Автор: Лукашевич Юлия Георгиевна
Полное название образовательного учреждения: Забайкальский край Петровск-Забайкальский район п. Новопавловка Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа
Предмет: Математика
Тема: Счет десятками.
Класс: 1-ый
Учебно-методическое обеспечение: Л.Г. Петерсон Математика Учебник для 1-го класса. Часть 3. Стр. 46-47
Время реализации занятия: 45 минут
Цель урока: Ввести понятие «счет десятками»
Задачи урока:
Образовательные: Формировать представление о новой счетной единице - десяток. Закрепить знание состава чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки решения задач;
Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе.
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Форма урока: урок – путешествие
Оборудование:
- презентация
- тетрадь
План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| I. Мотивация к учебной деятельности
| 4 мин.
| IΙ. Актуализация знаний
| 8 мин.
| ΙΙI. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Введение в практику счета десятками
| 10 мин.
| Физминутка для глаз
| 1 мин.
| ΙV. Применение нового знания
| 16 мин.
| Физминутка «У оленя дом большой…»
| 1 мин.
| V. Итог (рефлексия учебной деятельности)
| 5 мин.
| VI. Домашнее задание (по желанию)
|
|
Этапы урока
| Ход урока
| УУД
| I. Мотивация к учебной деятельности Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; -уточнить тип урока.
| -Здравствуйте! Рада приветствовать вас на уроке математики. У нас есть правило, которое помогает нам в работе на уроке.
Глаза…смотрят и видят.
Уши… слушают и слышат.
Сначала…думаю, потом говорю.
Помню,… что я в классе не один.
Умею…слушать мнения других.
Стук в дверь—телеграмма
-Телеграмма… от гиппопотама… «Приезжайте, доктор, в Африку скорей! И спасите, доктор, наших малышей!»
-О ком идет речь? (доктор Айболит)
-Откуда вы о нем узнали? (сказка Чуковского)
-Да, верно, Ивана Корнеевича Чуковского (дети исправляют) Молодцы!
-31 марта исполнится 130 лет со дня рождения этого знаменитого детского писателя.
Герой его сказки хотел присутствовать сегодня на нашем уроке, но вот…телеграмма. Надо помочь бедным зверятам. Мы с вами тоже можем внести свой вклад, но с помощью математических знаний. Хотите?
Прочитайте девиз урока: «Знаешь - говори, не знаешь – слушай». Значит, чему будет посвящен наш урок? (открытию нового знания)
-Итак, что мы сейчас делали? (сейчас мы настраивались на урок).
| Формируем умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).
Формируем умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (Личностные УУД)
| IΙ.Актуализация знаний Цели: -организовать актуализацию умений решать числовые выражения, используя знания состава чисел и умения находить изученные геометрические фигуры.
| -А теперь переходим к следующему этапу. Что будем делать? (повторять пройденный материал)
1)Математическая разминка
-Доктору Айболиту пора в дорогу, но как? На чем? На помощь приходят кит, волки и орел. Но они смогут отправиться в путь только после того, как будут решены их примеры. Предлагаю выполнить работу в группах по рядам.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
10-8= 10-4= 10-5=
4+3= 5+2= 3+5=
8-3= 9-5= 7-4=
3+7-9= 5-3+8= 8-2+4=
-Проверка: на доске. Оцените свою работу на инд. листочках.
-В чем нам помогло это задание? (вспомнить состав чисел)
-Эти знания нам сегодня пригодятся на уроке.
2)Конструирование из счетных палочек
-Наши герои готовы отправиться в путь. Но у них нет карты. А вот если мы выполним следующее задание, они узнают с нашей помощью, в какую сторону им двигаться. Готовы?
-Составьте из 9 палочек аналогичную фигуру. Назовите и покажите, из каких фигур она состоит? (5 треугольников, 3 + 3 четырехугольника)
| Формируем умение проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Формируем умение работать в группе (Коммуникативные УУД).
Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов (Познавательные УУД)
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов (Познавательные УУД)
Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (Коммуникативные УУД)
| ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания. Введение в практику счета десятками Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках; - уточнить тему урока.
| -Уберите из конструкции палочки, лежащие внутри. Правый нижний угол показывает направление, в котором надо двигаться Айболиту и его друзьям. Покажите рукой.
-Доктор Айболит с помощниками пустились в дорогу. Чего мы им пожелаем? (Счастливого пути!)
-Что можете сказать о данной фигуре? (это треугольник / модель числа 10)
-Как запишем это на математическом языке? (1д)
-Положите перед собой один треугольник. Что он собой заменяет? (1 д). Придвиньте к нему еще один треугольник. Что получилось? (2д)
-Какое арифметическое действие произвели? (сложение) Запишите выражение на индивидуальных листочках (1д+1д=2д) (Аналогично – на доске)
-Какую единицу счета использовали? (десятки)
-А теперь выполните вычитание. Каким образом? (убрать один десяток-треугольник) Запишите. ) Аналогично - на доске.)
-Какой же вывод можно сделать? (десятки складывать и вычитать как натуральные числа)
-Какие еще действия можно производить с десятками? (сравнивать, решать с ними задачи)
-О чем же будем говорить сегодня? (счет десятков). Какие цели поставим? (научиться складывать и вычитать десятки, сравнивать их, решать задачи с десятками)
-Скажите, а где в жизни мы используем счет десятками? (яйца, пуговицы, тетради, таблетки…)
-Решите задачу: Собираясь в путь, доктор Айболит взял 3 десятка таблеток для взрослых зверей и 2 десятка таблеток для детенышей. Сколько всего таблеток взял доктор Айболит? Запишите на доске. 3д+2д=5д (т.)
Ответ: 5д таблеток всего.
Физминутка для глаз (1*)
| Формируем умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план) (Регулятивные УУД)
| ΙΙΙ. Применение нового знания Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи; - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать самопроверку по эталону, самооценку.
| 1)Действия с десятками (5*)
-Итак, нам, действительно, надо научиться считать десятками. В этом нам поможет № 2 с.46.
-Если кто-то справится с работой раньше других, вас ждут дополнительные задания - № 6 с.47 - на доске --
-1 столбик выполним с комментированием у доски, 2 столбик-с комментированием с места, 3 столбик - самостоятельно. Проверка на доске. Оцените свою работу.
-У кого зажегся желтый фонарик? Красный фонарик? В чем затруднения? Как исправить ситуацию? (учить состав чисел, быть внимательнее)
-Мы достигли всех целей урока? (нет, не научились сравнивать)
2)Сравнение чисел и выражений (4*)
-А доктор Айболит тем временем уже почти добрался до Африки, но он очень переживает, что в спешке взял недостаточно лекарств. Вдруг не всем больным хватит таблеток и микстур. Как же ему помочь? (надо сравнить)
-Верно, давайте потренируемся: № 4 с.47 (1 ст. – комментирование с места, 2 ст. – у доски. (Как можно сравнить выражения без вычислений?), 3ст. – самостоятельно) Проверка – на доске. Оцените свою работу.
-Итак, как мы складываем, вычитаем и сравниваем десятки? (как знакомые нам натуральные числа)
Физминутка «У оленя дом большой…» (1*)
-Успокоился доктор Айболит: понял, что лекарства хватит всем зверям. Скоро они поправятся. И тогда доктор решил устроить им праздник! Только как? И тут добрый доктор вспомнил, как готовятся к празднику дети в нашей школе.
3)Решение задачи (5*)
- Прочитайте об этом в № 3(г). Что это за рассказ? (математический или задача) И что вы предлагаете сделать? (решить ее)
-А как она связана с темой нашего сегодняшнего урока? (шарики десятками)
-Повторим условие и вопрос и заполним схему. (Мини-презентация)
-Задача решена? (нет, т.к. нет ответа) Запишите ответ.
Ученик с места комментирует, затем с помощью учителя проводит самоанализ (2*):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
-Какой фонарик ты зажжешь?
– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою письменную работу.
| Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение ориентироваться на развороте учебника; (Познавательные УУД)
Формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД)
Формируем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
| IV. Итог (рефлексия учебной деятельности) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
V. Домашнее задание (по желанию)
Петерсон Л.Г.
| -Вот и выздоровели больные звери. Они благодарны доктору Айболиту и вам. Ведь вы тоже помогали своими математическими знаниями.
-Какие цели ставили на уроке? Достигли их?
-Расскажите по схеме, что вы получили от сегодняшнего урока.
узнал
Я запомнил
научился
помог
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
-Оцените свою работу с помощью светофорика.
№ 7 с.47
| Формируем способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы
в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
| Список используемой литературы:
Петерсон Л.Г.Математика. 1 класс. М.: Ювента, 2011.
Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителя. М.: Ювента, 2007.
|