«Согласовано» «Согласовано» Утверждаю
Руководитель МО Заместитель Директор МБОУ
_________/_____________ руководителя по УВР «Елховская СОШ»
ФИО МБОУ «Елховская СОШ» ________/_________________
Протокол № ____от _______/_________________ ФИО
«_____» ______________2012_г. ФИО Приказ № __________ от
«_______»________________2012_г «_______» _____________2012_г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИЯ, ЗА 6 КЛАСС МБОУ «ЕЛХОВСКАЯ СОШ»
ХАСАНШИНОЙ ЭЛЬВИРЫ НАИЛЕВНЫ,
УЧИТЕЛЯ истории и обществознания Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____1____от
«_28___» __августа___2012г
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Нормативной базой составления данной программы являлись:
- Программы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по Всеобщей истории Базовый уровень. – под ред. С.В. Колпакова, М.В. Понамарева и др. - М.: Дрофа, 2007;
-на основе программы по курсу «История России». Программа для общеобразовательных учреждений по истории. Авторы программы: Данилов А.А., Косулин Л.Г.. Допущено Министерством образования и науки РФ Москва «Просвещение», 2007 год.
- в соответствии с программой, разработанной в полном соответствии с обязательным минимум содержания курса «Программа по истории татарского народа и Татарстана» Казань: Изд-во Института истории АН РТ. – 2005. Под ред. Султанова Ф.М.
образовательной программой МБОУ «Елховская СОШ»
инструктивно-методического письма Министерства образования и науки «Об особенностях преподавания учебного предмета история»
базисного учебного плана РТ
учебного плана МБОУ «Елховская СОШ» на 2012-2013 учебный год.
положения школы «О рабочей программе педагога»
федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программу общего образования
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
- формирование у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности.
Цели обуславливают следующие задачи:
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;
- формирование компетентности обучающихся в области безопасности;
- формирование коммуникативных умений и навыков (умение вести диалог в паре, в малой группе, учитывая сходство и разницу позиций, взаимодействие с партнерами для получения общего продукта или результата, умение занимать различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей);
- формирование у обучающихся метапредметных умений и навыков, способствующих подготовке молодежи к жизни в условиях возросших опасностей техногенного и социального характера (умение найти, отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать для личностного развития, для решения социальных задач, понимание схем, планов и других символов).
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития следующих компетенций:
- учебно-познавательной
- коммуникативной
- исследовательской
- информационной
Для реализации целей, задач, содержания рабочей программы по элективному курсу, а также создания безопасной школы используются следующие педагогические технологии:
- педагогика сотрудничества
- проблемное обучение
- компьютерные (новые информационные) технологии обучения
- проектные и деятельностные технологии
В результате изучения истории ученик должен
1 знать основные этапы и ключевые события истории России и мира с древнейших времён до конца16 века и выдающихся деятелей истории; 2 знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; 3 знать изученные виды исторических источников; 4 уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории; 5 уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; 6 уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; 7 владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ; 8 уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; 9 использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
10 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; 11 объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; 12 уметь анализировать исторические явления, процессы факты; 13 группировать исторические явления и события по заданному признаку; 14 уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними; 15 выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; 16 определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; 17 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира, достижениям культуры; 18 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; - высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира; - объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; - использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; 19 уметь осуществлять самоконтроль и самооценку. В результате изучения курса История Татарстана учащиеся должны
- понимать процессы исторического развития Татарстана с древнейших времен до наших дней, место и роль региона и народов его заселяющих в истории России и в мировой истории в целом
- обладать теоретическими знаниями о закономерностях, тенденциях и основных этапах политического, социально-экономического и
культурного становления Республики Татарстан.
- ориентироваться в исторических терминах и понятиях, этапах исторического развития общества и становления государственности, а также в фактическом материале курса.
- приобрести навыки работы со справочным материалом и литературой, навыки самостоятельного анализа явлений общественной жизни прошлого и настоящего Рабочая программа по истории предполагает реализацию стандарта в рамках двух курсов 26 часов “Всеобщяя история. История средних веков” , и 34 часа “История России с древнейших времен до XVI в.” , а так же 10 часов национально-региональный компонент за счет резервного времени
Количество часов по программе :
всего: 70
в неделю: 2
Содержание программы
№ п/п
| Содержание
| Кол-во часов
|
| Раннее средневековье Византийская империя
| 2
|
| Великое переселение народов. Мир ислама
| 3
|
| Франкская империя . Северная Европа
| 5
|
| Вершина средневековья
Императоры и римская церковь
| 5
|
| Средневековые города. Образование сословных монархий
| 7
|
| Мир за пределами Европы
Неевропейские государства
| 4
|
| Россия в древнейшие времена
| 4
|
| Древнерусское государство IX – пер. пол. XII вв.
| 6
|
| Русские земли в XII-XIII вв.
| 3
|
| В XIII-XIV в. территория и население рроссии
| 8
|
| Образование централизованного государства в XV веке
| 13
|
| Татарстан тарихы
Иң борыңгы вакыттан - XV г.
| 10
|
Основное содержание
История средних веков
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV-XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. Основное содержание
История России с древности до конца XV века
6 класс
Введение
Что изучает история Отечества. история России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники в прошлом нашей Родины.
|