Скачать 1.12 Mb.
|
Муниципальное образовательное учреждение «Бродокалмакская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая учебная программа по Технологии (обслуживающему труду) 9 класс Уфимцева Татьяна Яковлевна учитель изобразительного искусства, МХК, технологии первой категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 9 класс Развернутый тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 9 класс» и к программе «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2000). Тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий: Для учащихся: 1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: учеб. пособие для учащихся 8-9 классов средней школы / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1988. 2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 288 с. Для учителя: 1. Бондарев, В. П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинградского района Москвы / В. П. Бондарев. - М.: Педагогика, 1989, - 128 с. 2. Быков, 3. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / 3. Н. Быков, Г. В. Крючков и др. - М.: Высшая школа, 1986. 3. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методическая рекомендация студента и классного руководителя / сост. А. А, Ронсков. - Волгоград: Перемена, 1998. 4. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. - М.: Знание, 1.992. 5. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. - М.: Просвещение. 1977, 6. Программа «Технология» 1-4, 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2005. 7. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии: 8-11 классы / Е. Н. Прошицкая. - М.: Просвещение, 1995. 8. Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б, А. Райзберг. - М., 1992. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по технологии, и с учетом направленности классов реализуется программа базисного уровня в 9 классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий, спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения, что представлено в схематической форме ниже. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о профессии портного будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления опыта известных конструкторов, модельеров и изобретателей швейной индустрии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики: -профориентационных игр; -межпредметных интегрированных уроков; -проектной деятельности по ключевым темам курса. Для технологического образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными технологическими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии. Для решения познавательных и информационно-коммуникативных задач процесса обучения данный календарно-тематический план предусматривает использование следующего дидактико-технологического оснащения, включая словари, справочники: 1. Средства, реализуемые с помощью компьютера: библиотека оцифрованных изображений (фотографии, иллюстрации, творческие проекты, лучшие эскизы и работы учащихся); слайд-лекции по ключевым темам курса; электронные учебные пособия; редакторы текста, презентаций, электронных страниц; графические редакторы (моделирование формы и узора, подбор орнамента ткани изделия). 2. Принтерные распечатки тестов (на определение выбора профессии, диагностика предметной направленности, на определение личностных пристрастий к определенному стилю, «Цвет и характер человека»), в количестве экземпляров комплекта тестов, равном числу учащихся в классе. 3. Индивидуальные пакеты задач (на развитие творческого мышления). 4. Схемы, плакаты, таблицы. 5. Интернет-ресурсы: - информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //ппр://таз1ег-с1а$8.пагос1.ги -Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru -Начала экономики // www.besh.websib.ru -Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru -Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru -Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru -Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //www.sneg.by.ru -Академия школы дизайна // www.designacademy.ru -Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru -Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru -Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru -Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru -Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) //www.webvernisage.com Требования к уровню подготовки выпускников основной школы Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности Должны знать/понимать: -основные технологические понятия; назначение и технологические свойства материалов; -назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; -профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции. Должны уметь: -рационально организовывать рабочее место; -находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; -составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; -выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; -выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; -соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием; -осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; - проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: -для получения технико-технологических сведений из разнообразных источников информации; -организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности; -изготовления или ремонта изделий из различных материалов; -создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; -контроля качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; -обеспечения безопасности труда; -оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги; -построения планов профессионального образования и трудоустройства. РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|