Скачать 390.03 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №110» Советского района г.Казани Рабочая программа _Зороацкой Надежды Ивановны, учителя высшей квалификационной категории_ ФИО, категория по_информатике, 9 класс 2011-2012 уч. год Пояснительная записка Содержание основного курса «Информатика и ИКТ» соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312). Предлагаемое планирование рассчитано на один год обучения (70 часов). Она направлена на выполнение следующих целей:
В данном случае, речь идет, прежде всего, о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная картина мира; грамотно пользоваться источниками информации, умение дать оценку достоверности информации, умение правильно организовать информационный процесс.
Сюда входит работа с различными типами данных, организация вычислений, анализ правильности алгоритмов, разработка программ.
Это представление об устройстве компьютера, его программном обеспечении, возможность работы на компьютере с различными типами программ: редакторами текстов, графическими редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.п. Данная программа опирается на образовательный стандарт, учебники Семакин, Угринович, Макарова которые в разной степени отражают ту или иную цель программы. Ученик должен грамотно ставить задачи, подбирать модели и методы для их решения, составлять алгоритмы решения этих задач на компьютере, записывать их в форме программ и проводить отладку этих программ на компьютере, интерпретировать получаемые результаты. Курс рассчитан на изучение в 9 классах за счет часов, отводимых на уроки информатики по базисному учебному плану для лицейных классов, что составляет 2 часа в неделю. Материал делится на содержательные модули. В конце изучения каждого модуля проводится самостоятельная работа, либо контрольная работа, либо тестирование. Содержание курса Описание содержания курса структурировано по темам, перечисленным в последовательности их изучения. 1. Введение в предмет информатики. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. История вычислительной техники от арифметического устройства Паскаля 2. Информация и информационное общество. Информация и ее виды. Действия с информацией. Информационные процессы. Управление как информационный процесс. Замкнутые и разомкнутые системы управления, назначение обратной связи. Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Модели знаний и искусственный интеллект.
Кодирование числовой, текстовой, графической, звуковой информации. Действия в двоичной системе счисления.
Информация и знания. Количество информации и вероятность. Формула Хартли и формула Шеннона. 5. Устройство и программное обеспечение компьютера. Магистрально-модульное построение компьютера. Правила техники безопасности при работе с компьютером. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Константы и переменные. Различные типы данных. Операция присваивания. Ввод-вывод данных. Арифметические операции. Арифметические выражения.
Линейные алгоритмы. Разветвляющиеся алгоритмы. Циклы и числовые последовательности. Циклы с параметром. Циклы с условием.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Понятие модели. Модели натурные и информационные. Виды информационных моделей. Табличная организация информации. Физические, химические, биологические модели
Базы данных (БД): основные понятия, типы данных. Системы управления БД принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Проектирование и создание БД.
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». 3. Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по окончании изучения курса Требования разделены по содержательным линиям курса информатики. Пункты, помеченные звездочками, относятся только к углубленному варианту изучения базового курса. По линии «Информация и информационные процессы»: учащиеся должны знать: • как определяется единица измерения информации бит; • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт; • что такое система счисления; в чем различие между позиционными и непозиционными системами счисления; • что такое логическая величина, логическое выражение; • что такое логические операции, как они выполняются; • * связь между количеством информации в сообщении о некотором событии и вероятностью этого события (в приближении равной вероятности и в общем случае); учащиеся должны уметь: • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах); • переводить целые числа из десятичной системы счисления в другие системы и обратно; • выполнять простейшие арифметические операции с двоичными числами; • определять истинность высказываний (логических выражении); • записывать логические выражения с использованием основных логических операций И, ИЛИ, НЕ; • использовать логические выражения при работе с базами данных, электронными таблицами, языками программирования; • * вычислять количество информации в сообщении о событии с известной вероятностью (в приближении равной вероятности и в общем случае); По линии «Компьютер (ЭВМ)»: учащиеся должны знать: • правила техники безопасности при работе с компьютером; • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие; • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации); • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти; • типы и свойства устройств внешней памяти; • принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура; • назначение программного обеспечения и его состав; • основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий; • * принципы архитектуры ЭВМ Дж. фон Неймана; учащиеся должны уметь: • включать и выключать компьютер; • пользоваться клавиатурой; • вставлять дискеты в накопители; • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами; • инициализировать выполнение программ из программных файлов; • просматривать на экране каталог диска; • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск; По линии «Информационное моделирование»: учащиеся должны знать: • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями; • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические); учащиеся должны уметь: • приводить примеры натурных и информационных моделей; • проводить в несложных случаях системный анализ объекта (формализацию) с целью построения его информационной модели; • ориентироваться в таблично-организованной информации; • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев; По линии «Информационные основы процессов управления»: учащиеся должны знать: • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; • что такое алгоритм; какова роль алгоритма в системах управления; • в чем состоят основные свойства алгоритма; • способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; • основные свойства величин в алгоритмах обработки информации: что такое имя, тип, значение величины; смысл присваивания; • назначение языков программирования; • * в чем различие между языками программирования высокого уровня и машинно-ориентированными языками; • * правила представления данных на одном из языков программирования высокого уровня (например, на Паскале); • * правила записи основных операторов языка программирования: ввода, вывода, присваивания, цикла, ветвления; • * правила записи программы; • * что такое трансляция; • * назначение систем программирования; • * содержание этапов разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование; учащиеся должны уметь: • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связей; • пользоваться языком блок-схем; • понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; • выполнять трассировку алгоритма для известного исполнителя; • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; • * работать в среде одной из систем программирования (например, в среде Тuгbо Раscal); • * осуществлять отладку и тестирование программы. По линии «Информационные технологии»: учащиеся должны знать: • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.; • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» (WWW); • что такое база данных, СУБД, информационная система; • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи): типы и форматы полей; • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных; • что такое электронная таблица и табличный процессор; • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки, а также способы их идентификации; • какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; • основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; • графические возможности табличного процессора; учащиеся должны уметь: • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов; • выполнять основные операции над текстом, допускаемые данным редактором; • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить текст на печать; • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов; • сохранять рисунок на диске и загружать его с диска; выводить рисунок на печать; • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети; • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; • организовывать поиск информации в БД; • редактировать содержимое полей БД; • сортировать записи в БД по ключу; • добавлять и удалять записи в БД; • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; • редактировать содержимое ячеек ЭТ; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку; • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; • создавать электронную таблицу для несложных расчетов; • * создавать на компьютере документы, совмещающие объекты разного тина: тексты, таблицы, рисунки и др. (на примерах школьного учебного материала); • * осуществлять просмотр и поиск информации в Интернете с помощью браузеров и поисковых программ (на примерах материала учебного и развивающего характера).
|