Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»





Скачать 280.84 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Дата публикации29.04.2015
Размер280.84 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра русской литературы и фольклора

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ООП 050100.62 «Педагогическое образование»

(профиль «Русский язык, литература»)
уровень подготовки: бакалавриат
квалификация: бакалавр педагогического образования
курс 1, семестр 2
форма обучения: очная

Москва 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры русской литературы и фольклора, протокол № 1 от 30 августа 2011 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________.
Составители:

Доктор филологических наук, профессор С.Н. Травников

Кандидат филологических наук, доцент И.Н. Райкова
Рецензент:

Доктор филологических наук, профессор С.А. Джанумов
Заведующий кафедрой:

Доктор филологических наук, профессор С.А. Джанумов

Часть I. Программа дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавриата 050100.62 «Педагогическое образование», утвержденного Приказом № 46 Минообрнауки РФ от 17 января 2011 г., основана на рекомендациях УМО, составлена в соответствии с учебным планом Института гуманитарных наук ГОУ ВПО МГПУ по данному направлению, профилю «Русский язык, литература».

Дисциплина готовит студентов к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической (в учреждениях среднего общего образования), научно-исследовательской и культурно-просветительской.

Цель учебной дисциплины:

формирование компетентного специалиста, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений, навыков в области древнерусской литературы и культуры.

Задачи учебной дисциплины:

  • формирование представлений о специфике древнерусской (русской средневековой) словесности в контексте культуры;

  • рассмотрение литературного процесса в Древней Руси, его основных периодов и закономерностей;

  • знакомство с важнейшими памятниками литературы XI XVII веков;

  • знакомство с творческими индивидуальностями русских средневековых писателей и их художественными открытиями, ставшими основанием для последующего развития русской литературы;

  • изучение родов и жанров древнерусской литературы;

  • овладение методами и приемами филологического анализа и интерпретации литературных произведений;

  • общее ознакомление с историей изучения литературы данного периода.


Место дисциплины в основной образовательной программе:

Курс «История древнерусской литературы» входит в вариативную часть цикла Б3 (цикла профессиональных дисциплин) учебного плана бакалавров и читается во 2 семестре. Дисциплина является смежной с курсами «Введение в литературоведение», «Русский фольклор», «История» и «Культурология». Она является основой для последующего изучения основных историко-литературных и теоретико-литературных дисциплин. В рамках курса также осуществляются межпредметные связи с этнологией, общей психологией и историей искусства.
Требования к первоначальному уровню подготовки обучающегося:

Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен иметь первоначальное представление о литературе и культуре Древней Руси, полученное из курса русской литературы средней общеобразовательной школы или образовательных учреждений среднего профессионального образования (для выпускников таких учреждений). Необходимым фоном обучения является также хорошее знание русского фольклора и отечественной истории.
Требования к уровню освоения дисциплины

Дисциплина направлена на формирование у студента следующих компетенций:

  • готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

  • способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

  • способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2);

  • способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

  • готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

  • готов к филологической интерпретации и анализу литературных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции художественного сознания и специфики творческого процесса (СК-3);

  • владеет приемами текстологического анализа (СК-5).


Студент, завершивший изучение дисциплины, должен:

- знать тексты художественных произведений, рекомендованных для обязательного чтения, уметь отвечать на вопросы по их содержанию, цитировать их;

- иметь теоретические представления о специфике отечественной средневековой литературы;

- знать основные положения рекомендованной основной учебной, учебно-методической и (выборочно) дополнительной научной литературы по дисциплине;

- владеть навыками самостоятельного филологического анализа литературных текстов, применяя усвоенные теоретические знания на практике и используя понятийно-терминологический аппарат дисциплины;

- уметь самостоятельно выявлять межпредметные связи изучаемых произведений в рамках гуманитарной области знания, например, фольклорно-литературные связи;

- уметь демонстрировать приобретенные знания, умения, навыки в ходе устной (в том числе публичной) и письменной коммуникации, в том числе используя при этом информационные технологии;

- применять полученные знания в дальнейшей профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности, а также научно-исследовательской работе в области истории литературы.
Трудоемкость дисциплины: 4 зачетных единицы (кредита), или 144 часа.


