Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование»
страница1/5
Дата публикации27.07.2014
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра Методики преподавания истории

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Коммуникации, образование и технологии


ООП 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки – Теория и методика преподавания истории

Квалификация (степень) – магистр педагогического образования
Институт гуманитарных наук
Курс 1, семестр 1

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утверждён на заседании кафедры методики преподавания истории (протокол № 11 от «28» июня 2011 г.), утверждён на заседании Учёного совета Института гуманитарных наук (Протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.)
Составитель:


Доцент кафедры методики преподавания истории,

кандидат филологических наук, доцент
В.В. Шаповал
Рецензент:

Доцент кафедры методики преподавания истории,

кандидат педагогических наук, доцент
А.В. Половникова
Заведующий кафедрой:

Заведующий кафедрой методики преподавания истории,

кандидат педагогических наук, доцент
А.А. Сорокин

Вид работы

Трудоемкость

Вид итогового контроля

Компетенции




Часы

Кредиты







ауд.

16

0,5








практ. зан.


16


0,5

дискуссия, диспут,

опрос, тестирование

ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОПК-1, ОПК-2, ПК-1, ПК-3, ПК-7, ПК-8, ПК-9

самост.

92

2,5

проверка работ




курс. экз.

36

1

экзамен




Итого

144

4







ТЕМА 1 (2 часа – практическое занятие). Введение в проблематику курса. «Переустройство общества и школы». Многообразие целей и форм постановки целей образования.

План практического занятия:

1. Эволюция способов постановки целей образования.

2. Таксономия педагогических целей.

3. Образовательное пространство современной школы.

4. Образовательная среда школы

5. Какие требования следует предъявить к содержанию учебных материалов?
ТЕМА 2 (2 часа – практическое занятие). Ученые материалы, образовательные технологии, образовательная среда и результаты образования.

План практического занятия:

1. Результаты российских школьников в международном исследовании PISA.

2. Почему сегодня нельзя не обновлять школьный учебник?

3. Образовательные (педагогические) технологии

4. Развивающая образовательная среда

5. Необходимые системные изменения образовательного процесса
ТЕМА 3 (2 часа – практическое занятие). Как новые учебные материалы могут помочь решить проблемы, стоящие перед российским образованием?

План практического занятия:

1. Разработка и использование учебных пособий нового поколения.

2. Управленческие «уроки» конкурсов на создание цифровых учебных материалов нового поколения

3. Педагогические следствия промежуточных результатов конкурсов на создание цифровых учебных материалов

4. Новые средства обучения в образовательном процессе

5. Педагогическое качество цифровых образовательных ресурсов
ТЕМА 4 (2 часа – практическое занятие). Образовательное пространство школы информационного общества.

План практического занятия:

1. Два основных направления использования цифровых образовательных ресурсов.

2. Краткие итоги

3. Учебные фильмы

4. Как оценить качество цифровых образовательных ресурсов?
ТЕМА 5 (2 часа – практическое занятие). .

План практического занятия:

1. Об авторах.

2. Иван Иллич (1941 - 2002)

3. Вопросы для обсуждения

4. «Иррациональная логика»
ТЕМА 6 (2 часа – практическое занятие). Преодоление обучения.

План практического занятия:

1. Д. Белл. Преодоление обучения.

2. Почему обучение приобрело непропорционально большое значение в обществе?

3. Разграничение между обучением и образованием
ТЕМА 7 (2 часа – практическое занятие). Содержание образования.

План практического занятия:

1. Научные основания гуманистически ориентированного образования.

2. Tри аспекта гуманизации образования

3. Культурологическая концепция содержания образования

4. Педагогическая модель социального опыта

5. Принципы соответствия общим целям современного образования
ТЕМА 8 (2 часа – практическое занятие). Единый государственный экзамен и проблемы итоговой аттестации.

План практического занятия:

1. Единый государственный экзамен: альтернативные решения.

2. Основные выводы и предложения
2.3. Тематический план курса
ТЕМА 1 (2 часа – практическое занятие). Введение в проблематику курса. «Переустройство общества и школы». Многообразие целей и форм постановки целей образования
План практического занятия:

1. Эволюция способов постановки целей образования.

2. Таксономия педагогических целей.

3. Образовательное пространство современной школы.

4. Образовательная среда школы

5. Какие требования следует предъявить к содержанию учебных материалов?
В ходе учебных занятий по данной части курса слушатели должны понять, что ориентация школы «на вливание в ученика знания» решала, прежде всего, задачу «выдачи из школы в жизнь» человека «правильно обученного», который «избегает неопределенностей», наполняющих реальную жизнь. Это достигалось, прежде всего, ориентацией («настройкой») образовательного процесса «под учителя» и игнорированием ученика как субъекта. Так повелось со времен Коменского, который назвал свое главное творение:
«ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА, содержащая универсальное искусство учить всех всему или верный и тщательно обдуманный способ создать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых все юношество того или иного пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни1».

Одним словом, ученик обученный предпочитался ученику обучаемому. Но, как известно, ситуация «вне школы» изменилась на прямопротивоположную, что не может не сказаться на школе.



    1. Эволюция способов постановки целей образования


О необходимости обновления школы: содержания образования, форм организации учебного процесса, не говорит сегодня, только ленивый. Учитывая, что теоретическая дискуссия по данному вопросу выходит, на наш взгляд, за рамки настоящего курса, мы лишь обозначим основные векторы изменений.

Обозначение результатов (целей) образования через набор учебно-предметных содержательных единиц является сегодня бесперспективным. Как следствие, результаты образования мигрируют от нормирования деятельность учителя («…познакомить ученика с…») – к определению планируемых учебных достижений, которые достигаются в определенным образом организованном образовательном процессе (процессе учения). Образно говоря, человек обученный уступает место человеку обучаемому. Для школы это означает, что в триаде: «знания», которые принято рассматривать как совокупность содержательных единиц, содержащихся в стандартах учебных предметов – «умения» – «навыки» ударение перемещается с первого существительного на второе. «Перенос ударения» и определяет необходимость дальнейшей работы с понятием «умения», точнее – «общеучебные умения».
1.2. Таксономия педагогических целей или – для чего в школе решают «задачи про бассейны»
Если речь заходит о формировании умений, нельзя не обратиться к анализу теории Б. Блума. Достаточно ясная иерархия уровней освоения учебного материала: «ЗНАНИЕ» - «ПОНИМАНИЕ» - «ПРИМЕНЕНИЕ» - «АНАЛИЗ» - «СИНТЕЗ», хотя и подверглась в последнее время некоторой небезосновательной критике, остается наиболее простой, а потому – самой распространенной. Движение от «запоминания и воспроизведения понятий и правил» к «использованию знания для решения проблемы» (учебные цели в когнитивной области) вполне созвучно обозначенному нами выше «вектору изменений».
1.3. Образовательное пространство современной школы как место ученического действия или о том, что все люди (ученики, школьники) разные

Целью (задачей) современной школы становиться не пресловутая «трансляция образцов культуры» выраженных в совокупности педагогически адаптированных основ наук, а создание условий, в которых ученик имеет шанс освоить подходящие именно ему средства создания этих самых образцов (приобретет социальный опыт). Освоение (присвоение) учеником этих средств разрешения проблем и будет результатом образования.

Набор общеучебных умений – избыточный список интеллектуальных умений, освоение которых, можно предположить, позволит человеку результативно действовать в нестандартных ситуациях. Для каждой конкретной личности, этот список – свой собственный. Списки эти могут быть похожи, но никогда не являются идентичными.


    1. Образовательная среда школы


Если рассматривать образовательный процесс как совокупность условий, которые создаются в школе для максимально эффективного освоения учеником образовательного стандарта (совокупности содержания учебных материалов, образовательных технологий и образовательной среды, то есть – содержания образования) той или иной ступени обучения, то изучение возможных направлений его изменений и есть задача проектировщика (конструктора) завтрашней школы. Сконструировать школу – значит представить, как будет организовано пространство взаимодействия между субъектами образовательного процесса, то есть – «ощутить среду обитания школьника».
1.5. Выводы или - о чем нам с Вами имеет смысл далее говорить?
Попробуем последовательно ответить на вопрос: «Какие требования следует предъявить к содержанию учебных материалов (образовательным технологиям, образовательной среде) для того, чтобы «выстроенный на них» образовательный процесс способствовал бы росту компетентности школьников?»
Рекомендации по организации учебных занятий по данному разделу:

1. Процедура: «Забудьте все, чему Вас учили в школе…».

Проведение данной процедуры направлено на то, что бы показать, что "…во всех делах полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что вы с давних пор считали не требующим доказательств» (Б. Рассел).
Результатом проведения экспертизы должно стать понимание того, что информация, которую получают школьники в ходе ознакомления с учебными предметами, является лишь учебным материалом. Присваивают же они, в лучшем случаи, интеллектуальные умения (универсальные способы мыследеятельности, характерные для одноименной предмету науки) и, обычно, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса. Одним словом, процедура направлена на актуализацию («присвоение») широко известной фразы М. фон Лауэ (автора, как раз, мало кто помнит): «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
2. Процедура: «К вопросу о «друзьях» и «врагах» школьных реформ»

Данная процедура обеспечивает понимание того, что интересы всех «заказчиков» по отношению к школе, как правило, лежат вне объективного контекста развития общества.
3. Процедура: «Информационное (постиндустриальное) общество и образование»

Основные задачи:

  • Пробудить интерес слушателей к текстам, раскрывающим суть изменений, произошедших в мире в период вхождения общества (школы) в информационную стадию развития;

  • Продолжить работу по прояснению ситуации с объективностью, неизбежностью реформы современной школы, связанной с технологическими изменениями в окружающем ее мире. Школа (характер труда и взаимоотношений в ней) не может отличаться от окружающей ее действительности. Если это случиться, то ее выпускник не приобретет умений, которые позволят ему быть успешным в самостоятельной жизни.

  • Следует, также, обратить внимание на то, что реформа школы – объективный процесс. Это не есть выдумка либералов и «космополитов безродных», «поднявших руку» на отечественную школу. Убрав из отличной, высокоэффективной (для своего времени) советской школы (в полной мере это относится к отечественной школе 60-70 гг.), мы не достигнем желаемого результата.


ТЕМА 2 (2 часа – практическое занятие). Ученые материалы, образовательные технологии, образовательная среда и результаты образования.
План практического занятия:

1. Результаты российских школьников в международном исследовании PISA.

2. Почему сегодня нельзя не обновлять школьный учебник?

3. Образовательные (педагогические) технологии

4. Развивающая образовательная среда

5. Необходимые системные изменения образовательного процесса
Раздел 2. «Ученые материалы, образовательные технологии, образовательная среда и результаты образования»
В этой части учебного курса преподаватель должен продемонстрировать слушателю необходимость кардинального изменения взглядов на используемые в образовательном процессе средства и методы «учения-обучения». Индикаторами грядущих изменений являются результаты российских школьников в международных исследованиях качества образования, а главным ресурсом – цифровые средства обучения, которые способствуют росту учебной активности школьников.
Рефреном данной темы может стать цитата одной из работы Г. П. Щедровицкого: «…Наука, с самого начала, оказывается неадекватной ситуационному характеру деятельности практика…». Опережая время, он предупреждал, что количество проблем, которые успешный человек должен решать в производственной, общественной и личной жизни, а так же многообразие возможных способов их разрешения, в самом скором времени, превысят «критическую массу» и… развалят традиционную, ориентированную лишь на «большую науку» систему образования2.
Заметим, что введение профильного обучения в старшей школе продемонстрировало на практике правильность данного утверждения каждому думающему учителю. В ходе работы (по учебнику) на уроке физики в гуманитарном, физико-математическом и универсальном классе решают принципиально различные педагогические задачи.
2.1. Результаты российских школьников в международном исследовании PISA и школьный учебник или – почему сегодня нельзя не обновлять школьный учебник, менять методы обучения.

Анализ результатов российских школьников в международных исследованиях PISA (Program for International Student Assessment) убедительно показывает, что качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом. Лучше наше образование или хуже – вопрос, видимо, праздный. Ответ на него определяется теми приоритетами, которые выбирает страна в сфере образования. Безусловным является тот факт, что в России эти приоритеты не такие, как в других странах.
2.2. Почему сегодня нельзя не обновлять школьный учебник?

Новое поколение учебных материалов – это качественно иной тип учебной литературы. Конечно, надеяться, что она появиться в ближайшее время – не приходится. Но разрабатывать прототипы таких материалов, продвигать их, знакомить с ними учителей – можно уже сегодня.





Учебные материалы

Традиционные

Современные

Планируемый результат

Идеальный ученик – умеющий и знающий.

Идеальный ученик – «делатель», производитель отчуждаемого продукта.

Ориентация (основной пользователь)

Ориентирован на учителя (организует процесс обучения).

Ориентирован на ученика и учителя (организует процессы учения и обучения).

Принцип построения

Основной модуль – тема одноименной предмету науки; предполагается, что учебный материал будет вещать учитель, «наполняя сосуд» (голову ученика).

Основной модуль – задача (проблема) всестороннее рассмотрение которой способствует формированию потребности осознанного практического действия и ученика и учителя.


2.3. Образовательные (педагогические) технологии: взгляд в самое ближайшее будущее.

Понятие образовательная и/или педагогическая технология относится к одному из самых неопределенных в современной педагогике.

И все-таки, при весьма большом «разбросе» смыслов, все определения имеют одну общую характеристику – «Ключевыми признаками строгого представления о педагогической технологии являются:

  • диагностичность описания цели,

  • воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемых),

  • воспроизводимость педагогических результатов3».


Учитывая тот факт, что разговор о целях (задачах) и результатах образования мы уже вели выше, сузим поле проблем до обсуждения характера деятельности обучающего и обучаемых и рассмотрим его в данной теме.
2.4. Развивающая образовательная среда должна, как минимум:

  • Мотивировать продуктивное, инициативное ученическое действие, чему в традиционной педагогике препятствовала позиция учителя, который объяснял «как надо», а не содействовал развитию.

  • Стимулировать индивидуальный рост ученика через предоставление возможности каждому предъявить собственную позицию не только учителю. Это может быть достигнуто при кардинальном изменении формата работ, которые выполняет ученик в рамках системы контроля уровня его достижений, сопровождающей эти процедуры системы оценивания.

  • Создавать условия, при которых учителя, смогут демонстрировать не только и не столько свою «выучку», а образцы продуктивной, творческой работы не по шаблону.


2.5. Краткие выводы или – сегодня нам нужен человек не обученный, а обучаемый
Необходимы системные изменения образовательного процесса, под которыми мы понимаем совокупность условий, которые создаются в школе для максимально эффективного освоения учеником образовательного стандарта (содержания образования) той или иной ступени обучения.

Подспорьем в этом могут и должны стать, пришедшие в школу цифровые образовательные ресурсы или, шире – информационно-коммуникационные технологии.
Рекомендации по организации учебных занятий по данному разделу:

1. Процедура: «Мы строим дом или о чем нельзя забывать, планируя учебное занятие, разрабатывая образовательную программу школы».
Основная задача состоит в том, чтобы продемонстрировать слушателям значимость постановки целей и задач при планировании учебного занятия, в ходе разработки программ развития. Результатом должно стать то, что педагоги и управленцы (слушатели программы) начнут думать о дизайне урока, программах развития образовательных учреждений в контексте образовательных достижений (результатов образования).

2. Процедура: «Кто и кого учит в российских школах?».
В российских школах сложилась странная ситуация. Все исследования показывают, что ни ученики, ни учителя, чаще всего не ощущают ни пола, ни возраста, не говоря уж о таких характеристиках как гражданин, семьянин и т.д. Они, в первую очередь, учителя, ученики, отличники и т.д. Возможно ли, в этом случае, ситуация, при которой учитель станет помощником ученика, они станут соратниками (основной принцип личностно ориентированной, так называемой «субъектно – субъектной» педагогики)? Дискуссию по этому вопросу поможет начать настоящая процедура.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Информационные технологии...
Направление 050100. 68. Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культура речи»
Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconКнига и чтение в педагогическом дискурсе учебно-методический комплекс...
Педагогическое образование «Филологическое образование (бакалавриат)», форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история информатики...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование и технологии ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Экологизация экономики»
Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Экологическое образование Форма подготовки очная


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск