Скачать 144.12 Kb.
|
Тема урока: «Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов » Предмет: Химия Класс: 8 Иванова Ирина Викторовна, учитель химии высшей категории, МОУ СОШ № 16, г. Тверь Конспект урока
Пояснительная записка. Данную разработку можно использовать на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Превращение веществ» по программе О.С. Габриеляна 2 часа в неделю. Урок начинается с постановки проблемы и демонстрационных опытов. В результате выполнения разнообразных заданий учащиеся решают поставленную перед ними проблему. В основе урока – системно-деятельностный подход.
Цель урока: - изучить понятия реакция окислительно-восстановительная, не окислительно-восстановительная, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; - учить характеризовать окислительно-восстановительные реакции. Задачи: Образовательная: сформировать представления об окислительно-восстановительной реакции (ОВР) и не окислительно-восстановительной реакции (не ОВР); дать понятие окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Развивающая: развивать у школьников умения сравнение понятий (ОВР и не ОВР; окислитель и восстановитель; окисление и восстановление); развивать эмоции у учащихся через демонстрацию опытов; характеризовать окислительно-восстановительные реакции по алгоритму. Воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, интерес к предметам естественного цикла, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся, применять полученные знания, умения для безопасного использования веществ и материалов в быту и в повседневной жизни Тип урока: Сообщение новых знаний Форма: Беседа. Демонстрация опытов; Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Индивидуальная работа. Составление схем. Выводы. Упражнения на логическое мышление. Техническое обеспечение урока: Реактивы и оборудование: Бенгальские огни, сульфат меди (+2), гидроксид натрия, спички, пробирки. Таблица растворимости солей и гидроксидов в воде. Лист с наглядным материалом. Рабочий лист учащегося. Ожидаемый результат: По содержанию: - Определять понятия окислительно-восстановительная реакция, не окислительно-восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. По способу деятельности: - Сравнивать ОВР и не ОВР, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. -Характеризовать ОВР по алгоритму План урока:
Цель: Настроить учащихся на урок. II. Актуализация опорных знаний Цель: Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (понятие степень окисления, степень окисления простых и сложных веществ, умение определять степени окисления при помощи «Таблица растворимости кислот, оснований и солей» Ребята! Вы можете объяснить почему: -потемнело разрезанное яблоко? - ржавеют гвозди, детали автомобилей, судов? - свертывается кровь при повреждении мелких сосудов? Объяснить, какие внутренние не видимые человеческим глазом процессы поможет нам тема сегодняшнего урока. И так тема: «Классификация химических реакций по изменению степеней окисления элементов». Сегодня мы познакомимся с окислительно-восстановительными реакциями, не окислительно-восстановительными реакциями, окислителями, восстановителями, процессами окисления и восстановления. Для работы нам потребуется лист с наглядным материалом, он называется также как и тема нашего урока и рабочий лист учащегося, не забудь те его подписать. Ребята! Еще раз внимательно прочитайте и вдумайтесь в значение каждого слова темы и скажите, что из пройденного материала нам понадобится для изучения новой темы? - химическая реакция - степень окисления - определение степеней окисления у простых веществ - таблица растворимости кислот, солей и оснований Ну, а теперь ответьте на все эти вопросы. 1 Этап Выполните задание № 1 на листе с наглядным материалом. Обменялись друг с другом, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске. III Изучение нового материала Цель: сформировать представления об окислительно-восстановительной реакции (ОВР) и не окислительно-восстановительной реакции (не ОВР); дать понятие окислитель, восстановитель, окисление, восстановление. Чтобы ответить на проблемные вопросы, проведем два опыта, которые соответствуют выполненным в задании №1 реакциям 1опыт: возьмем раствор сульфата меди (II) голубого цвета и прильем раствор гидроксида натрия CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 Какие изменения вы наблюдаете? (выпадает осадок синего цвета) 2 опыт: горение алюминия 4Al + 3O2 = 2Al2O3 Какие изменения вы наблюдаете? (свечение) Сделайте вывод, какая из этих реакций происходит с изменением степени окисления -горение алюминия. Это может служить основанием для классификации химических реакций по изменению степени окисления. Возвращаемся к листу с наглядным материалом и выполняем задание № 2 Исходя из ваших рассуждений, все реакции по изменению степеней окисления делятся на ОВР и не ОВР. Работаем со схемой на доске. Реакции ОВР не ОВР А теперь, чтобы проверить, как вы поняли, в чем отличие ОВР от не ОВР, выполните задание № 1 в рабочем листе. IV Контроль Цель: установить уровень осмысления содержания новых понятий Проверяем Кому не понятно? II этап Нас с вами интересуют ОВР. Рассмотрим механизм ОВР. Возвращаемся к листу с наглядным материалом и выполним задание № 1. Проверяем. Переходим к заданию № 2 Мы познакомились с основными понятиями окислительно-восстановительного процесса и теперь нам необходимо установить соответствие в схеме. Два человека работаю у доски, составляя схему, а остальные выполняют задание № 3. Проверяем. III этап Для того, что бы научиться определять окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления необходимо действовать по алгоритму. Алгоритм – это совокупность правил и порядок действий для решения данной задачи. Переверните ваши листы с наглядными материалами и самостоятельно изучите алгоритм. 1. Что такое алгоритм? 2. Сколько операций он включает? 3. Охарактеризуйте 1 операцию, 2 операцию и т. д. V Повторение изученного материала Цель: тренировать способности к распознаванию окислителей и восстановителей, используя алгоритм. А теперь определим окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления по алгоритму из рабочего листа задание № 2. Один человек работает у доски по алгоритму, а все остальные у себя в листах. Всем ли все понятно? Ну, а теперь выполните подобное задание в рабочих листах под № 3. VI Контроль Цель: устранить пробелы в понимании окислитель или восстановитель, процессы окисления или восстановления Взаимопроверка и сверка с доской Ребята! Рассмотрев ОВР, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока. - яблоко потемнело, т. к. это окислительно-восстановительный процесс, железо, содержащееся в яблоке, на воздухе окисляется. - ржавление гвоздя, деталей автомашин - это тоже окислительно-восстановительный процесс. Окислительно-восстановительные процессы широко распространены в промышленности (получение металлов из руд), в природе - это реакции горения, окисления, и жизни – дыхание. VII этап закрепления новых знаний Цель: применить новые понятия (окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления). Озвучиваем схему Мне важно понять, как вы освоили сущность ОВР. Сейчас по многим предметам сдают ЕГЭ, поэтому мы проведем итоговый контроль в виде теста. VIIIэтап итоговый контроль Цель: умение учащихся узнавать ОВР, определять признаки окислителя или восстановителя, устанавливать процессы окисления или восстановления. Спасибо за сотрудничество и хорошую работу. Сдайте рабочие листы. IX Организация домашнего задания Стандарт § 43, стр. 178 упр. 1 Стандарт + хорошо упр. 3 Стандарт + отлично упр. 8. Список литературы:
Приложение Лист с наглядным материалом Классификация химических реакций по изменению степеней окисления элементов 1 Этап Даны уравнения реакций: 1) CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 2) 4Al + 3O2 = 2Al2O3 Задание № 1.
В первой реакции степени окисления элементов ……………………………………, а во второй -…………………………………..у …………………………….и……………………….. Задание № 2 Сформулируйте определение: Окислительно-восстановительными называют реакции……………………………………… ………………………………………………………………………………………………………………… Не окислительно-восстановительными называются реакции……………………………….. ……………………………………………………………………………………………………………….. II этап Задание № 1. Рассмотрите рисунок и дополните определения: Окислитель – это атом, ион или молекула, которые ……………………………………………… Восстановитель - это атом, ион или молекула, которые ……………………………………… Взял электрон Отдал электрон Задание № 2 По изменению степени окисления элемента: 1. Определите и запишите в приведенных схемах число отданных или число принятых электронов. S0………→ S-2 Окислители Fe+3……→ Fe+2 - процесс восстановления N2 0 ……→ N-3 Al0….. → Al+3 Восстановители Fe0…. .→ Fe+3 - процесс окисления H20 ….→ H+1 2. Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, сформулируйте определения: Восстановление – это процесс……………………………………………………………………… Окисление – это процесс ………………………………………………………………………….. Задание № 3. Соотнесите и соедините: ОВР процесс присоединения электронов Окислитель процесс отдачи электронов Восстановитель атом, ион или молекула, которые принимают электроны Окисление реакции с изменением степеней окисления Восстановление реакции без изменения степеней окисления Не ОВР атом, ион или молекула, которые отдают электроны III этап Алгоритм определения окислителя, восстановителя, процессов окисления или восстановления Алгоритм – это совокупность правил и порядок действий для решения данной задачи.
4Al0 + 3O20 = 2Al2+3O3-2
4Al0 + 3O20 = 2Al2+3O3-2 3. Определите функции элементов по изменению степеней окисления (↑ восстановитель или ↓ окислитель) Al0 …………→ Al+3 (↑ восстановитель) О02…………..→ О-2(↓ окислитель)
Al0 …………→ Al+3 процесс окисление О02…………..→ О-2 процесс восстановление Рабочий лист учащегося……………………………………………………….. 1. Выберите окислительно-восстановительные реакции.
а) 2Al + 3CuSO4 = 3 Cu + Al2(SO4)3………………………………….Ф б) MgCO3 = MgO + CO2.………………………………………………А в) 2Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3 ……………………………………………….Т г) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4 …………………………………………….А д) N2 + 3 Mg = Mg3N2 ………………………………………………...О е) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 …………………………………..К ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 …………………………………………Р 2. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 с буквой Ф. 3. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 с буквой О. 4. Составьте уравнение реакции по описанию и охарактеризуйте данную реакцию по известным вам классификациям. «Хлорид серебра разлагается на свету с образованием серебра и ядовитого желто-зеленого газообразного простого вещества хлора». 5. Тест
реакция: а) CaO + CO2 = CaCO3 а) S0 …………… → S-2 б) NaOH + HCl = NaCl + H2O б) H20………….. → H+1 в) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu в) Fe0………….. → Fe+3
а) Принимает электроны восстановления б) Окисляется а) Fe+3……………… → Fe+2 в) Отдает электроны б) Al0……………………… → Al+3 в) S0………………… → S+4
а) Процесс присоединения электронов б) Процесс отдачи электронов в) В нем участвует окислитель |
Ее Величества Реакции Цель: продолжить формировать умения учащихся в определении степени окисления элементов, процессов окисления и восстановления в овр;... | Окислительно-восстановительные реакции Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Закрепить знания учащихся: по владению символами химических элементов, определению простых и сложных веществ, по составлению химических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Определение степени окисления атомов по формуле вещества. Составление формулы вещества по степени окисления элементов | ||
Тема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения... ... | Урок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций» Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные... | Урок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции» Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по... | ||
Реферат по теме «Тепловой эффект химических реакций» «Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень... | Урок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды» Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Тема: «Ионные уравнения» ... | ||
Введение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | +2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов... Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена | Тема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и... |