивается эта часть конкретными предложениями по ликвидации причин (если факт отрицательный) или рекомендациями по его развитию (если факт положительный). Таким образом, анализ завершается синтезированием, позволяющим познать целое, в результате чего формулируются окончательные выводы, аргументированные объективными данными. Заканчивая рассмотрение вопроса педагогического анализа кружкового занятия, отметим, что анализ можно считать положительным, если: |
Памятка «Противоречия педагогической практики» Памятка «Принципы работы педагога» Памятка «Рекомендуемая форма отчета о работе школьного музея; характеристика музея» | Памятка первокурснику петропавловск-Камчатский 2010 в издании «Памятка первокурсника» В издании «Памятка первокурсника» представлены краткие сведения о Камчатгту, его истории, организации учебного процесса в университете,... | ||
Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока... Ской Федерации В. В. Путин подписал распоряжение «О праздновании 20-летия принятия Конституции Российской Федерации». Распоряжением... | Памятка «Остеопороз», Памятка «Остеоартроз» Памятка готовится творческий, так, чтобы она была понятна больному, в ней должен быть крупный шрифт, простой и понятный язык, дельные... | ||
Регламен т по организации и проведению государственной (итоговой)... Ознакомление с нормативно-правовой базой по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников... | Л. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов... | ||
Л. Е. Удалых памятка аспирантам государственного университета управления Памятка (методические указания) по выполнению исследовательского реферата и подготовке к экзамену по политической экономии для аспирантов... | Памятка для преподавателей. Идо нгту Памятка преподавателю по соблюдению законодательства в области авторских прав в электронном обучении | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий.... Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22 | Памятка Российской Федерации, по избранию собственниками помещений многоквартирного дома совета многоквартирного дома и председателя совета... | ||
Ставропольский государственный университет Программа и методические рекомендации по организации и проведению нумизматического кружка на внеклассных занятиях в средних общеобразовательных... | Методические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –... | ||
«центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения»... Методические рекомендации по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации выпускников | Инструкция по подготовке и проведению кандидатского экзамена по истории и философии науки Минобразования №697 от 17. 02. 2004г. «Об утверждении программ по философской и исторической частям дисциплины «История и философия... | ||
Методические указания для студентов по подготовке и проведению практического... Охватывает весь организм, как целое | З. Р. Калимуллиной о подготовке к лок-2014 Во исполнение письма Управления Роспотребнадзора по рт «О подготовке к лок-2014» направляю Вам письмо для организации работы по проведению... |