Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны





Скачать 232.13 Kb.
НазваниеРабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны
Дата публикации31.08.2014
Размер232.13 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кондровская средняя общеобразовательная школа №4»
Рассмотренно на ШМО учителей

гуманитарного цикла
_________________/_____________/

« »__________________2013г.
Утверждаю

Директор школы

_________________/_____________/

« »__________________2013г Одобрено

Зам. Директора по УВР

_________________/_____________/

« »__________________2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Мировая художественная культура.

Библейские сюжеты и образы»,

изучаемого на базовом уровне

6 класс


Учитель: Резник О.С.


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. — М. : Дрофа, 2009.»
В соответствии с учебным планом школы на 2013-2014 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Тип программы: программа изучения МХК на базовом уровне.

Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Г.И. Данилова:Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013», включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Цели и задачи учебного предмета МХК

Образовательные цели и задачи курса:

изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;

формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;

осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;

способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.

Требования к результатам обучения и воспитания:

Личностные:

формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;

развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;

накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;

формирование творческого отношения к проблемам;

развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;

подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные:

формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

выявление причинно-следственных связей;

поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;

применение методов познания через художественный образ;

использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;

определение целей и задач учебной деятельности;

выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике;

самостоятельная оценка достигнутых результатов.

По предмету:

наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;

восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;

осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;

усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условностей языка искусства;

различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;

классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;

осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;

уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;

формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;

развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;

умение видеть свои ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;

реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

1. Г.И. Данилова:Искусство. Вечные образы искусства. Библия. 6 класс. – М.: Дрофа, 2013.

2. «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова. — 5-е изд., стереотип. — М. : Дрофа, 2009.»
II. Содержание учебного материала

№№

Содержание

Кол-во часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы:

уроки

резерв

Проверочные работы

1

Сюжеты и образы Ветхого Завета

15

13

2

2 (тесты)

2

Сюжеты и образы Нового Завета

19

17

2

2 (тесты)




Итого:

34

30

4

4



Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

I. Сюжеты и образы Ветхого Завета

Сотворение мира.

Создание жизни — главное творение Бога. Символическое понятие Рая. Микеланджело «Отделение света от тьмы» — роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Начало творения мира и его символический смысл. Борьба Саваофа с хаосом, мраком и неподвижностью материи. Фреска Микеланджело «Сотворение светил» и картина Я. Тинторетто «Сотворение животных». Величественная картина сотворения мира в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Оратория И. Гайдна «Сотворение мира» — восторженный гимн жизни и Человеку. Фрагмент «Сотворение мира» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

1

Жизнь первых людей на Земле.

«Сотворение Адама» — фреска Микеланджело в Сикстинской капелле. Сопоставление фрески с картинами У. Блейка («Сотворение Адама») и М. Шагала («Сотворение человека»). Фреска Микеланджело «Сотворение Евы», ее аллегорический смысл. Сила человеческих чувств и красота любви в картинах А.Дюрера «Адам» и «Ева». Картины В. Васнецова «Блаженство Рая» и «Искушение Евы змием» во Владимирском соборе Киева. Сюжет грехопадения первых людей и его поучительный смысл. Фреска Микеланджело «Грехопадение и изгнание из рая». Фреска Мазаччо «Изгнание Адама и Евы из рая», трагический драматизм, безысходное отчаяние и стыд первых людей. Отражение библейской легенды о жизни первых людей в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай». Противоречия жизни и смерти, добра и зла, «божьего» и «дьявольского» в музыке А. Петрова к балету «Сотворение мира». Фрагмент «Адам и Ева» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

1

Каин и Авель.

Легенда об Авеле и Каине — преступление против кротости и смирения, ее поучительный нравственный смысл. Фреска Феофана Грека «Праотец Авель». Скульптурная группа Д. Дюпре «Каин» и «Авель». Картины Тициана и А. П. Лосенко «Каин» и «Авель» — символическое воплощение сюжета. Поэтическая интерпретация сюжета в поэме Д.Байрона «Каин». Каин — бунтарь, усомнившийся в величии Бога. Стихотворение В. А. Жуковского «Братоубийца», выраженная в нем идея вечного наказания Каина. Фрагмент «Каин и Авель» из художественного фильма «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

1

Всемирный потоп.

Легенда о Всемирном потопе и ее символическое звучание. Картина Я. Бассано «Вход животных в Ноев ковчег», оживленная атмосфера происходящего, многофигурность и сложность композиции. Фреска Микеланджело «Потоп» в Сикстинской капелле Ватикана — художественный образ всемирной катастрофы. Сопоставление фрески Микеланджело с картиной Ф. Бруни «Всемирный потоп». Мозаика «Ной выпускает голубя из ковчега» в соборе Сан-Марко в Венеции. Фрагмент «Ной и Великий потоп» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности интерпретации сюжета.

1

Легенда о Вавилонской башне.

Легенда о Вавилонском столпотворении, ее глубокий поучительный смысл. «Вавилонская башня» П. Брейгеля — наглядный урок людской глупости, человеческой гордыне и греховной самонадеянности. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Вавилон». Стихотворение поэта как символическое напоминание о грядущем возмездии для человечества. Смысл и происхождение устойчивых сочетаний «вавилонское столпотворение» и «смешение языков».

1

Ветхозаветная Троица и призвание Авраама.

Миссия праведного Авраама — сохранить для человека истинную веру в Бога. Явление Бога Аврааму в виде трех странников, глубокий нравственный смысл этой встречи. Сюжет Ветхозаветной Троицы в древнерусской живописи. Фреска Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде. «Троица» Андрея Рублева — глубочайшее по мысли и силе мастерства художественное произведение. Отход автора от византийских и греческих канонов изображения сюжета. «Троица» Андрея Рублева — художественный образ единства, жертвенной любви и добра. Сопоставление произведений Феофана Грека и Андрея Рублева с иконой С. Ушакова «Святая Троица».

1

Жертвоприношение Авраама.

Картина Тициана «Жертвоприношение Авраама». Немое противоборство, негодующий вызов небесам потребовавшим слишком дорогую жертву во имя любви к Богу.«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта. Напряженность и драматизм происходящего, переданные различными художественными средствами. Особенности трактовки сюжета в картине А. П. Лосенко «Жертвоприношение Авраама». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Исаак и Авраам» (диалогичность повествования). Символический смысл поэтических образов ярко горящей во мраке свечи, «немого войска туч, ползущих по небу». Фрагмент «Жертвоприношение Авраама» в художественном фильме «Библия в начале» (1966) режиссера Д. Хьюстона, особенности трактовки сюжета.

1

Чудесный сон Иакова.

Сюжет «Благословения Иакова» в картине Рембрандта, таинственность происходящего события. Видение Иакову таинственной лестницы, соединяющей землю и небо. Картины Д. Фетти и X. Риберы «Сон Иакова» как чудесное воплощение божественного предсказания дальнейшей судьбы иудейского народа. Картина Э. Делакруа «Иаков, борющийся с ангелом». Неистовое упорство небесного посланника и бесстрастное спокойствие Иакова — избранника Бога. Иаков и Рахиль в картине П. Веккио, особенности интерпретации образов. Стихотворение А. Ахматовой «Рахиль» из цикла «Библейские стихи».

1

Иосиф и его братья.

Иосиф — любимый сын Иакова, основные эпизоды его жизни. Иосиф и его братья, продажа в рабство. Картина К. Д. Флавицкого «Дети Иакова продают своего брата Иосифа». Жестокость и коварство братьев, покорность Иосифа превратностям судьбы. Сопоставление с картиной С. Бурдона «Продажа Иосифа в рабство». Дальнейшая судьба Иосифа в Египте. Особый дар провидения, снискавший расположение египетского фараона. Великодушие Иосифа, сумевшего простить коварных братьев и вернуться в родительский дом. Т. Манн «Иосиф и его братья».

1

Мечты о Земле Обетованной.

Избранность Моисея Богом. Сюжет его чудесного спасения в картине П. Веронезе «Нахождение Моисея». Легенда о горящем терновом кусте и ее иносказательный смысл. Картина Д. Фетти «Моисей перед пылающим кустом» и переданное в ней божественное предсказание об избавлении израильского народа от страданий и горя. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении К. М. Фофанова «Неопалимая Купина». Переход израильтян через Чермное (Красное) море. Стихотворение А. Апухтина «Когда Израиля в пустыне враг настиг...». «Сбор манны в пустыне» — картина Н. Пуссена. Картина Н. Пуссена «Моисей, источающий воду из скалы» — рассказ художника о страданиях людей на пути к Земле Обетованной.

1

Скрижали Моисея.

Сюжет «Поклонения золотому тельцу» в картине Н. Пуссена. Десять заповедей Моисея, их общечеловеческий и нравственный смысл. «Моисей со скрижалями законов» в картине Рембрандта. Испытание слабых и неверных людей ядовитыми змеями в картине Ф. Бруни «Медный змий». Образ библейского пророка в скульптуре Микеланджело «Моисей». История создания образа. Сопоставление со скульптурой С. Эрьзи «Моисей» и картиной М. Врубеля в Кирилловской церкви Киева. Поэтическое воплощение образа в стихотворении В. Я. Брюсова «Моисей». Фрагменты художественного фильма «Моисей», особенности интерпретации сюжета

1

Самсон, раздирающий пасть льва.

Богатырь Самсон — судья израильского народа. Гравюра А.Дюрера «Самсон убивает льва»: необыкновенная, сверхъестественная сила героя. Скульптурная группа М. Козловского «Самсон, раздирающий пасть льва» в Большом каскаде фонтанов Петергофа. История создания; А. С. Пушкин о скульптурном памятнике. Самсон и Далила. Воплощение сюжета в картинах А. Мантеньи «Самсон и Далила» и Рембрандта «Ослепление Самсона». Мужественная гибель героя в стихотворении Н. Языкова «Самсон». Музыка К. Сен-Санса к опере «Самсон и Далила». Фрагменты художественного фильма «Самсон».

1

Саул царь Израиля и Давид.

Великая миссия Саула — первого израильского царя. Давид — его достойный преемник. Картина Рембрандта «Давид перед Саулом». Противостояние героев. Поединок Давида и Голиафа, его глубокий поучительный смысл. Скульптура Донателло «Давид». Образ Давида в скульптуре Микеланджело — нравственный эталон эпохи Возрождения, гимн духовному величию человека. История создания произведения. Сравнение со скульптурой Л. Бернини «Давид», их отличительные особенности.Фрагменты из художественного фильма «Царь-Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда, особенности интерпретации сюжета.

1

Псалмопевец Давид.

Особый поэтический дар Давида. «Книга псалмов», ее художественное своеобразие и особая популярность на Руси. Музыкальные интерпретации псалмов Давида в творчестве М. Березовского. Концерт «Не отверже мене во время старости» и выраженное в нем сокровенное желание человека достойно закончить свой земной путь. Стихотворение К. Романова «Псалмопевец Давид». Легенда о Давиде и Ионафане как символ истинной дружбы и верности. Картина Рембрандта «Давид и Ионафан». Царь Давид и красавица Вирсавия. Картина К. Брюллова «Вирсавия». Драматический характер их первой встречи. Картина Рембрандта «Давид и Урия». Фрагменты из фильма «Царь Давид» (1985) режиссера Б. Бересфорда.

1

Мудрость царя Соломона.

Избрание Соломона царем Израиля. «Песнь песней» царя Соломона — непревзойденное по красоте и поэтичности произведение. Понятие о жанре притчи. Притча о двух матерях («Соломоново решение») в картине Н.Пуссена «Суд Соломона». Надежда на справедливое разрешение конфликта в картине Н. Ге «Суд царя Соломона». Легенда о строительстве храма в Иерусалиме, пышность и богатство его внешнего и внутреннего убранства. Фрагменты из повести А. И. Куприна «Суламифь». Соломон и царица Савская. Фреска «Приезд царицы Савской к царю Соломону» Пьеро делла Франчески.

1

Сюжеты и образы Нового Завета

Рождение и юность Марии.

Детство и юность Марии. Картина Ф. Сурбарана «Отрочество Марии». Картина Жоржа де ла Тура «Воспитание Богоматери». Картина Жоржа де ла Тура «Плотник Иосиф». Духовная близость членов святого семейства. Сюжет «Обручение Марии» в картине Рафаэля. Торжественность и значительность происходящего события, переданные в образах очаровательной Марии и ее избранника Иосифа. Роль пейзажа и композиции в раскрытии сюжета.

1

Благая Весть.

Евангелие от Луки и апокрифы — основной источник воплощения сюжета Благовещения в произведениях искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении М. Кузмина « Благовещение». Древнерусская икона «Устюжское Благовещение».«Благовещение» Фра Беато Анджелико. Элементы реалистической природы, перенесенные в мир божественный. «Благовещение» (Уффици) и «Благовещение» (Лувр) Леонардо да Винчи. Праздник Благовещения на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне».

1

Чудесное рождение Христа.

Византийский канон сюжета и его развитие в произведениях древнерусской живописи. Икона «Рождество Христово» (круг художников Андрея Рублева), воплотившая дух торжественной и величавой тайны, высокой значимости происходящего. Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении Б.Л.Пастернака «Рождественская звезда». Праздник Рождества Христова на Руси. Роман И. С. Шмелева «Лето Господне. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт «Небо и земля» Р. Дегтярева, «Христос рождается» Д. Аллеманова, «Слава в вышних Богу» Д. Бортнянского, «Рождественский концерт» В. Титова.

1

Поклонение волхвов.

Особенности трактовки сюжета «Поклонения волхвов» в произведениях мирового искусства. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Рождественская звезда».Картина «Поклонение волхвов» С. Боттичелли. Библейский сюжет как повод прославления семьи Медичи. Многолюдность празднества, особенности колорита, мастерство композиции. Картина «Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи. Монументальность и значительность композиции, достигнутые на основе научных исследований автора. Картина «Поклонение пастухов» Эль Греко. Трактовка сцены как волшебного видения.

1

Образы Сретения.

Принесение первенца в Иерусалимский храм и знаменательная встреча с благочестивым старцем Симеоном. Символическое звучание сцены как «встречи» уходящего века с миром новым. Сюжет Сретения в древнерусской живописи. Новгородская икона «Сретение» и переданная в ней торжественность происходящего. Символическое звучание темы Сретения во фреске Джотто «Принесение во храм». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении И. Бродского «Сретение». Духовное песнопение праведника Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши...», символизирующее встречу старого и нового миров.

1

Бегство в Египет.

Перепись в Вифлееме и неудавшаяся попытка Ирода погубить младенца Христа. Картина П. Брейгеля «Перепись в Вифлееме». Особенность изображения Марии и Иосифа. Фреска Джотто «Избиение младенцев». Картина П. Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Фреска Джотто «Бегство в Египет». Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворениях В. Ходасевича «Вечер» и И. Бунина «Бегство в Египет».

1

Проповедь Иоанна Крестителя.

Основные вехи жизни Иоанна Крестителя: рождение, детство, годы скитаний и проповедническая деятельность. Картина Караваджо «Иоанн Креститель» и ее символическое звучание. Аскетический образ жизни и мир духовных поисков, нашедший отражение в картине Г. Синт Янса «Иоанн Креститель в пустыне». Картина П. Брейгеля «Проповедь Иоанна Крестителя», необычность представленного в ней сюжета. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»). Трагизм дальнейшей судьбы Иоанна Крестителя. Роковая роль Ирода и Саломеи в жизни пророка. Картина Лукаса Кранаха Старшего «Саломея» и ее символическое звучание.

1

Образы Крещения.