Виды учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

144

Аудиторные занятия

54

Лекции

36

Практические занятия

18

Самостоятельная работа

63

Вид итогового контроля – экзамен

36

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Особенности литературы Древней Руси и этапы ее развития.

Причины возникновения и специфика развития литературы XI – XVII вв. Периодизация. Жанровое своеобразие. Особенности поэтики словесности литературы средневековья.

История русского летописания XI – XVI вв.

«Повесть временных лет» как литературный памятник XI – XII вв. История создания летописи. Художественное своеобразие произведения. Объект изображения, назначение, тип повествования, стиль изображения, сюжетика, композиция, стиль. Анализ повести об основании Киева, сказания о смерти Олега от сюжета коня своего, повести об ослеплении Василька Теребовльского.

Становление жанров ораторской прозы в литературе Киевской Руси.

Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дидактическое красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха. Владимир Мономах как писатель и персонаж. Климент Смолянич, Кирилл Туровский, Даниил Заточник.

Национальное своеобразие агиографической литературы Древней Руси.

Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития.

Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси.

Проблема теории и истории жанра. Маршрута хождения и судьбы паломников. «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю.

«Слово о полку Игореве» как вершинное явление древнерусской литературы.

Историческая основа произведения. Проблема авторства и времени создания «Слова». Художественный мир «Слова». Жанровое своеобразие памятника. Композиция «Слова». Специфика сюжета. Ансамблевый характер системы образов. Природа в «Слове». Художественное пространство и время произведения. Значение памятника в истории мировой культуры.

«Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика.

История создания и редакторской работы над сборником. Русский идеал святости. Демонология патериковых рассказов. Жанрово-стилевые особенности патериков.

Героическая тема в русской литературе XI – XVI вв.

Жанровое многообразие героической темы. Причины популярности воинских повестей Древней Руси. Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе. Повесть о разорении Рязани Батыем. Историческая основа повести. Идейно-тематический комплекс произведения, композиция, сюжетика. Система образов. Памятники Куликовского цикла. Летописные повести о стоянии на Угре 1480 г. Повести о походах Ивана III и Ивана IV на Новгород. Поэтика военных повестей.

Агиографическое творчество Епифания Премудрого.

Национальное своебразие агиографии Московской Руси. «Житие Стефана Пермского» как образец стиля «плетения словес». Поэтика «Жития» Сергия Радонежского.

Русская повесть XV века.

Возникновение повести XV столетия. «Повесть о взятии Царьграда турками»: художественное совершенство памятника. Житийные повести: «Повесть о житии Михаила Клопского» повести об основании монастырей. Беллетристические повести об мутьянском воеводе Дракуле и Дмитрии Басарге.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Причины путешествия, маршрут и хронология. Объекты изображения в «Хождении». Жанровая необычность путевых записок. Структура произведения. Роль повествователя в организации материала. Хронотоп. Язык и стиль записок.

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».

Время создания и проблема авторства повести. Традиционное и новаторское в поэтике произведения. «Повесть о Петре и Февронии» и фольклор. сюжет и композиция произведения. Европейские параллели в «Повести о Петре и Февронии».

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

История взаимоотношений Ивана Грозного и Андрея Курбского. Взгляды политиков и характер царской власти и взаимоотношения царя и подданных. Индивидуально-авторский стиль Грозного и Курбского. Художественное мастерство царя-писателя.

Монументальные литературные памятники XVI века.

Волоколамский патерик как русский образец патерикографии. Просветительская деятельность митрополита Макария. Великие минеи четьи – полное собрание произведений литературы XI – XVI вв. идейно-тематический комплекс «Домостроя».

«История о Казанском царстве» как новый этап исторического повествования.

Проблема авторства. Особенности жанра, композиции, сюжета. Исторические, литературные, фольклорные источники памятника. Поэтика произведения.

Русская повесть XVII века.

Формирование исторической беллетристики. Эволюция жанра воинской повести. Бытовая повесть. Проблема национально-исторического и вечного. «Повесть о Горе-Злочастии». Философская основа произведения. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему Фауста. Проблема вымышленного и реального в произведении. Философская основа повести. Художественное своеобразие произведения. Особенности сюжетики. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Горе-Злочастии»: общность и различия.

Становление русской сатиры.

Причины возникновения и особенности развития русской сатиры в XVII веке. Жанровое многообразие сатиры. Тематика. Образная система. Смеховой мир литературы Древней Руси.

Возникновение стихотворства и драматургии.

Стихотворчество периода Смуты. «Приказная школа» стихотворства. Рождение русского театра. Особенности ранней драматургии.

Житие протопопа Аввакума.

Традиционное и новаторское в «Житии Аввакума». Жанровая природа произведения. Характер изображения общества и человека. Психологизация повествования. Трагическое и комическое в «Житии». Особенности стиля Аввакума.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Основная

Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В.В. Кусков. М., 1986.

Древнерусская литература / Сост. О.В. Творогов. М., 1995.

Древняя русская литература: Хрестоматия / Сост. Н.И. Прокофьев. М., 2000.

Древнерусская литература / Сост. и коммент. С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская, Е.Г. Июльская. М., 2002.

История русской литературы XI – XVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985.

Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 2002.

Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990.

Травников С.Н., Ольшевская Л.А. Древнерусская литература. М., 2007.
Дополнительная

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 1966.

Древняя русская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. Л.Н. Гусева, Л.Л. Короткая. Минск, 1979.

Елеонская А.С. и др. История русской литературы XVII – XVIII веков. М.. 1969.

Еремин Е.П. Лекции по древней русской литературе. Л., 1987.

История русской литературы: в 10-ти тт. М.; Л., 1941 Т. 1; М.; Л., 1946. Т. 2. Ч. 1; М.; Л.,1948. Т. 2. Ч. 2.

История русской литературы: В 3-х тт. М.; Л., 1958. Т. 1.

История русской литературы: В 4-х тт. Л., 1980. Т. 1. С. 11-64.

Кусков В.В., Прокофьев Н. И. История древнерусской литературы. Л., 1987.

Орлов А.С. Древняя русская литература XI – XVII веков. М.; Л., 1945.

Пиккио Риккардо. История древнерусской литературы. М., 2002.

Хрестоматия по древней русской литературе / Сост. М.Е. Федорова и Т.А. Сумникова. М., 1986.

Хрестоматия по древнерусской литературе XI – XVII веков. / Сост. А.Н. Ужанков. М., 1991 (с коммент. на англ. яз.).
Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория, оборудованная мультимедийной техникой, – для просмотра видеоматериалов по ряду тем, а также для показа презентаций, сопровождающих устные доклады студентов.

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения дисциплины
Лекции: 36 часов по учебному плану.

Практические занятия (в форме семинаров): 18 часов по учебному плану в группе.

Самостоятельная работа: 63 часа по учебному плану.

Промежуточная аттестация: экзамен во 2 семестре.

Всего: 144 часа по учебному плану.
Примерное распределение трудоемкости дисциплины

по видам учебной работы и разделам содержания




Раздел содержания

лекций (ч.)

практ.

занятий (ч.)

самост.

работы студента (ч.)

1.

Особенности литературы Древней Руси и этапы ее развития.

2

0

4

2.

История русского летописания XI – XVI вв.

2

2

3

3.

Становление жанров ораторской прозы в литературе Киевской Руси.

2

0

3

4.

Национальное своеобразие агиографической литературы Древней Руси.

2

0

3

5.

Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси.

2

0

3

6.

«Слово о полку Игореве» как вершинное явление древнерусской литературы.

4

4

4

7.

«Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика.

2

0

3

8.

Героическая тема в русской литературе XI – XVI вв.

4

2

3

9.

Агиографическое творчество Епифания Премудрого.

2

0

3

10.

Русская повесть XV века.

2

0

3

11.

«Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

0

2

3

12.

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».

0

2

4

13.

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

0

2

4

14.

Монументальные литературные памятники XVI века.

2

0

3

15.

«История о Казанском царстве» как новый этап исторического повествования.

2

0

3

16.

Русская повесть XVII века.

2

2

4

17.

Становление русской сатиры.

2

0

3

18.

Возникновение стихотворства и драматургии.

3

0

3

19.

Житие протопопа Аввакума.

1

2

4




ИТОГО:

36

18

63

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛЕКЦИИ


  1. Особенности литературы Древней Руси и этапы ее развития.

Причины возникновения и специфика развития литературы XI – XVII вв. Периодизация. Жанровое своеобразие. Особенности поэтики словесности литературы средневековья. – 2 часа.

2. История русского летописания XI – XVI вв.

«Повесть временных лет» как литературный памятник XI – XII вв. История создания летописи. Художественное своеобразие произведения. – 2 часа.

3. Становление жанров ораторской прозы в литературе Киевской Руси.

Торжественное красноречие. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. Дидактическое красноречие. «Поучение» Владимира Мономаха. Климент Смолянич, Кирилл Туровский, Даниил Заточник. – 2 часа.

4. Национальное своеобразие агиографической литературы Древней Руси.

Житийный цикл произведений о Борисе и Глебе. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как классический образец преподобнического жития. – 2 часа.

5. Формирование жанра «хождения» в литературе Древней Руси.

Проблема теории и истории жанра. Маршрута хождения и судьбы паломников. «Хождение» игумена Даниила в Святую Землю. – 2 часа.

6-7. «Слово о полку Игореве» как вершинное явление древнерусской литературы.

Историческая основа произведения. Проблема авторства и времени создания «Слова». Художественный мир «Слова». Значение памятника в истории мировой культуры. – 4 часа.

8. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика.

История создания и редакторской работы над сборником. Русский идеал святости. Демонология патериковых рассказов. Жанрово-стилевые особенности патериков. – 2 часа.

9-10. Героическая тема в русской литературе XI – XVI вв.

Жанровое многообразие героической темы. Причины популярности воинских повестей Древней Руси. Отражение татаро-монгольского нашествия в литературе. Памятники Куликовского цикла. Летописные повести о стоянии на Угре 1480 г. Повести о походах Ивана III и Ивана IV на Новгород. Поэтика военных повестей. – 4 часа.

11. Агиографическое творчество Епифания Премудрого.

Национальное своебразие агиографии Московской Руси. «Житие Стефана Пермского» как образец стиля «плетения словес». Поэтика «Жития» Сергия Радонежского. – 2 часа.

12. Русская повесть XV века.

Возникновение повести XV столетия. «Повесть о взятии Царьграда турками»: художественное совершенство памятника. Житийные повести: «Повесть о житии Михаила Клопского» повести об основании монастырей. Беллетристические повести об мутьянском воеводе Дракуле и Дмитрии Басарге. – 2 часа.

13. Монументальные литературные памятники XVI века.

Волоколамский патерик как русский образец патерикографии. Просветительская деятельность митрополита Макария. Великие минеи четьи – полное собрание произведений литературы XI – XVI вв. идейно-тематический комплекс «Домостроя». – 2 часа.

14. «История о Казанском царстве» как новый этап исторического повествования.

Проблема авторства. Особенности жанра, композиции, сюжета. Исторические, литературные, фольклорные источники памятника. Поэтика произведения. – 2 часа.

15. Русская повесть XVII века.

Формирование исторической беллетристики. Эволюция жанра воинской повести. Бытовая повесть. Проблема национально-исторического и вечного. «Повесть о Горе-Злочастии». Философская основа произведения. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему Фауста. – 2 часа.

16. Становление русской сатиры.

Причины возникновения и особенности развития русской сатиры в XVII веке. Жанровое многообразие сатиры. Тематика. Образная система. Смеховой мир литературы Древней Руси. – 2 часа.

17. Возникновение стихотворства и драматургии.

Стихотворчество периода Смуты. «Приказная школа» стихотворства. Рождение русского театра. Особенности ранней драматургии. – 3 часа.

18. Биография и творчество протопопа Аввакума – 1 час.

Итого: 36 часов.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

(в форме семинаров)

  1. Жанровое своеобразие «Повести временных лет».

Летопись в системе жанров древнерусской литературы. Объект изображения, назначение, тип повествования, стиль изображения, сюжетика, композиция, стиль. Анализ повести об основании Киева, сказания о смерти Олега от сюжета коня своего, повести об ослеплении Василька Теребовльского. – 2 часа.

  1. Поэтика «Слова о полку Игореве».

Жанровое своеобразие памятника. Композиция «Слова». Специфика сюжета. Ансамблевый характер системы образов. Природа в «Слове». Художественное пространство и время произведения. – 4 часа.

  1. Повесть о разорении Рязани Батыем.

Историческая основа повести. Идейно-тематический комплекс произведения, композиция, сюжетика. Система образов. – 2 часа.

  1. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.

Причины путешествия, маршрут и хронология. Объекты изображения в «Хождении». Жанровая необычность путевых записок. Структура произведения. Роль повествователя в организации материала. Хронотоп. Язык и стиль записок. – 2 часа.

  1. Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии».

Время создания и проблема авторства повести. Традиционное и новаторское в поэтике произведения. «Повесть о Петре и Февронии» и фольклор. сюжет и композиция произведения. Европейские параллели в «Повести о Петре и Февронии». – 2 часа.

  1. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского.

История взаимоотношений Ивана Грозного и Андрея Курбского. Взгляды политиков и характер царской власти и взаимоотношения царя и подданных. Индивидуально-авторский стиль Грозного и Курбского. Художественное мастерство царя-писателя. – 2 часа.

  1. «Повесть о Савве Грудцыне» - русская вариация на тему средневековых легенд о Фаусте.

Проблема вымышленного и реального в произведении. Философская основа повести. Художественное своеобразие произведения. Особенности сюжетики. «Повесть о Савве Грудцыне» и «Повесть о Горе-Злочастии»: общность и различия. – 2 часа.

  1. Житие протопопа Аввакума.

Традиционное и новаторское в «Житии Аввакума». Жанровая природа произведения. Характер изображения общества и человека. Психологизация повествования. Трагическое и комическое в «Житии». Особенности стиля Аввакума. – 2 часа.

ИТОГО: 18 часов.
ТЕМЫ И ФОРМЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Самостоятельная работа студентов предполагает повторение материала лекций, изучение источников (художественных текстов, учебной литературы и исследований), подготовку к практическим занятиям, в том числе устных индивидуальных докладов, написание письменных аудиторных и внеаудиторных работ, обобщение изученного при подготовке к контрольному тестированию и зачету.

Контроль за самостоятельной работой студентов также включает:

- проведение лектур на каждом практическом занятии;

- заучивание наизусть отрывков из текстов на древнерусском языке и стихов русских поэтов, посвященных истории Древней Руси (Пушкин, Майков, Блок, Самойлов, Шкляревский и др.). Список текстов для заучивания наизусть см. в изд.: Травников С.Н., Ольшевская Л.А. Древнерусская литература. М., 2007.
Устные индивидуальные доклады

Продолжительность устного доклада на практическом занятии не должна превышать 12 минут (примерно соответствует 5-7 страницам печатного текста). Доклад должен содержать не только изложение теории, но и конкретный анализ текстов с яркими примерами, цитатами. Сопровождение доклада раздаточным материалом (примеры, таблицы, схемы), показом фотографий, других иллюстраций, аудиовизуальными и компьютерными презентациями поощряется. В конце доклада необходимо назвать источники фольклорного материала и использованную литературу. Докладчик должен быть готов ответить на вопросы преподавателя и студентов по теме доклада.

Формулировка темы, материал, структура каждого конкретного выступления, рекомендуемая литература к нему обсуждаются заранее в ходе индивидуальной консультации у преподавателя.
Примерные вопросы к экзамену:

  1. Особенности литературы Древней Руси, ее вязь с фольклором и литературой нового времени.

  2. Жанровая система древнерусской литературы и ее развитие.

  3. Проблема периодизации русской литературы XI XVII веков.

  4. Переводная литература Киевской Руси XI XIII веков.

  5. История русского летописания XI XII веков.

  6. Повесть временных лет» как литературный памятник начала XII века.

  7. Русская агиография XI XIII веков и ее национальные особенности.

  8. Нестор – летописец и агиограф. Анализ «Жития Феодосия Печерского».

  9. Ораторское искусство Киевской Руси. «Поучение» Владимира Мономаха (или «Моление» Даниила Заточника).

  10. История открытия и изучения «Слова о полку Игореве».

  11. Проблема авторства «Слова…».

