Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока





Скачать 54.65 Kb.
НазваниеТема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока
Дата публикации06.08.2013
Размер54.65 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема: «Письменность и знания древних египтян».

Цели урока:

  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте; на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки; раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся; на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов формировать умение сравнивать различные явления.

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов; воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование: учебник, папирус, карта «Древний Египет».

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.

Словарь: папирус

Ход урока.

Проверка Д/З.

Разминка

ПТ

РДП

«Я знаю, что в Древнем Египте…» (ученики по очереди произносят по одному предложению, заканчивая указанную фразу, повторяться нельзя. Учитель: «Я знаю, что Древний Египет расположен по берегам Нила







Изучение нового материала

План урока:

1. Школы в Древнем Египте

2.  Письменность.

3. Математические знания.



**********************************************************************************





1. Школы в Древнем Египте

  • Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

?? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (Там готовили чиновников-писцов)

  • Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

  • В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 15-ти лет.

?? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Почему?
2. Письменность

?? Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать).

  • Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки.

?? Знаете ли вы, как назывались египетские буквы?

(Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”).

  • Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

?? Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.

?? Многие слова изображались рисунками.

Задание:предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (ученики чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов и демонстрируют учителю).

?? Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения?

  • В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).

?? Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить).

?? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах).

  • Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты.

?? Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).

  • А как был раскрыт секрет египетских иероглифов?

Сообщение ученика о Франсуа Шампольоне: Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Ученик нажимает на плиту и надпись под ней, все исчезает.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый. Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона.




  • Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

  • Попробуем разгадать друг другую надпись.




  • Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос).


?? Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

  • Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

  • Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки.


3. Знания египтян.

?? Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету).

?? На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике

  • Для записи подсчетов египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано. Учитель открывает шторку и показывает иероглифы.



(Ученики отгадывает и записывают число в тетради)

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),

2. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски).

3. запишите год своего рождения.

?? Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

  • Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

  • Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновники – но для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

?? Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

?? Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев.

Задания: измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).
Итог урока:

Ребятам по очереди предлагается высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:



Домашнее задание: §12, подготовиться к контрольной работе (п.6-12)


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconУчебник: А. А. Вигасин История древнего мира Тема: «Письменность, знания древних египтян»
...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconПисьменность и знания древних египтян
Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетской письменности, с развитием научных знаний в Древнем Египте, показать, что древние...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconКраткое содержание проекта Проект предназначен для учащихся 5 классов....
«Искусство древнего Египта». Проект направлен на формирование у учащихся представлений о культуре древнего Египта, ее значения для...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Бакчарская сош» по теме «Письменность и знания древних египтян» учителя истории Роголевой Натальи Маркеловны и учителя русского...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconУрок по истории в 5 -6 клас сах. Тема в 5 классе «Древний Восток»,...
Объясняет новый материал уч- ся 6 кл, контролирует работу с тетрадями, с картами в атласе и учебнике
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconУрок №12. Боги Древнего Египта. Цели урока по линиям развития ученика
Умение объяснять мировоззрение древних египтян в эпоху Древнего мира, используя понятия: религия, миф, жрец, храм
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconУрок 13
Анализируя памятники культуры Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconМузыковед и астроном расшифровали нотную грамоту древних египтян
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconТема: Животные Цели урока
Цели урока имеют комплексный характер. Учащиеся на уроке, используя ранее усвоенные знания, приобретённые навыки, активизируют память,...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Географическое положение Египта, занятия древних египтян, Значение р. Нил в развитии древнеегипетской цивилизации появление древнеегипетского...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconТема урока. Конус. Сечение конуса плоскостями Цели урока
Цели урока. Систематизировать и обобщить знания о конусе. Продолжить формировать умения выявлять связи между элементами конуса. Продолжить...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconТема учебного занятия: Вода в природе. Получение чистой воды
Цели урока: закрепить знания, полученные ранее, ввести новые понятия, научить использовать эти знания на практике, закрепить их на...
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconТема урока: Наука о природе Земли
Постановка цели урока в процессе урока, мотивация учебной деятельности(формулировка цели урока)
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconКонспект урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Единицы измерения...
Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconТема урока. Зачем нужны автомобили?
Цели и задачи: формировать знания о назначении, устройстве, разнообразии автомобилей
Тема: «Письменность и знания древних египтян». Цели урока iconУрок по географии. 8 класс. Тема урока «Байкал- чудо природы во всех отношениях.»
Цели урока Сформировать знания о Байкале, показать красоту, уникальность природы, ценность древнего природного комплекса и природных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск