Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов





Скачать 142.3 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
Дата публикации31.07.2013
Размер142.3 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Дисциплина: «Введение в логопедическую специальность»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
Алгоритм самостоятельной работы:

      • поиск литературных источников по теме (учебники, методические пособия, статьи в научных и научно-методических журналах, сборниках, специальная периодика, материалы конференций, веб-страницы в Интернете. При их использовании необходимо правильное оформление ссылок на них);

      • внимательное аналитическое чтение информации;

      • выписать незнакомые термины и понятия, выяснить и уточнить их значение в словарях;

      • отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы от второстепенной;

      • анализ полученной информации по исследуемой проблеме и первичное обобщение материала;

      • классификация информации по исследовательским проблемам;

      • составление логичного плана, последовательно раскрывающего вопросы темы;

      • грамотное, стилистически правильное построение научного реферативного текста;

      • окончательный осознанный синтез знаний, связь их с другими смежными дисциплинами.

Список библиотек города:

Краевая научная библиотека им.В.И. Ленина

Городская библиотека им. М. Горького

Библиотека КГПУ им В.П. Астафьева

В последнее время все успешнее развивается компьютерная сеть и возможность доступа к электронным «книгохранилищам» центральных библиотек России. Ниже мы приводим их адреса.

1. Российская государственная библиотека (РГБ) – главная библиотека страны. РГБ – это общегосударственное хранилище отечественных и зарубежных книг, журналов и других материалов.

Е – mail: nbros @ rsl. ru ; http: // www. rsl. ru

  1. Российская национальная библиотека (РНБ) в Санкт – Петербурге (бывшая государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова – Щедрина) – но из богатейших книгохранилищ мира.

Е – mail: offise @ nrl. ru ; http: // www. nrl. ru

  1. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской Академии образования (ГНПБ РАО)

Е – mail: gnpbu @ gnpbu . ru ; http: // www. gnpbu. ru

  1. Центральная научная библиотека Уральского отделения РАН (ЦНБ УрО РАН).

Е – mail: csl @ cbibl . uran. ru; http: // www. csl.e – burg. ru ; http: // www. uran. su

Для более успешной работы в библиотеках города мы рекомендуем студентам сделать собственный каталог о наличии той, или иной книги в фондах книгохранилищ. Информацию о литературе, которая будет необходима на наших практических занятиях можно найти в разделе «Дефектология», «Коррекционная педагогика», а также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, медицины, общей психологии, клинической психологии, клинической психиатрии, медицинской психологии, педагогики, социологии.

Тема. Научно-теоретические основы логопедии

  1. Предмет, цель, задачи логопедии.

  2. Связь логопедии с другими науками.

  3. Методологические принципы логопедии.

  4. Понятийно-категориальный аппарат логопедии.


Составьте таблицу «Научные основы логопедии»

Задачи логопедии

Принципы логопедии

Естественнонауч.основы логоедии











Литература:

  1. Логопедия. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995г.

  2. Хватцев М.Е. Логопедия.– М., 1995г.

3. Расстройства речи у детей и подростков / Под. ред. Ляпидевского С.С. – М., 1969г.

4.Гвоздев А.И. Вопросы изучения детской речи.– М., 1961г.

5.Словарь логопеда. / Под. ред. Селиверстова В.И. – М., 1997г

6. Хрестоматия по логопедии./Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. II.
Методические указания

Ответ на первый пункт плана начните с определения логопедии как науки о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Дайте дословный перевод термина с греческого языка. Укажите основную цель логопедии. Определите объект, предмет логопедии. Перечислите теоретические и практические задачи логопедии. Обоснуйте, почему логопедия – это педагогическая наука.

При ответе на второй пункт плана укажите, что логопедия – педагогическая наука. Раскройте ее связь со специальной педагогикой, с другими внутри системными науками. Обоснуйте связь логопедии с лингвистическими науками и с науками медико-биологического цикла.

В ответе на третий вопрос раскройте содержание и методологическую основу основных принципов логопедии: принцип системности, принцип развития, принцип комплексности, онтогенетический принцип.

В четвертом пункте плана необходимо раскрыть содержание основных понятий логопедии: понятие о норме и нарушении речи. Перечислите признаки речевого нарушения. Соотнесите понятия недоразвитие речи, общего недоразвития речи и нарушение речи. Дайте понятие о структуре речевого дефекта, о первичном и вторичном дефектах.
Тема: «Этиология речевых нарушений»

1. Классификация причин по месту повреждения и по характеру травматизации.

  1. Классификация причин по времени воздействия.

  2. Социально-психологические и психоневрологические причины.

  3. Критические периоды в развитии речевой функции.

  4. Принципы анализа речевых нарушений.


Составьте таблицу «Причины речевых нарушений»

Литература: см. занятие 1.

Методические указания

Ответ на первый пункт плана начните с определения причин речевых нарушений. Дайте дословный перевод термина «этиология» с греческого языка. Раскройте суть органических и функциональных причин, центральных и периферических. Приведите примеры речевых нарушений по месту повреждения и по характеру травматизации.

При ответе на второй пункт плана раскройте понятия пренатальных, натальных, постнатальных, перинатальных факторов.

В ответе на третий вопрос основное внимание уделите раскрытию содержания социальных и психоневрологических причин. Раскройте основные положения концепции Л.С. Выготского о развитии психики как методологической основы для изучения причин речевых нарушений. Определите роль наследственных факторов в возникновении речевой патологии.

В четвертом пункте плана дайте определение понятию «сензитивный период» в развитии. Охарактеризуйте критические периоды в развитии речи ребенка.

Охарактеризуйте ведущие принципы анализа речевых нарушений: принцип развития, принцип системного подхода, принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития. Дайте понятие о первичном и вторичном нарушениях в структуре дефекта.
Тема 3. Принципы анализа речевых нарушений

  1. Принцип развития.

  2. Принцип системного подхода.

  3. Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

  4. Понятия о первичном и вторичном нарушениях в структуре дефекта.


Подготовьте сообщения по одной из тем:

  • Значение языка для развития человеческого общества.

  • Роль речи взрослых для развития ребенка.

  • Составные компоненты устной речи.

  • Предпосылки образования устной речи.

Литература: см. занятие 1.
Тема 4. Классификация нарушений речи

  1. Клинико-педагогическая классификация.

  2. Психолого-педагогическая классификация.

  3. Общая характеристика речевых нарушений.

  4. Организация логопедической помощи в России.


1. Заполните таблицу.






ФНР ОНР


2. Выпишите проблемы дальнейшего совершенствования систематизации речевых нарушений. (Логопедия. Учебник для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995г.)

Литература: см. занятие 1.

Методические указания

Ответ на первый пункт плана начните с проблемы систематизации речевых расстройств. Дайте указания на этиопатогенетические, клинические, психолого-лингвистические критерии разграничения речевой патологии. Раскройте принцип построения клинико-педагогической классификации от общего к частному, группы и виды речевых нарушений.

При ответе на второй пункт плана раскройте психолого-педагогические и лингвистические критерии построения классификации. Определите группы и виды речевых нарушений. Укажите на необходимость и взаимодействие двух типов классификации.

При характеристика речевых нарушений: дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, придерживайтесь следующего алгоритма: определение, причины возникновения, патогенез, структура речевого дефекта, первичные нарушения и вторичные, особенности психической сферы, прогноз.

Ответ на четвертый пункт плана начните с краткого исторического экскурса в проблему. Раскройте систему специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе образования: специальные дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольный логопедический пункт при массовом дошкольном образовательном учреждении, школы для детей с ТНР, логопедические пункты при общеобразовательных школах. Коррекционно-диагностические реабилитационные центры. Логопедическая помощь в системе здравоохранения и соц. обеспечения. Логопедический кабинет в детской поликлинике. Специализированные ясли и ясельные группы для детей с задержкой речевого развития и с заиканием. Специализированный дом ребенка. Детский психоневрологический санаторий, центры патологии речи. Логопедическая помощь взрослому населению

Литература: см. занятие 1.

Тесты, для самоконтроля
Выбрать правильный ответ (закрытая форма)


  1. Логопедия это наука о … а)строении организма человека б)нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения в)нарушениях слуха, о методах их предупреждения, выявления и устранения г)нарушениях зрения, о методах их предупреждения, выявления и устранения д) нарушениях речевой деятельности, о методах их предупреждения выявления и устранения. – б, в




  1. В структуру современной логопедии входят разделы: а)дошкольная логопедия б)логопедия взрослых в)логопедия подростков г)логопедия пожилых д)логопедия инвалидов – а, б, в.



  1. Перед логопедией стоят задачи: а) изучение строения головного мозга человека б) изучение онтогенеза речевой деятельности в) систематизация деятельности человека в период прохождения логопедического обследования г)определение симптоматики и степени проявлений нарушений речи д) разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств- б, г, д.




  1. Практический аспект логопедии включает в себя: а)профилактику, выявление и устранение речевых нарушений б) изучение речевых расстройств, разработку методов их профилактики в) написание логопедического заключения г) изучение речевых расстройств, разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления д) логопедическое обследование –а.




  1. В логопедии выделены межсистемные связи: а)связь с педагогикой б) связь с лингвистическими науками в) связь с общей психологией г)связь с медико-биологическими науками д)связь с логопедической ритмикой - б, г.



  1. Недоразвитие речи это…. а) отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде б) качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом в)замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка г) отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности д) форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи – б




  1. Распад речи это …а) утрата имевшихся речевых навыков вследствие локальных поражений мозга б) несвязная речь в) нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата г) утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений мозга д) несвязная речь после травмы –а, г




  1. Изучение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики нарушений речи относится к: а) объекту логопедии б) задачам логопедии в) предмету логопедии г) целям логопедии д)структуре логопедии – б




  1. Системный подход основывается на: а) системно взаимодействии звуковой стороны речи и лексико-грамматического строя б) системном взаимодействии фонематического процесса и звуковой стороны речи в) системном взаимодействии звуковой стороны речи, фонематического процесса и лексико-грамматического строя речи с учетом особенностей нервной системы ребенка г) представлении о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии д) выделении в процессе логопедической работы тех задач, трудностей которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка- в, д




  1. Возникновение речевых нарушений обусловлено: а)биологическим фактором б) ограниченностью речевого общения в) социальным фактором г) неправильным питанием д) переохлаждением – а, б, в




  1. В клинико-педагогической классификации речевых нарушений ведущая, определяющая роль отводится: а) педагогическим критериям б) психологическим критериям в) психолого-лингвистическим критериям д) медицинским критериям г) клиническим критериям - в, г




  1. Целью логопедической работы является: а) активизация речевого процесса б) формирование нормальных речевых механизмов в) стимулирование речевого развития г) подготовка ребенка к школе д) развитие артикуляционной моторики – б




  1. Открытая ринолалия возникает вследствие: а) органического поражения мозга б) эмбриопатии в) врожденной расщелины неба г) приобретенной расщелины д) паралича мягкого неба – в, г, д




  1. К общедидактическим принципам логопедии относятся: а)комплексность б)принцип деятельностного подхода в) наглядность г) доступность д) сознательность – в, г, д




  1. В настоящее время в отечественной логопедии выделяют классификации6 а) клинико-педагогическая б) анатомо-физиологическая в) педагогическая г) анатомо-физиологическая д) психолого-педагогическая – а, д




  1. Клинико-педагогическая классификация опирается на: а) на педагогику б) на медицину в) на опыты г) на лингвистику д) онтогенез речевой деятельности – б




  1. Организационные методы включают: а) беседа б) интервью в) лонгитюдинальный г) обсервационный д)комплексный – в, д




  1. Логопедическое воздействие это … а) педагогический процесс по коррекции, компенсации личности ребенка б) отрасль психологической науки, пограничной с психологией, невропатологией, лингвистикой в) специальные умственные воздействия по дифференциации и установлению звуковой структуры г) исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи д) педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением – а, д




  1. Специфический принцип логопедии – принцип системности предполагает: а) разработку методики коррекционного-логопедического воздействия б) развитие ребенка в онтогенезе в) опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе г) предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития д) изучение речи предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы – в, д




  1. Ведущей формой деятельности у ребенка первого года жизни является а) эмоционально-положительное общение со взрослым б) ролевая игра в) предметно-действенное общение г) сюжетно-ролевая игра д) игра-драматизация – а




  1. Афазия это.. а) полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными повреждениями головного мозга б) частичное специфическое нарушение процесса письма в) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата г) частичное специфическое нарушения чтения д) полная утрата речи – а, д




  1. К нарушениям устной речи относятся: а) дисграфия б) алексия в) дислексия г) аграфия д) дизартрия е) алалия – д, е




  1. К нарушениям письменной речи относятся: а) брадилалия б) аграфия в)алалия г) дислексия д) дисфония – б, г




  1. Расстройства речи логопедия рассматривает с позиций: а) выделения в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка б) предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания в) соотношения неречевой симптоматики в структуре дефекта г) предупреждения речевых расстройств д) преодоления речевых расстройств – б


Вставить пропущенные слова и цифры (открытая форма)


  1. Ученый разделивший все причины речевых нарушений на внешние и внутренние … (М.Е. Хватцев)

  2. Первая классификация речевых нарушений была разработана ….(А.Куссмаулем)

  3. Выделяют ….. критических периода в развитии речевой функции (3)

  4. Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата - это определение …. (ринолалии)

  5. Нарушения структурно-семантитического оформления высказывания прдставлены ….. и….. (алалией, афазией)

  6. Дислалию, как одну из форм косноязычия рассматривал …. (М.Е. Хватцев)

  7. Ученый, одним из первых предложивших термин «дислалия» ….. ( Р. Шультесс)


Упорядочить (установить последовательность)
33. Установите порядок патологий : а) натальная патология б) пренатальная патология в) постнатальная патология г) перинатальная патология – б, г, а, в
Установить соответствие
34. Методы логопедии

1) организационные а)анкеты, беседы, интервью

2) эмпирические б) лонгитюдинальный

3) количественный и

качественный анализ в) способы теоретического

познания связей между

изучаемыми явлениями

4) интерпретационные г) сравнительный

д) формирующий эксперимент

е) тесты

ж) применение ЭВМ

1-б,г 2-а, д, е 3-ж 4-в

БАНК примерных контрольных вопросов и заданий

  1. Норма речи и речевое нарушение.

  2. Роль наследственности в возникновении речевых нарушений.

  3. Сравнительная характеристика клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.

  4. Особенности речевых расстройств у детей с нарушениями слуха.

  5. Специфика проявления речевых расстройств у детей с глубокими нарушениями зрения.

  6. Речевые нарушения у детей с дефектами опорно-двигательного аппарата.

  7. Развитие речи у умственно отсталых детей.

  8. Особенности речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

  9. Логопедическая помощь детям, подросткам и взрослым в системе здравоохранения.

  10. Оказание логопедической помощи лицам с речевыми нарушениями в системе российского образования.

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Предмет, цели и задачи логопедии.

  2. Связь логопедии с другими науками.

  3. Принципы логопедии.

  4. Методы логопедии.

  5. Личность логопеда. Значение логопедии.

  6. Понятийно – категориальный аппарат логопедии.

  7. Особенности речевых нарушений.

  8. Органические причины речевых нарушений.

  9. Функциональные причины речевых нарушений.

  10. Социально – психологические причины речевых нарушений.

  11. Психолого - неврологические причины речевых нарушений.

  12. Критические периоды развития речевой функции.

  13. Роль наследственных факторов возникновения речевых расстройств.

  14. Роль экзогенно – органических факторов в возникновении речевых нарушений.

  15. Принципы анализа речевых нарушений. Принцип развития.

  16. Принцип оценки коммуникативного поведения.

  17. Принцип системного подхода в анализе речевых нарушений.

  18. Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка.

  19. Клинико – педагогическая классификация речевых нарушений.

  20. Психолого – педагогическая классификация речевых нарушений.

  21. Характеристика различных видов речевых нарушений.

  22. Организация логопедической помощи в России в системе образования.

  23. Организация логопедической помощи в России в системе здравоохранения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины методические...
Умк по дисциплине б в. 13 «Силовая подготовка» составлен в соответствии с фгос, с учебным планом по направлению подготовки 034300....
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы студентов всех отделений колледжа и направлены на...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502 Информатика Канск
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов
За это время необходимо изучить все разделы дисциплины, выполнить домашние графические работы, подготовиться к зачету и экзамену
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для студентов по организации процесса изучения учебной дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины для...
...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
В методических рекомендациях представлены методические принципы организации основных форм внеаудиторной самостоятельной деятельности...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Ландшафтно-экологическое...
Основные разделы, на которые необходимо обратить внимание при изучении дисциплины
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Менеджмент
Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения процессов организации...
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Социология» для студентов специальности 080507. 65
Тематический план изучения дисциплины (методические рекомендации преподавателю и студенту)
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для студентов iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «конституционное...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск