Скачать 174.53 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по созданию учебно-методических комплексов для электронных обучающих систем Ростов-на-Дону 2006 ВведениеДистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстояние, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Дистанционное обучение через Интернет - это обучение, при котором предоставление обучаемым существенной части учебного материала и большая часть взаимодействия с преподавателем осуществляются с использованием технических, программных и административных средств глобальной сети Интернет. Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет. Разработанные электронные продукты учебного назначения прежде всего предназначены для дистанционного обучения, однако могут использоваться и для поддержки учебного процесса очной, заочной, вечерней форм обучения, для подготовки абитуриентов к обучению в вузе, для повышения квалификации специалистов по дополнительным профессиональным образовательным программам и т.д. Курс дистанционного обучения разрабатывается на модульной основе: каждый модуль – это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или – зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами. Основные требования к построению каждого модуля: логичность выделение материала в один модуль, обозримость модуля, наличие для учащегося возможности прямой навигации из любой структурной единицы модуля в любую другую, логически с ней связанную, возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса, уже пройденному ранее. Методические пособия по прохождению курса должны быть построены таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций. По типу изложения материала можно выделить 4 вида электронных учебных курсов:
По характеру взаимодействия обучаемого и компьютера электронные учебные курсы бывают:
Высокой педагогической эффективностью обладают электронные пособия с обратной информационной связью и с пороговыми уровнями контроля. Курс ДО должен обладать следующими качествами:
Структура курсов ДО:В настоящее время широко используется следующая структура курсов ДО:
Сроки прохождения курса График прохождения тем и разделов по данной дисциплине Формы и время отчетности График прохождения практических и семинарских занятий График консультаций
Например: Промежуточный экзамен 10% Финальный экзамен 30% Участие в обсуждении 10% Индивидуальный проект 20% Групповой проект 10% Задания для самостоятельной работы 20% Оценка А (четыре балла, высшая оценка) – выше 90% Оценка В (три балла) - выше 80% и т.п. система штрафов за просроченные задания (например, 10% от заработанного балла за каждую просроченную неделю). Особенности подготовки материалов курсов ДОПри создании курса ДО необходимо учитывать особенности Интернет технологий. Учитывая слабость каналов Интернет в России, не рекомендуется делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Интернет на компьютер пользователя, делают процесс обучения неудобным. Рекомендуются большие по объему загрузки страницы разбивать на несколько страниц и соединять их гиперссылками. При разработке курса ДО необходимо участие автора, методиста, веб-мастера, дизайнера, программиста. Качество разработанного курса зависит от согласованной работы всей этой команды. При создании курса необходимо использовать итерационный подход. Курс должен изменяться и дорабатываться по результатам работы с материалами курса Web-мастера и других специалистов. После создания курса проводятся тестирование и проверка курса автором курса и пилотные испытания курса, по результатам которых проводится доработка курса. Рекомендации по созданию курса ДОСовременный электронный учебный курс - это целостная дидактическая система, состоящая из различных электронных учебных материалов, использующая компьютерные технологии и возможности сети Интернет и обеспечивающая обучение и управление процессом обучения студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам. К электронным учебным материалам курса относятся:
Электронный учебный курс должен включать На базовом (основном) уровне:
На дополнительном уровне:
Структура электронного учебного курса Рациональная структура УМК ДО (ЭУ) для дистанционного обучения по дисциплине (курсу), должна включать в себя следующее:
. Общий объем УМК ДО определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала. При этом необходимо пользоваться следующими рекомендациями: Базовым показателем учебного курса считается число условных (аудиторных) часов, отводимое на данную дисциплину согласно учебному плану и программе. Если указанное число часов обозначить через X, то все остальные нормативы будут зависеть от этого базового показателя. В качестве исходного норматива нами принимается следующее: один (лекционный) час соответствует приблизительно четырех стандартным страницам текста. Все другие нормативы выступают как функция базового показателя: Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где X — базовый показатель (например, если объем учебного курса 100 часов, то 4x100 = 400 страниц — максимально допустимый объем основного текста). Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, списки литературы, словарь терминов; Число вопросов и заданий для тренинга должно быть не более ЗХ; Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1X; Число тем курсовых работ должно составлять не более 1X; Число экзаменационных вопросов (или к зачету) должно составить не более 1X. Число модулей в курсе равно целому числу, полученному от деления объема курса в часах на 10 час. Рабочая программа дисциплины (курса) включает:
Структура дидактического модуля электронного учебного курса:
Примерная структура практического задания:
Структура (оглавление) дает представление о структуре и проблематике модуля, служит навигатором при поиске необходимой информации. Цель и задачи изучения призваны:
Введение
Методические указания по самостоятельному изучению
Заключение
Тематика для небольших исследовательских работ
Список литературы (основной и дополнительной)
Глоссарий (толковый словарь терминов)
Список сокращений и аббревиатур
Библиотека
Конспект лекций (лекции)
Практические задания для самостоятельной работы
Упражнения (тренинги умений)
Вопросы (тесты) для самопроверки в вопросах
Темы семинаров
Темы рефератов
Структура модуля Опираясь на свою эрудицию и методическое мастерство, преподаватель-автор курса всегда может внести необходимые коррективы в предложения, дополнить их с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, а также других факторов. Но основные подходы к созданию курса ДО следующие: Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время. При модульном построении учебного материала акцент внимания, в первую очередь, следует сосредотачивать на структуре (модуля, темы), а не на объеме. При формулировке целей обучения для каждого модуля перечень тем целесообразно сопровождать указанием требуемых уровней их усвоения. Методические указания целесообразно составлять по каждой теме, а не в целом по курсу. Указания должны быть построены таким образом, чтобы студент мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством тьютора, к самостоятельной деятельности и самоконтролю. Каждый модуль должен иметь библиотеку с дополнительными материалами и ссылками на источники информации по данной теме, в том числе и в сети Интернет. Основная учебная информация содержится в электронном курсе лекций, который должен быть составлен таким образом, чтобы минимизировать обращение студента к дополнительной учебной информации. Исходя из этого, необходимо:
Основные этапы деятельности автора по созданию курса
Литература
|
Пояснительная записка рабочая программа для 5 класса составлена на... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Программа научно-методической и исследовательской работы на 2013-2014... «Разработка и дидактическое наполнение учебно-методических комплексов дисциплин фгос, комплектование фос учебных дисциплин, профессиональных... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе методических... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Методические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях... Методические рекомендации по созданию и внедрению в энергокомпаниях интегрированных систем менеджмента, соответствующих требованиям... | ||
Содержание Методические рекомендации по созданию в энергетических компаниях систем управления инновационной деятельностью | Рабочая программа по православной культуре для 7 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Образовательная программа высшего профессионального образования направление... Методические рекомендации для руководителей и актива учебно-методических объединений вузов. Первая редакция – М.: Исследовательский... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | ||
Основные эргономические требования к созданию мультимедийных обучающих презентаций Применение мультимедиа-технологий для создания электронных материалов диктует свои законы и предъявляет определенные требования (эргономические)... | Методические рекомендации по подготовке учебных материалов для размещения... Содержит рекомендации по подготовке различных видов авторских учебно-методических материалов для публикации на электронных носителях... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интернет; создание информационной базы автоматизированных обучающих систем и электронных учебных пособий | Методическое руководство Руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям... | ||
Рабочая программа по православной культуре для 9 класса составлена... «Православная культура» для средней школы (Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации учебного процесса личностно-ориентированного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшний день созданы учебно-методические комплекты по математике для 1-4 классов (программа, рабочие тетради, пособия для... | ||
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению... Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов | Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... |