Письменность и знания древних египтян





Скачать 67.92 Kb.
НазваниеПисьменность и знания древних египтян
Дата публикации29.06.2014
Размер67.92 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Предмет: История Древнего Мира

Класс: 5

Учитель: Никитина Марина Александровна

Технологическая карта урока № 15

Тема урока: Письменность и знания древних египтян

Тип урока: изучения нового материала

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние египтяне были « учителями учителей» многих последующих цивилизаций.

2.Развивать навыки решения проблемно-познавательных и творческих заданий, реконструировать образ исторической действительности.

3.Способствовать развитию познавательных интересов учащихся, формировать мировоззренческие взгляды и принципы, реализовывать личностно ориентированный и змоционально–ценностный подход.



Планируемые результаты урока

Предметные

  • Формулировать отличительные признаки религии и искусства

  • Понимать основные понятия темы: религия, искусство, скульптура, живопись

  • Объяснять причины возникновения религии и искусства в первобытном обществе

  • Понимать значение религии и искусства в жизни людей

Метапредметные

  • Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке

  • Осваивать навыки решения творческих задач

  • Создавать рассказ о произведении по памятке

Личностные

  • Понимать значение культурного наследия древних людей

  • Принимать социальную роль обучающегося при работе в группе







Ресурсы урока: - А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник для 5 класса, М .2001 г., параграф 12.

- карта « Древний Египет»,

- иллюстрации из «Альбома по Древнему Египту»

- Всеобщая история. Учебное электронное издание. История Древнего мира. 5 класс.

- История древнего мира в художественно-исторических образах. Хрестоматия. Составитель Волобуев О.В., М., «Просвещение».


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения урока в виде заочного путешествия в Древний Египет для того, чтобы познакомиться с особенностями древнеегипетской письменности, обучением в древнеегипетской школе, с развитием научных знаний.
Тема урока формулируется на доске, слайд презентации.

II Заочное путешествие по Древнему Египту.


1. Храмы – жилища богов.

Школы в Древнем Египте находились обычно при храмах, а учителями в них были жрецы.

Вопрос учащимся: как выглядел древнеегипетский храм?

2. Гробницы фараонов.

3. Как была разгадана тайна иероглифов.

На стенах египетских храмов, в гробницах фараонов, знатных вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы - священные письмена. Французскому учёному Шампольону удалось прочесть древнеегипетские тексты. Впервые он увидел иероглифы в 11 лет. « Я прочту это, когда вырасту,» - сказал юный Шампольон, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом. Его внимание привлёк камень, найденный в Египте, на котором были надписи на древнегреческом языке и египетские иероглифы. Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры. Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным египтологом. /Показ изображения Шампольона /

4. В древнеегипетской школе.

Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день.

Давайте представим себе, как проходили занятия в древнеегипетской школе. Пол устлан циновками: на них и сидят, поджав ноги, во время занятий ученики. Шум в комнате стихает, мальчики встают и сгибаются в низком поклоне: в комнату входит учитель, писец. За ним раб несет письменный прибор и два ящика с рукописями. Учитель садится в резное кресло. Мальчики получают свитки и начинают осторожно их разворачивать. Начинающим ученикам давали вначале черепки битой посуды, дощечки, а затем им доверяли папирус.

Вопросы учащимся: как из тростника изготовляли материал для письма?

Как выглядела древнеегипетская книга?

Вопрос учащимся: какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим древнеегипетским правилом? каком-нибудь слове. Гласные звуки иероглифами не передавались. Египтяне ставили рядом со словом значок-определитель.

Но затем египтяне придумали знаки и для обозначения гласных звуков.

Расшифровка иероглифов в словах «Птолемей» и « Клеопатра».

5.Обозначение чисел в Древнем Египте.

Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.

Вопрос учащимся: как можно было записать другие числа, используя основные?

Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян
Задание учащимся: запишите египетскими цифрами дату своего рождения.

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

6. Развитие наук в Древнем Египте.

Вопрос учащимся: где в Древнем Египте применялись математические знания?

Вопрос учащимся: как называется наука, которая ведёт наблюдения за небесными телами?




Ответы учащихся

/Описание египетского храма учащимся, показ слайдов с изображением храма с использованием мультимедийного проектора /
Рассказ ученика о гробнице фараона Тутанхамона. Показ слайдов

/Ответы учащихся /

Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки. Нелегко было научиться писать в Древнем Египте, нужно было выучить 700 иероглифов. Они были очень похожи на рисунки и передавали целое слово. Но затем иероглифы стали означать отдельные слоги или даже буквы. Так возникло слоговое письмо. Примеры иероглифов: - рот, затем и согласный звук «р», иероглиф - хлеб стал употребляться для передачи звука «Т», потому что по-египетски «хлеб» - «тэ» . Иероглифом - «мотыга» могли записывать сочетание согласных «м» и «р» в

Учащиеся определяют общие буквы в словах, соотносят египетские иероглифы и буквы, знакомятся с другими иероглифами. /Приложение/.

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.

/ Ответ учащихся: «У египтян не было цифры 0»/

Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Например, число 15 записывалось так:

Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив Нила.

В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней».

/Показ фрагмента из учебного электронного приложения «Школа и наука в Древнем Египте» /



III. Закрепление изученного материала по вопросам:



1. Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?

2. Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?

3. Объясните, почему в Древнем Египте говорили: « время утекло»?

4. Какие науки были развиты в Древнем Египте?

5. Почему египтян называли «учителями учителей» других цивилизаций?

\



Ответы учащихся


  1. Подведение итогов урока

  • На данном этапе урока формулируются основные понятия .

Формулируются основные выводы урока Спрашивает, над какими умениями работали на уроке


  • Оценивают результаты работы на уроке




  • Высказывают и обосновывают свое мнение




  • Определяют личностный смысл изучения темы

Диагностика достижения планируемых результатов: § 12. 2.

Творческие дополнительные задания: Составить рассказ о Древнем Египте, используя слова и выражения: папирус, иероглифы, «писать с красной строки» 3. Составить кроссворд по теме: «Древний Египет».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Письменность и знания древних египтян iconУчебник: А. А. Вигасин История древнего мира Тема: «Письменность, знания древних египтян»
...
Письменность и знания древних египтян iconКраткое содержание проекта Проект предназначен для учащихся 5 классов....
«Искусство древнего Египта». Проект направлен на формирование у учащихся представлений о культуре древнего Египта, ее значения для...
Письменность и знания древних египтян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского...
Письменность и знания древних египтян iconТема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока
Цель и задачи урока: открытие учениками, совместно с учителем, особенностей древнеегипетского письма и научных знаний, приобретение...
Письменность и знания древних египтян iconУрок 13
Анализируя памятники культуры Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным...
Письменность и знания древних египтян iconМузыковед и астроном расшифровали нотную грамоту древних египтян
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Письменность и знания древних египтян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Географическое положение Египта, занятия древних египтян, Значение р. Нил в развитии древнеегипетской цивилизации появление древнеегипетского...
Письменность и знания древних египтян iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Письменность и знания древних египтян iconУрок №12. Боги Древнего Египта. Цели урока по линиям развития ученика
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм
Письменность и знания древних египтян iconРеферат по дискретной математике на тему: Шифросистемы с открытым...
История криптографии ровесница истории человеческого языка. Более того, первоначально письменность сама по себе была криптографической...
Письменность и знания древних египтян iconКалендарно-тематическое планирование 1 класс (34 часа) №
Представление о Вселенной у древних народов Севера, Индии, Греции. Выполнение поделки «Вселенная древних индусов», «Вселенная древних...
Письменность и знания древних египтян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Письменность и знания древних египтян iconРеферат по теме: История костюма древних славян
Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология. Особенно полезными для изучения древних одежд оказались мужские,...
Письменность и знания древних египтян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История физической культуры. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила...
Письменность и знания древних египтян iconСамостоятельная работа по подготовке и защите реферата, зачёт, экзамен....
Бога и особенности этого процесса. В процессе изучения курса студенты должны получить также четкое представление о специфике древних,...
Письменность и знания древних египтян iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск