Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20
с углубленным изучением отдельных предметов»
РАССМОТРЕНА
на заседании школьного МО учителей математики, физики и информатики
Протокол от
«_25»_июня 2013 г.
№ _6__
| СОГЛАСОВАНА
заместитель директора по УВР
________/Дорогонова С.В. «_25_»_июня 2013г.
| РАССМОТРЕНА
на заседании педагогического совета школы
Протокол от
«_26_» августа 2013 г. № __1_
| УТВЕРЖДЕНА
приказом директора МБОУ «СОШ №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Приказ от
«_31»_августа 2013 г. № 405-р
|
Рабочая программа
по учебному курсу «Информатика и ИКТ»
8 класс (базовый уровень)
2013-2014 учебный год Раздел I . Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 8 класса составлена на основе авторской программы Н.В. Макаровой «Программа по информатике и ИКТ» (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2008.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: Информатика и ИКТ. Учебник. Теория. 8-9 классы. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008г.-416с.
Информатика и ИКТ. Практикум. 7-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2010г.-384с.
Цели Рабочей программы:
создание условий для формирования у учащихся учебно-познавательных, информационных компетенций, интеллектуальных и практических умений в области информатики и ИКТ; творческих способностей; умения самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях; коммуникативных навыков.
Задачи Рабочей программы:
обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося: формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:
система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;
умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;
развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности,
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
№
| Название темы
| Кол-во часов в авторской программе
| Кол-во
часов в рабочей программе
| Примечание
| 1
| Информационная картина мира
| 12
| 12
|
| 2
| Программное обеспечение информационных технологий
| 6
| 6
|
| 3
| Основы алгоритмизации
| 35
| 35
|
| 4
| Техническое обеспечение информационных технологий
| 9
| 9
|
| 5
| Повторение
| 8
| 8
|
|
| Итого:
| 70
| 70
|
| Программа рассчитана на 2 ч. в неделю, всего за год – 70 часов.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Срок реализации рабочей программы – 2013 - 2014 учебный год. Раздел II . Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
сущность понятия «информация», ее основные виды;
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать записи в базе данных;
создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Раздел III. Календарно-тематический план
№ уро ка
| Номер темы в учебнике
| Название темы
| Количество часов
| Домашнее задание
| Плановые сроки
| Примечание
| всего
| теория
| практика
| П/Ф
| Информационная картина мира (12 часов)
|
| 1
| 1.1, 1.2
| Инструктаж и зачёт по технике безопасности. Понятие об информации. Представление информации.
| 1
| 1
|
| Тема 1,2 (стр.8-26), задание
17-18 стр.27
|
|
| 2
| 1.3
| Информационная деятельность человека.
| 2
| 2
|
| Тема 3 (стр.28-38), задание 17 стр.39
|
|
| 3
| 1.4
| Информационные процессы.
| 1
| 1
|
| Тема 4 (стр.40-48), задание 3-11 стр.49
|
|
| 4
| 1.5
| Информационные основы процессов управления.
| 1
| 1
|
| Тема 5 (стр.40-48), задание
12-17 стр.49, 13-15 стр.55
|
|
| 5
| 1.5
| Информационные основы процессов управления.
|
|
|
|
|
|
| 6
| 1.6
| Представление об объектах окружающего мира. Что такое объект. Свойство и параметры объекта.
| 1
| 1
|
| Тема 6 (стр.56-62), задание
5-9,11
стр. 69
|
|
| 7
| 1.6
| Действие как характеристика объекта. Среда существования объекта.
| 1
| 1
|
| Тема 6 (стр.62-69), задание 10 стр.69
|
|
| 8
| 1.7
| Информационная модель объекта.
| 1
| 1
|
| Тема 7 (стр.71-77),
|
|
| 9
| 1.7
| Информационная модель объекта.
| 1
| 1
|
| задание 7-9 стр.80, повторить изуч. Мат-ал
|
|
| 10
| 1.7
| Примеры информационных моделей объектов.
| 1
| 1
|
| Тема 6 (стр.77-80)
|
|
| 11
| 1.7
| Примеры информационных моделей объектов.
| 1
| 1
|
|
|
|
| 12
|
| Контрольная работа №1 по теме «Информационная картина мира».
| 1
| 1
|
|
|
|
| Программное обеспечение информационных технологий. (6 часов)
|
| 13
| Практикум
2.1
| Прикладная среда графического редактора Tux Paint. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа№1 «Инструменты графического редактора».
| 1
| 0,5
| 0,5
| Тема 2.1 (стр.66-73)
|
|
| 14
| Практикум
2.2
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№2 «Создание и редактирование графического изображения».
| 1
|
| 1
| Тема 2.2 (стр.74-79), задание 2.2
|
|
| 15
| Практикум
2.2
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№2 «Создание и редактирование графического изображения».
| 1
|
| 1
| Тема 2.2 (стр.74-79), задание 2.2
|
|
| 16
| Практикум
2.2
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№3 «Создание и редактирование рисунка из различных кривых».
| 1
|
| 1
| Тема 2.2 (стр.74-79), задание 2.5 повторить изуч. Мат-л
|
|
| 17
| Практикум
2.3
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№4 «Создание и редактирование рисунка с текстом».
| 1
|
| 1
| Тема 2.3 (стр.80-82), задание 2.7,2.9 стр.82
|
|
| 18
|
| Контрольная работа №2 по теме «Операции над графическими объектами».
| 1
| 1
|
|
|
|
| Основы алгоритмизации. (35 часов)
| 19
| 2.12
| Основы алгоритмизации. Представление алгоритма в виде блок-схемы.
| 1
| 1
|
| Тема 12 (стр.157-173), задание 3 стр.194
|
|
| 20
|
| Линейный алгоритм.
| 1
| 1
|
| Тема 12 (стр.157-173),
|
|
| 21
| 2.12
| Разветвляющийся алгоритм.
| 1
| 1
|
| Тема 12 (стр.174-194), задание 9 стр.194
|
|
| 22
| 2.12
| Разветвляющийся алгоритм.
| 1
| 1
|
|
|
| 23
|
| Циклический алгоритм.
| 1
| 1
|
| Тема 12 (стр.174-194),
|
|
| 24
|
| Циклический алгоритм.
| 1
| 1
|
|
|
| 25
| 2.13
| Представление о программе.
| 1
| 1
|
| Тема 13 (стр.195-209)
|
|
| 26
| 2.13
| Представление о программе.
|
|
|
|
|
| 27
| Практикум
7.1,7.2
| Среда программирования. Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№5 «Знакомство с основным инструментарием среды. Понятие программы».
| 2
|
| 2
| Тема 7.1, 7.2 (стр.246-263), задание 7.10 стр.253, задание 7.26 стр.261
|
|
| 28
| Практикум
7.1,7.2
| Среда программирования. Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№5 «Знакомство с основным инструментарием среды. Понятие программы».
|
|
|
|
|
| 29-30
| Практикум
7.3,7.4
| Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№6 «Последовательный алгоритм. Ветвление. Циклический алгоритм».
| 2
|
| 2
| Тема 7.3, 7.4 (стр. 263-274), задание 7.53 стр.273
|
|
| 31-32
| Практикум
7.5
| Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№7 «Процедура и модуль».
| 2
|
| 2
| Тема 7.5 (стр. 275-279), задание 7.62 стр.280
|
|
| 33-34
| Практикум
7.6
| Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№8 «Процедура с параметром».
| 2
|
| 2
| Тема 7.6 (стр. 281-287), задание 7.62 стр.280
|
|
| 35-36
| Практикум
7.7
| Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№9 «Процедура с параметрами».
| 2
|
| 2
| Тема 7.7 (стр. 290-292), задание 7.78 стр.292 повторить изуч. материал
|
|
| 37-38
| Практикум
7.8
| Программирование в среде ЛОГО. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№10 «Логика в среде программирования».
| 2
|
| 2
| Тема 7.8 (стр. 293-305), задание 7.100 стр.306
|
|
| 39
|
| Контрольная работа №3 по теме «Программирование в среде ЛОГО».
| 1
| 1
|
|
|
|
| 40
| 2.14,
Практикум
1.6
| Системная среда Linux.Организация обмена данными. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№11 «Обмен данными между программами».
| 1
| 0,5
| 0,5
| Тема 14 (стр. 210-218), Тема 1.6 (стр. 31-35), задание 1.31, 1.32 стр.35
|
|
| 41
| 2.14,
Практикум
1.7
| Практическая работа№12 «Работа с папками и файлами в операционной среде Linux».
| 1
|
| 1
| Тема 14 (стр. 210-218), Тема 1.7 (стр. 36-44), задание 1.40 стр.44
|
|
| 42
| Практикум
1.8
| Практическая работа№13 «Меню KDE. Настройка. Поиск файлов и папок».
| 1
|
| 1
| Тема 1.8 (стр. 45-52), задание 1.50 стр.53
|
|
| 43-44
| Практикум
3.1
| Прикладная среда текстового процессора Writer. Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№14 «Объекты текстового документа и их параметры».
| 2
| 0,5
| 1,5
| Тема 3.1 (стр. 84-89)
|
|
| 45-46
| Практикум
3.2
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№15 «Операции редактирования текстового документа».
| 2
|
| 2
| Тема 3.2 (стр. 97-104), задание 3.5 стр.104
|
|
| 47-48
| Практикум
3.3
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№16 «Форматирование текстового документа».
| 2
|
| 2
| Тема 3.3 (стр. 105-112), задание 3.10 стр.112
|
|
| 49-50
| Практикум
3.4
| Инструктаж по технике безопасности. Практическая работа№17 «Оформление текста в виде таблицы и печать документа».
| 2
|
| 2
| Тема 3.4 (стр. 113-115), задание 3.13 стр.116 повторить изуч. материал
|
|
| 51-52
| Практикум
3.5
| Практическая работа№18 «Включение в текстовый документ графических объектов. Работа с формулами».
| 2
|
| 2
| Тема 3.5 (стр. 117-124), задание 3.19 стр.124
|
|
| 53
|
| Контрольная работа №4 по теме «Прикладная среда текстового процессора Writer».
| 1
| 1
|
|
|
|
| Техническое обеспечение информационных технологий (9 часов)
|
| 54
| 3.16, 3.17
| Компьютер как средство обработки информации.
| 1
| 1
|
| Тема 16, 17 (стр.273-279), задание 8 стр.279
|
|
| 55
|
| Представление о микропроцессоре.
| 1
| 1
|
| Тема 16, 17 (стр.273-279)
|
|
| 56
| 3.18
| Устройства памяти.
| 1
| 1
|
| Тема 18 (стр.280-295), задание 4 стр.296
|
|
| 57
| 3.19,
3.20
| Устройства ввода информации.
Устройства вывода информации.
| 1
| 1
|
| Тема 19,20 (стр.298-318), задание 9 стр.318
|
|
| 58
| 3.21
| Взаимодействие устройств компьютера.
| 1
| 1
|
| Тема 21 (стр.319-328), задание 2 стр.329
|
|
| 59
| 3.24
| История развития компьютерной техники.
| 1
| 1
|
| Тема 24 (стр.367-380), задание 8 стр.380 повторить изуч. Мат-л
|
|
| 60
|
| История развития компьютерной техники.
| 1
| 1
|
|
|
| 61
|
| История развития компьютерной техники.
|
|
|
|
|
| 62
| 3.25
| Классификация компьютеров по функциональным возможностям.
| 1
| 1
|
| Тема 25 (стр.381-384), задание 3 стр.384
|
|
|
|
| История развития компьютерной техники.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Повторение (8 часов)
|
|
| 63
|
| Информационная картина мира
| 1
| 1
|
|
|
|
| 64
|
| Прикладная среда графического редактора Tux Paint.
| 1
| 1
|
|
|
|
| 65
|
| Основы алгоритмизации.
| 1
| 1
|
|
|
|
| 66-67
|
| Среда программирования. Программирование в среде ЛОГО.
| 2
| 2
|
|
|
|
| 68-69
|
| Системная среда Linux.
| 2
| 2
|
|
|
|
| 70
|
| Итоговое занятие
| 1
| 1
|
|
|
|
| Всего
| 70
| 41,5
| 28,5
|
|
|
|
Раздел IV. Содержание учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
Информационная картина мира (12 часов)
|