  12. Герои «Слова…» и их исторические прототипы. Историческая основа произведения.

  13. Художественный мир «Слова…». Анализ плача Ярославны (или другого фрагмента по выбору студента).

  14. «Прелесть простоты и вымысла» в рассказах Киево-Печерского патерика.

  15. Героическая тема в русской литературе периода монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

  16. «Повесть о житии Александра Невского» в контексте русской средневековой литературы.

  17. Памятники Куликовского цикла. Общая характеристика произведений о «Мамаевом побоище».

  18. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина».

  19. Типология жанра древнерусской повести.

  20. Литература русского Предвозрождения. Творчество Епифания Премудрого.

  21. Жанр «хождения» в литературе Древней Руси.

  22. Индийская тема в русской литературе средневековья. «Хождение за три моря Афанасия Никитина».

  23. Особенности развития русской литературы в XVI веке. Монументальные памятники этой эпохи.

  24. Русская публицистика XVI века. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

  25. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Проблема жанровой природы памятника.

  26. Образ «мудрой девы» в русской литературе (на материале произведений о княгине Ольге и «Повести о Петре и Февронии»).

  27. Традиционное и новое в развитии русской литературы XVII века. «Повесть о Горе-Злочастии».

  28. Русская сатира XVII века. Анализ одного из произведений.

  29. «Житие протопопа Аввакума» в контексте развития русской агиографии.

  30. «Повесть о Савве Грудцыне» как прообраз русского романа.

  31. Проблема русского барокко. Творчество Симеона Полоцкого.

  32. Борьба идей в русской литературе XVII века.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»
Институт гуманитарных наук

Кафедра русской литературы и фольклора


Наименование дисциплины / курса

Уровень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Количество зачетных единиц / кредитов

Форма отчетности

Курс,

Семестр

История древнерус-ской литературы

Бакалавриат

Б3, вариатив-ная часть

4

экзамен

1,

2




Смежные дисциплины по учебному плану:

Введение в литературоведение; Русский фольклор; История; Культурология


ВВОДНЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)


Тема или задание текущей работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное/

максимальное

количество баллов
















БАЗОВЫЙ БЛОК

(проверка сформированности компетенций)


Тема или задание текущей работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Минимальное/

Максимальное

количество баллов

Посещение занятий, выполнение заданий




ауд.

2

5

Выступление с докладом или сообщением на практических занятиях

устный доклад

ауд.

3

10

Обсуждение проблем поэтики литературы на практических занятиях

устные ответы

ауд.

8

15

Анализ прозаического литературного произведения средневековья

контроль ная работа

ауд.

3

10

Анализ стихотворного произведения XVII столетия

контроль ная работа

внеауд.

3

10

Историко-литературный процесс XI—XVII веков

тестиро-

вание

ауд.

7

20

Экзамен




ауд.

5

15

Итого:

31

85

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ БЛОК


Тема или задание текущей аттестационной работы

Виды текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Максимальное/

минимальное количество баллов

Литературный портрет одного из авторов древнерусской литературы

письм. работа

внеауд.

1

5

Анализ литературоведческих трудов по творчеству изучаемых авторов

реферат

внеауд.

1

10

Итого:

1

15

Итого по дисциплине:

31

100


Необходимый минимум баллов и форм работ для прохождения рубежной аттестации:

10 баллов: половина посещенных занятий; один устный ответ, одно выступление с устным докладом на практическом занятии; выполнение первой контрольной работы.
Необходимый минимум баллов и форм работ для допуска к промежуточной аттестации:

26 баллов: «отработка» пропущенных практических занятий; выполнение всех заданий базового блока (не выступившие на практическом занятии с устным докладом сдают его в письменной форме).
Виды и формы работ для допуска к выполнению Дополнительного блока:

выполнение всех заданий базового блоков до экзамена как минимум на 65 баллов.
ФИО преподавателей: Травников Сергей Николаевич, Райкова Ирина Николаевна
Утверждено на заседании кафедры от 30 августа 2011 г.

Протокол № 1.

Зав. кафедрой __________________



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культура речи»
Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины интегративный практикум:...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сравнительно-типологическое...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационные аспекты теории...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск