Скачать 64.28 Kb.
|
Жигалова Лариса Ивановна, учитель истории МОУ гимназия №1 Тема урока: Социальная сфера общества. 11 А , профильный класс Тип: урок углубления и систематизации изученного материала Цель: систематизировать и углубить знания полученные при изучении темы «Социальная сфера» Задачи:
Оформление электронной доски: А. Вопросы: Социальные группы и социальная структура общества. Социальные институты, статусы и роли. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социализация. Семья и семейные отношения. Молодежь как социальная группа. Вводное слово учителя: видео-сюжет, цели, задачи урока. Работа с классом: Б. Слайд-шоу: 1. В 30-е годы в СССР начинает меняться профессиональный состав работников интеллектуального труда. Быстрыми темпами росла численность врачей, учителей, инженерно-технических работников. Наряду с этим уменьшалась численность и снижалась роль банковских работников, юристов. Можно ли считать эти процессы проявлением социальной мобильности? Обоснуйте свой вывод. Используя знания из курса истории, объясните причины этих изменений. 2. Проанализируйте приведенные ниже данные. Какие социальные тенденции они отражают? Какими, на ваш взгляд, могут быть последствия этой тенденции? Количество городских жителей в различных группах стран (в %)
3. Нью-Йорк . Еще в 1850 г. Число горожан не превышало 7% населения Земли. По данным ОООН сегодня более 75% населения в развитых странах проживает в городах. При этом Нью-Йорку потребовалось 150 лет, чтобы достичь 8-млн. отметки, а Мехико уже через 50 лет насчитывал 16 млн. жителей. В 1950 г. Единственным городом с 10-млн.населением был Нью-Йорк, сейчас в мире насчитывается не менее 20 таких агломераций. 4. Сопоставьте две точки зрения на происхождение этносов. А. «Мой тезис: этнос связан с природными условиями, а социальная структура от них не зависит. Значит, этническая целостность по природе не социальна» (Л.Н.Гумилев) Б. «Этнос – это социально-культурное образование. Совокупность людей, обладающая общностью культуры, выступает как единый этнос только в том случае, если ее члены в той или иной мере осознают эту общность, считая ее выражением общности исторических судеб, в том числе общности происхождения» (Ю.В.Бромлей) 5. Вопрос : Какое словосочетание пропущено в схеме: Социальные группы Социально- классовые: Классы Сословия Социальные слои Касты и др Социально-демографические мужчины Женщины Молодежь ……………. Нации народности кланы Соц–профессиональные:группы,связанныесродомзанятий,условиямитруда занятий Соц-территориальные: группы, связанные с родом занятий, условиями труда занятий 6. Заполните графы, опираясь на знания о социальных институтах
7. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях? А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определенного статуса. Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным. 1/ верно только А 2/ верно только Б 3/ верны оба суждения 4/ оба суждения неверны 8. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах. 9. Покажите на конкретных примерах возможные последствия нарушения социальных норм а/ для личности б/ для общества 10. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социализация. Сравните поведение конформистское и отклоняющееся. Приведите примеры этих двух моделей поведения. 11. Назовите три общественных института, способствующих социализации личности. 12. Какой, на ваш взгляд, социальный институт играет сегодня решающую роль в социализации молодежи: Средства массовой информации, школа, семья, экономические институты? Расположите названные институты в порядке возрастания и присвойте им значения в десятибалльной шкале оценки. 13. Семья и семейные отношения В Средневековье в европейских странах крестьянин, решивший вступить в брак, часто должен был получить на это согласие лендлорда. Тому, кто не имел своего надела, не мог приобрести дом, землевладелец мог запретить создавать семью. Сделайте на основе этого факта вывод о том, какие функции семьи выступали в то время важнейшими. Утратила ли семья эти функции сегодня?
15. Еще в начале прошлого века семьи во многих странах были многодетными. Но уже в 60-70-е годы прошлого века в индустриально развитых странах число детей в семье начинает уменьшаться. Какие общественные процессы привели к подобным результатам?( назовите три процесса). 16.Д/З Повторить п. 1- 14, подготовиться к тестированию по теме « Социальная сфера общества» |
Урок русского языка в 7 классе «повторение изученного по теме «причастие» Предмет: русский язык + литература (интеграция учебных предметов), комбинированный урок (урок обобщения изученного материала + урок... | Конспект Класс: шестой умк: «Синяя птица» 6 (автор Селиванова Н.... Дидактическая цель: Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений,... | ||
Урок повторения, обобщения и систематизации знаний. Цели урока: закрепление... Цели урока: закрепление и повторение изученного материала; упражнять учащихся в сокращении дробей; проверить усвоение учащимися материала... | Урок обобщающего повторения и систематизации знаний, урок проверки... Типы уроков определяются, исходя из дидактических задач, и могут быть: вводный урок, урок предъявления и изучения нового учебного... | ||
Урок повторения изученного материала и систематизации полученных знаний Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы... | Урок обобщения, углубления, систематизации знаний, умений и навыков учащихся Определение арифметической прогрессии. Формула n-члена арифметической прогрессии | ||
Повторительно- обобщающий урок в 5 классе по учебнику Кузовлева В. П Урок начинается с актуализации опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов через игровую ситуацию. Рационально выбрано... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Создание условий для систематизации изученного материала, установление уровня владения данным материалом | ||
Урок алгебры в 8 классе по теме: «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» Урок систематизации и обобщения изученного материала по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание условий для систематизации изученного материала, выявление уровня овладения системой знаний и умений учащихся | ||
Урок биологи 8 класс Тип урока: обобщающее – репродуктивный: изучения нового материала, закрепление ранее изученного материала (по дидактической цели),... | Урок по теме «рождество» Урок проводится в форме праздника и ролевой игры, которая мотивирует речевую деятельность, активизирует употребление изученного языкового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее... | Рабочая программа по географии для 7 класса включает разделы: «Пояснительная записка» «Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня | ||
Рабочая программа по географии для 7 класса включает разделы: «Пояснительная записка» «Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Распределение материала по содержательным линиям» с возможностью углубления материала в классах повышенного уровня стр. 9 |