Христианский канон Крещения в произведениях мирового искусства и его поэтическое воплощение в стихотворении С. Полоцкого. Древнерусская икона «Крещение» из Кашинского иконостаса. Живописное воплощение сюжета в эпоху Возрождения. Картина «Крещение Христа» Пьеро делла Франчески. Торжественность и значительность события в картине Эль Греко «Крещение Иисуса». Праздник Крещения на Руси и его отражение в картине Б. Кустодиева и романе И. С. Шмелева «Лето Господне». Стихия народного праздника, воплощенная в этих произведениях. Духовная музыка композитора В. Титова «Днесь Христос на Иордан прииде креститеся».

1

Творимые чудеса.

Сюжет искушения Христа в пустыне дьяволом и его поэтическая интерпретация в стихотворении А. А. Фета «Когда Божественный бежал людских речей...». Картина Дуччо «Искушение Христа» и ее символическое звучание. Картина И. Н. Крамского «Христос в пустыне», история ее создания. Брак в Кане Галилейской — первое божественное проявление чудодейственной силы. «Брак в Кане» Джотто и П. Веронезе. Картина Рафаэля «Чудесный улов». Картина И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира». Поэтическое воплощение сюжета в стихотворении И. Анненского «Дочь Иаира». Фреска Мазаччо «Чудо со статиром».

1

Нагорная проповедь.

Начало проповеднической деятельности Христа и избрание двенадцати учеников-апостолов. Фреска Д. Гирландайо «Призвание апостолов Петра и Андрея». Нагорная проповедь Иисуса — центр христианского учения. Отражение в ней заповедей блаженства, любви к ближнему и необходимости совершения добрых дел. Глубокий поучительный смысл Нагорной проповеди, ее общечеловеческое значение. Знаменательная встреча Христа с фарисеем Никодимом. Картина Н. Н. Ге «Христос и Никодим», глубокий психологизм конфликта, мастерство в передаче внутреннего мира героев. Сюжет «Преображения» Иисуса Христа в картине Рафаэля.

1

Притчи Христа.

Развитие понятия о жанре притчи. Евангельские притчи Христа, их основное содержание и нравственная основа. Притча о сеятеле и ее глубокий иносказательный смысл. Поэтические трактовки притчи в стихотворениях А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный...» и Н. А. Некрасова «Сеятелям». Притча о блудном сыне — притча о добродетелях покаяния и прощения. Аллегория человеческой жизни в картине И. Босха «Блудный сын». Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — духовное завещание художника грядущим поколениям. Притча о слепом и поводыре и ее евангельский источник. Картина П.Брейгеля «Слепые». Обобщенный образ человеческой трагедии, духовная слепота, берущая верх над слепотой физической. Контрастность пейзажа.

1

Тайная вечеря.

Интерпретация сцены последней трапезы Христа с учениками в произведениях искусства. Предсказание о предательстве и первое причащение апостолов — два аспекта толкования сюжета. Литературная трактовка сюжета в рассказе Л. Андреева «Иуда Искариот» (фрагменты). «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — истинная драма человеческой души. История создания и дальнейшая судьба фрески. Картина Н. Н. Ге «Тайная вечеря».

1

Моление о чаше.

Выход Иисуса с учениками в Гефсиманский сад. Молитва Христа и ее символическое звучание. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении Б. Л. Пастернака «Гефсиманский сад». Картина Н. Н. Ге «Выход Христа с учениками с тайной вечери в Гефсиманский сад». Картины А. Мантенья и Эль Греко «Моление о чаше». Роль композиции и художественных деталей в передаче библейского сюжета. Необычность колористического решения произведений. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении А. Апухтина «Моление о чаше». Взятие Христа под стражу. Фреска Джотто «Поцелуй Иуды». Высокое благородство, смиренное достоинство и мудрость Христа. Низменное коварство и злоба Иуды. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда».

1

Что есть истина?

Христос перед судом Пилата. Новелла «Понтий Пилат» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина Я. Тинторетто «Христос перед Пилатом». Картина Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат». Скульптура М. Антокольского «Христос перед судом народа». Готовность Христа принять мученическую смерть по требованию обманутого и не понявшего его народа. Величие и благородство человеческого духа, его непреклонность и уверенность в своей правоте.

1

Страсти Господни.

Страсти Господни и крестный путь на Голгофу. Картина Тициана «Коронование терновым венцом». Изображение трагического чувства неотвратимой гибели Христа в картине Эль Греко «Эсполио» («Срывание одежды»). Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении С. Надсона «Иуда» («Христос молился...»). Христос, несущий собственный крест как символ мученических страданий за святость и незыблемость веры. Фреска Джотто «Несение креста». Трагизм происходящего, четкая детализация образов. Картина И. Босха «Несение креста». Мастерство композиции, роль пейзажа и художественных деталей.Скорбная процессия на Голгофе. Картина Н. Н. Ге «Голгофа». Музыка И. С. Баха «Страсти по Иоанну» (вступительный хор), особенности воплощения мысли о величии и трагизме земных страданий Христа.

1

Распятие.

Эволюция Распятия в произведениях искусства в различные исторические эпохи. Общность и различия в его изображении, использование условного языка символов. Средневековый византийский канон и его воплощение в древнерусской живописи. Иконы «Распятие» (музей Андрея Рублева в Москве) и Дионисия. «Распятие» Грюневальда (М. Нитхардта). Идеал спокойного достоинства и равновесия духа, высокий трагизм его передачи в эпоху Возрождения. Картина П. Веронезе «Голгофа». Необычность композиционного решения, непривычность ракурса в изображении распятого Христа. Роль пейзажа, цветовой гаммы и художественных деталей. Два варианта «Распятия» в творчестве Н. Н. Ге — всеобъемлющий символ страдания и жертвенной любви к людям.

1

Снятие с креста.

Снятие с креста и погребение Иисуса. Эволюция сюжета в произведениях искусства: от естественности и простоты к усложнению и большей свободе трактовки, увеличению количества персонажей. Картина «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена как отражение величайшей трагедии человечества. Картина П. Рубенса «Снятие с креста» и выраженное в ней представление о совершенном Человеке, прекрасном даже в страдании и смерти. Образ страдальца, нашедшего успокоение в мученической смерти в картине Н. Пуссена. Картина Рембрандта «Снятие с креста» — повествование о горе и страданиях Человека, захватывающее своей простотой и искренностью.

1

Пьета.

Пьета (оплакивание) — изображение Богоматери, скорбящей над снятым с креста сыном. Поэтическая интерпретация сюжета в стихотворении В. А. Жуковского «Stabat Mater», выраженные в нем чувства и переживания материнской скорби. Древнерусская икона «Положение во гроб» как совершенный образ безутешного материнского страдания. Трагическое звучание темы смерти как абсолютной реальности в картине А. Мантенья «Мертвый Христос». «Пьета» Микеланджело как вершина человеческой трагедии, страдания и безысходной материнской скорби. История создания произведения. Дальнейшее развитие темы в других произведениях на этот сюжет («Пьета», 1550—1555 и «Пьета Ронданини», 1955—1564). Скорбь матери, оплакивающей сына, — вечная, непреходящая тема музыкального искусства. Музыкальные интерпретации сюжета «Пьеты» («Stabat Mater» Д. Перголези, И. С. Баха, Г. Генделя, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ш. Гуно).

1

Воскрешение и Вознесение Христа.

Явления воскресшего Христа и его чудесное Вознесение — важнейшие темы произведений мирового искусства. Древнерусская икона «Воскресение» мастера Дионисия, ее глубокий нравственный смысл и символическое звучание. Особенности колористического и композиционного решения, роль художественных деталей в раскрытии сюжета. Картина А. А. Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения». Сюжет «Трапезы в Эммаусе» в картине Караваджо. Волнение и удивление учеников Христа, переданное энергичностью поз и жестами рук. Картина Рембрандта «Неверие Фомы». Сюжет «Вознесения Христа» в картине Эль Греко. Величие и красота образа возносящегося Христа.

1

В результате изучения курса МХК в 6 классе обучающиеся должны

знать/понимать:

- библейские сюжеты как источник образов мирового искусства,

- историческую основу и структуру Библии,

- значение Библии как основы духовной и нравственной жизни человека и мировой культуры,

- виды и жанры искусства, их особенности;

уметь:

- узнавать героев библейских сюжетов в произведениях мирового искусства,

- сопоставлять сюжеты и героев для выявления нравственного смысла,

- проводить параллели с сюжетами и героями древнегреческих мифов и русского фольклора,

- различать способы изображения и выражения в различных видах искусства

Литература и средства обучения:
1. И.А. Химик «Как преподавать мировую художественную культуру», «Просвещение», 1992г.
2. Л.В. Пешикова «Методика преподавания мировой художественной культуры»,изд-й центр «Владос», 2003 г.
3. В. Афанасьева «Малая история искусств», Москва, «Искусство», 1976г.

5. М.В. Алпатов «Искусство», из-во «Просвещение», 1969г.
6. Г.И. Данилова «Мировая художественная культура» Программа дляобщеобразовательных школ», из-во «Дрофа», 2009г.
7. Г.И. Данилова «Искусство» Учебник для 6 классов, из-во «Дрофа», 2008г.
8.Мировая художественная культура. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. составитель Куцман Н.Н. «Корифей», Волгоград 2008.

Ресурсы Интернета:
http://www.school.edu.ru/catalog (мировая художественная культура) Энциклопедии и библиотеки

• http://ru.wikipedia.org/ - обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом количестве языков мира.

• • http://www.wonder.moost.ru/ - «Семь чудес света» - небольшие тексты, небольшие изображения.

• http://www.wm-painting.ru - «Современная мировая живопись» - коллекции современной живописи по жанрам, тематике и регионам, коллекция шедевров мировой живописи.

• http://www.tzar.ru/ - официальный сайт музея-заповедника «Царское село».

• http://www.museum.ru - портал музеев России, поисковик, переход на официальные сайты музеев городов России.

• http://www.tretyakov.ru - официальный сайт Третьяковской галереи. Поиск по залам, по художникам и по произведениям.

• http://www.museum.ru/gmii/ — сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (история, коллекции, музей личных коллекций).

• http://kizhi.karelia.ru/ - сайт государственного музея-заповедника Кижи. Туристические компании, фотографии и виртуальные путешествия

• http://eurotour.narod.ru/index.html - виртуальные путешествия по странам мира.

• http://art2you.funbb.ru/ - форум на темы искусства.

• http://kinoafisha.spb.ru/forum/?X=909002823 – форум по киноискусству.

• http://forum.funkysouls.com – форум с обсуждением музыки всех направлений.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса (Базовый уровень)
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса (Базовый уровень)
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 7 класса (Базовый уровень)
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений 5-11классы Г. И. Даниловой М.: Дрофа, 2009г
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре (кружок) (наименование...
Даниловой Галины Ивановны «Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5—11 кл. / сост. Г. И....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по Мировой художественной культуре разработана...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по Мировой художественной культуре, соответствующей Федеральному компоненту...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Основой для создания данной рабочей программы явились Примерная программа по Мировой художественной культуры 2004 года и Программа...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Данная рабочая программа по мировой художественной культуре разработана для обучения в 10 классе моу «Никольская средняя школа» на...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconКуцман Н. Н. Поурочные планы к учебнику Даниловой Г. И
Рабочая программа разработана в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений и на основе авторской программы по мировой...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа по мировой художественной культуре разработана...
Рабочая программа по мировой художественной культуре разработана на основе Государственного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconСтраница учебника
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 классе составлено на основе авторской программе Даниловой Г. И. Мировая...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconПояснительная записка представленная рабочая программа по мировой...
Данная рабочая программа изучения курса «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: Взгляд из России» для 10 класса...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconРабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 10 класса» составлена на основе
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 6 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны iconПояснительная записка Статус документа «рабочая программа по Мировой...
«Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 11 класса» составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск