Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»





Скачать 333.4 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
страница1/3
Дата публикации22.07.2014
Размер333.4 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»


Институт гуманитарных наук
Кафедра русского языка


МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО КАК НЕРОДНОГО
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ООП 050100 «Педагогическое образование»

(профиль «Русский язык как неродной: теория и методика»)

уровень подготовки: магистратура

квалификация: магистр

Институт гуманитарных наук

курс 1

семестр 1

форма обучения: очная

Москва 2013

Учебно-методический комплекс дисциплины «Методика преподавания русского как неродного» обсужден и утвержден на заседании кафедры русского языка, протокола № … от …. августа 2013 г., утвержден на заседании Ученого совета Института гуманитарных наук, протокол № _____ от _______________
Составитель:

кандидат филологических наук,

старший преподаватель Т.В.Лапутина
Рецензент:
Заведующий кафедрой:

доктор филологических наук, профессор Е.С.Ярыгина

Часть I. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению магистратуры 050100.68 «Педагогическое образование», утвержденного Приказом № 46 Минобрнауки РФ от 17 января 2011 г., составлена в соответствии с учебным планом Института гуманитарных наук ГОУ ВПО МГПУ по данному направлению, профилю «Русский язык как неродной: теория и методика».

Дисциплина связана с общегуманитарной подготовкой студентов, служит для формирования эвристических и методологических навыков как в узкоспециальной гуманитарной сфере, так и в смежных областях междисциплинарного знания; готовит студентов к следующим видам профессиональной деятельности: педагогической (в учреждениях среднего общего образования), научно-исследовательской, культурно-просветительской в области методики преподавания русского языка школьникам-инофонам.

Цели учебной дисциплины: формирование широкого культурологического и методологического мышления как основы профессиональных умений преподавания русского языка в полиэтнической аудитории; вооружение слушателей необходимым аппаратом лингвистической теории в условиях преподавания русского языка как неродного в полиэтнической аудитории.

Задачи учебной дисциплины:

  • систематизировать знания магистрантов по основам теории и методики преподавания русского языка в иноязычной аудитории, необходимые и достаточные для их научной деятельности;

  • формировать у магистрантов навыки и умения работы с научной литературой;

  • расширить профессиональный кругозор магистрантов по методике обучения русскому языку как неродному в полиэтнической аудитории современной школы.

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина педагогического цикла (частная методика).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента: знать систему русского языка; методы, принципы, приемы работы в школе по русскому языку как родному; основные методические понятия; уметь выбрать необходимый учебный материал по теме, определить принципы и приемы изучения определенной темы, построить современный урок русского языка.

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Русский язык как неродной и его связь с другими предметами филологического цикла»; «Чтение в аспекте преподавания русского языка как неродного». «Филологический анализ текста в преподавании русского языка как неродного».

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  1. готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2) ;

  2. способен формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  3. способен осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2).

  4. способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  5. способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  6. готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования вобразовательных учреждениях разных типов – (ПК – 8);

  7. готов к систематизации, обобщению и распрстранению методического опыта в профессиональной области – (ПК-9)

  8. способен восполнять недостаточность знания о стране изучаемого языка (русского) и родной стране инофона (СК-1);

  9. способен существовать в поликультурном обществе, достигать успешного понимания представителей других культур и представителей своей культуры (СК-2);

  10. способен к выбору метода, способа, подходов к обучению школьников-инофонов и приемов работы на уроках русского языка в полиэтнической и билингвальной аудитории. (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • методы преподавания русского языка как неродного;

  • различные подходы к обучению русскому языку школьников-билингвов;

  • классические и современные принципы обучения русскому языку инофонов;

  • классификацию приемов работы на уроке русского языка в билингвальной аудитории;

уметь:

  • ориентироваться в учебных пособиях по русскому языку для полиэтнической школы;

  • проводить уроки русского языка и факультативные занятия с учащимися-инофонами;

  • предвидеть трудности, возникающие у школьника-инофона при выполнении школьных заданий.


владеть:

  • системой методических понятий, определяющих содержание современной методики и теории обучения русскому языку как неродному,

  • ориентироваться в специальной учебно-методической литературе;

  • получить представление об общих и частных целях обучения в условиях русской языковой среды и вне её;

  • познакомиться с уровневыми характеристиками владения речевой деятельностью на русском языке, методами обучения и системой учебно-речевых действий, определяющих технологии обучения.


Трудоемкость дисциплины: 4 зачетная единица, или 144 часа.


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

144

Аудиторные занятия

32

Лекции

16

Практические занятия

16

Самостоятельная работа

85

Вид итогового контроля – экзамен

2

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов программы

Раздел 1. Методика иноязычного обучения как терминосфера категорий и понятий. Коммуникативность как основополагающая категория методики иноязычного общения.

1.1. Предмет и задачи методики обучения русскому языку в полиэтничекой аудитории. Русский язык как неродной в полиэтнической школе, в школе с этнокультурным компонентом и в «Школе русского языка». Цели и условия обучения, мотивация изучения русского языка учащимися-мигрантами.

