Записки директора (1972 – 2005 гг.)





НазваниеЗаписки директора (1972 – 2005 гг.)
страница1/6
Дата публикации09.07.2013
Размер0.64 Mb.
ТипРассказ
100-bal.ru > История > Рассказ
  1   2   3   4   5   6
От автора

Как быстро несется время… Казалось бы только недавно отметили 30-летний юбилей университета, а в самом недалеком будущем маячит цифра 35… И пока еще есть время и силы хочется вспомнить самые яркие моменты истории университетской библиотеки, которая является неотъемлемой частью истории Марийского государственного университета.

«Записки директора» – название не случайное. Я не ставила перед собой цель рассказать обо всей деятельности библиотеки МарГУ к его 35-летнему юбилею. Это воспоминания о некоторых ярких страницах истории Научной библиотеки, которая за эти десятилетия прошла непростой путь становления и развития и стала одной из ведущих библиотек Республики Марий Эл, известной и за ее пределами.

Главное богатство библиотеки – коллектив квалифицированных, преданных своему делу сотрудников, благодаря которым научная библиотека МарГУ была и остается инициатором и организатором многих интересных дел в университете и в библиотечном сообществе РМЭ. Мы всегда стремились и стремимся идти в ногу со своим временем, а иногда и на шаг впереди.

Тридцать три года я возглавляла библиотеку университета и надеюсь, что эти мои записки будут интересны как специалистам библиотечного дела, так и всем читателям, кого будет интересовать история Марийского государственного университета и его библиотеки, неразделимых между собой.

ЗАПИСКИ ДИРЕКТОРА

(1972 – 2005 гг.)

Мы всегда стремились и стремимся идти в ногу со своим временем, а иногда и на шаг впереди.

Страницы истории НБ МарГУ. – Йошкар-Ола, 2002. – С. 29.

 

 

А начало было таким…

 

 

В один из солнечных дней лета 1971 года директор Республиканской научной библиотеки В.Г. Орлов вошел  в справочно-библиографический  отдел,  который  я  тогда  возглавляла, в сопровождении  статного,  красивого мужчины  с   необыкновенно  обаятельной    улыбкой и представил его: ректор открывающегося в Йошкар-Оле государственного университета      Виктор Эдуардович Колла. Женский коллектив СБО замер и с неожиданным интересом выслушал рассказ о перспективах нового вуза, трудностях организационного периода, желании ректора сотрудничать с таким крупным научно-информационным центром, каким являлась РНБ. В.Э. Колла предложил желающим подумать о возможности работы в библиотеке университета, которую надо было начинать с нуля.

И хотя работа в СБО РНБ меня вполне устраивала, перспектива собственного дела была не просто соблазнительной, а захватывающей. Но надо было ждать начало 1972 года, когда молодому университету дадут первые штаты.

За эти месяцы мы несколько раз встречались с В.Э. Коллой, так как он в своей работе не мог обойтись без научных журналов, имеющихся в фонде РНБ. Через пару встреч В.Э. Колла стал со мной советоваться по поводу структуры университетской библиотеки и размещения ее во вновь строящихся зданиях. В глубине души, боясь сказать об этом вслух, я уже свыклась с мыслью, что это «моя» библиотека. И, наконец, в ноябре 1971 года услышала деловое предложение перейти на работу в университет и возглавить библиотеку. Не раздумывая, я ответила согласием, о чем никогда впоследствии не пожалела.

Так, 20 января 1972 года я переступила порог университета в качестве заведующей библиотекой и ее единственного сотрудника (впоследствии должность заведующего была преобразована в директора). Располагалась библиотека  на первом этаже корпуса на площади Ленина, 1 и занимала две небольших смежных аудитории. К этому времени ректор оформил подписку на общественно-политическую и научную периодику на 1972 год и закупил некоторое количество книг в библиотечном коллекторе и книжных магазинах города. Необходимо было начать учет книжного фонда, его быстрое пополнение, чтобы к 1 октября 1972 года библиотека смогла обслуживать читателей. А ими к началу учебного года стали первые принятые студенты и продолжающие обучение студенты БХФ Марийского педагогического института и агропромышленного отделения МПИ, перешедшие в университет.

Задача была не из легких и выполнять ее требовалось с подбора сотрудников. Вместе с должностью заведующего университету было выделено еще несколько библиотечных единиц. К концу  января из РНБ перешли на работу в университет Тамара Анатольевна Попова, Нина Васильевна Балагушкина, Татьяна Игоревна Суханова, а через некоторое время – Павлина Ивановна Кувшинова, Лидия Николаевна Потапова, Светлана Ивановна Григорьян.

Надо сказать, что чиновники не всегда ошибаются в свою пользу. Каким-то чудом заявка МарГУ на кадры для библиотеки прошла по министерским коридорам дважды. И через полгода в библиотеке трудились уже 14 сотрудников.

Пожалуй, это была единственная чиновничья «оплошность» на пользу библиотеке, которую я могу вспомнить за все годы работы в университете. Благодаря этому библиотека университета стала быстро набирать темпы в работе и к началу учебного года (1972) встречала своих читателей в двух читальных залах, на абонементе, в справочно-библиографическом отделе. Размещалась библиотека к этому времени в большинстве аудиторий первого этажа на площади Ленина, 1 и во вновь построенном здании по улице Осипенко. За этим стоял огромный труд всего коллектива, который не считался со временем и все силы отдавал поставленной задаче – открыть библиотеку 1-го октября. И эту задачу мы выполнили.

К первым сотрудникам в течение нескольких месяцев прибавились Надежда Ильинична Васильева (выпускница МГИК), Валентина Леонидовна Калинина (выпускница ЛГИК), Людмила Ивановна Шутылева, Наталья Григорьевна Матвиенко, Элла Петровна Колесникова (выпускницы Марийского культпросветучилища), Алла Васильевна Стародубцева (закончившая Ростовское культпросветучилище), Любовь Леонидовна Калиниченко (выпускница МГИК) и другие.

 

И трудности в радость

 

Эти первые месяцы напряженной работы навсегда остались в памяти как трудный, но счастливый период нашей жизни. Поездки на грузовиках за книгами в библиотеки вузов Казани, Горького, Москвы, разгрузка контейнеров с книгами, которые шли к нам из многих городов, перевозка библиотечной мебели сначала в корпус «А», а затем в корпус «Б» по улице Осипенко, куда библиотека переехала в сентябре 1972 года... А перед этим был август, который помнит вся республика из-за страшных пожаров в марийских лесах. Когда по радио объявили о сборе добровольцев для тушения пожаров, коллектив библиотеки в полном составе явился утром в спортивной форме с лопатами и ведрами. Вспоминается «сердитая» команда ректора: «Марш по рабочим местам и занимайтесь своим делом! Библиотека должна быть открыта к началу учебного года». Сам же В.Э. Колла выезжал на тушение пожаров, не считаясь со своим положением и возрастом. Вообще личность первого ректора Марийского государственного университета оставила глубокий след в сердцах и памяти тех сотрудников, кому посчастливилось с ним работать.

Небольшой в ту пору коллектив университета был единой семьей, в которую на равных входил и коллектив библиотеки.

Я не случайно вспоминаю начало нашего пути, когда были заложены основные принципы морального климата в коллективе: единство и творчество, что и позволило нам, как было сказано выше, за короткий срок стать одной из ведущих библиотек республики.

Что же способствовало такому быстрому вхождению нашей библиотеки в библиотечное сообщество? Мы не были во всем первооткрывателями в прямом смысле этого слова. Но живой интерес ко всему новому, что появлялось в библиотечном деле (а не только в вузовских библиотеках) изучалось и внедрялось в работу.

К 1972 году в библиотечной печати было много материалов о разработке и внедрении ББК. Мы обратились с письмом в отдел ББК РГБ и получили все тома ББК для научных библиотек, вышедших к тому времени из печати. И поскольку у нас только начиналась библиотечная обработка фонда и создание СБА, было принято решение о внедрении ББК в каталоги и картотеки нашей библиотеки. Поэтому, когда через 2-3 года была сверху спущена рекомендация о внедрении ББК, нам не пришлось затрачивать усилия на перешифровку фонда и перестройку СБА.

Также из печати мы узнали об опыте применения перфокарт для создания различных картотек и, в первую очередь, в помощь комплектованию фонда, что было для нас в ту пору важнейшей задачей. Этим опытом поделилась директор НТБ Московского института стали и сплавов. Во время одной из первых командировок в Москву я побывала в этой библиотеке, убедилась в полезности перфокартотек с цветными рейтерами, узнала, что выпускает их один из комбинатов г. Таллина (какое счастье, что тогда это не было заграницей). И через некоторое время мы получили из Эстонии большое количество карт, которыми смогли даже поделиться с НТБ Марийского политехнического института и некоторыми вузовскими библиотеками г. Казани, узнавших о нашем опыте на одной из конференций вузовских библиотек Верхнего и Среднего Поволжья (тогда мы входили в единую методическую зону).

Следующий интересный опыт мы почерпнули в Фундаментальной библиотеке Горьковского государственного университета. Это был безынвентарный учет учебного многоэкземплярного фонда, который значительно облегчал и ускорял работу отдела комплектования. Там же мы узнали и внедрили у себя групповой метод обслуживания читателей во время массовой выдачи учебников. Это значительно сократило время на обслуживание студентов в начале каждого семестра.

Надо сказать, что мы несколько опережали официальные документы, приходящие позднее из Министерства высшего образования России о внедрении передовых методов в работу вузовских библиотек. И однажды это чуть не стоило мне больших неприятностей, когда ревизор КРУ решила, что мы занимаемся самоуправством и нарушаем финансовую дисциплину по поводу безынвентарного учета фонда. Но на мое счастье рекомендательное письмо и приказ Министерства высшего и среднего специального образования РФ к этому времени подоспели.

Как  уже говорила, я не ставлю перед собой задачу описать весь опыт работы научной библиотеки МарГУ. О нем немало было сказано в издании «Страницы истории научной библиотеки Марийского государственного университета (1972-2001 гг.)» (Йошкар-Ола, 2002.).

Сегодня хотела бы остановиться на тех моментах, которые оставили наибольший след в памяти и сыграли значительную роль в создании положительного имиджа научной библиотеки университета.

 

«Сея разумное, доброе, вечное…»

 

Мы понимали, что выполнению поставленных перед нами задач в первую очередь будет способствовать авторитет библиотеки как среди студентов, так и преподавателей университета. И нам хотелось, чтобы на библиотеку в университете не смотрели только как на вспомогательное подразделение, а чтобы вместе с преподавателями, общественными организациями университета мы были воспитателями душ молодого поколения, чтобы университетское образование не было пустым звуком для наших выпускников. Поэтому помимо реализации основной информационно-образовательной функции с первых же дней творчески работали в культурно-просветительском направлении.

Началось все с библиографических обзоров книг, поступавших в библиотеку. Самыми  активными  пропагандистами  книги   были  на  первых порах Т.А. Попова, Т.А. Петрова,   Р.А. Панова. И знаете, как приятно, когда почти через 30 лет после окончания университета тебя узнают его первые выпускники. А однажды в троллейбусе одна из пассажирок, оказавшаяся выпускницей университета, мне сказала, что узнала меня по голосу. А голос этот она могла запомнить только потому, что мы несли в студенческие группы не сухую информацию, а свои души.

В университете, благодаря коллективу библиотеки, стали традиционными «Дни искусства», на которые приглашалась творческая интеллигенция и даже целые творческие коллективы (Русский драматический театр им. Константинова, Марийский музыкальный театр и др.). Запомнился участникам и зрителям литературный спектакль, посвященный 70-летию Н.А. Островского и его книге «Как закалялась сталь». Помню, как одна из участниц постановки, студентка первого курса ИФФ С. Лузгинова, сказала, когда мы в первом часу ночи после очередной репетиции возвращались домой: «Ну, я-то ладно, молодо-зелено, а Вам-то зачем это нужно?». Вот именно потому, что было нужно, мы и проводили со студентами такие интересные мероприятия, как диспуты «Романтика и будни твоей профессии» с приглашением ведущих специалистов-профессионалов, «Страшись стать безликим существом, которое тенью проходит по земле», читательскую конференцию «Допуск на инициативу» (по книге писателя И. Васильева) для студентов-агрономов старших курсов, уезжавших на производственную практику в районы республики и т.д.

Спектр организуемых библиотекой массовых мероприятий всегда отличался большим тематическим разнообразием. Студенты приобщались и приобщаются к культуре и искусству в самых разнообразных ее аспектах. По мере того, как перемещались политические акценты в обществе и одни задачи вузовского образования дополнялись другими, менялись и ориентиры массовой работы. Но наибольший объем приходился и приходится на гуманистическое направление. И нельзя не отметить, что первыми помощниками во всей воспитательной работе в течение первых 15 лет были партийные и комсомольские организации университета и факультетов. С благодарностью вспоминаю парторгов университета Н.И. Баженова, Л.А. Кочергина, В.Б. Голубева, комсоргов Т. Грозову, В. Тоймурзина, С. Бахтина, И. Садовина, секретаря комсомольской организации СХФ В.И. Макарова (ныне профессора ректора университета), председателей профсоюзной организации университета Т.И. Иванову, В.И. Калинина, А.Я. Кожевникову, А.В. Летину, А.А. Косова, М.С. Комелина и др. И, конечно, развитие библиотеки было бы невозможно без поддержки ректората, без их внимания к нуждам библиотеки. Поэтому в благодарной памяти всего коллектива библиотеки останутся и ректор университета (1985 -1998 г.г.) профессор В.П. Ившин, проректор по учебной и воспитательной работе В.И. Чемоданов. Мы делали с ними одно общее дело.

На первых порах воспитательной и просветительской работой занимался весь коллектив библиотеки, а с октября 1987 года был организован отдел идейно-воспитательной работы, который возглавила активный и творческий человек М.Г. Михеева. Мария Григорьевна сразу же старалась реагировать на все новое, что преподносила нам жизнь. Учитывая веяния перестроечного периода, М.Г. Михеева провела на факультетах читательские конференции по романам Д. Гранина «Зубр», В. Дудинцева «Белые одежды», А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Астафьева «Печальный детектив», внедрила новые активные формы по типу интеллектуальных телевизионных программ «Что? Где? Когда?» и «Поле чудес», политтурниры, в которых участвовали как студенты, так и преподаватели, ролевые игры по этикету и культуре общения и т.д.

В 2005 году страна отмечала 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этому событию библиотека посвятила вечер памяти историка-краеведа М.Т. Сергеева «Чтобы не было безвестных имен», на который были приглашены его коллеги, выпускники вуза, в свое время занимавшиеся под его руководством поисковой работой об участниках ВОВ. Этому же юбилею силами библиотекарей и студентов ФКиИ была посвящена литературно-музыкальная композиция «Помнить страшно, и забыть нельзя». Не стеснялись слез ни молодые, ни старшие участники вечера.  Выходя из аудитории после его окончания, услышала слова: «Побольше бы таких мероприятий проводили». Это было, на мой взгляд, самой высокой оценкой нашей работы. И хочется еще и еще раз поблагодарить М.Г. Михееву, которая не жалеет ни сил, ни времени для подготовки каждого мероприятия. Более подробно о работе ОПГЗ (бывший отдел идейно-воспитательной работы) можно узнать из отчетов библиотеки и истории отдела, написанной его бессменной заведующей.

Я же хочу вернуться на несколько лет назад, когда в библиотеке университета стали вплотную заниматься руководством чтения студентов. Наряду с традиционными методами была применена такая формы работы как библиотечное кураторство. Для этого была выделена экспериментальная группа экономистов в количестве 50 человек, назначены два куратора – библиотекаря (Е.Ю. Куликова и Т.Ю. Новикова).

В этих группах проводились различные библиотечные мероприятия, оказывалась индивидуальная помощь в подборе литературы для рефератов и курсовых работ. Для этого изучались читательские интересы, делались соответствующие рекомендации, рекламировались новые книги и т.п. Библиотекари-кураторы стали своего рода классными руководителями для своих подшефных групп. Не случайно Е.Ю. Куликова сопровождала свою группу в туристические поездки в города Киев, Ленинград (1984-1985 гг.) во время каникул (поездки группа выигрывала в соревновании на лучшую группу факультета). Позднее уже несколько библиотекарей стали кураторами на первых курсах БХФ, СХФ и ЭКФ, доведя своих подшефных до выпуска. Такая тесная связь библиотеки и студенческой группы была полезна обеим сторонам. А студенты из этих групп до конца учебы и даже после выпуска оставались друзьями и помощниками библиотеки.

Опыт работы НБ МарГУ по руководству чтением был озвучен на нескольких межвузовских и даже российских конференциях. И еще несколько лет в библиотеку шли запросы на эти материалы. Методическое руководство этой работой осуществляла тогда главный библиотекарь (ныне заместитель директора) Т.А. Петрова.

 
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПатентам и товарным знакам (19)
А, 16. 08. 1972. Su 479856 А, 25. 11. 1975. Su 962470 А, 30. 09. 1982. Su 1348458 А1, 30. 10. 1987. Su 1562409 А1, 07. 05. 1990....
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПубличный отчет директора муниципального образовательного учреждения...
Моу сош №2 была открыта в 1972 году в Красноборском микрорайоне Заволжского района г. Ярославля
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconЗаписки спутницы в место предисловия
Отмечая двадцатипятилетие страшных дней на берегу реки Дравы, я решила распространить мои записки самиздатом. Это всё, что можно...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconАрменоиды аристократия древности
И. Р. Шафаревича. Работал в Орехово-Зуевском пед ин-те (1964-1967), в Центр экон матем ин-те ан СССР (1967-1972). В 1972-1977 — в...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знание: знать отличие записки от других малых жанров письменной речи Понимание: понимать назначение записок Применение: уметь конструировать...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconЛекции по современным проблемам психологии обучения владимир 1972...
Владимирский государственный педагогический институт имени п. И. Лебедева-полянского
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconРекомендации студентам-дипломникам по оформлению Пояснительной записки...
При написании Пояснительной записки дипломнику следует руководствоваться сложившейся практикой оформления отчетной документации по...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconРеферат Тема:”Медики-классики русской литературы.”
Такими людьми были А. П. Чехов,М. А. Булгаков,В. В. Вересаев. Они как никто другой смогли отразить в своих произведениях тяжелый...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconУчебное пособие по выполнению и оформлению курсовых, дипломных и...
Особое внимание обращено на оформление текстовых и графических документов: технического задания, расчетно-пояснительной записки и...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПротокол заседания Управляющего Совета
Приглашенные: Колосова В. С., заместитель директора по увр; Коробец В. А., заместитель директора по вр; Шлык А. А., заместитель директора...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconИнформационный бюллетень №10 «Дела студенческие» Москва, октябрь...
Студенческого координационного совета Профсоюза и Федерального агентства по образованию на 2005 год на базе спортивно-оздоровительного...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составители программы: директор Т. С. Шамшина, зам директора по увр о. О. Обухова, зам директора по нмр т. Н. Бельтюкова, зам директора...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconДолжностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе 1
Заместителя директора его обязанности могут быть возложены на других заместителей директора или учителей из числа наиболее опытных...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconМетодические указания по выполнению практических работ Пенза 2005...
...
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconУчебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. Семакин...
Михеева Е. В. Информационные технологии: Учеб пособие для сред проф образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005
Записки директора (1972 – 2005 гг.) iconПояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту...
«Литература» для 5–9 кл., авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева и др. (заключения рао (от 06. 08. 2007) и ран (от 23. 10. 2007), заключения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск