«Рассмотрено»
Руководитель МО
_____________ Протокол № ___ от
«____»____________2010 года
| «Согласовано»
Заместитель директора школы по УР МОУ «Чернышевская СОШ» ___________/__________ «____»____________2010 года
| «Утверждено»
Директор МОУ «Чернышевская СОШ» _____________/_____________ Приказ № ___ от «___»___2010 года
|
Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ» (9 класс)
учителя информатики МОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан »
Салиховой Гульфии Илгизовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _________ от
«_____»_________ 2010 года
2010-2011 учебный год.
Учебно-тематическое планирование
по информатике Класс 9
Учитель Салихова Г. И.
Количество часов:
Всего: 70 часов; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 8, лабораторных и практических работ _____-, самостоятельных работ ____.
Административных контрольных уроков_____.
Планирование составлено на основе Программы базового курса информатики, разработанной авторами учебников Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ
Учебник Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В . Учебник – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
Дополнительная литература И.Г.Семакин «Информатика. Преподавание базового курса информатики в средней школе» методическое пособие, - 2-е изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Пояснительная записка Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 9 классе общеобразовательной средней школы общим объемом 70 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю).
Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и ИКТ» и для 9 класса [4].
Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы базового курса информатики [3], разработанной авторами учебника [4] Семакиным И.Г., Залоговой Л.А., Русаковым С.В., Шестаковой Л.В., содержание которой согласовано с содержанием Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ [2], рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебнике [4], что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики [3], в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам.
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования.
Учебно-тематическое планирование курса «Информатика и ИКТ»
для учащихся 9 класса
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика
деятельности учащихся
или виды учебной
деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты
освоения материала
| Дом. задание
| Дата проведения
| План
| Факт
|
| Передача информации в компьютерных сетях (10 часов)
| 1
| Техника безопасности. Компьютерные сети
|
1
| Вводный урок.
Урок - лекция
| организация рабочего места; поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
| Получение аргументированных ответов
| -знать Правила техники безопасности в кабинете информатики
| Читать введение.
Читать § 1-§6.
Ответить на вопросы.
Выполнение индивидуального задания, по карточке, предложенной учителем в электронном варианте
|
|
| 2
| Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче информации
|
1
| Урок изучения нового материала
| Экспресс-опрос
(тестирование)
| Знать что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей; каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; что такое Интернет; какие возможности представляет пользователю «Всемирная паутина» - WWW. Уметь осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или рабочими станциями одноранговой сети; осуществлять прием-передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; работать с одной из программ-архиваторов.
|
|
| 3
| Локальные и глобальные компьютерные сети. Электронная почта и другие услуги сетей.
|
1
| Урок изучения нового материала
| Уплотненный фронтальный опрос
|
|
| 4
| Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
|
1
| Лабораторная работа
| Индивидуальная работа у компьютеров
|
|
| 5
| Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.
|
1
| Урок совершенствования умений
| Фронтальный опрос, упражнения для устного счета
|
|
| 6
| Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске
|
1
| Урок-практикум
| Индивидуальная работа у компьютеров
|
|
| 7
| Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники.
|
1
| Урок-практикум
| Практическое занятие
|
|
| 8
| Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Архивирование и разархивирование.
|
1
| Урок-практикум
| Практическое занятие
|
|
| 9
| Итоговая работа по теме «Интернет»
|
1
| Обобщающий урок
| Самостоятельная работа
|
|
| 10
| Контрольная работа №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях»
|
1
| Урок контроля и оценки знаний
| применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
| КР
практическая форма
|
|
| Информационное моделирование (5 часов)
| 11
| Понятие модели. Формализация.
| 1
| Урок изучения нового материала
| умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;
| Устный опрос
| Знать что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделью; какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Уметь приводить примеры натурных и информационных моделей; ориентироваться в таблично-организованной информации; описывать объект (процесс) табличной форме для простых случаев.
| Читать § 6-§9
Ответить на вопросы.
Выполнение индивидуального задания, по карточке, предложенной учителем в электронном варианте
|
|
| 12
| Модели, управляемые компьютером. Таблица как средство моделирования.
| 1
| Урок изучения нового материала
| получение аргументированных ответов
|
|
| 13
| Виды ИМ. Чертежи, диаграммы, планы, карты.
| 1
| Урок-лекция
| проверочная работа, самопроверка работ учащихся
|
|
| 14
| Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью
| 1
| Урок-практикум
| Практическое занятие
|
|
| 15
| | |