Скачать 177.87 Kb.
|
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Образовательная цель:
ОУУН: Уметь сравнивать, находить причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, работать с алгоритмами, наблюдать, работать в парах и группе. Воспитательная цель: Уметь слушать учителя и своих одноклассников, быть внимательным к себе и окружающим, оценивать себя и других, вести беседу, любить и охранять природу. МОДУЛЬНЫЙ УРОК Окислительно-восстановительные реакции 8 класс.
КАРТОЧКА №1 Задание. А: (6 балла) Выберите физические и химические явления:
Задание. Б: (2 балла) а) Определить степень окисления исходя из формулы вещества: PH3, P2O3, H3PO4, Mg3P2 , Р б) Составить формулу, исходя из значений степеней окисления: PO, SO , SiH, NH, BaCl Задание. В: (4 балла) Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций, схемы которых приведены ниже, укажите тип реакции.
КАРТОЧКА № 2 Расставьте коэффициенты методом электронного баланса. CO2 + Mg MgO + C AI + Cr2O3 AI2O3 + Cr Zn + HCI ZnCI2 + H2 КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №1 Алгоритм составления формулы по степени окисления:
6 2 +3 -2 +2 -1 Al2 O3 Ca (OH)2 Алгоритм определения степени окисления элементов в соединениях:
+6 -2 2*3 SO3 6 6/1 Условия, принятые для определения степени окисления.
Текст - лекция Окислительно-восстановительные реакции В кислотно — основных реакциях, молекулы обмениваются друг с другом элементарной частицей — протоном.Существуют такие химические процессы которые могут быть описаны как обмен между молекулами или ионами другой элементарной частицей, электроном.Такие реакции называются окислительно — восстановительными. Окислительно-восстановительные реакции протекают с одновременным повышением и пониженения элементов и сопровождаются передачей электронов: Окисление и восстановлениеБуквальный смыслслова «окисление» состоит в указании на взаимодействие вещества с кислородом (oxygen).Термин «восстановление» первоначально был связан с тем, что при нагревании продуктов окисления металлов с некоторыми веществами, например с углем, металлы как бы восстанавливали свои утраченные при окислении свойства: блеск,ковкость,прочностьи др. Повышение степени окисления в ходе реакции, отвечающей потере (отдаче) электронов атомами элемента, называют окислением: S-2 - 6e− = S+4 В данном примере окисляется S-2 до S+4 Понижение степени окисления элемента в ходе реакции, отвечающее присоединению ("взятию") электронов атомами этого элемента, называется восстановлением: O0 + 2e− = O−2 В данном примере O0 восстанавливается до О−2. Вещество, частицы которого содержат окисляющиеся атомы, выполняет в реакции функцию восстановителя. В данном примере восстановитель - сероводород H2S. Вещество, частицы которого содержат восстанавливающиеся атомы, выполняет в реакции функции окислителя. В данном примере окислитель - молекулярный кислород О2. Любые реальные процессы не могут быть ни окислительными, ни восстановительными, а всегда окислительно- восстановительными, в том смысле , что один из участников окисляется, а другой одновременно восстанавливается. Типичные окислители и восстановителиВещества, являющиеся окислителями во многих реакциях, представляют собой типичные (сильные) окислители. К ним относятся F2, Cl2, O2, KClO3, H2SO4, HNO3, KMnO4, MnO2, K2Cr2O7, PbO2 и др. Типичными (сильными) восстановителями являются H2, C (графит), Zn, Al, Ca, KI, HCl (конц.), H2S, CO и др. Многие вещества могут проявлять как окислительные, так и восстановительные свойства. К таким веществам принадлежат KNO2, H2O2, SO2, Nа2SO3 и др. Окислительно-восстановительные свойства веществ связаны с положением элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева. Простые вещества - неметаллы обладают большими окислительными свойствами, а металлы - большими восстановительными свойствами (O2, Cl2 - окислители, Na, Ba, Al, Zn - восстановители). В каждой группе Периодической системы элемент с более высоким порядковым номером обладает более ярко выраженными восстановительными свойствами в своей группе, а элемент с меньшим порядковым номером - более сильными окислительными свойствами. Так, кальций Ca - более сильный восстановитель, чем магний Mg, а молекулярный хлор Cl2 - более сильный окислитель, чем иод I2. Соединения, содержащие атомы элементов в низшей степени окисления, будут восстановителями за счет этих атомов (например, NH3 - восстановитель за счет атома N−III, H2S - за счет атома S−II, KI за счет атома I−I). Соединения, включающие атомы элементов в высшей степени окисления, будут окислителями (например, HNO3 за счет атома N+V, K2Cr2O7 - за счет атома Cr+VI, KMnO4 - за счет атома Mn+VII). Окислители. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ уменьшается. ← HNO3 ____________________________________|_______________ -3 -2 -1 0 + 1 + 2 +3 +4 + 5 | | | | | | | NH3 N2 N2O NO N2O3 NO2 N2O5 HNO2 HNO3 ← O2 → O-2 _______________|__________ -2 -1 0 O3 → O-2 H2O2 → O-2 Г2 ________________|_____________________________________ -1 0 +1 +3 +5 +7 HГ Г2 ← KMnO4 _________________________________|_________________ 0 +4 +6 +7 MnO2 MnO4-2 MnO4- H2O OH- H+ ← KClO4 ______________________________________|____ -1 0 +1 +3 +5 +7 HCl Cl2 ← K2Cr2O7 _____________________________________|__ 0 +2 +3 +6 Cr( OH)3 (H2O) Cr+3 (H+) [ Cr(OH)4]- (OH-) ← H2SO4 ________________________________|______________ -2 0 +4 +6 H2S S SO2 Восстановители. СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ увеличивается → С0 ______________________|________________ -4 -3 -2 -1 0 +2 +4 CO CO2 CO → CO2 Me → Men+ H Г → Г2 → H2S ___________|_______________________________ -2 0 +4 +6 S SO2 H2 S O4 _________________________________________________ → H2S O3___________________________|______________ -2 0 +4 +6 S SO2 H2 S O4 → Na2S O3 _________________________|________________ -2 0 +4 +6 S SO2 H2 S O4 Na2S O3 Na2S O4 → H2 _____________|____________________________ -1 0 +1 H2 H+ → H2O2 ___________|______________________________ -1 0 O 2 → NO2- _____________________|________________________ 0 +3 +5 N O3 - КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ КАРТОЧКА №2 Электронный баланс - метод нахождения коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций, в котором рассматривается обмен электронами между атомами элементов, изменяющих свою степень окисления. Число электронов, отданное восстановителем равно числу электронов, получаемых окислителем. Уравнение составляется в несколько стадий: 1. Записывают схему реакции. 2. Проставляют степени окисления над знаками элементов, которые меняются. 3.Выделяют элементы, изменяющие степени окисления и определяют число электронов, приобретенных окислителем и отдаваемых восстановителем. 4. Уравнивают число приобретенных и отдаваемых электронов, устанавливая тем самым коэффициенты для соединений, в которых присутствуют элементы, изменяющие степень окисления. 5.Подбирают коэффициенты для всех остальных участников реакции. Тема: «Окислительно — восстановительные реакции» Цель: Знать сущность степени окисления, окислительно-восстановительных процессов, происходящих с веществами, окислительно-восстановительных процессов в природе, основные окислители и восстановители. Уметь определять степени окисления элементов в простых и сложных веществах, различать понятия: степень окисления, составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Урок Окислительно-восстановительные реакции. Бланк №1 (УЭ – 1). Ученик (ца) ______________________ Класс_________ Дата____________ 1.
2. P H3, P2 O3, H3 P O4, Mg3 P2 , Р P O, S O, Si H, N H, Ba Cl 3.
Ваша отметка _______________________ Контрольное задание для проверки. Вставте пропущенные слова
|
Окислительно-восстановительные реакции Сформировать мышление учащихся через активацию представлений об окислительно-восстановительных реакциях, их особенностях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно–восстановительные реакции» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции, урок 7 | Темы вашего учебного проекта Окислительно-восстановительные реакции, значение процессов окисления и восстановления в живых организмах. Практикум по составлению... | ||
Тема урока: Окислительно-восстановительные реакции. Составление овр... Обучающие: обеспечение формирования понятий “окислительно-восстановительная реакция”, “окисление”, “восстановление”, “окислитель”,... | +2 их акцептором. В реакции (2) происходит перемещение электронов... Окислительно-восстановительные реакции – реакции, протекающие с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема и номер урока в теме: тема Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Урок №6 | Урока химии по теме «Окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена» Овр, окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления, закономерности протекания ионных процессов с участием растворов... | ||
Занятие Окислительно-восстановительные реакции в природе и промышленности Цели Цели: Познакомиться с ролью окислительно-восстановительных процессов в природе и промышленности | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данное занятие является четвертым в теме «Окислительно- восстановительные реакции» | Урок на тему окислительно- восстановительные реакции Итак, давайте вспомним, что входит в водную часть любого исследования? /Решаем с учащимися в процессе беседы | ||
Пояснительная записка Данный курс, предназначенный для учащихся 9-11-х... Круговороты азота, углерода и кислорода в природе это то же окислительно-восстановительные реакции. Данные реакции протекают при... | Ульяновский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки Работников... Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов... | ||
Примерный шаблон технологической карты урока Основополагающий урок, закладывающий необходимые знания для изучения следующих тем: электролитическая диссоциация, генетическая связь... | Методические рекомендации по использованию цора Но, не усвоив данную тему, невозможно будет полноценно решать экспериментальные задачи на распознавание веществ, составлять окислительно... |