1.2. Основные понятия и категории методики обучения русскому языку в иноязычной аудитории. Методы. Принципы. Подходы. Профили обучения. Школьный профиль обучения русскому языку как неродному. Учебники и учебные пособия для полиэтнической школы.

1.3. Проблемы учета родного языка учащихся в отборе и методическом анализе учебного материала. Учет родной культуры учащихся и социокультурный аспект преподавания русского языка.

Раздел 2. Процесс обучения русскому языку как новому средству общения.

2.1.Методика обучения русской практической фонетике. Упражнения и приемы в постановке звуков.

2.2. Методика обучения лексическим средствам общения. Факторы, облегчающие и затрудняющие усвоение слова.Словарный состав языка с точки зрения методики. Семантизация новой лексики. Работа с незнакомой лексикой на уроке русского языка. Работа со словарями и без них. Наглядная семантизация новой лексической единицы. Этапы отработки вновь вводимой лексики. Тренировочные задания и упражнения.

2.3 Методика обучения грамматике. Роль грамматических средств в практическом овладении русским языком как неродным. Характеристика учебного грамматического материала в практическом курсе русского языка. Отбор и организация грамматического материала. Способы презентации грамматического материала. Система упражнений с грамматической направленностью. Сопроводительные задания и упражнения. Выполняемые в полиэтническом классе.

2.4. Речевая деятельность в системе обучения языку. Методика работы с разными видами речевой деятельности на занятиях по русскому языку ( как неродному и второму).

2.5 Обучение говорению. Ситуация и тема. Общение. Неподготовленная и подготовленная речь. Характеристика диалога и монолога. Обучение диалогу и монологу.

2.6 Обучение аудированию. Аудирование как вид РД, как цель и средство обучения. Трудности аудирования. Механизмы аудирования. Упражнения для обучения аудированию. Контроль понимания речевых сообщений.

2.7. Обучение письму и письменной речи. Обучение технике письма. Обучение письменной речи. Изложения. Сочинения. Обучение реферированию и аннотированию. Модели уроков.
Список рекомендуемой литературы:

основная литература

1.Т.Н.Балыхина Методика преподавания русского языка как неродного. Учебное пособие. М, РУДН 2008. (Интернет-вариант)

2. Б.М.Есаджанян, Л.Г. Баласанян и др. Методика преподавания русского языка как неродного, Ереван. Филин, 2008

3. А.Н.Щукин. Методика преподавания русского языка как иностранного, М, Высшая школа, 2003

4. А.Н.Щукин Практическая методика преподавания русского языка как иностранного, М, Высшая школа, 2003

4. О.Д.Митрофанова и В.Г.Костомаров Методика преподавания русского языка как иностранного / с колл. М., 1990.

5. Е.И. Пассов Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

6. Е.С.Антонова Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход, М., 2007

7. А.Л. Бердичевский,И.А.Ганниатуллин,.И.П.Лысакова,Е.И.Пассов

Методика межкультурного образования средствами русского языка, М, 2011.

дополнительная литература:
1. Методика обучения иностранным языкам Курс лекций. /А.Н.Щукин. М, 2002.

2. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / Под ред. А.Н.Щукина. М., 1990.

3. Акишина А.А., Каган О.Е.Учим учить. М., 2002

4. Берсенева М.С., Русская классика XX века: знакомим и знакомимся. М. МГПИ, 2011

5. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности / В.П.Григорьева и др. М., 1985.

6. Журавлева Л.С., Зиновьева М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов). М., 1984; 1990.

7. Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. М., 1981.

8. Какорина Е.В., Костылева Л.В., Савченко Т.В. русский язык : от ступени к ступени (1), (2-3), М., Этносфера, 2007

9.Лысакова И.П., Уша Т.Ю.Васильева Г.М. и др. Корректировочный курс русского языка для детей-инофонов. Мы говорим по-русски СПб, 2008

10. Методика преподавания русского языка как иностранного для зарубежных филологов-русистов / Под. ред. А.Н.Щукина. М., 1990.

11. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. М., 1981.

12. Павлова В.П. Обучение конспектированию. М., 1978; 1989.

13. Русский язык как неродной: новое в теории и методике // Сборник под ред. М.С. Берсеневой, выпуск 1 , М., МГПИ, 2008, выпуск 2, 2010, выпуск 3, М., МГПИ, 2012

14. Руссий язык и литература в полиэтничеких классах // Пособие под ред. В.А.Кохановой. М. – Ярославль, 2012

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины коммуникации, образование...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «культура речи»
Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100. 62 «Педагогическое образование»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык...
Направление подготовки – 050100. 62 «Педагогическое образование» (безопасность жизнедеятельности)
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconЛитература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Разработчик: Калиниченко...
Направление 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Социологическое образование Форма подготовки очная
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины интегративный практикум:...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сравнительно-типологическое...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины филологический анализ художественного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационные аспекты теории...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Учебно-методический комплекс дисциплины ооп 050100 «Педагогическое образование» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск