«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов»





Скачать 144.12 Kb.
Название«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов»
Дата публикации28.07.2014
Размер144.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Тема урока: «Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов »
Предмет: Химия Класс: 8

Иванова Ирина Викторовна, учитель химии высшей категории, МОУ СОШ № 16, г. Тверь
Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап Организа-

ционный


Мотивация учебной деятельности школьников к изучению новой темы. Взаимное приветствие.

Подготовка к уроку и к восприятию новых знаний. Взаимное приветствие.

II этап

Актуализа-ция знаний

Активизация деятельности учащихся на выявление опорных знаний

Результат по содержанию: Формулировать понятие: степень окисления.

Результат по способу деятельности: Определять степень окисления у простых веществ и сложных веществ

Формулируют необходимые понятия для изучения новой темы. Определяют степени окисления, сравнивают и делают выводы в листе с наглядным материалом задание № 1.

III этап

Изложение нового материала

1. Постановка проблемных вопросов;

2. Демонстрация опытов с элементами беседы;

3. Введение алгоритма для работы

Результат по содержанию: Определять понятия: окислительно-восстановительная реакция, не окислительно-восстановительная реакция, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления.

Результат по способу деятельности: Сравнивать ОВР и Не ОВР; окислитель и восстановитель; окисление и восстановление.

1. Определяют степень окисления. Сравнивают, делают выводы.

2. Наблюдают за опытами. Работают в листе наглядного материала, рассматривают рисунки, анализируют, дополняют определения, составляют схему. Задание № 2 и 3.

3. Работают по алгоритму.

IV этап Контроля

уровня осмысления содержания новых понятий

Проверять правильность выполнения заданий каждым учеником, сделать вывод о дальнейшей работе учащихся.

Результат по содержанию: Определять понятия: ОВР и не ОВР, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Результат по способу деятельности: Сравнивать ОВР и не ОВР, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Выполняют задания № 1 в рабочем листе ученика: выбирают правильные ответы, дополняют определения, составляют схему.

V этап Повторение изученного материала

Индивидуальная работа с учащимися, которые не справились с контролем.

Результат по содержанию: Определять понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Результат по способу деятельности: Характеризовать ОВР по алгоритму.

Выполняют задание № 2 в рабочем листе. Работают по алгоритму. Работа у доски.

VI этап Контроля устранения пробелов в понимании понятий

Проверить правильность выполнения заданий учащимися, сделать вывод о дальней работе учащихся.

Результат по содержанию: Определять понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Результат по способу деятельности: Характеризовать ОВР по алгоритму.

Выполняют задание № 3, 4 в рабочем листе; взаимопроверка и сверка работ с доской.

VII этап Закрепления новых знаний

Индивидуальная работа с учащимися, которые не справились с контролем.

Результат по содержанию: Определять понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Результат по способу деятельности: Сравнивать ОВР и Не ОВР; окислитель и восстановитель; окисление и восстановление.

Делают выводы, работают со схемой.

VIII этап Итоговый контроль

Проверить правильность выполненных заданий.

Результат по содержанию: Определять понятия: ОВР, не ОВР, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления

Результат по способу деятельности: Сравнивать ОВР и Не ОВР; окислитель и восстановитель; окисление и восстановление. Характеризовать ОВР по алгоритму.

Выполняют тестовые задания в рабочих листах.

IX этап: Организация д/з

Стимулирование успехов обучающихся. Сообщение домашнего задания и алгоритма его выполнения. Итоги урока.

Результат по содержанию Понимать содержание работы и способы ее выполнения.

Результат по способу деятельности: Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Вопросы обучающихся по теме. Записывают задание в дневник


Пояснительная записка.

Данную разработку можно использовать на уроке химии в 8 классе при изучении темы «Превращение веществ» по программе О.С. Габриеляна 2 часа в неделю.

Урок начинается с постановки проблемы и демонстрационных опытов. В результате выполнения разнообразных заданий учащиеся решают поставленную перед ними проблему.

В основе урока – системно-деятельностный подход.

  1. Чётко спланирована деятельность учителя и учеников.

  2. Объяснение нового материала идёт не в форме монолога учителя, а с активным участием учеников.

  3. На каждом этапе урока проводится определённая форма контроля.

  4. Учащиеся самостоятельно изучают информацию (лист с наглядным материалом) дополняют определения, формулируют выводы, работают по алгоритму. Все решения заносятся в рабочий лист учащегося.


Цель урока:

- изучить понятия реакция окислительно-восстановительная, не окислительно-восстановительная, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;

- учить характеризовать окислительно-восстановительные реакции.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления об окислительно-восстановительной реакции (ОВР) и не окислительно-восстановительной реакции (не ОВР); дать понятие окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.
Развивающая: развивать у школьников умения сравнение понятий (ОВР и не ОВР; окислитель и восстановитель; окисление и восстановление); развивать эмоции у учащихся через демонстрацию опытов; характеризовать окислительно-восстановительные реакции по алгоритму.

Воспитательная: воспитывать стремление к самообразованию и самосовершенствованию, интерес к предметам естественного цикла, прививать умение сотрудничества и объективного оценивания своей работы и работы других учащихся, применять полученные знания, умения для безопасного использования веществ и материалов в быту и в повседневной жизни
Тип урока: Сообщение новых знаний

Форма: Беседа. Демонстрация опытов; Самостоятельная работа с раздаточным материалом. Индивидуальная работа. Составление схем. Выводы. Упражнения на логическое мышление.
Техническое обеспечение урока:

Реактивы и оборудование:

Бенгальские огни, сульфат меди (+2), гидроксид натрия, спички, пробирки.

Таблица растворимости солей и гидроксидов в воде.

Лист с наглядным материалом.

Рабочий лист учащегося.
Ожидаемый результат:

По содержанию:

- Определять понятия окислительно-восстановительная реакция, не окислительно-восстановительная реакция, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

По способу деятельности:

- Сравнивать ОВР и не ОВР, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

-Характеризовать ОВР по алгоритму
План урока:

  1. Организация начала урока

Цель: Настроить учащихся на урок.
II. Актуализация опорных знаний

Цель: Активизировать деятельность учащихся на выявление опорных знаний (понятие степень окисления, степень окисления простых и сложных веществ, умение определять степени окисления при помощи «Таблица растворимости кислот, оснований и солей»
Ребята! Вы можете объяснить почему:

-потемнело разрезанное яблоко?

- ржавеют гвозди, детали автомобилей, судов?

- свертывается кровь при повреждении мелких сосудов?
Объяснить, какие внутренние не видимые человеческим глазом процессы поможет нам тема сегодняшнего урока.

И так тема: «Классификация химических реакций по изменению степеней окисления элементов».

Сегодня мы познакомимся с окислительно-восстановительными реакциями, не окислительно-восстановительными реакциями, окислителями, восстановителями, процессами окисления и восстановления.

Для работы нам потребуется лист с наглядным материалом, он называется также как и тема нашего урока и рабочий лист учащегося, не забудь те его подписать.

Ребята! Еще раз внимательно прочитайте и вдумайтесь в значение каждого слова темы и скажите, что из пройденного материала нам понадобится для изучения новой темы?

- химическая реакция

- степень окисления

- определение степеней окисления у простых веществ

- таблица растворимости кислот, солей и оснований

Ну, а теперь ответьте на все эти вопросы.

1 Этап

Выполните задание № 1 на листе с наглядным материалом.

Обменялись друг с другом, проверили, а затем сверили с правильным ответом на доске.

III Изучение нового материала

Цель: сформировать представления об окислительно-восстановительной реакции (ОВР) и не окислительно-восстановительной реакции (не ОВР); дать понятие окислитель, восстановитель, окисление, восстановление.

Чтобы ответить на проблемные вопросы, проведем два опыта, которые соответствуют выполненным в задании №1 реакциям

1опыт: возьмем раствор сульфата меди (II) голубого цвета и прильем раствор гидроксида натрия

CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Какие изменения вы наблюдаете? (выпадает осадок синего цвета)

2 опыт: горение алюминия

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Какие изменения вы наблюдаете? (свечение)

Сделайте вывод, какая из этих реакций происходит с изменением степени окисления

-горение алюминия.

Это может служить основанием для классификации химических реакций по изменению степени окисления.

Возвращаемся к листу с наглядным материалом и выполняем задание № 2
Исходя из ваших рассуждений, все реакции по изменению степеней окисления делятся на ОВР и не ОВР.

Работаем со схемой на доске.

Реакции
ОВР не ОВР
А теперь, чтобы проверить, как вы поняли, в чем отличие ОВР от не ОВР, выполните задание № 1 в рабочем листе.
IV Контроль

Цель: установить уровень осмысления содержания новых понятий

Проверяем

Кому не понятно?

II этап

Нас с вами интересуют ОВР. Рассмотрим механизм ОВР.

Возвращаемся к листу с наглядным материалом и выполним задание № 1.

Проверяем.

Переходим к заданию № 2

Мы познакомились с основными понятиями окислительно-восстановительного процесса и теперь нам необходимо установить соответствие в схеме.

Два человека работаю у доски, составляя схему, а остальные выполняют задание № 3.

Проверяем.
III этап

Для того, что бы научиться определять окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления необходимо действовать по алгоритму.

Алгоритм – это совокупность правил и порядок действий для решения данной задачи.
Переверните ваши листы с наглядными материалами и самостоятельно изучите алгоритм.

1. Что такое алгоритм?

2. Сколько операций он включает?

3. Охарактеризуйте 1 операцию, 2 операцию и т. д.
V Повторение изученного материала

Цель: тренировать способности к распознаванию окислителей и восстановителей, используя алгоритм.

А теперь определим окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления по алгоритму из рабочего листа задание № 2.

Один человек работает у доски по алгоритму, а все остальные у себя в листах.

Всем ли все понятно?

Ну, а теперь выполните подобное задание в рабочих листах под № 3.
VI Контроль

Цель: устранить пробелы в понимании окислитель или восстановитель, процессы окисления или восстановления
Взаимопроверка и сверка с доской
Ребята! Рассмотрев ОВР, вы можете ответить на вопросы, поставленные в начале урока.

- яблоко потемнело, т. к. это окислительно-восстановительный процесс, железо, содержащееся в яблоке, на воздухе окисляется.

- ржавление гвоздя, деталей автомашин - это тоже окислительно-восстановительный процесс.

Окислительно-восстановительные процессы широко распространены в промышленности (получение металлов из руд), в природе - это реакции горения, окисления, и жизни – дыхание.

VII этап закрепления новых знаний

Цель: применить новые понятия (окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления).
Озвучиваем схему
Мне важно понять, как вы освоили сущность ОВР.

Сейчас по многим предметам сдают ЕГЭ, поэтому мы проведем итоговый контроль в виде теста.
VIIIэтап итоговый контроль

Цель: умение учащихся узнавать ОВР, определять признаки окислителя или восстановителя, устанавливать процессы окисления или восстановления.

Спасибо за сотрудничество и хорошую работу.

Сдайте рабочие листы.
IX Организация домашнего задания
Стандарт § 43, стр. 178 упр. 1

Стандарт + хорошо упр. 3

Стандарт + отлично упр. 8.

Список литературы:

  1. Химия. 8 класс.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» /О.С.Габриелян, А. В. Яшукова. – 13-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2011. – 192 с. : ил.

  2. Энциклопедический словарь юного химика/Сост. Э 68 В.А. Крицман, В.В. Станцо. – 2-е изд., испр. – М.: Педагогика, 1990. – 320 с.: ил.

  3. С.А. Потапова Окислительно-восстановительные реакции: - учеб. пособие по химии для слушателей факультета довузовской подготовки. Саратов: изд-во СГТУ, 1997. 23 с.

  4. Г.П. Хомченко, К. И. Севастьянова. Окислительно-восстановительные реакции. М, Просвещение, 1989



Приложение

Лист с наглядным материалом

Классификация химических реакций по изменению степеней окисления элементов

1 Этап

Даны уравнения реакций:

1) CuSO4 +2 NaOH = Cu(OH)2↓ + Na2SO4 2) 4Al + 3O2 = 2Al2O3

Задание № 1.

  1. Определите степени окисления элементов в химических реакциях.

  2. Сравните степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции.

  3. Сделайте вывод и запишите его.

В первой реакции степени окисления элементов ……………………………………, а во второй -…………………………………..у …………………………….и………………………..

Задание № 2

Сформулируйте определение:

Окислительно-восстановительными называют реакции………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Не окислительно-восстановительными называются реакции………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

II этап

Задание № 1.

Рассмотрите рисунок и дополните определения:

Окислитель – это атом, ион или молекула, которые ………………………………………………

Восстановитель - это атом, ион или молекула, которые ………………………………………




Взял электрон Отдал электрон

Задание № 2

По изменению степени окисления элемента:

1. Определите и запишите в приведенных схемах число отданных или число принятых электронов.

S0………→ S-2

Окислители Fe+3……→ Fe+2 - процесс восстановления

N2 0 ……→ N-3



Al0….. → Al+3

Восстановители Fe0…. .→ Fe+3 - процесс окисления

H20 ….→ H+1

2. Проанализируйте составленные схемы, поясняющие их записи, сформулируйте определения:

Восстановление – это процесс………………………………………………………………………

Окисление – это процесс …………………………………………………………………………..

Задание № 3.

Соотнесите и соедините:
ОВР процесс присоединения электронов

Окислитель процесс отдачи электронов

Восстановитель атом, ион или молекула, которые принимают электроны

Окисление реакции с изменением степеней окисления

Восстановление реакции без изменения степеней окисления

Не ОВР атом, ион или молекула, которые отдают электроны

III этап

Алгоритм определения окислителя, восстановителя, процессов окисления или восстановления

Алгоритм – это совокупность правил и порядок действий для решения данной задачи.


  1. Определите и запишите степени окисления элементов:


4Al0 + 3O20 = 2Al2+3O3-2


  1. Подчеркните элементы, изменившие степень окисления

4Al0 + 3O20 = 2Al2+3O3-2
3. Определите функции элементов по изменению степеней окисления (↑ восстановитель или ↓ окислитель)
Al0 …………→ Al+3 (↑ восстановитель)
О02…………..→ О-2(↓ окислитель)


  1. Определите процессы окисления или восстановления


Al0 …………→ Al+3 процесс окисление
О02…………..→ О-2 процесс восстановление

Рабочий лист учащегося………………………………………………………..
1. Выберите окислительно-восстановительные реакции.













Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одного из сильнейших окислителей:
а) 2Al + 3CuSO4 = 3 Cu + Al2(SO4)3………………………………….Ф

б) MgCO3 = MgO + CO2.………………………………………………А

в) 2Fe + 3 Cl2 = 2 FeCl3 ……………………………………………….Т

г) P2O5 + 3H2O = 2 H3PO4 …………………………………………….А

д) N2 + 3 Mg = Mg3N2 ………………………………………………...О

е) NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 …………………………………..К

ж) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 …………………………………………Р
2. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 с буквой Ф.


3. Определите окислитель, восстановитель, процессы окисления или восстановления у веществ в реакции из задания № 1 с буквой О.


4. Составьте уравнение реакции по описанию и охарактеризуйте данную реакцию по известным вам классификациям.

«Хлорид серебра разлагается на свету с образованием серебра и ядовитого желто-зеленого газообразного простого вещества хлора».
5. Тест

  1. Окислительно-восстановительная 4. Выберите из схемы окислитель:

реакция:

а) CaO + CO2 = CaCO3 а) S0 …………… S-2
б) NaOH + HCl = NaCl + H2O б) H20………….. H+1
в) Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu в) Fe0………….. Fe+3



  1. Окислитель 5. Выберите из схемы процесс


а) Принимает электроны восстановления

б) Окисляется а) Fe+3……………… Fe+2

в) Отдает электроны б) Al0……………………… Al+3

в) S0………………… S+4

  1. Окисление – это

а) Процесс присоединения электронов
б) Процесс отдачи электронов
в) В нем участвует окислитель


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconЕе Величества Реакции
Цель: продолжить формировать умения учащихся в определении степени окисления элементов, процессов окисления и восстановления в овр;...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconОкислительно-восстановительные реакции
Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Закрепить знания учащихся: по владению символами химических элементов, определению простых и сложных веществ, по составлению химических...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Определение степени окисления атомов по формуле вещества. Составление формулы вещества по степени окисления элементов
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconТема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения...
...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconУрок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции»
Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconТема: «Ионные уравнения»
...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconВведение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» icon+2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов...
Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих...
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена
«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов» iconТема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск