Проекты-участники
IV экологического фестиваля «Чистота родного края» 1.МАОУ СОШ №72 Юные экологи 4 Е класса «Школьный зеленый островок передает SOS» Руководитель проекта: Юдина Елена Павловна.
Цель проекта: изучить особенности ухода за комнатными растениями, приобрести практические навыки по дизайну школьного зеленого уголка.
Задачи:
*изучить литературу по теме;
*совершить практические дела;
*заразить остальных школьников бережным отношением к растениям и желанием создавать уют рядом.
Мы долгое время работали по благоустройству своей классной комнаты. Но в школе еще много мест, где требуются наши руки и фантазия. Поэтому мы собрались и решили оценить чувствуют ли ученики и учителя себя комфортно вне классов, т.е. в школьной рекреации. Школьная рекреация чистая, но цветы в зеленых уголках подобраны случайно и совсем не ухоженные. Нам очень захотелось сделать так, чтобы и цветам, и нам было комфортно на сопредельной территории.
Нам удалось сделать: 1.Сказочный цветочный уголок в школьной рекреации 2.Наладить работу экологического патруля
3.Расширить свои знания по уходу за комнатными растениями
За время работы нам помогали родители, специалисты учреждений дополнительного образования. 2. МАОУ СОШ №72 Юные экологи 2А и 2 Д классов «Люблю березку русскую» Руководитель проекта: Кирюхина Татьяна Васильевна, специалист библиотеки №2.
Цель учащихся:
Изучить информацию о березе, как о дереве и как о символе России, провести благоустройство школьного двора.
Задачи:
- поиск, сбор и изучение информации о березе, одному из символов нашей Родины;
-систематизация и обобщение знаний о березе, ее удивительных свойствах, пользе для человека;
-организация и проведение конкурса плакатов «Мое любимое дерево» для сверстников;
-выпуск стенгазеты «Всё о березе»;
-посадка саженцев березы в школьном дворе;
- празднование «Праздника березки»
Этапы работы:
1 этап - подготовительный
Цель для руководителя проекта: сформировать у детей представление о берёзе
Определение темы исследовательского проекта
Проведение беседы с родителями об оказании помощи детям
2 этап – аналитический
Цель для руководителя проекта: помочь детям в сборе материалов о берёзе, её пользе; помощь в организации практических действий.
Подбор информации из печатных и электронных источников: книг, энциклопедий, сайтов и т.д.
Подготовка к проведению тематического классного часа: систематизация иллюстраций, репродукций картин, заучивание стихотворений о берёзе, оформление выставки картин, произведений, картин о берёзе. Проведение классного часа «Что мы знаем о березе».
Изучение берез, растущих в городе и в парке «Прибрежный».
Создание буклета «Береза как лекарственное растение», книжки-малышки «Загадки о березе», сборника «Стихи о березе»
Практика: посадка саженцев в школьном дворе.
3 этап - Защита проекта, создание папки с приложениями.
Результат работы.
Ребята научились искать информацию по нужной теме в книгах, у специалистов, в Интернете.
Подготовлены пособия – сборник стихов о березе, буклет с загадками о березе, экологическое чтение «Береза как лекарственное растение».
С помощью специалистов городской библиотеки №2 организовали и провели выставку книг, репродукций о березе.
Проведен фотоконкурс «Березка в объективе».
Организовали и провели с помощью родителей посадку саженцев в школьном дворе.
3. МОУ Октябрьская СОШ Волик Оксана, ученица 4 класса «Вторая жизнь моей школьной тетрадки» Руководитель проекта: Волик Татьяна Геннадьевна.
Цель проекта – изучить возможность переработки ненужной бумаги в домашних условиях.
Задачи:
1) найти источники информации о переработке вторичного сырья;
2) провести исследование, выясняющее возможность получения самодельной бумаги из исписанных школьных тетрадей;
3) проанализировать, обобщить и систематизировать полученные данные;
4) подобрать иллюстрации и оформить презентацию «Вторая жизнь моей школьной тетрадки»;
5) ознакомить с результатами проекта учащихся класса на занятии кружка «Компьютерные презентации в экологии».
Объект исследования: макулатура (исписанные школьные тетради)
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Место и время проведения исследования
Исследование проводилось в июне-сентябре 2011 года.
Актуальность и практическое значение.
Проблемы вырубки лесов и загрязнения среды обитания становятся с каждым годом все актуальнее. Окрестности наших городов завалены бытовыми и промышленными отходами. Но мы живем в такое время, когда людям непозволительно так относиться к месту, где они живут. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.
Оксана в домашних условиях переработала макулатуру и сотворила самодельную бумагу разного качества и цвета. Она не только сделала эту бумагу, но и попробовала ее применить.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы нашей страны. Из нее Оксана сделала оригинальную обложку для собственной книги «Моя Выдумляндия», календарики, закладки для книг, обложку для фотоальбома, а также использовала самодельную бумагу для изготовления аппликации «Смешарики - Нюша».
В ходе работы над проектом Оксана заинтересовала этим увлекательным занятием своих одноклассников.
4. МАОУ СОШ №72 Юные экологи 2Е и 2 Ж классов «Благоустройство птичей столовой в школьном дворе» Руководители проекта: Алексеева Наталья Ивановна, Нестерова Лариса Григорьевна, Паладьева Лилиана Анатольевна.
Цель проекта – организовать работу птичьей столовой в школьном дворе.
Задачи:
- поиск, сбор и изучение информации о зимующих птицах нашего города;
- изучить зимнее «меню» птиц;
- научиться делать удобные для птиц и практичные кормушки;
- выявить наиболее благоприятные места подкормки птиц;
- открыть птичью столовую «Крошки для пташек»
Юные экологи предложили сверстникам присоединиться и подкармливать птиц вместе, вооружив каждого желающего таблицей-помощником «Кто чем питается?»
*Поползень. Питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой.
*Дятел. Питается насекомыми летом, а зимой – семенами, раздалбливая шишки ели.
* Сойка. Питается желудями, прячет их в тайники, но забывает, куда спрятала, а желуди потом прорастают. Так сойка способствует распространению дубов.
* Сорока. Питается различными мелкими животными, птенцами, яйцами, падалью и плодами.
* Свиристель. Питается преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной.
*Снегирь. Питается преимущественно семенами, почками и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть плодов выбрасывает.
* Большая синица. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках. Кое-где к декабрю синицы уже приучаются брать корм с протянутой ладони.
* Воробей. Зимой переходит на питание семенами сорняков или почками на деревьях.
* Голубь. Питается семенами растений, зерновыми культурами. Можно подкармливать пшеном, пшеничными отрубями, овсяными хлопьями. 5. МБОУ СОШ №10 Юные экологи 3 А класса «Лукоморье»
Руководитель проекта: Маркова Татьяна Владимировна
Цель проекта: спроектировать площадку для прогулок детей дошкольного возраста.
Задачи:
*Провести опрос «Какой должна быть площадка для прогулок детсадовцев» и проанализировать мнения родителей воспитанников д/с №43, учащихся школы, педагогов и жителей микрорайона Опытное поле.
*Определить направления в оформлении детской площадки.
*Организовать работу групп по выбранным направлениям.
*Реализация плана действий.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Определили цель, задачи проекта.
Основной этап
Провели опрос общественного мнения и, проанализировав результаты, увидели, что 84% хотят внести изменения в оформлении детской площадки. Наш класс учел результаты опроса и вышел на решение актуальной темы: создание проекта реконструкции детской площадки.
На классном часе было проведено занятие на тему: «Интересно ли будет малышам на нашем школьном дворе?», которое прошло в форме дискуссии. В результате беседы были определены направления в оформлении детской площадки и была определена сюжетная линия – страна сказочного волшебства – Лукоморье.
Затем были сформированы группы учащихся по направлениям. Распределены обязанности в группах. Организация работы детей по направлениям в группах. Отбор эскизов.
1 группа «Спортсмены»: собирали материал о спортивных сооружениях для дошкольников, организовали выставку эскизов на данную тему.
2 группа « Архитекторы»: выясняли, что такое МАФ, организовали выставку различных моделей данного направления.
3 группа «Ландшафтные дизайнеры»: работали под руководством учителя биологии - исследовали почву, собирали материал о растениях с учётом данной почвы и периода цветения, организовали выставку своих эскизов.
На урока окружающего мира и технологии каждая группа защитила своё направление по проекту и результаты своей деятельности объединили в общем эскизе.
В итоге собранный материал был предоставлен в д/с № 43 для дальнейшей реализации. 6. МАОУ СОШ №72 Юные экологи 1 Д класса «Животные Красной книги Ульяновской области» Руководитель проекта: Бирюлина Галина Васильевна.
Цели и задачи проекта:
-узнать причины вымирания животных и птиц;
-познакомиться с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;
-познакомиться с экологическими правилами, которые должны выполнять люди;
-доказать необходимость охраны животных;
- оформить книжку-малышку «Охраняемые животные Ульяновской области» для всеобщего обозрения.
В результате работы юные экологи собрали огромный материал и оформили его в альбом «Береги животных», провели среди первоклассников акцию «Поможем птицам», оформили книжку-малышку «Охраняемые животные Ульяновской области» и передали ее в школьную библиотеку. 7. МАОУ СОШ №72 Сметанина Светлана ученица 4 Г класса «Ах, эта чудная герань!» Руководитель проекта: Чагаева Роза Хасяновна.
Цель:
-вырастить молодое цветущее растение в разных условиях окружающей среды;
-предоставить герани место среди других комнатных растений.
Задачи:
Получить практическую, теоретическую, познавательную значимость изучения комнатных растений.
Выяснить из литературных источников историю названия, родину и виды пеларгонии (герани), используемые в озеленении домов и встречающуюся в нашей местности.
Провести два эксперимента по выращиванию герани из черенков в разных условиях окружающей среды.
Выяснить за какой период можно вырастить молодое цветущее растение быстрее.
Выявить влияние условий окружающей среды на рост и развитие пеларгонии зональной.
Определить влияет ли среда обитания на активный рост растения и образование соцветия.
Сравнить результаты исследования действия окружающей среды на рост и развитие герани между опытными образцами.
Провести практическую работу по озеленению зеленого уголка в классе, используя герань.
8. МАОУ СОШ №72 Юные экологи 4 Д класса «Особоохраняемые заказники Ульяновской области» Руководитель проекта: Удовенко Валентина Леонидовна.
Цель: изучать природу родного края и накапливать экологический опыт общения с ней.
Пути реализации проекта:
*Сбор материала из разных источников по данной теме.
*Путешествие по карте «Заказники Ульяновской области.
*Еженедельная работа устного журнала «Вести из заказников».
*Выпуск альбома «Путеводитель по тропинкам заказников».
*Проведение акции «Помоги зимующим птицам»
*Конкурс рисунков «Животные нашего края».
*Викторина «В мире животных».
*КТД Макет «Заказники Ульяновской области».
Для успешного осуществления проекта руководитель предложила ребятам инструкцию «Что необходимо для успешного выполнения проекта». Инструкция содержала следующее:
-планируйте деятельность в группе на основе плана совместной работы,
-сотрудничайте с остальными группами, регулярно обменивайтесь полученной информацией;
-контролируйте себя, выявляйте недостатки совместной работы, вносите коррективы; в её программу;
-проводите промежуточные итоги работы группы, анализируйте, выявляйте положительные результаты деятельности.
9. МОУ Базарносызганская СОШ №2 Юные экологи 3 и 4 классов «Тайны маленькой речки» Руководитель проекта: Шимарнова И. А.
Цель проекта:
формирование экологического опыта младших школьников через творческую, социально-значимую проектную деятельность.
Цель для учащихся:
сохранение и улучшение экологической обстановки на реке
Задачи:
Образовательные:
- формирование экологической культуры учащихся
- создание условий для формирования социальной компетенции учащихся, путём совместной работы ученик – педагог – родитель
- содействие улучшения экологической обстановки в микрорайоне через благоустройство и очищение территории реки
-формирование умения работать с различными источниками информации
Задачи для учащихся:
-оценить экологическую обстановку на реке
-выяснить все особенности образа жизни бобров
-наметить конкретные действия, необходимые для дальнейшего улучшения экологической обстановки на реке, а именно: очистка данной территории реки( рейд «Экологический десант»), просветительская работа по данной теме среди местного населения.
Развивающие:
-развитие познавательных способностей, умений и навыков проектной деятельности
-развитие инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство территории реки -развитие коммуникативных умений
Воспитательные:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников -воспитание любви к природе родного края .
- воспитание наблюдательности и бережного отношения к животным и растениям;
Этапы реализации проекта:
*Подготовительный: «Необычная находка на экскурсии», определение цели и задач проекта, оценка экологической обстановки.
*Практический:
-сбор информации но направлениям («Кто, кто в хатке живет?», «Где эта улица, где этот дом?», «Замечательные соседи», знакомство с Красной книгой Ульяновской области);
-систематизация и обработка данных (работа в микрогруппах);
-выпуск стенгазеты, выступления перед учащимися 1-2 классов, проведение конкурса на лучший рисунок, на лучшую экологическую сказку, проведение викторины;
-экскурсии на речку (осенняя, зимняя).
*Обобщающий:
-очистка участка реки;
-создание необходимых условий для дальнейшего сохранения бобров;
-распространение в местных СМИ информации о своей работе над проектом.
10. Городская гимназия МБОУ г. Димитровграда, МБОУ ДОД Дом детского творчества г. Димитровграда Юные экологи 4 З класса «Пластиковая бутылка - вред или польза» Руководители проекта: Любченко Лилия Ирековна, Горбунова Татьяна Викторовна.
Цель: ознакомить гимназистов – воспитанников детского образовательного объединения «Волшебные петельки» с экологической проблемой: загрязнение пластиковыми отходами окружающей среды.
Задачи проекта:
Обучающие:
- способствовать приобретению первичных экологических знаний гимназистами;
-научить приемам вторичного использования пластиковых бутылок;
- научить новым терминам и понятиям и использовать их в повседневной жизни;
- научить основным знаниям по технике безопасности и охране труда при работе с пластиковой бутылкой.
Воспитательные:
- сформировать чувство бережного отношения к природе и окружающему миру;
- сформировать чувство бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- сформировать позитивное отношение воспитанников к проблемам экологии;
- способствовать росту социальной активности.
Развивающие:
- способствовать развитию навыков здорового образа жизни;
- развить культуру речи;
- развить умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Объект исследования: использованные пластиковые бутылки.
Этапы проектной деятельности:
Этап подготовительный: учащиеся 4 «з» класса городской гимназии- воспитанники детского образовательного объединения «Волшебные петельки» дома детского творчества на занятии были ознакомлены со статьей « Яд из пластиковой бутылки» доктора медицинских наук Н. Денисовой, были подготовлены сообщения по данной теме.
Этап практический: изготовление поделок из пластиковых бутылок и оформление выставки в классе.
Этап организационный: обсуждение проблемы на «Круглом столе».
Этап итоговый: анкетирование.
Анкета
« Пластиковая бутылка- вред или польза».
1. Участвуя в этом проекте ты узнал(а) что-то новое?
-да 25 учеников
-нет -
2. Пластиковая посуда наносит вред экологии?
-да 25 учеников
-нет
3. Знал(а) ли ты, что пластиковая посуда , при ее неправильном использовании, наносит вред нашему здоровью?
-да 4 ученика
-нет 21 ученик
4. Пластиковая бутылка несет вред или пользу?
-вред 7 учеников
-пользу 14 учеников
- затрудняются с ответом 4 ученика. 11. МОУ СОШ №22 Юные экологи 4 А, 4 Б, 4 В классов «Вчера, сегодня и завтра парка имени 40-летия ВЛКСМ» Руководители проекта: Фомичева О.С., Томнатова Г.Г., Деянова Т.Н.
Цель работы: экологическое обследование парка имени «40- летия ВЛКСМ»
Задачи:
- изучение исторического материала по данному вопросу;
- проведение исследования загрязненности атмосферного воздуха по состоянию сосны обыкновенной и снежному покрову.
Методы исследования:
эмпирические: изучение и анализ литературы, интервьюирование, посещение музея;
теоретические: метод наблюдения, сравнения, анализ, обобщение;
исследование: проведение эксперимента.
Объект исследования: хвоя сосны, снег.
Тип проекта: исследовательский .
Доминирующая деятельность в проекте: поисковая, исследовательская.
В ходе работы над проектом юные экологи заглянули в Будущее нашего парка.
Будущее нашего парка тревожно. Планируется в 2013 году начать строительство новой дороги, которая будет проходить через парк, чтобы был более короткий путь от Президентского моста до Верхней Террасы с выходом на улицу врача Михайлова. По этой дороге будет двигаться большой поток автотранспорта. Справа хотят построить коттеджный поселок. Чтобы привлечь внимание жителей района к экологической проблеме парка, участники проекта выступили перед учащимися школы №22 и их родителями, также приняли участие в акции «Посади дерево около своей школы». Сейчас ребята разрабатывают проекты плакатов на тему « Забери мусор с собой», которые планируют развесить в парке весной, когда в нем будет много посетителей. 12. МАОУ СОШ №72 Юные экологи 1 Г класса «Стоит Антошка на одной ножке» Руководитель проекта: Мурманцева Елена Викторовна.
Цель: изучить особенности жизни грибов, научиться правилам коллективной работы, преобразить зимний школьный двор в грибную сказку.
Задачи:
1.Собрать информацию по теме «Грибное царство».
2.Придумать познавательные игры.
3.Открыть работу творческой мастерской.
4.Провести практические работы по интересному оформлению зимнего уголка в школьном дворе.
Выбор темы проекта. Игра «Отгадай меня!»
Мы отгадывали загадки про грибы и показывали их на плакате «Съедобные и несъедобные грибы»
Оказалось, что мы многие грибы не знали, путали съедобные и несъедобные.
Мы решили узнать больше о грибах, использовать Грибное царство для создания познавательных игр в классе, а зимой поиграть со снегом и сделать сказочную полянку во дворе школы.
Загадки подсказали нам тему проекта: «Стоит Антошка на одной ножке».
Пути реализации проекта:
*Собрать информацию о грибах из разных источников с помощью родителей.
* Организовать работу круглого стола «Грибные познавательные игры».
* Открыть работу творческой мастерской по изготовлению поделок.
* Открыть работу творческой мастерской по изготовлению игр.
* Играть в классе и на свежем воздухе.
* Провести вместе с родителями трудовой десант на зимних дорожках школьного двора.
* Построить фигуры из снега на школьном дворе.
За время коллективной работы юные экологи учились работать вместе, слышать товарища, помогать товарищу, а также придумали много разных игр и играли в них в свободное от уроков время. Ребятам было очень интересно узнавать о жизни грибов и рассказывать об этом своим товарищам. 13. МОУ Салмановская СОШ Тихонов Никита, ученик 3 класса «Тайна снежинок нашего двора» Руководитель проекта: Фаткуллина Гулия Заудатовна.
Цель и задачи проекта:
-формировать навык заботы о своем здоровье и здоровье окружающих людей;
-научиться самостоятельно проводить опыты по определению чистоты снега.
Методы реализации проекта:
-изучение научно-популярной и художественной литературы;
-наблюдения;
-проведение экспериментов;
-сравнение;
-обобщение;
-выводы.
С чего все началось?
Недавно Никита услышал разговор своих одноклассников и задумался…
Дело было в декабре,
Все собрались во дворе.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Степа забрался на жираф,
Саша села под грибок,
Юля спряталась за печкой,
А Ильнар – за елочкой.
Разговор завел Ильнар:
- Я вчера с горы катался!
- А я - с мамой на коньках!
- Папа мне залил каток!
- А я - пробовал снежок!
До того он белый, чистый!
Я хочу еще разок!
Никита объяснил ребятам, что снег есть нельзя, что может заболеть горло, что он грязный. О том, что он грязный ребята не хотели слушать. Никита дал себе слово, что проведет исследование и докажет, насколько снег чист.
За время работы над проектом Никита доказал, что снег грязный, значит его есть нельзя, нельзя сосать сосульки.
Результат проекта:
*сам научился и научил моих одноклассников определять чистоту снега;
*организовал и провел конкурс снежинок среди одноклассников;
*составлена памятка «Как сохранить чистоту в школе и в классе». 14. МБОУ «Многопрофильный лицей №11 им. В.Г. Мендельсона» Галяутдинова Адиля ученица 1 В класса «Тайны снега» Руководитель проекта: Никитина Ирина Викторовна.
Цель проекта: исследовать снег, выяснить, насколько белый снег является чистым.
Задачи:
1.Изучить информацию из разных источников (природоведческая литература,
энциклопедии, статьи в газетах, интернет) по данной теме.
2.Узнать, что такое снег и как он образуется.
3.Изучить свойства снега.
4.Провести практическое исследование снега на загрязненность, и посмотреть на какой
территории снежный покров чище.
5.Обобщение материала полученного в результате работы.
6.Свои предложения по сохранению окружающей среды
Объект исследования: снег.
Предмет исследования: степень загрязнения снежного покрова.
Результаты работы над проектом.
1. По результатам проведенных исследований, несмотря на всю внешнюю
белизну, я поняла, что нет абсолютно чистого снега, так как изначально снег образуется,
когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и
замерзают.
2. Я убедилась, что на качество снега большое влияние оказывает автомобильный
транспорт.
3. Я уверена, что качество снега зависит от удаленности источника загрязнения.
4. Я увидела, что самый чистый снег в лесу, а самый грязный снег около дороги.
5. Чтобы привлечь внимание одноклассников и других ребят к этой интересной теме,
я вместе с учителем разработала буклет «Тайны снега». 15. МБОУ СОШ №62 г.Ульяновска Кулагин Святослав, ученик 3 В класса «Качественная оценка загрязнения воздуха методом биоиндикации» Руководитель проекта: Кузьмина Наталья Геннадьевна. Цель проекта: проведение качественной оценки загрязненности воздуха с помощью биоиндикаторов – лишайников. Задачи: повышение экологической культуры и образования населения посредством формирования экологического опыта учащегося через творческую, социально значимую практическую деятельность. Этапы реализации проекта.
Подготовительный. Сбор информации по теме в сети Интернет, печатных литературных источниках, изучение специальной литературы.
Организационный. Выбор мест для исследований. Изготовление палетки - рамки для определения степени покрытия лишайниками стволов деревьев.
Исследовательский. Проведение исследований. Фотофиксация лишайников.
Заключительный. Анализ собранного материала. Оформление проекта. Подготовка отчёта по проекту.
Выводы автора
К сожалению, с помощью метода лихеноиндикации я узнал, что воздух в моем районе и в центре Ульяновска сильно загрязненный. Маленький зеленый островок – Винновская роща - не парк, а даже особо охраняемая территория (ООПТ), площадь которой порядка 133 га, - с каждым годом все слабее может защитить наш район. Другие парки, окруженные промышленными предприятиями и транспортными развязками, тоже оказываются заложниками современной деятельности человека, загрязняющей атмосферу.
Мы всем этим дышим – и взрослые, и дети. Если тяжелые металлы, сернистый газ не дают развиваться живой природе, то что тогда произойдет с нами?
Постепенно мы рискуем оказаться не только в зоне «лишайниковой пустыни», но и в пустыне вообще, где кроме нас и наших строений не будет ни одной живой души.
Поэтому я обращаюсь ко всем жителям Ульяновска, к руководителям предприятий, к Правительству региона с просьбой задуматься и сократить вредные выбросы в атмосферу, как можно скорее внедрять новые экологические технологии, позволяющие рационально, но бережно относиться к окружающему миру, чтобы сберечь его не только для нас, но и для последующих поколений. |