Скачать 0.56 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра Методики преподавания истории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИННОВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ ООП 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки – Теория и методика преподавания истории Квалификация (степень) – магистр педагогического образования Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 2 Москва 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утверждён на заседании кафедры методики преподавания истории (протокол № 11 от «28» июня 2011 г.), утверждён на заседании Учёного совета Института гуманитарных наук (Протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.) Составитель: Доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сорокин Рецензент: Профессор кафедры отечественной истории, доктор исторических наук, профессор Б.В. Леванов Заведующий кафедрой: Заведующий кафедрой методики преподавания истории, кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сорокин СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Программа учебной дисциплины
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
контроля по дисциплине стр. 36 Часть I. Программа учебной дисциплины 1.1. Пояснительная записка Курс «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» является основной частью профессиональной подготовки магистрантов института гуманитарных наук ГОУ ВПО МГПУ, обучающихся по программе магистерской подготовки «Теория и методика преподавания истории». Программа дисциплины соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), утверждённому приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 35 от 14 января 2010 года. В соответствии с учебным планом общее количество часов на изучение дисциплины предполагает 108 часов, из которых: 24 часов - аудиторная нагрузка (12 часов лекций, 12 часов практических занятий); 84 часа - самостоятельная работа магистранта. Дисциплина «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» предназначена для формирования у магистрантов современного представления о разработках в области методики преподавания социальных и гуманитарных дисциплин в России и мире. Целью курса «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» является обучение магистрантов ориентироваться в программах, учебных и методических пособиях, моделированию учебных материалов, составлению отчетов, анализу учебных занятий по истории, подготовке к педагогической практике в средней школе. Исходя из указанной цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
Место дисциплины в основной образовательной программе и межпредметные связи. Программа дисциплины «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» закладывает базовые знания в процессе обучения магистранта по направлению 050100 Педагогическое образование. Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся. Программа дисциплины «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» рассчитана на обучающихся в магистратуре и опирается на общие теоретико-методологические основы наук психолого-педагогического цикла, уже прослушанные магистрантами в процессе обучения в бакалавриате или специалитете по направлениям подготовки кадров в области педагогического образования. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина. Дисциплина «Инновационные аспекты теории и методики преподавания истории» ориентируется на подготовку магистранта к педагогической и методической работе. В рамках данного курса у магистрантов будут формироваться навыки психолого-педагогической работе с детьми, повышающие шансы трудоустройства на современном рынке труда, так как закладываются базовые навыки, необходимые для педагога-исследователя. Курс состоит из 3 разделов и 10 тем. В первом разделе курса раскрывается общее понятие методики, вводятся различия понятий «методика», «образовательные технологии», «педагогическое мастерство», излагаются основные этапы становления методики преподавания истории в средней школе, подходы к современным проблемам российской школы. Второй раздел посвящен современным подходам к моделированию учебного процесса в современной российской школе, различным формам организации преподавания учебных предметов общественно-гуманитарного цикла, в первую очередь – истории и обществоведческих дисциплин. Особое внимание в этом разделе уделено инновационным методам в преподавании истории и опыту передовых учителей. Инновационные технологии в преподавании истории: технология развивающего обучения; групповые технологии; инновационная технология «Дети пишут историю»; учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе познания истории; использование игровых методов на уроках истории и обществознания. Третий раздел посвящен проблемам современного урока истории, где разбираются вопросы особенностей современного урока истории, разбирается его структура, формы и способы организации взаимодействия между учителем и учениками, даются рекомендации по теоретической и практической подготовке учителя истории и обществознания к проектированию современного урока. Использование мультимедиа в преподавании истории и обществознания. В программе нашли отражения достижения общей методики и методики преподавания истории последних лет, дидактики, педагогической и социальной психологии, философии, современные тенденции развития исторического образования. Основная форма занятий и отчётность по курсу. Занятия по курсу проводятся в форме лекций, практических занятий и завершаются зачётом. Типы проверочных и контрольных работ – это устные выступления слушателей, а также рефераты, составленные по модели студенческой научной работы небольшого объёма и практические разработки уроков истории разнообразных форм, созданные на основе применения современных педагогических технологий различных видов, учитывающие инновационный практический опыт учителей истории. Требования к письменным работам: 1. Реферат. Объём реферата должен составлять 15-20 страниц текста (шрифт - Times New Roman; кегль – 14; интервал – 1,5; поля – верхнее и левое по 3 см., правое и нижнее по 2 см.), содержащего развёрнутое, полное изложение вопроса (переложенного в сокращённом виде в устную речь), составленное в научном стиле и имеющего композиционные части – введение, изложение материала, заключение и список литературы. Подробный план является обязательной частью реферата. Оформление реферата должно учитывать требования действующего стандарта (ГОСТ 7.1-2003 и 7.0.5-2008). Кроме того, помимо собственно текста реферата, работа должна содержать краткий анализ научной, методической и учебной литературы по рассматриваемой проблеме. 2. Разработка урока (сценарий / конспект). Разработка урока предоставляется слушателем на бумажном и электронном носителях. Урок должен быть (вне зависимости от его типа и формы) разработан в соответствии с требованиями современной методической науки. В работе должны быть чётко отражены цели, задачи, структура, содержание, ход урока, средства и методы обучения и контроля, сформулированы возможные результаты учебной деятельности школьников. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины у магистранта должны быть сформированы следующие компетенции:
Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для преподавания данной дисциплины необходима аудитория, оснащенная компьютерной техникой с выходом в сеть Internet, мультимедийный проектор, экран, доска обыкновенная или мультимедийная доска. 1.2. Содержание дисциплины Раздел I. Теоретические основы методики преподавания истории Тема 1. История становления и развития курса «Методика преподавания истории» Школьное историко-обществоведческое образование в России ХХ в. Основные этапы развития школьного исторического образования, цели обучения на каждом этапе. Программа 1920 года по истории. Отказ от предметного преподавания истории. Роль самостоятельной работы учащихся в обучении истории. «Рабочие книги по истории». Приемы и методы учебной работы. Постановление 1934 г. «О преподавании истории в средней школе». Возвращение к предметному обучению истории. Разработка программ и учебников, их достоинства и недостатки. Новые формы и методы преподавания. Линейный принцип обучения. Усиление воспитательной роли истории в годы Великой Отечественной войны. Разработка методических проблем в 50-70-е годы. Поворот в развитии методики в 80-90-е годы. Реформа школы и преподавание истории. Переход от линейного к концентрическому преподаванию истории в школе. Задачи школьного исторического и обществоведческого образования на современном этапе. Тема 2. Современные проблемы теории и методики обучения истории и обществознанию. Цели изучения истории и обществознания. Социальные функции истории и обществознания. Требования к историко-обществоведческому образованию учащихся. Государственный стандарт общего образования по истории: цели обучения истории основного и среднего (полного) образования. Государственный стандарт общего образования по обществознанию: цели обучения обществознанию основного и среднего (полного) образования. Различие целей базового и профильного уровней изучения истории и обществознания в старшей школе. Влияние целей на разработку содержания историко-обществоведческих курсов. Курсовые и поурочные цели обучения истории и обществознанию. Содержание школьного обучения истории и обществознанию. Соответствие содержания целям обучения истории и обществознанию. Научные основы построения школьных курсов истории и обществознания. Структура учебного историко-обществоведческого материала. Сложность и трудность материала по истории и обществознанию. Приемы и умения познавательной деятельности, познавательные возможности учащихся. Государственный стандарт общего образования по истории и обществознанию: обязательный минимум содержания основных образовательных программ в основной и старшей школе. Оформление содержания обучения в учебных программах и учебниках. Соотношение содержания исторического и обществоведческого образования в основной и полной средней школе. Различия в содержании базового и углубленного уровней изучения истории в старшей школе. Школьные программы по истории и обществознанию, их виды. Основные принципы построения школьных программ, их структурные компоненты. Авторские программы. Курсы отечественной истории, всеобщей истории, обществознания: базовые общеобразовательные, профильные общеобразовательные и элективные курсы. Актуальные проблемы методики обучения истории и обществознания в школе. Тема 3. Методика. Дидактика. Технология. Предмет методики преподавания истории в школе. Методика преподавания истории как педагогическая наука. Предмет, задачи методики преподавания истории. Основные факторы процесса обучения: цели, содержание, познавательные возможности, деятельность учителя и учащихся, результаты. Связь методики обучения истории с другими науками. Методы научного исследования школьного обучения истории. Организация школьного эксперимента. Дидактика. Соотношение дидактики и методики. Педагогическая технология. Взаимосвязь педагогической технологии, методики и дидактики как отраслей педагогической науки. Понятие «педагогическая технология». История развития педагогических технологий за рубежом и в России. Психолого-педагогические основы применения педагогических технологий в процессе обучения. Различные взгляды учёных на педагогическую технологию в современной науке. «Вертикальная» структура педагогической технологии: микротехнологии, модульно-локальные мезотехнологии, отраслевые макротехнологии, метатехнологии. «Горизонтальная» структура педагогической технологии: концептуальная основа, содержательная часть, процессуальная часть. Традиционный и технологический подход к построению процесса обучения. Основные критерии педагогической технологии: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Классификация педагогических технологий, различные взгляды учёных о типологии педагогических технологий. Раздел II. Инновационные подходы к процессу обучения истории в школе |
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.... «Педагогическое образование» («Предшкольное образование») обсуждена и утверждена на заседании кафедры теории и истории педагогики... | Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко... Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная | Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры русского языка... Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100. 62 Педагогическое... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины интегративный практикум:... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины сравнительно-типологическое... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы |