Скачать 293 Kb.
|
ПРОГРАММА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ВведениеВ настоящее время существует два направления использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения. Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Уроки географии и истории с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
Информационные технологии в современной образовательной среде могут выступать в качестве предмета обучения, средства обучения и инструмента автоматизации учебной деятельности. В данной статье я рассматриваю информационные технологии как средство обучения. Учителя-обществоведы всегда сожалели о том, что сокращено количество часов на изучение курса истории в школе. Поэтому использование информационных технологий значительно экономит время и позволяет более качественно формировать основные компетентности учащихся. Рассмотрим на примере. На изучение темы «Общественное движение при Александре I» отводится 2 часа в 8 классе. Поэтому рекомендуется использовать модульно-блочную систему обучения (В.Гузеев) и на 1-ом уроке представить учащимся всю тему через мультимедийную презентацию. Логически выстроенная схема темы и яркая наглядность мобилизуют внимание учащихся и способствуют хорошему усвоению материала. На первом уроке мы рассматриваем причины возникновения тайных обществ после войны 1812 года, задачи их деятельности, программы Северного и Южного обществ декабристов. Используя документы, учащиеся составляют сравнительную таблицу «Конституции» Н.Муравьёва и «Русской правды» П.Пестеля, а средства мультимедиа позволяют быстро проверить точность её заполнения. На 2-ом уроке при работе в группах повторяется изученный материал. Таким образом осуществляется не механическое заучивание, но формируются технологическая и коммуникативная компетентности. В данном случае овладение технологической компетентностью предполагает понимание алгоритма деятельности (правила работы с историческими документами). Формирование коммуникативной компетентности означает создание условий для получения информации в рамках диалога, умении представлять информацию и цивилизованно отстаивать свою точку зрения. Затем более глубоко рассматриваем вопрос о причинах поражения выступления декабристов 14 декабря 1825 года. Для лучшего понимания эпохи нужно заслушать сообщения учащихся о судебном процессе над декабристами, о дальнейшей судьбе «дворянских революционеров». Семь-десять минут в конце урока рекомендуется оставить на тестирование по теме. Тесты составлены в интерактивной программе, позволяют школьникам провести самопроверку. В десятом классе старшей школы эта интересная и важная тема не выделяется как самостоятельная. Использование информационных технологий даёт возможность за 15 минут представить тему, а затем обсудить проблемный вопрос: «Можно ли считать выступление декабристов восстанием (так его рассматривали советские историки) или же это была акция гражданского неповиновения ?» В этом случае больше внимания следует уделить изучению вопроса «Последствия выступления декабристов». Таким образом, информационные технологии являются незаменимым средством обучения при изучении курса истории как в основной школе, так и в старшей. Конечно, для подготовки такого урока времени потребуется больше, без помощи учащихся не обойтись. Многие из них с удовольствием участвуют вместе с учителем в такой работе, к тому же учитель формирует ещё одну компетентность- готовность к социальному взаимодействию. Соотносить свои устремления с интересами других людей и групп, продуктивно взаимодействовать, решать общие задачи особенно важно на современном этапе развития системы образования и общества. Информационные компьютерные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, сделать урок современным с точки зрения использования технических средств, приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств. Опыт и практика показывают, что при подготовке к урокам-практикумам, урокам-семинарам, урокам-конференциям дети сами используют видеофильмы, информацию из Интернета, компьютерные программы. К сожалению, на современном этапе кабинеты истории недостаточно оснащаются мультимедийными проекторами и компьютерами, что вызывает невозможность демонстрации презентаций. Но почти во всех классах есть DVD проигрыватели и телевизоры. Такой уровень материально-технической базы предоставляет учителю истории возможность составить презентацию к уроку в программе Power Point, затем сохранить подготовленные слайды как графические файлы JPEG (по окончании создания презентации выполняется команда Файл – Сохранить как… и из раскрывающегося списка Тип файла выбирается Рисунок в формате JPEG). Все слайды презентации сохраняются в заданном порядке и могут быть перенесены на обычный диск CD-RW. Правда, невозможно сохранить имеющуюся анимацию, но эта проблема решается на этапе планирования презентации. Полученные слайды позволяют учителю иллюстрировать свой рассказ и, кроме того, вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени. Отпадает необходимость смены источника информации, легко включаются в урок видео- и звуковые файлы. Практика показала, что независимо от того в какой возрастной группе идёт урок, учащиеся очень живо реагируют на слайды Так же как и в обычной презентации здесь используется иллюстративный материал, тестовый, карты, схемы. Картинки могут использоваться как сигнал к переходу к работе с настенной картой или с картой учебника. Презентации в виде слайдов эффективны на различных этапах урока. Зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Есть возможность эмоционально и образно подать материал. Так на уроке истории в 6 классе «Нашествие с Востока» с использованием слайдов учитель определяет вначале учебную задачу, затем выстраивает вместе с учениками рациональную последовательность действий по выполнению этой задачи; в конце урока осуществляется самоконтроль (работа в парах). Формируются учебно-информационные навыки – работа с документом и осуществление устного цитирования. Формирование учебно-логических навыков рассматриваем с точки зрения определения понятия по существенным признакам, систематизации информации, формулировании вывода. Кроме этого, ученики продолжают и развивают мысли собеседника, ведут диалог, кратко формулируют свои мысли. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, применяя различные способы. Ведь главная задача школы сегодня – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. |