Департамент образования
администрации Владимирской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Владимирской области
«Муромский промышленно-гуманитарный техникум»
(ГБОУ СПО ВО «МПГТ») Методическое сопровождение уроков
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
Автор-составитель: преподаватель информатики и физики
Никишина Татьяна Павловна
о. Муром
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация 3
Введение 4
Разработки уроков 5
Литература 26
Заключение 27
Приложение 28
Аннотация
В методической разработке представлены материалы для проведения пяти занятий I раздела: Средства информационных и коммуникационных технологий. Данная работа интересна тем, что даёт возможность преподавателю при подготовки учебных занятий использовать различные Интернет- ресурсы.
Материал может быть размещен на сайте учебного заведения в разделе «Методические разработки уроков» или на персональном сайте преподавателя для того, чтобы студенты могли его использовать при подготовки домашнего задания или самостоятельной работы.
Введение
Дорогие коллеги!
Задача современного общества в целом и учебных заведений в частности – научить ребенка учиться, сформировав у него систему универсальных учебных действий. Курс информатики и ИКТ – один из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе.
Но как помочь учителю, преподавателю в достижении поставленных целей и задач? Есть замечательный УМК по курсу «Информатика и ИКТ» для основной школы (5-7 и 8-9 классы), который создала Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Но я всегда мечтала о том, чтобы и для нас, преподавателей НПО и СПО, был учебник, написанный на доступном «детском» языке, плакаты, тесты, видео, презентации, лабораторные работы и т.д. Одним словом – настоящий УМК по информатике.
Сегодня Вашему вниманию представляю МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ раздела III (смотри календарно-тематическое планирование).
Данное методическое пособие создано в помощь преподавателю Информатик и ИКТ . Оно включает в себя:
календарно-тематический план;
конспекты уроков;
презентации уроков;
видеоматериалы;
учебное пособие (Цветкова М.С., Великович Л.С.);
материалы зачета в режиме On-lain.
Надеюсь, что эти материалы будут Вам полезны при подготовке рабочих программ, поурочных планов к новому учебному году и проведению интересных занятий.
Тема урока № 1-2: Архитектура ПК. Аппаратная реализация компьютера.
Основные характеристики компьютеров. Цель урока: ввести понятия: «компьютер», «архитектура ПК».
Задачи уроков:
Образовательные:
знать устройство ПК:
рассмотреть принцип построения ПК;
рассмотреть основные внешние устройства, подключаемые к ПК.
Развивающие:
совершенствовать интеллектуальные способности и развитие речи обучающихся, формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы;
стимулировать интерес к предмету путем привлечения дополнительного материала;
формировать потребности к углублению и расширению знаний.
Воспитательные:
развивать познавательный интерес к предмету,
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: лекция
Методы работы:
Словесный (беседа, электронная лекция, изложение материала).
Наглядный (демонстрация учебного материала, опорный конспект).
Самостоятельная работа (выполнение домашней практической работы).
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, методические рекомендации по выполнению практической работы, компьютерный класс с выходом в интернет.
В результате изучения раздела студент должен:
Знать:
Общую функциональную схему компьютера;
Назначение и основные характеристики устройств компьютера;
Уметь:
Работать с файлами (создавать, копировать, перемещать, переименовывать, осуществлять поиск);
Вводить и выводить данные;
Работать с носителями информации;
Перечислять состав т назначение программного обеспечения компьютера.
Ход урока.
Деятельность преподавателя
| Деятельность обучающихся
| 1.Оргмомент. Начало урока.
Преподаватель приветствует обучающихся, сообщает тему, цель урока. II. Объяснение нового материала.
Во время объяснение нового материала преподаватель демонстрирует презентацию.
Современный компьютер — это программируемое электронное устройство, предназначенное для накопления, обработки и передачи информации.( это программно-аппаратный комплекс), который состоит из аппаратной (hardware) и программной (software) частей.
Архитектура компьютера обычно определяется совокупностью ее свойств, существенных для пользователя. Основное внимание при этом уделяется структуре и функциональным возможностям компьютера, которые можно разделить на основные и дополнительные.
Основные функции определяют его назначение: обработка и хранение информации, обмен информацией с внешними объектами.
Дополнительные функции повышают эффективность выполнения основных функций: обеспечивают эффективные режимы работы, диалог с пользователем, высокую надежность и др.
Структура компьютера — это некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов. Достоинствами ПК являются:
относительно малая стоимость, находящаяся в пределах доступности для индивидуального покупателя;
автономность эксплуатации без специальных требований к условиям окружающей среды;
3)гибкость архитектуры, обеспечивающая ее адаптивность к разнообразным применениям в сфере управления, науки, образования, в быту;
4)«дружественность» ОС и прочего ПО, обусловливающая возможность работы с ней пользователя практически без серьезной специальной профессиональной подготовки;
5)высокая надежность работы (более 5 ООО ч наработки на отказ).
Как видно из схемы, приведенной на СЛАЙДЕ №6 , современный компьютер строится по магистралъно-модулъному принципу, т.е. к имеющимся магистралям (шинам) можно присоединять через соответствующие устройства (адаптеры, контроллеры) самые разнообразные разноскоростные устройства (модули). С учетом этого говорят об открытой архитектуре современного ПК. Открытая архитектура позволяет не только подключать новые устройства, но и модифицировать имеющиеся, наращивать объем оперативной памяти, менять микропроцессор и оперативную память на более производительные и т. д.
Состав и назначение основных блоков ПК представлены на СЛАЙДЕ № 6, 7.
Организация ПК рассматривается применительно к самым распространенным в настоящее время меркам.
Рассмотрим состав системного блока.
Микропроцессор — это центральный узел в системном блоке ПК, предназначенный для управления работой всех блоков компьютера и для выполнения арифметических и логических операций над информацией.
В состав микропроцессора входят:
1) устройство управления — формирует и подает во все блоки компьютера в нужные моменты времени определенные сигналы управления (управляющие импульсы), обусловленные спецификой выполняемой операции и результатами предыдущих операций; формирует адреса ячеек памяти, используемых выполняемой операцией, и передает эти адреса в соответствующие блоки. Опорную последовательность импульсов устройство управления получает от генератора тактовых импульсов;
2)арифметико-логическое устройство — предназначено для выполнения всех арифметических и логических операций над числовой и символьной информацией;
микропроцессорная (регистровая) память — память кратковременного характера для записи и выдачи информации, непосредственно используемой в вычислениях в ближайшие такты работы машины. Регистры — быстродействующие ячейки памяти различной длины (в отличие от ячеек основной памяти (ОП), имеющих стандартную длину 1 байт и более низкое быстродействие);
интерфейсная система микропроцессора — реализует сопряжение и связь с другими устройствами ПК; включает в себя внутренний интерфейс микропроцессора, буферные запоминающие регистры и схемы управления портами ввода (вывода) и системной шиной. Интерфейс — совокупность средств сопряжения и связи устройств компьютера, обеспечивающая их эффективное взаимодействие;
порт ввода (вывода) — аппаратура сопряжения, позволяющая подключить к микропроцессору другое устройство ПК;
6) генератор тактовых импульсов — генерирует последовательность электрических импульсов; частота генерируемых импульсов определяет тактовую частоту компьютера. Промежуток времени между соседними импульсами определяет время одного такта. Частота генератора тактовых импульсов является одной из основных характеристик ПК и во многом определяет скорость его работы, ибо каждая операция в машине выполняется за определенное число тактов;
7) системная шина — основная интерфейсная система компьютера, обеспечивающая сопряжение и связь всех его устройств между собой.
В свою очередь системная шина включает в себя:
а) кодовую шину данных, содержащую провода и схемы сопряжения для параллельной передачи всех разрядов числового кода (машинного слова) операнда;
б) кодовую шину адреса, включающую в себя провода и схемы сопряжения для параллельной передачи всех разрядов кода, адреса ячейки основной памяти или порта ввода (вывода) внешнего устройства;
в) кодовую шину управления, содержащую провода и схемы сопряжения для передачи инструкций (управляющих сигналов, импульсов) во все блоки;
г) шину питания, имеющую провода и схемы сопряжения для подключения блоков ПК к системе энергопитания.
Системная шина обеспечивает три направления передачи информации:
между микропроцессором и основной памятью;
между микропроцессором и портами ввода (вывода) внешних устройств;
между основной памятью и портами ввода (вывода) внешних устройств (в режиме прямого доступа к памяти).
Все блоки, а точнее их порты ввода (вывода), через соответствующие унифицированные разъемы — слоты, подключаются к шине единообразно: непосредственно или через контроллеры — адаптеры. Управление системной шиной осуществляется микропроцессором либо непосредственно, либо, что чаще, через дополнительную микросхему — контроллер шины, формирующую основные сигналы управления. Обмен информацией между внешними устройствами и системной шиной выполняется с использованием ASCII- или ANSI-кодов.
Основная память предназначена для хранения и оперативного обмена информацией с прочими блоками. Она содержит два вида запоминающих устройств: постоянное и оперативное. Постоянное запоминающее устройство служит для хранения неизменяемой (постоянной) программной и справочной информации, позволяет оперативно только считывать хранящуюся в нем информацию (изменить информацию в ПЗУ нельзя). Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) предназначено для оперативной записи, хранения и считывания информации (программ и данных), непосредственно участвующей в информационно-вычислительном процессе, выполняемом ПК в текущий период времени. Главными достоинствами оперативной памяти являются ее высокое быстродействие и возможность обращения к каждой ячейке памяти отдельно (прямой адресный доступ к ячейке). В качестве особенности ОЗУ следует отметить невозможность сохранения информации в ней после выключения питания компьютера (энергозависимость). Все перечисленное конструктивно расположено в системном блоке.
Материнская (системная, главная) плата является центральной частью любого компьютера, на которой размещаются в общем случае центральный процессор, сопроцессор, контроллеры, обеспечивающие связь центрального процессора с периферийными устройствами, оперативная память (RAM), кэш-память, элемент ROM-BIOS (базовой системы ввода/вывода), аккумуляторная батарея, кварцевый генератор Источник питания — это блок, содержащий системы автономного и сетевого энергопитания ПК.
Таймер — это внутримашинные электронные часы, обеспечивающие при необходимости автоматический съем текущего момента времени (год, месяц, часы, минуты, секунды и доли секунд). Таймер подключается к автономному источнику питания — аккумулятору и при отключении машины от сети продолжает работать.
III. Закрепление нового материала
Выполнить несложный тест (его можно предложить выполнить в слабых группах)
http://learningapps.org/display?v=p5206556j для групп «Посильнее» предлагаю выполнить другой тест или ответить на вопросы к параграфу:
Из каких конструктивных узлов состоит ПК? В каком из них находится процессор, оперативная память?
Каковы функции центрального процессора? Объясните термин «тактовая частота» компьютера.
Что такое системная шина (магистраль) компьютера?
Что такое порт ввода (вывода)?
В чем заключается магистрально-модульный принцип построения компьютера?
IV. Домашнее задание:
§ 3.1 – читать;
§ 3.2 (стр. 138-142), конспект – учить;
Выйти на «Персональный сайт»
( http://tpnikishina.ucoz.ru) найти ссылку на видео Просмотреть видеосюжет «Сборка ПК».
1 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/23/#
2 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/24/#
3 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/25/#
4 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/26/#
5 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/27/#
6 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/28/#
7 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/29/#
8 урок http://video.yandex.ru/users/pro27-semenov/view/30/#
9 урок http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=eRAn3QNcoEI
10 урок http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=FrN2YF7LHv8
11 урок http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=aGIOKurFSYg
12 урок http://mathewss.ru/video/10/pochemu-neviden-dvd-privod-f4.html
13 урок http://www.youtube.com/watch?v=DVVeUxm_NFM&feature=player_embedded V. Подведение итогов.
Преподаватель подводит итоги урока.
Активным обучающимся выставляет оценки за работу на уроке.
| Приветствуют преподавателя, записывают тему урока в тетрадь. СЛАЙД 1.
Внимательно слушают объяснение преподавателя.
Записывают основные вопросы (определения, схемы) урока. СЛАЙД 2.
СЛАЙ № 5
СЛАЙД № 8.
СЛАЙД № 9 - 17.
Выполняют тест за ПК или все вместе с экрана.
.Задание можно выполнить всем вместе, можно вызвать одного обучающегося для выполнения, а можно предложить выполнить индивидуально каждому за ПК.
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание
|
|