Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт





Скачать 126.13 Kb.
НазваниеУчебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт
Дата публикации25.06.2013
Размер126.13 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Автор: Саповатова Ирина Петровна

Полное название образовательного учреждения: МКОУ «Шайковская СОШ №2» Кировского района Калужской области

Аннотация к уроку: данное занятие является уроком изучения нового материала. Тип урока: урок – лекция и фронтальная беседа. Приобретаемые навыки детей: активизация познавательной и самостоятельной деятельности, получение новых знаний по изученной теме, закрепление этих знаний при решении задач практического характера. Формы организации работы детей: фронтальная беседа, работа в группах.

Предмет: информатика

Класс: 10

Тема урока: Основы логики

Цель урока: сформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Задачи:

Образовательная:

познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции.

Развивающая:

создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления;

Воспитательная:

способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах.
Учебно-методическое обеспечение: Угринович Н.Д. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов»» - М.: БИНОМ, 2010.

Время реализации урока: 1 урок (45 минут)

Авторский медиапродукт:

1. редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word.

2. вид мадиапродукта: наглядная презентация учебного материала, карточки для работы в группах.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор
План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

Организационный момент

2 мин

Сообщение темы и постановка целей урока

1 мин

Изучение нового материала

24 мин

Закрепление полученных знаний

15 мин

Подведение итогов урока

2 мин

Домашнее задание

1 мин



Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу.
II. Актуализация знаний.

  • Как человек мыслит?

  • Что в нашей речи является высказыванием, а что – нет?

Наша задача найти ответы на эти вопросы, а также познакомимся с основными логическими выражениями и операциями, узнать некоторые составляющие нашего мышления.

Тема нашего урока Основы логики.
III. Объяснение нового материала. (Приложение 1)


  1. Этапы развития логики.


Логика очень древняя наука. В основе современной логики лежат учения, созданные еще древнегреческими мыслителями, хотя первые учения о формах и способах мышления возникли в Древнем Китае и Индии.

1-й этап связан с работами ученого и философа Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Он изучал правила мышления. Аристотель впервые отделил ло­гические формы мышления от его содержания, подверг анализу человеческое мышление, его формы – понятие, суждение, умозаключение. Так возникла формальная логика.

2-й этап – появление математической, или символической, логики. Основы ее заложил немецкий ученый и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716). Он сделал попытку построить первые логические исчисления, считал, что можно заменит простые рассуждения действиями со знаками, и привел соответствующие правила. Но он выдвинул только идею, а развил её окончательно англичанин Д. Буль (1815-1864). Буль считается основоположником математической логики как самостоятельной дисциплины. В его работах логика обрела свой алфавит, свою орфографию и грамматику.
2. Формы мышления.
Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о спо­собах рассуждений и доказательств. Логика позволяет строить формальные модели окружающего мира, отвлекаясь от содержательной стороны.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие — это форма мышления, которая выделяет существенные признаки предмета или класса предметов, позволяющие отличать их от других.

Пример

Прямоугольник, проливной дождь, компьютер.
Задание: приведите свои примеры.
Понятие имеет две стороны: содержание и объем.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии.

Например, содержание понятия персональный компьютер - это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя.

Пример:

Персональный компьютер – это универсальное электронное устройство для автоматической обработки информации, предназначенное для одного пользователя

Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятий.

Пример:

Объем понятия город – множество, состоящее из городов, носящих имя Москва, Санкт-Петербург, Одесса, Новосибирск
Задание:

1. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий: добродетель, истинна, ложь.

2. Определите объем понятий: столица России, столица, река.
Суждение (высказывание, утверждение) – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними. Высказывание может быть либо истинным, либо ложным, и может быть либо простым, либо составным (сложным).

Пример:

Истинное высказывание: «Буква «а» - гласная».

Ложное высказывание: «Компьютер был изобретен в середине XIX века».

Ложное и сложное высказывание: Осень наступила и грачи прилетели.

Вопросительные и восклицательные предложения не являются высказываниями, так как в них ни чего не утверждается и не отрицается.

Например:

1. Уходя, гасите свет!

2. Кто хочет быть счастливым?
Задание:

Какие из предложений являются высказываниями? Определите истинно оно или ложно.

  1. Какого цвета твой велосипед?

  2. Число Х больше пяти?

  3. Делайте утреннюю зарядку!

  4. Назовите устройство ввода информации.

  5. Город Москва – столица России. (ИСТИНА)

  6. Число 12 – простое. (ЛОЖЬ)
    8. 4 + 5=10. (ЛОЖЬ)

9. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  1. Сложите числа 2 и 5.

  2. 12<15 (ИСТИНА)

  3. Сканер – устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера. (ЛОЖЬ)

  4. Клавиатура – устройство ввода информации. (ИСТИНА)

  5. Некоторые медведи живут на севере. (ИСТИНА)

  6. Все медведи — бурые. (ЛОЖЬ)

  7. Чему равно расстояние от Москвы до Ленинграда.


Высказывания могут выражаться с помощью математических, физических, химических и прочих знаков. Например: 5>3, H2O+SO2=H2SO4.
Умозаключение — это форма мышления, с помощью которой из одного или не­скольких суждений (посылок) может быть получено новое суждение (следствие или вывод).

Пример:

1. Все металлы – простые вещества.

Литий – металл.

Литий – простое вещество.

2. Все школьники – отличники.

Вовочка – школьник.

Вовочка – отличник.

Задание:

Дано высказывание: «Все углы равнобедренного треугольника равны». Получить высказывание «Этот треугольник равносторонний» путем умо­заключений.
3. Алгебра высказываний.
Алгебра высказываний была разработана для того, чтобы можно было определять истинность или ложность составного высказывания, не вникая в их содержание.

Алгебра логики (алгебра высказываний) – раздел математической логики, изучающий строение (форму, структуру) сложных логических высказываний и способы установления их истинности с помощью алгебраических методов.


  1. Логические выражения и операции



Можно определить понятия логической переменной, логической функции и логической операции.

Логическая переменная — это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Логические переменные обозначаются латинскими буквами. Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА (1) и ЛОЖЬ (0).

Логическая функция - составное высказывание, которое содержит несколько простых высказываний, соединенных между собой с помощью логических операций. Ее символическое обозначение - F(A,B,...), т.е. на основании простых высказываний могут быть построены составные высказывания.

Логические операции — логическое действие.

Существуют три базовые логические операции — конъюнкция, дизъюнкция и инверсия и дополнительные — импликация и эквивалентность.
Если составное высказывание (логическую функцию) выразить в виде формулы, в которую войдут логические переменные и знаки логических операций, то получится логическое выражение, значение которого можно вычислить. Значением логического выражения могут быть только ЛОЖЬ или ИСТИНА.
Инверсией (логическим отрицанием) высказывания А называется высказывание, которое принимает значение истины тогда и только тогда, когда А ложно и наоборот.



А можно записать с помощью таблицы истинности

А

__

А

1

0

0

1



Конъюнкцией (логическим умножением) А и В называется высказывание, принимающее значение истины тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В одновременно истинны.

А& В

А

В

А& В

0

0

0

1

0

0

0

1

0

1

1

1


Дизъюнкцией (логическим сложением) называется высказывание, которое принимает значение истины тогда и только тогда, когда хотя бы одно из высказываний истинно.

А V В

А

В

А V В

0

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

0


Импликацией (логическим следованием) называется высказывание, принимаемое значение ложь тогда и только тогда, когда из истинной посылки А следует ложное заключение В.

А

В

А В

0

1

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1



Эквивалентностью (логическим равенством) называется высказывание, которое принимает значение истины тогда и только тогда, когда оба высказывания А и В либо одновременно истинны, либо одновременно ложны.

А В

А

В

А В

1

0

0

0

1

0

1

1

1

0

0

1



Пример:

Записать в виде логического выражения следующее высказывание: «Ле­том Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку».

Разобьем составное высказывание на простые высказывания: «Петя поедет в дерев­ню», «Будет хорошая погода», «Он пойдет на рыбалку».

Обозначим их через логические переменные:

А = Петя поедет в деревню;

В = Будет хорошая погода;

С = Он пойдет на рыбалку.

Запишем высказывание в виде логического выражения, учитывая порядок действий. Если необходимо, расставим скобки:

F = A& (B+C).


  1. Закрепление изученного материала.

Деление класса на 4 группы (каждой группе даются одинаковые задания)

Приложение 2

Задание 1

Запишите следующие высказывания в виде логических выражений

  1. Если Иванов здоров и богат, то он здоров.

  2. Число является простым, если оно делится только на единицу и само на себя.

  3. Если число делится на 4, то оно делится и на 2.

  4. Произвольно взятое число либо делится на 2, либо делится на 3.

  5. Спортсмен подлежит дисквалификации, если он некорректно ведет себя по отношению к сопернику или судье, и если он принимал “допинг”.

Задание 2

Составьте и запишите истинные сложные высказывания из простых с использованием логических операций.

  1. Марина старше Светы. Оля старше Светы.

  2. Одна половина класса изучает английский язык. Вторая половина изучает немецкий язык.

  3. В кабинете есть учебники. В кабинете есть справочники.

  4. Слова в этом предложении начинаются на букву Ч. Слова в этом предложении начинаются на букву А.

  5. Часть туристов любит чай. Остальные туристы любят молоко.

  6. Синий кубик меньше красного. Синий кубик меньше зеленого.


Задание 3

Найдите значения логических выражений:

F = (0v0) v(lvl) (ответ: 1)

F = (lvl)v(lv0) (ответ: 1)

F = (0&0)&(1&1) (ответ: 0)

F = ¬1&(1 v 1) v (¬0&1) (ответ: 1)

F = (¬1v1)&(1v¬1)&( ¬1v 0) (ответ: 0)
Задание 4 (по вариантам)

Вариант 1 (группа 1,3), вариант 2 (группа 2,4)

Приложение 3

Вариант №1.

1. Из приведенных афоризмов Козьмы Пруткова высказываниями являются:

    1. Смотри в корень!

    2. Ветер есть дыхание природы.

    3. Нет адъютанта без аксельбанта.

    4. Почему сивый всегда завидует буланому?

    5. Лучше скажи мало, но хорошо.

    6. Усердие все превозмогает.

Вариант №2.

1. Из приведенных афоризмов Козьмы Пруткова высказываниями являются:

  1. Новые сапоги всегда жмут.

  2. Что есть хитрость?

  3. Хитрость есть оружие слабого и ум слепого.

  4. Не все стриги, что растет.

  5. Никто не обнимет необъятного!

  6. Всегда держись начеку!



VI. Подведение итога урока.

Фронтальная беседа с учащимися по теме урока.

Выставление оценок.


  1. Домашнее задание


Приложение 4
Уровень знания: выучить основные определения, знать обозначения.

Уровень понимания:

1. Среди следующих высказываний укажите составные, выделите в них простые, обозначьте их каждое из них буквой. Запишите с помощью логических операций каждое составное высказывание.

Число 456 трехзначное и четное.

Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.

Число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9.

Луна – спутник Земли.

На уроке химии ученики выполняли лабораторную работу, и результаты исследований записывали в тетрадь.

Если число оканчивается на 0, то оно делится на 10.

Чтобы погода была солнечной, достаточно, чтобы не было ни ветра, ни дождя.

Если у меня будет свободное время и не будет дождя, тоя не буду писать сочинения, а пойду на дискотеку.
2. Из каждых трех высказываний выберите пару высказываний, являющихся отрицаниями друг друга.

  • “Луна – спутник Земли”, “Неверно, что Луна спутник Земли”, “Неверно, что Луна не является спутником Земли”;

  • “2007 < 2008”, “2007 > 2008”, “2007 ? 2008”;

  • “Прямая а перпендикулярна прямой с”; “Прямая а не параллельна прямой с”; “Прямая а не пересекается с прямой с”.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconАвторский медиапродукт
Авторский медиапродукт: дидактический материал, разработанный с помощью программного обеспечения smart notebook 10. 7 для интерактивной...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconУчебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. Тема урока:...
Учебник: Босова Л. Информатика. Учебник для 5 класса. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconПлан-конспект урока тема урока: Хранение информации
...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconРабочая программа по информатике (базовый уровень)
М. бином. Лаборатория знаний, 2010. – 584 с ил. – (Программы и планирование), учебника «Информатика. Базовый уровень : учебник для...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconКласс: 9 класс Цели и задачи урока
...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconКонспект урока тема урока: Глобальная сеть Интернет. Службы Интернета...
...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconТема: Оператор выбора (45 минут)
Базовый учебник: Семакин И. Г информатика: учебник для 9 класса, Москва Бином Лаборатория знаний,2005
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconТема: Виды алгоритмов. Линейные алгоритмы (45 минут)
Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconЗадача A. Конец k -ого урока в школе продолжительность каждого урока...
Московская окружная олимпиада по информатике для старших классов. 6 декабря 2009 года
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconУчебно-методическое обеспечение: Л. Г. Петерсон Математика Учебник...
Полное название образовательного учреждения: Забайкальский край Петровск-Забайкальский район п. Новопавловка Муниципальное общеобразовательное...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconО режиме работы школы Для четкой организации труда учителей и школьников
Начало занятий в 8 часов 30 минут. В 8 часов 15 минут – утренняя зарядка. Предварительный звонок на первый урок в 8 часов 25 минут....
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconУчебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний. Цель...
Базовый учебник: Н. Д. Угринович. Информатика и икт. Учебник для 8 класса. Издательство: бином. Лаборатория знаний
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconКалендарно-тематический план на 2010 / 2011 учебный год по предмету...
Информатика и икт. Учебник для 8 класса. «Бином. Лаборатория знаний». 2006 г. Угринович Н. Д
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconКалендарно-тематический план на 2010 / 2011 учебный год по предмету...
Информатика и икт. Учебник для 9 класса. «Бином. Лаборатория знаний». 2006 г. Угринович Н. Д
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconАвтор: Хамадеева Райхана Рашитовна, учитель информатики моу сош №1 с. Чекмагуш, рб
...
Учебник для 10-11 классов М.: Бином, 2010. Время реализации урока: 1 урок ( 45 минут) Авторский медиапродукт iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Время начала работы каждого учителя – за 15 минут до начала своего первого урока. Дежурство учителей начинается за 20 минут до начала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск