Скачать 466.44 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт гуманитарных наук Кафедра Методики преподавания истории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ: РАБОТА В ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ ООП 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки – Теория и методика преподавания истории Квалификация (степень) – магистр педагогического образования Институт гуманитарных наук Курс 1, семестр 2 Москва 2011 Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утверждён на заседании кафедры методики преподавания истории (протокол № 11 от «28» июня 2011 г.), утверждён на заседании Учёного совета Института гуманитарных наук (Протокол № ___ от «___» ____________ 2011 г.) Составитель: Доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат филологических наук, доцент В.В. Шаповал Рецензент: Доцент кафедры методики преподавания истории, кандидат педагогических наук, доцент А.В. Половникова Заведующий кафедрой: Заведующий кафедрой методики преподавания истории, кандидат педагогических наук, доцент А.А. Сорокин СОДЕРЖАНИЕ Часть I. Программа учебной дисциплины
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Часть I. Программа учебной дисциплины 1.1. Пояснительная записка Программа дисциплины «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» создана коллективом кафедры, соответствует стандарту: Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» января 2010 г. № 35. В соответствии с учебным планом общее количество часов на изучение дисциплины предполагает 108 часов, из которых: 24 часа – аудиторная нагрузка (12 часов – лекций, 12 часов – практических); 48 часов – самостоятельная работа магистра, 36 часов – подготовка к курсовым экзаменам. Это дает магистранту 3 кредитных единицы. Актуальность дисциплины «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» обусловлена ее практической направленности на совершенствование и завершение квалификационной работы магистра. Цели и задачи учебной дисциплины. Целью данного курса является практическая подготовка магистрантов к написанию итоговых документов по результатам, достигнутым в исторических проектах. Дисциплина «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» предназначена для формирования у магистрантов современного представления навыков современного исследователя, понимающего как работать с информацией и как представлять выводы и результаты своей работы. Работа в семинаре индивидуальным образом ведется параллельно с работой магистранта над темой курсовой работы и над итоговой работой бакалавра. Таким образом, курс представляет собой два цикла семинаров и практикумов-тренингов, направленных на формирование компетенций, необходимых для написания отчетной работы о научно-исследовательской деятельности по избранному магистрантом проекту. Исходя из указанных целей, в процессе изучения дисциплины слушателем решаются следующие задачи:
Место дисциплины в основной образовательной программе и межпредметные связи. Программа дисциплины «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» опирается на общие теоретико-методологические основы наук исторического и психолого-педагогического цикла, уже прослушанные магистрами курсы «Современные проблемы науки и образования», «История исторической науки» и играет определяющую роль на завершающем этапе специальной подготовки магистра как будущего историка-исследователя. Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся. Программа дисциплины «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» рассчитана на обучающихся в магистратуре и прослушавших курсы «Управление инновационными процессами в образовании», «Технология организации и проведения диагностики учебных достижений учащихся» и др. Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина. Дисциплина «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» ориентируется на подготовку студента к научной и социальной работе, работе с документами, корректной обработке информации, умению излагать свою позицию и аргументировать ее, дает ему в руки инструменты универсальной применимости, повышает шансы его трудоустройства на современном рынке труда, так как закладывает базовые навыки исследователя, необходимые для дальнейшего непрерывного самообразования и повышения квалификации в любой избранной области специализации. Требования к уровню усвоения дисциплины. По окончании освоения дисциплины слушатель должен:
Текущий контроль. Контроль за усвоением профессиональных знаний и выработкой соответствующих умений и навыков осуществляется в ходе семинаров, проверки письменных контрольных и др. работ, подготовленных индивидуально, в парах или в группах. Дисциплина «Интегративный практикум: работа в исторических проектах» ориентируется на подготовку магистранта к научной и социальной работе, работе с документами, корректной обработке информации, умению излагать свою позицию и аргументировать ее. Основной формой семестрового и итогового контроля является зачет. 1.2. Содержание дисциплины ТЕМА 1 (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Введение в проблематику спецсеминара. Многообразие целей и форм исторических проектов. Обсуждение подробных тезисных планов индивидуальных тем проектов (курсовых работ, докладов, статей). Методы работы с текстом источника, документа. Библиографическое описание документа, ГОСТы. Аннотирование. Реферирование. ТЕМА 2 (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Методы работы с текстом источника, документа. Реферирование. Компилирование. Оглавление и план. Структура текста. Абзацное членение текста источника. ТЕМА 3. (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Методы работы с текстом источника, документа. Специфические элементы научного текста. Работа с терминологией. Схемы, формулы, цитаты как элемент научного текста. Справочный аппарат научного текста. Работа с оглавлением, индексами, указателями. Составление и оформление оглавления, индекса, указателя. Электронная разметка оглавления, индекса, указателя. ТЕМА 4 (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Цитата и выписка, оптимальный объем цитирования. Способы оформления цитат. Сноски подстрочные, концевые. Способы нумерации. Сноски в электронных текстах. ТЕМА 5 (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Формальные требования к отчетным текстам по проектной деятельности, квалификационным работам. Содержательные требования к отчетным текстам по проектной деятельности. Редактирование текста отчета по проектной деятельности: «сквозной» содержательный контроль. Редактирование текста отчета по проектной деятельности: стыковка и доводка структурных элементов работы. ТЕМА 6 (2 часа – лекция, 2 часа – практическое занятие). Редактирование текста отчета по проектной деятельности: проверка внутренней содержательной стройности структурных элементов работы. Редактирование текста отчета по проектной деятельности: написание окончательного варианта введения и заключения. Редактирование текста отчета по проектной деятельности: составление окончательного библиографического списка. 1.3. Список рекомендуемой литературы Издания после 2005 г. Ануфриев, Александр Федорович. Научное исследование : Курсовые, диплом. и дис. работы / Моск. гос. открыт. ун-т им. М. А. Шолохова, Фак. психологии; А. Ф. Ануфриев. – М. : Ось-89, 2005. – 112 с. – Виноградова, Надежда Александровна. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : учеб. пособие: [для студентов сред. проф. учеб. заведений] / Н. А. Виноградова, Л. В. Борикова. – 3-е изд., перераб. – М. : Academia, 2005. – 96 с. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 128 c. Ганенко, Александр Петрович. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) : учебник: учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования при выполнении диплом., курсовых и письм. работ / А. П. Ганенко, М. И. Лапсарь. – 2-е изд., перераб. – М. : Academia, 2005. – 330 c. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Дневник проектной деятельности. 5-7 класс /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 48 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Дневник проектной деятельности. 8-9 класс /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 48 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 176 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 224 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности: Коммуникативный практикум: Рабочая тетрадь для 5-9 класса /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 64 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 классов /Под ред. Е. Я. Когана. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 80 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 8-9 классов /Под ред. Е. Я. Когана. – В 2 ч. – Ч. 1: Разрешение проблем. Продуктивная коммуникация. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 80 с. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 8-9 классов /Под ред. Е. Я. Когана. – В 2 ч. – Ч. 2: Работа с информацией. – Самара: Учебная литература: Федоров, 2006. – 80 с. Захарова, Виктория Васильевна. Как написать и защитить диплом : учеб. пособие для студентов эконом. спец. / В. В. Захаров, В. С. Соколов. – М. : Форум-ИНФРА-М, 2007. – 63 с. Митрофанов К.Г., Е.В. Саплина, В.В. Шаповал. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2005. — 223 с. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы // Педагогическая диагностика. – 2005. – № 5. – C. 56-58. Научное сочинение студента-историка : метод. рекомендации по написанию и оформлению курсовых и диплом. работ / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО Моск. гор. пед. ун-т, Самар. фил.; [сост. Ю. Ю. Аншакова и др.]. – Самара : СФ МГПУ, 2008. – 36 с. Новикова Т.Г. Портфолио выпускника школы: обоснование, цели, структура / Т.Г. Новикова, М.А. Пинская, А.С. Прудченков // Исследовательская работа школьников. – 2005. – N 3. – C. 9-12. Пинская М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Москва, 2007. – 24 с. Репинецкий, Станислав Александрович. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации : [сб. науч. тр.] / РАН, Самар. гор. обществ. организация "Союз молодых ученых", Моск. фил.; С. А. Репинецкий, И. А. Соколов. – М.; Самара : Изд-во Самар. науч. центра РАН, 2008. – 48 с. Издания до 2005 г. Взятышев В. В. Введение в методологию инновационной проектной деятельности. – М.: Европейский центр по качеству, 2002. – 82 с. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1991. – С. 219-224. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Под ред. Е. Е. Вяземского. М., 1999. Кларин М. В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. М., 1997. Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. – М., 1968. – 235 с. Митрофанов К. Г., Власова Е.В., Шаповал В.В. Други и другие в языке, истории, традициях... Рекомендации для авторов и участников конкурсных работ. – М.: Прометей, 2002. – 40 с. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как быстро и правильно написать конспект. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2001. – 48 с. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 64 с. Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Новейшая история глазами детей. Материалы Открытого Конкурса школьных исследовательских работ по истории 1998-2001 годов. – М.: Прометей, 2002. – 480 с. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с. Федосюк М.Ю. Объективное и субъективное в абзацном членении текста // Слова, слова, слова... Межвузовский сборник научных трудов, посвященный 65-летию со дня рожд. д. филол. наук проф. И.Г. Добродомова. – Смоленск: Смоленский государственный педагогический университет, 2000. – С. 196-203. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 с. Шаповал В.В. Митрофанов К.Г. Размышления о пространстве гуманитарного познания и гуманитарного исследования: история и филология на междисциплинарном перепутье // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: Коллективная монография / Под ред. Г.Н. Прозументовой. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 282-314. Шаповал В.В. Мнемоника, или Как запоминать даты и числа // История и обществознание для школьников. – 2002. – № 3. – С. 20-23. Шаповал В.В. Мнемоника, или Как запоминать трудные слова // История и обществознание для школьников. – 2002. – № 2. – С. 24-28. Шаповал В.В. Советы студенту (конспектирование, практические приемы запоминания). – М.: Междун. Слав. ун-т им. Г.Р. Державина, 1998. – 18 с. Эко Умберто. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки: Учебно-методическое пособие / Пер. с ит. Е. Костюкович. — М.: Книжный дом «Университет», 2001. — 240 с. Эко Умберто. Пять эссе на темы этики/ Сост. автора, пер. с итал. Елены Костюкович. – СПБ.: Симпозиум, 2000. – 104 с. Эпштейна М. На перекрестке образа и понятия (Эссеизм в литературе Нового времени) //Парадоксы новизны. – М.,1988. Безрукова, Валентина Сергеевна. Как написать реферат, курсовую, диплом / В. С. Безрукова. – СПб. [и др.] : ПИТЕР, 2004. – 176 с. Пантелеева, Н. К. Реферат – один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся / Н. К. Пантелеева // География в школе. – 2001. – № 7. – С. 68–71. Борикова, Людмила Васильевна. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу : Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. – М. : Academia, 2002. – 124 с. Московкина, И. И. Урок осмысления жанра эссе. // Литература в школе. – 1995. – N6. – С. 90–93. Карнаух, Н. Л. Эссе как один из видов школьного сочинения. // Русская словесность. – 2000. – № 5. – С. 52–59. ГОСТ 7.9 – 77 Реферат и аннотация. – Взамен ГОСТ 7.9 – 70; Введ. 01.07.78. ГОСТ 7.1 – 84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. – Взамен ГОСТ 7.1 – 76; Введ. с 01.01.86. Примечание: Полужирным шрифтом выделены издания и статьи, имеющиеся в фундаментальной библиотеке МГПУ 1.4. Список Интернет ресурсов Библиографическая запись // http://www.gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?2&/norms/stands/7_12.htm Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Содержание понятия «Качество образования» в отечественной и зарубежной образовательной практике //Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования РISА-2000.-2005.-128 с. // http://www.orenipk.ru/seminar/trebov.htm Квиташ Н.А. Технология выполнения и применения творческих /проектных/ работ учащихся на уроках общественных дисциплин // http://cit.vvsu.ru/schools/ms/metod.htm Нетрадиционные формы организации учебного процесса // http://tambov.fio.ru/vjpusk/vjp131/rabot/35/projects_at_lessons.html Сапегин 2006 – Сапегин К.В. Образовательная технология проектной деятельности // www.depedu.yar.ru/vospit/razv_vp/01/project.doc. Структура кандидатской диссертации // http://www.aspirantura.spb.ru/rukvo/struktura.html Фищев А.В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся // http://sputnik.master-telecom.ru/Docs_27/Ped.jurnal/Vio/Vio_16/cd_site/Articles/art_1_14.htm Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 с. // http://libmax.ru/read_101468.html Шаповал В. В. Филолог и историк на междисциплинарном перепутье (2001) // http://www.philology.ru/marginalia/shapoval14.htm Шаповал В. В. Работа с источниками на уроках истории (2000) // http://www.philology.ru/marginalia/shapoval19.htm Электронный каталог РГБ // http://2025790.495.su Электронный каталог РГБ. Поиск по сочетанию полей // http://aleph.rsl.ru/F/?func=file&file_name=find-a ЭЛЕКТРОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ КАФЕДРЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ МГПУ Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как быстро и правильно написать конспект. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2001. – с. 25. Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – С. 24-26. Митрофанов К.Г., Е.В. Саплина, В.В. Шаповал. Рекомендации и тренировочные материалы для подготовки к тестированию по истории России. Учебное пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Транзиткнига», 2005. – С. 135-156. Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины 2.1. План освоения дисциплины
2.2. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ и методических приложений к магистерским работам
2.3. Тематический план курса |
Учебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности) | ||
Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко... Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс дисциплины сравнительно-типологическое... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины инновационные аспекты теории... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... |