Окислительно-восстановительные реакции





Скачать 177.87 Kb.
НазваниеОкислительно-восстановительные реакции
Дата публикации17.08.2014
Размер177.87 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции.
Образовательная цель:

  • Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов, происходящих с веществами, окислительно-восстановительных процессов в природе, основные окислители и восстановители изменение окислительно-восстановительных свойств элементов в периодах и группах в ПСХЭ Д И. Менделеева, основные окислители и восстановители. .

  • Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

ОУУН: Уметь сравнивать, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, работать с алгоритмами, наблюдать, работать в парах и группе.

Воспитательная цель:

Уметь слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу, любить и охранять природу.

МОДУЛЬНЫЙ УРОК

Окислительно-восстановительные реакции 8 класс.


Учебный элемент (У.Э.)

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению материала

У.Э. - 0

Интегрирующая цель. Вспомнить понятия: «степень окисления», «химические явления», «уравнения реакций». Продолжить формирование умений: определять степень окисления в соединениях, расставлять коэффициенты в уравнениях химических реакций, а также пользоваться периодической таблицей химических элементов, учебной литературой, алгоритмами.
Цель урока: в результате работы над модулем вы будете знать о окислительно-восстановительных реакциях, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса

Внимательно прочитайте цель урока.

У.Э. -1 Проверка ранее изученного материала

Цель: через повторение учебного материала подготовиться к работе по новому модулю.

Ответьте устно на вопросы:

1.Что такое степень окисления?

2.Как составить формулу, зная степень окисления?

3Что такое уравнение реакции?

Выполните письменные задания.

Входной контроль. Проверка ранее изученного материала (карточка №1).

Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключам. Оцените работу своего соседа (партнера), поставив за каждый правильный ответ «+» (или 1 балл).

«5» - если ваш сосед набрал 12 «+»

«4» - если набрал 11 «+»

«3» - если набрал 10-9 «+»

«2» - если набрал менее 8 «+» .


Работайте вместе с классом.


Работайте индивидуально, записывая ответы

на бланке №1(выдается каждому ученику).

Работа выполняется под копирку. Первый экземпляр сдается учителю, по второму осуществляют взаимопроверку с использованием ответа.

Старайтесь быть внимательными и объективными при оценивании своего партнера. Оценку поставьте на бланке №1.

Если вы затруднялись определять степень окисления или составлять формулы веществ обратитесь к консультационной карточке и повторите данный вопрос.

У.Э. -2

Изучение новой темы



Цель: Узнать что такое окислительно-восстановительные реакции.

Цель. Создание проблемной ситуации.

Задание. Выполните лабораторный опыт Взаимодействие сульфата меди ( 11) со щелочью и взаимодействие сульфата меди ( 11) с железом. Что происходит? Опишите свои наблюдения. Составьте уравнение реакции. Сравните реакции.

Проблемный вопрос: Чем отличаются эти реакции?
Внимательно прослушайте, а затем прочитайте текст-лекцию о окислительно-восстановительных реакциях.
Составьте схему, отвечая на вопросы:

  1. Какие реакции называются окислительно-восстановительные?

  2. Почему такое название?

  3. Какие процессы называются процессами окисления и восстановления?

  4. Запишите вещества, которые относятся к типичным окислителям и восстановителям.

  5. Как связаны Окислительно-восстановительные свойства веществ с положением элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева?

Заполнить карточку «Основные понятия»

Не забудьте записать дату и тему урока.

Внимательно слушайте учителя.

Работайте индивидуально в рабочей тетради.

Работайте самостоятельно


У.Э.-3

Цель: Научиться расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Внимательно прослушайте, а затем прочитайте алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Задание: Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. (карточка №2)

Внимательно слушайте учителя.


Работайте вместе с классом.
Работайте индивидуально в рабочей тетради.

Выберите то задание, которое вы сможете выполнить

Посчитайте количество набранных баллов и поставьте себе отметку:

«пять» - 28- 30 баллов

«четыре» - 27 — 25 баллов

«три» -18 — 20 баллов

У.Э. – 4

Выходной контроль

Цель: проверить навыки расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Выполняйте самостоятельно.

Учебник стр 238упр 7

1 вариант а. (в- дополнительно)

2 вариант б.(г- дополнительно)

Работу сдайте учителю.

У.Э. - 5

Подведение итогов

Цель: подведение итогов урока.

1.Какие реакции называются окислительно-восстановительные?

2.У каких веществ степень окисления равна нулю?

3.Когда вещество является окислителем?

4. Когда вещество является восстановителем?
Рефлексия

Прочитайте цель урока.

Достигли вы цели урока?

В какой степени?

Какие затруднения возникали у вас при работе на уроке? Почему?

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале (по средним результатам).

Выберите домашнее задание.


КАРТОЧКА №1
Задание. А: (6 балла) Выберите физические и химические явления:


  1. Вода превращается в пар;

  2. Вода под действием электрического тока разлагается на водород и кислород;

  3. При работе автомобильного двигателя бензин испаряется и образует с воздухом рабочую смесь;

  4. В раствор лимонной кислоты добавили соду, при этом выделился газ;

  5. Серебряные ложки чернеют, но эта чернота исчезает, если их поместить в столовый уксус;

  6. Если к духам или одеколону прилить немного воды, то образуется муть.


Задание. Б: (2 балла)

а) Определить степень окисления исходя из формулы вещества: PH3, P2O3, H3PO4, Mg3P2 , Р

б) Составить формулу, исходя из значений степеней окисления: PO, SO , SiH, NH, BaCl
Задание. В: (4 балла) Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций, схемы которых приведены ниже, укажите тип реакции.


  • Fe + Cl2 = Fe Cl3




  • Al + O2 = Al2 O3




  • Zn + HCl = ZnCl2 + H2




  • H2 + O2 = H2O

КАРТОЧКА № 2
Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
CO2 + Mg MgO + C
AI + Cr2O3 AI2O3 + Cr




Zn + HCI ZnCI2 + H2

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №1
Алгоритм составления формулы по степени окисления:


  1. Укажите для каждого элемента или группы элементов (ОН , кислотные остатки) значения степеней окисления.

  2. Для степеней окисления найдите наименьшее общее кратное.

  3. Разделить наименьшее общее кратное на каждую степень окисления полученное число запишите в виде индекса ( если это группа элементов возьмите их в скобки и запишите полученный индекс)

6 2

+3 -2 +2 -1

Al2 O3 Ca (OH)2


Алгоритм определения степени окисления элементов в соединениях:


  1. Определите сначала известную, постоянную степень окисления элемента или группы элементов

  2. Вычислите произведение индекса и известной степени окисления.

  3. Разделите полученное число на индекс элемента с неизвестной степенью окисления.

  4. Полученное число запишите с противоположным знаком над элементом.(сумма степеней окисления умноженная на индекс всех элементов равна 0)


+6 -2 2*3

SO3 6

6/1

Условия, принятые для определения степени окисления.


Частицы

Условие

Пример

Свободные элементы, молекулы простых веществ.

Степень окисления =0


Си Н2 О2 С

Элементы в соединениях

  • металлы




  • водород




  • кислород


Степени окисления = + номер группы
Степени окисления = +1
Степени окисления = -2



0 0 0

К Са Ва

+1 -1 +1 -2 + 1

HCl Na OH


+4 -2 +1 +6 -2

CO2 H2SO4

Молекулы сложных веществ

Сумма степени окисления * на индекс всех элементов = 0

+4 -2

CO2

+4 +2(-2)=0


Текст - лекция

Окислительно-восстановительные реакции

В кислотно — основных реакциях, молекулы обмениваются друг с другом элементарной частицей — протоном.Существуют такие химические процессы которые могут быть описаны как обмен между молекулами или ионами другой элементарной частицей, электроном.Такие реакции называются окислительно — восстановительными.

Окислительно-восстановительные реакции протекают с одновременным повышением и пониженения элементов и сопровождаются передачей электронов:


Окисление и восстановление


Буквальный смыслслова «окисление» состоит в указании на взаимодействие вещества с кислородом (oxygen).Термин «восстановление» первоначально был связан с тем, что при нагревании продуктов окисления металлов с некоторыми веществами, например с углем, металлы как бы восстанавливали свои утраченные при окислении свойства: блеск,ковкость,прочностьи др.

Повышение степени окисления в ходе реакции, отвечающей потере (отдаче) электронов атомами элемента, называют окислением:

S-2 - 6e = S+4

В данном примере окисляется S-2 до S+4

Понижение степени окисления элемента в ходе реакции, отвечающее присоединению ("взятию") электронов атомами этого элемента, называется восстановлением:

O0 + 2e = O−2

В данном примере O0 восстанавливается до О−2.

Вещество, частицы которого содержат окисляющиеся атомы, выполняет в реакции функцию восстановителя. В данном примере восстановитель - сероводород H2S.

Вещество, частицы которого содержат восстанавливающиеся атомы, выполняет в реакции функции окислителя. В данном примере окислитель - молекулярный кислород О2.

Любые реальные процессы не могут быть ни окислительными, ни восстановительными, а всегда окислительно- восстановительными, в том смысле , что один из участников окисляется, а другой одновременно восстанавливается.

Типичные окислители и восстановители


Вещества, являющиеся окислителями во многих реакциях, представляют собой типичные (сильные) окислители. К ним относятся F2, Cl2, O2, KClO3, H2SO4, HNO3, KMnO4, MnO2, K2Cr2O7, PbO2 и др.

Типичными (сильными) восстановителями являются H2, C (графит), Zn, Al, Ca, KI, HCl (конц.), H2S, CO и др.

Многие вещества могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. К таким веществам принадлежат KNO2, H2O2, SO2, Nа2SO3 и др.

Окислительно-восстановительные свойства веществ связаны с положением элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Простые вещества - неметаллы обладают большими окислительными свойствами, а металлы - большими восстановительными свойствами (O2, Cl2 - окислители, Na, Ba, Al, Zn - восстановители).

В каждой группе Периодической системы элемент с более высоким порядковым номером обладает более ярко выраженными восстановительными свойствами в своей группе, а элемент с меньшим порядковым номером - более сильными окислительными свойствами. Так, кальций Ca - более сильный восстановитель, чем магний Mg, а молекулярный хлор Cl2 - более сильный окислитель, чем иод I2.

Соединения, содержащие атомы элементов в низшей степени окисления, будут восстановителями за счет этих атомов (например, NH3 - восстановитель за счет атома N−III, H2S - за счет атома S−II, KI за счет атома I−I). Соединения, включающие атомы элементов в высшей степени окисления, будут окислителями (например, HNO3 за счет атома N+V, K2Cr2O7 - за счет атома Cr+VI, KMnO4 - за счет атома Mn+VII).
Окислители. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ уменьшается.

HNO3 ____________________________________|_______________

-3 -2 -1 0 + 1 + 2 +3 +4 + 5

| | | | | | |

NH3 N2 N2O NO N2O3 NO2 N2O5

HNO2 HNO3



O2 → O-2 _______________|__________

-2 -1 0

O3 → O-2

H2O2 → O-2

Г2 ________________|_____________________________________

-1 0 +1 +3 +5 +7

HГ Г2



KMnO4 _________________________________|_________________

0 +4 +6 +7

MnO2 MnO4-2 MnO4-

H2O OH- H+



KClO4 ______________________________________|____

-1 0 +1 +3 +5 +7

HCl Cl2


K2Cr2O7 _____________________________________|__

0 +2 +3 +6

Cr( OH)3 (H2O)

Cr+3 (H+)

[ Cr(OH)4]- (OH-)



H2SO4 ________________________________|______________

-2 0 +4 +6

H2S S SO2

Восстановители. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ увеличивается



С0 ______________________|________________

-4 -3 -2 -1 0 +2 +4

CO CO2

CO → CO2
Me → Men+
H Г → Г2



H2S ___________|_______________________________

-2 0 +4 +6

S SO2 H2 S O4

_________________________________________________



H2S O3___________________________|______________

-2 0 +4 +6

S SO2 H2 S O4



Na2S O3 _________________________|________________

-2 0 +4 +6

S SO2 H2 S O4

Na2S O3 Na2S O4



H2 _____________|____________________________

-1 0 +1

H2 H+



H2O2 ___________|______________________________

-1 0

O 2



NO2- _____________________|________________________

0 +3 +5
N O3 -

КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №2
Электронный баланс - метод нахождения коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, в котором рассматривается обмен электронами между атомами элементов, изменяющих свою степень окисления.
Число электронов, отданное восстановителем равно числу электронов,

получаемых окислителем.
Уравнение составляется в несколько стадий:

1. Записывают схему реакции.

2. Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются.

3.Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем.

4. Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления.

5.Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции.

Тема: «Окислительно — восстановительные реакции»

Цель: Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов, происходящих с веществами, окислительно-восстановительных процессов в природе, основные окислители и восстановители.

Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

№ учебного

элемента

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Затрачен-

ное

время

УЭ - 0

Каждый ученик читает про себя цель урока, поставив перед собой конкретную задачу. Выполнение, которой он будет отслеживать для себя в течение всего урока.

Направляет деятельность учащихся на чтение цели урока.

1-2 мин

УЭ – 1

Входной контроль

Прочитывают цель УЭ-1.

Отвечают на вопросы модуля и дополнительные вопросы учителя.


Выполняют письменные задания на бланках.
Меняются работами со своими партнерами.


Берут ключи у учителя и проверяют правильность выполнения у партнера.

Оценивают работу своих партнеров по шкале критерия ответов и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся. Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля и по необходимости задает дополнительные и наводящие вопросы, добивается полных развернутых ответов от учащихся.

Отмечает ответы учащихся в своем журнале.

Следит за самостоятельностью учащихся при выполнении письменных заданий.

Раздает ключи всем учащимся, следит за своевременным выставлением оценок на бланк модуля.

Если у ученика нет пары, то работу проверяет учитель.

Выставляет оценку к себе в свой журнал.



10 мин

УЭ -2

Изучение новой темы

Читают цель УЭ-2.

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Задание. Выполните лабораторный опыт Взаимодействие сульфата меди ( 11) со щелочью и взаимодействие сульфата меди

( 11) с железом. Что происходит? Опишите свои наблюдения Составьте уравнение реакции. Сравните реакции.

Проблемный вопрос: Чем отличаются эти реакции?
Внимательно читают из учебника и слушают информацию о окислительно-восстановительных реакциях, (см. приложение.)

Самостоятельно заполняют схему.
Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет работу учащихся.

Акцентирует внимание на работе с тетрадью.

Проводит фронтальный опрос.
Дает небольшую информацию о окислительно-восстановительных реакциях
Оказывает консультативную помощь при заполнении схемы. Дает разъяснения в случае необходимости.

По своему усмотрению может выборочно проверить работы.
Выставляет оценку в свой журнал.




УЭ -3

Прочитывают цель УЭ-3.

Внимательно слушают рассказ учителя о электронном балансе. (см. прилож.)

Составляют схему реакций на бланках модуля по уровням.

Берут ключи у учителя и самостоятельно проверяют правильность заполнения схемы.

Оценивают свою работу и выставляют оценку в бланк модуля.


Направляет работу учащихся.

Кратко рассказывает о электронном балансе с использованием таблицы со схемами и примерами уравнений показ через мультимедийный проектор на экране.

Старается отслеживать работу учащихся. Дает разъяснения в случае необходимости.
По своему желанию может выборочно проверить работы.
Выставляет оценки в свой журнал.






УЭ – 4

Выходной контроль

Читают цель УЭ-4.

Выполняют работу.


Для взаимопроверки выполнения теста берут ключи у учителя, проверяют правильность выполнения и выставляют оценку в бланк модуля.

Направляет деятельность учащихся.

Проводит фронтальный опрос учащихся по вопросам модуля. Оценивает ответы учащихся в своем журнале.

Следит за самостоятельностью выполнения теста.

Дает консультации по оцениванию работы.

Выставляет оценки в свой журнал.





УЭ -5

Подведе-

ние итогов урока

Еще раз прочитать цель урока.

Обсуждают результаты по модулю.

Озвучивают свои оценки.

Выставляют оценки в дневник.
Выбирают домашнее задание по модулю.

Сдают модули учителю, а бланки, алгоритмы вклеивают в тетрадь.

Направляет деятельность учащихся.

Анализирует ответы учащихся.

Учитель выставляет их в свой журнал и комментирует, говорит о своих наблюдениях и объективности оценок.

Выставляет итоговые оценки в классный журнал.

Отдает на дом модули тем ученикам, кто плохо справился с работой на уроке.










Расписывается в дневниках учащихся за оценки. Отмечает в своем журнале отсутствующих.



перемена


Урок Окислительно-восстановительные реакции.
Бланк №1 (УЭ – 1).
Ученик (ца) ______________________ Класс_________ Дата____________
1.




Химическое явление

Физическое явление

1







2







3







4







5







6







7







8







2. P H3, P2 O3, H3 P O4, Mg3 P2 , Р

P O, S O, Si H, N H, Ba Cl

3.

  • Fe + Cl2 = Fe Cl3




  • Al + O2 = Al2 O3




  • Zn + HCl = ZnCl2 + H2




  • H2 + O2 = H2

Ваша отметка _______________________

Контрольное задание для проверки.

Вставте пропущенные слова


  • Элементы, имеющие _________(высшую, низшую, промежуточную) степень окисления, могут только восстанавливаться, то есть быть окислителями.

  • Элементы, имеющие ________ (высшую, низшую, промежуточную) степень окисления, могут только окисляться, то есть быть восстановителями.

  • _____________ – это способность атомов в молекуле притягивать к себе электроны. (Имеются в виду электроны, которые участвуют в образовании химической связи.)

  • _____________ – это условный заряд атома в соединении, вычисленный исходя из предположения, что соединение состоит только из ионов.

  • ___________________________________ – это реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, молекул или ионов к другим.

  • _____________ называется процесс отдачи атомом, молекулой или ионом электронов. Степень окисления при этом повышается.

  • _____________ называется процесс присоединения электронов атомом, молекулой или ионом. Степень окисления при этом понижается.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Окислительно-восстановительные реакции iconОкислительно-восстановительные реакции
Сформировать мышление учащихся через активацию представлений об окислительно-восстановительных реакциях, их особенностях
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции»
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7
Окислительно-восстановительные реакции iconТемы вашего учебного проекта
Окислительно-восстановительные реакции, значение процессов окисления и восстановления в живых организмах. Практикум по составлению...
Окислительно-восстановительные реакции iconТема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр...
Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,...
Окислительно-восстановительные реакции icon+2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов...
Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих...
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6
Окислительно-восстановительные реакции iconУрока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена»
Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов...
Окислительно-восстановительные реакции iconЗанятие Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности Цели
Цели: Познакомиться с ролью окислительно-восстановительных процессов в природе и промышленности
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»
Окислительно-восстановительные реакции iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции»
Окислительно-восстановительные реакции iconУрок на тему окислительно- восстановительные реакции
Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы
Окислительно-восстановительные реакции iconПояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х...
Круговороты азота, уг­лерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при...
Окислительно-восстановительные реакции iconУльяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников...
Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов...
Окислительно-восстановительные реакции iconПримерный шаблон технологической карты урока
Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь...
Окислительно-восстановительные реакции iconМетодические рекомендации по использованию цора
Но, не усвоив данную тему, невозможно будет полноценно решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, составлять окислительно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск