Скачать 288.67 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»
Рабочая программа по изобразительному искусству 3-а класс уровень: общеобразовательный Учитель: Пичугина Наталья Викторовна Квалификационная категория: первая 2012 - 2013 учебный год СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Стр.
критерии оценивания………………………………………………………… 8
I. Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса А составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1 Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. 2.Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2). 3.Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41. 4.Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889. 5.Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783) 6.Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 7.Санитарные правила и нормы. (СанПин 2.42. – 2821 10). 8.Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год. 9. Примерной «Просвящение 2010г» и на основе авторской программы по «Изобразительному искусству» О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (Москва: Баласс, 2008 ) Основные цели курса 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. 2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства. 5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности. Основные задачи курса В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи: 1. Расширение художественно-эстетического кругозора 2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи. Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов. Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде. Структура курса 3 й класс Количество часов на изучение программы 34 Количество часов в неделю 1 Изучение жанров живописи (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр, бытовой жанр, батальный жанр, исторический жанр). Что такое натюрморт. Что такое пейзаж. Что такое портрет. Виды портретов: парадные и камерные, групповые, парные и индивидуальные. Углубление знаний о цвете. Понятие о цветовой гамме живописного произведения. Цветовой круг. Понятие о декоративном панно. Получение представления о соразмерности, соотношении целого и его частей, идеальном соотношении частей человеческого лица, мимике. Народные промыслы: изучение хохломской росписи. Продолжение изучения орнамента. Плетёные орнаменты: звериный стиль. Изучение особенностей стиля мастера иллюстрации И. Билибина. Древнерусская книга. Иметь представление о том, что такое буквица, лицевая рукопись. Получение представления о работе различных театральных художников (декорации и костюмы). Изучение истории Русского музея и некоторых картин, представленных в нём. Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами): Знакомство с цветовой гаммой (4 часа) Передача объема (3 часа) Наш театр (4 часа) Основы композиции (3 часа) «Такие разные лица» (4 часа) Декоративно – прикладное искусство (7 часов) Графический рисунок (1 час) Работа с разными материалами (2 часа) Шрифт (3 часа) Повторение пройденного (3 часа) Особенности курса 1) Необходимо для освоения курса максимально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и именно на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих тетрадях. 2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий. Основной способ получения знаний – деятельностный подход. В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии. 3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность. 4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения конкретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. 5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе. 1.1Планируемые результаты 1. Овладевать языком изобразительного искусства: -иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр, историческая живопись); -понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка, тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей, соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в иллюстрации, буквица; -знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля; -знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный костюм и чем занимаются театральные художники; -учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий. 2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства: -чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных произведений; -уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах и как она влияет на настроение, переданное в них. 3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками: -рисования цветными карандашами; -рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени); -выполнения декоративного панно в технике аппликации; -выполнения декоративного панно из природных материалов; -выполнения растительного орнамента (хохломская роспись); -выполнения плетёного орнамента в зверином стиле; -овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой отпечатка); -работой гуашевыми красками; -постановки и оформления кукольного спектакля. 4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства: -живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись); -графика (иллюстрация); -народные промыслы (хохломская роспись). 5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей). 6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси. Личностные результаты освоения курса ИЗО: а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; г) формирование духовных и эстетических потребностей; д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Регулятивные УУД • Проговаривать последовательность действий на уроке. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания. Коммуникативные УУД • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: а) донести свою позицию до собеседника; б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. • Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них; в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства; в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой; г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна. 1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания Требования к качеству знаний, предъявляемые на занятиях по изобразительному искусству. 1. Важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания. Разнообразные теоретические знания, полученные школьниками, должны позволять грамотно анализировать различные произведения искусства и формулировать, в чём особенности их собственных работ. 2. Важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. 3. Важно, чтобы школьники умели самостоятельно пользоваться полученными практическими умениями для выполнения собственных творческих работ: разнообразных открыток, календарей, панно и т. п. Этапы оценивания детского рисунка: как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены Проект Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков:
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения Для реализации цели и задач обучения изобразительному искусству по данной программе используется УМК издательства «Баласс». Для учителя:
3. Методическое пособие под редакцией О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская Москва: Баласс, 2008 4. Учебник О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 3 класс. 5. Рабочая тетрадь О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Разноцветный мир» для 3 класса – Москва: Баласс, 2011г. Для учащихся: 1. Учебник О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. Изобразительное искусство. 3 класс. Москва: Баласс, 2011г. 2. Рабочая тетрадь О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская «Разноцветный мир» для 3 класса – Москва: Баласс, 2011г. 1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся.
|