Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения





Скачать 280.64 Kb.
НазваниеТребования к разработке материалов курсов дистанционного обучения
страница1/3
Дата публикации20.06.2013
Размер280.64 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3





 Требования к разработке МАТЕРИАЛОВ КУРСОВ Дистанционного обучения
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ 

Полноценный проект онлайнового обучения состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино.


ИНСТРУКТИВНЫЙ БЛОК


ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК


УПРАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМА


 Курс ДО - это не только сам текст занятий, а целостный процесс, включающий поиск подходящей информации в сетях, обмен письмами, как с кураторам курса, так и с другими учащимися, обращение к базам данных, периодическим информационным изданиям, распространяемых посредством Интернет.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности.

Успешность дистанционного обучения во многом зависит от организации учебного материала. Если курс предназначен действительно для обучения, т.е. для взаимодействия преподавателя и обучаемого, то соответственно и требования к организации такого курса, принципы отбора и организации, структурирования материала будут определяться особенностями этого взаимодействия. Если курс предназначен для самообразования ( а таких курсов  на серверах Internet подавляющее большинство), то отбор материала и его структурирование и организация будут существенно иные. В данном случае мы говорим об обучении, т.е. о взаимодействии  учителя и учащихся, следовательно, требования к организации таких курсов должны определяться особенностями взаимодействия обучающего и обучаемого в условиях телекоммуникационной сети. При этом необходимо учитывать, с одной стороны, общедидактические принципы создания обучающих курсов, требования, диктуемые психологическими особенностями восприятия информации с экрана и на печатной основе (поскольку любой текст может быть выведен с помощью принтера на бумагу), эргономические требования, а с другой, максимально использовать возможности, которые предоставляют нам программные средства телекоммуникационной сети и современных информационных технологий. 

Отталкиваться, естественно, надо от дидактических и познавательных целей и задач, ибо средства информационных технологий – суть средство реализации дидактических задач. 

При создании курса ДО важно учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого.

Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:

а) эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием;

б) используемых при этом педагогических технологий;

в) эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки;

г) эффективности обратной связи.

Другими словами, эффективность дистанционного обучения зависит от качества используемых материалов(учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения (как на этапе проектирования курса, так и в процессе его использования) является приоритетной. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения. Коротко их можно изложить следующим образом:

1.В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание).

2. Важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время.

3.Самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности.

4. Организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.

5. Дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении.

6. Система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля(через системы тестирования)так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).


При создании курсов ДО необходимо учитывать следующие требования: 

Мотивация. Мотивация - необходимая составляющая обучения, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед студентом. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки студента.

Постановка учебной цели. Студент с самого начала работы за компьютером должен знать, что от него требуется. Задачи обучения должны быть четко и ясно сформулированы в программе.

Создание предпосылок к восприятию учебного материала. Для создания предпосылок к восприятию учебного материала могут быть полезны вспомогательные материалы (руководства для студентов), входящие в комплект готового пакета или подготовленные самим преподавателем. Возможно проведение предварительного тестирования.

Подача учебного материала. Стратегия подачи материала определяется в зависимости от решаемых учебных задач. Важной проблемой является оформление кадров, подаваемых на экран дисплея. Необходимо использовать известные принципы удобочитаемости.

Обратная связь. Этот критерий имеет ключевое значение для обучаемого, меньше - в тестирующей программе, больше - в тренажерной. Компьютер способен обеспечивать обратную связь, причем помощь эта может быть индивидуальной.

Оценка. В ходе работы с компьютером студенты должны знать, как они справляются с учебным материалом. Однако предпочтительно не указывать количество неправильных ответов до окончательного подведения итогов. Большинство студентов, как правило, стимулирует небольшое число оставшихся заданий, большое число выполненных заданий стимулирует меньше.   Наиболее важным в дистанционном курсе является организация коммуникаций "студент - преподаватель - студенты". Для этих целей рекомендуется организация работы студентов в проектах или "обучение в сотрудничестве", дискуссии. 

При создании курсов ДО широко используются гипертекстовые технологии и мультимедийные средства. Использование гиперссылок приводит к нелинейной структуре курса, к возможности перемещаться  обучаемому по своей собственной стратегии обучении по всему тексту курса.  Гипертекст - возможность создания "живого", интерактивного учебного материала,  снабженного ссылками между различными частями материала. Возможности гипертекста дают преподавателю  возможность разделить материал на большое число фрагментов, соединив их гиперссылками в логические цепочки. Следующим шагом здесь может быть создание на основе одного и того же   материала "собственных" учебников для каждого учащегося, в зависимости от его уровня знаний.  Гиперссылки позволяют обращаться к внешним источникам информации, делать курс частью сети Интернет.

Тем не менее, практический опыт использования WWW в учебном процессе говорит о том, что эта структура имеет много недостатков. Огромный объем информации в Интернете, отсутствие общей структуры осложняет поиск информации в Интернете. Способность отвлекаться на случайные раздражители типа побочных, но очень интересных ссылок, способность восприятия огромного количества совершенно ненужной информации, радость от отсутствия строгого наставника за спиной - всё это гораздо больше подходит психологически для обучения обезьяны, нежели эффективно работающего зрелого специалиста. Суровый жизненный опыт многих стран показывает, что студент, предоставленный сам себе и оставленный без контроля, немедленно начинает заниматься именно сбором "бананов" - он идет на чаты, анекдоты, игрушки и порносайты.

Как критики, так и сторонники онлайнового обучения согласны в том, что качество обучения не улучшается просто от того, что студентам дается доступ к новым технологиям. Качество зависит от методов, которыми эти технологии используются в учебном процессе…

Нечто похожее творится и с использованием в образовании других сервисов Интернет. Электронная почта, Интернет-конференции и учебные форумы - прекрасные средства обсуждения учебного материала и взаимопомощи студентов. Но практика показывает, что без контроля преподавателя они либо используются для болтовни, либо не используются вообще. Преподаватели многих американских вузов "оживляют" Интернет-общение простым, но эффективным методом: они заранее объявляют перед началом курса, что 10-20 суммарного балла по курсу студент получит за вклад в дискуссии. Для "затравки" преподаватель обычно предлагает свои собственные вопросы, но дает возможность открывать свои собственные темы для обсуждения и студентам.

Как и всякое техническое новшество, каждый из сервисов Интернет, от электронной почты до WWW, имеет свою нишу оптимального применения в учебном процессе. И у этой ниши есть границы. Возможно, одно из важнейших решений при создании веб-курса - это мера, в какой степени он может дополнять или заменять очный курс, в какой мере он может и должен использовать преимущества, даваемые другими формами обучения.

Например, для класса живописи, предполагающего тесное личное общение студента и преподавателя, веб-курс может быть лишь скромным дополнением, сборником общих инструктивных материалов и онлайн-галереей обсуждаемых работ. В классе же экономической теории, как и в тысячах других, весь учебный процесс может быть переосмыслен и организован по-новому с применением Интернет.

Современные курсы ДО отличаются сжатым, реферативным изложением материала, делают необязательным сплошного чтение материала, позволяют строить процесс обучения в зависимости от уровня подготовки, быстроты усвоения материала, интересов обучаемого и т.п.

Мультимедиа  это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий человеку общаться с компьютером, используя самые разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.

Мультимедиа - богатейшие возможности иллюстрации изучаемого явления. Это повышает качество образования и позволяет удерживать внимание обучающегося. Если раньше пределом мечтаний был изношенный черно-белый фильм, то современные технические средства позволяют создать гораздо более зрелищное учебное пособие в виде компьютерной анимации или даже игры. Использование средств мультимедиа позволяет активно использовать графику, цвет, мультимедиа, анимацию, звук.

В работе с гипертекстом студент занимает более активную позицию в процессе обучения, т.к. он должен делать выводы по поводу прочитанного материала и сам выбирать последовательность переходов по гиперссылкам, в отличие от обычной книги, где материал излагается последовательно страница за страницей. Обучение становится ориентированным на студента.

Использование средств мультимедиа и гиперссылок на страницах курсов позволяет:

  • Улучшить представления учебного материала.

  • Организовать широкомасштабные дискуссии.

  • Обеспечить удобный интерфейс.

Для организации дискуссий в курсе ДО используется Web-конференция (телеконференция или форум) и CHAT-система.

Недостаточно обеспечить студентов учебными материалами и рассчитывать, что они выполнять основную часть заданий; или просто поместить тесты в сеть Интернет и ожидать, что студенты будут учиться по ним без какой-либо педагогической стратегии и минимуму взаимодействия с преподавателем-тьютором.

При разработке курса ДО следует принимать во внимание изолированность студента, обучающегося дистанционно. Материалы должны снабжаться необходимыми пояснениями, быть дружественными к пользователю и привлекательны, все трудности процесса изучения должны заранее предвидеться авторами.

Изучение трудов классиков показали, что преподавателям- разработчикам дистанционных курсов будут полезны рекомендации, данные еще Ф. Дистервегом в его "Руководстве к образованию немецких учителей". Они остаются крайне актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях. Вот некоторые из них:

- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере;
- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы, где только возможно, на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.

Необходимо, чтобы материал вас захватывал. Применение разнообразной графики, анимации и имитации должно способствовать повышению привлекательности дистанционных курсов

Применение Web-технологий для создания электронных учебников  диктует свои законы и  предъявляет определенные требования к подходам и методам разработки. 

Во-первых, если мы хотим, чтобы учебное пособие представляло собой Web-сайт, оно должно органически входить в общую “паутину”, быть “живым”, взаимосвязанным через гиперссылки с актуальной текущей информацией сети – главным образом, с реальными экономическими данными, которые являются материалом для практических задач, а также, разумеется с разнообразной  теоретической информацией по соответствующим темам (в частности, с другими учебными пособиями).

Во-вторых, как и любой Web-сайт, такой учебник должен развиваться, не быть статичным.  Такой подход позволяет разрабатывать учебное пособие поэтапно, оно будет начинаться с некоторого “ядра”,  основы курса, затем расти, увеличиваться количественно и изменяться качественно, подобно живому существу.    Интернет технологии позволяют получить статистику по посещению каждый web-страницы курса,   получить наиболее популярные маршруты передвижения обучаемых по web-страницам курса.

 Преимущество Интернет состоит в том, что Вы можете легко изменять содержание курса,  размещенного на Web-сайте, вводить самые последние данные, корректировать курс по итогам обучения, оперативно отображать текущую успеваемость студентов и т.д. Используя поисковые машины, новостные сайты включать в материалы обучения самые последние материалы, делать кейсы на 
примерах событий, которые происходят в данный момент.

Курс ДО должен быть разбит на относительно небольшие, логически замкнутые части (разделы). Гипертекст позволяет разбить текст раздела на более мелкие структурные единицы -занятия . Каждый раздел должен иметь заголовок, а занятия раздела – подзаголовки.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconМетодическое руководство
Руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconПравила организации дистанционного обучения обучающихся правила дистанционного...
...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconПравила организации дистанционного обучения обучающихся моу сош №10...
...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconМетодические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных...
Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconФгбоу впо «Уральский государственный экономический университет» центр дистанционного образования
Особенности разработки учебных курсов для дистанционного образования и их структура 7
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconИнформация о технологии обучения и использовании мультимедийных материалов....
Информация о технологии обучения и использовании мультимедийных материалов. Перечень и описание предлагаемых курсов: проектирование...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconПротокол № от 20 г
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconМетодические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного...
Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения 10
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconЭкономический Кафедра менеджмента и маркетинга
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconВходной тест по управлению проектами
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconСпецификация система дистанционного обучения-1 шт. Требования к функциональности...
Фгос ООО. Поэтому важнейшим направлением работы методических объединений является сопровождение деятельности педагогов в условиях...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconМетодические рекомендации по разработке индивидуальных учебных планов...
Рекомендовано к печати учебно-методическим советом Института непрерывного образования
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Порядок разработки, утверждения и структуры рабочих программ учебных курсов, курсов по выбору, элективных курсов (Положение об утверждении...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconУважаемые слушатели дистанционного лектория!
Работа дистанционного лектория в текущем учебном году проходила в сложных условиях. Размещение материалов 2-го семестра осуществлялось...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconОбучение и консалтинг: единство и борьба противоположностей Александр Александров
Современные проблемы антикризисного управления: потребности практики, специальность и учебный курс”. По окончании курсов выдается...
Требования к разработке материалов курсов дистанционного обучения iconИнструкция по работе слушателей структурных подразделений ОАО «ржд»....
Система дистанционного обучения (сдо) идо двгупс предназначена для пред аттестационной подготовки и подготовки к сдаче экзаменов...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск