Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.»





Скачать 63.96 Kb.
НазваниеУрока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.»
Дата публикации10.09.2014
Размер63.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
Проект урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.»
Цели урока:
Обучающие – раскрыть особенности политического развития СССР в 20-е гг.; борьба за власть после смерти Ленина; этапы борьбы; причины возвышения Сталина; поражение оппонентов Сталина как внешних, так и внутренних.

Развивающие – развить умение работы с историческим документом, схемами; анализировать и обобщать материал; сделать собственные выводы; устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитывающие – гражданско-правовое воспитание на основе событий, имевших место в изучаемый период, формирование гражданской позиции.

Валеологические – обеспечить благоприятный психологический климат на уроке.
Тип урока: урок прохождения и предъявления нового учебного материала.
Форма урока: урок эвристической беседы.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока


  1. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. (1-2)

  2. Изучение нового материала. Работа с документами. (30-35)

  3. Закрепление полученного материала (3-5)

  4. Подведение итогов. Домашнее задание.(1-2)


План урока



  1. Внутрипартийная борьба в руководстве РКП(б) после смерти В.И. Ленина


А. Смерть Ленина. «Письмо к съезду»

Б. Сталин против Троцкого

В. Сталин против Зиновьева и Каменева (новой оппозиции)

Г. Сталин против Троцкистско-Зиновьевского блока (ТЗБ)

Д. Сталин против правых


  1. Расправа с внешними оппонентами (эсерами и меньшевиками)




  1. Начало оформления тоталитарной системы


Задание 1.
Из «Письма к съезду»

Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью … Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д.
Какие недостатки Сталина вызывали у Ленина особую тревогу? Почему? Какие меры Ленин предлагал предпринять в отношении Сталина?
Задание 2.

Сразу после смерти Ленина образовалось несколько группировок внутри руководства партии, которые имели различное представление о дальнейшем политическом и экономическом развитии. Одну из них возглавлял Троцкий, другую Сталин. Основой конфликта между ними заключалась в том, что по мнению Троцкого и его группировки, необходимо было всячески способствовать всемирной революции, превратить Россию в плацдарм мировой бойни. При этом Сталин был противоположного мнения: он считал, что необходимо первоначально экономическое и социальное развитие Советского Союза.
Чего добивался Троцкий и его единомышленники?
Задание 3.

Из «Письма к съезду»
В письмах он поставил несколько принципиальных вопросов о судьбе мировой революции. О возможности построения социализма в СССР и о путях социалистического строительства. Ленин констатировал, что ставка на европейскую социалистическую революцию, с которой большевики связывали свое будущее не оправдалась, и в этих условиях он предложил использовать силу Советского государства для того, чтобы попытаться хотя бы догнать ушедшие вперед промышленно развитые страны запада. Единственно надежным фундаментом для такого большого скачка могла стать современная тяжелая промышленность, которую Ленин предлагал создать в кратчайшие сроки.
Как изменилась позиция Ленина в отношении мировой революции?
Задание 4.
Ленинский призыв сопровождался дальнейшей чисткой рядов партии от неугодных; а поскольку и чистка, и призыв находились под контролем Секретариата, можно догадаться, что одним из основных критериев была безграничная приверженность взглядам новой партии. Ленинский призыв и весь процесс, частью которого он был, усилили власть партийной машины и генерального секретаря, находящегося у ее руля. Молотов всего-навсего отразил истинное положение вещей, когда на съезде партии в 1924 году отметил, что ленинский призыв несомненно послужит фундаментом для дальнейшего развития партии.
Какую задачу выполнял ленинский призыв?
Задание 5.
Из интервью И.Я. Фроянова, д.и.н., профессора кафедры русской истории СПбГУ
По планам Троцкого и его единомышленников Россия должна была послужить горючим материалом для того, чтобы разжечь мировой революционный пожар. В этом пожаре, конечно, сгорела бы и сама Россия. Сталин поступил по-другому. Он национализировал Октябрьскую революцию, провозгласив лозунг "Построение социализма в отдельной стране". Победил Сталин и его соратники. Это, на мой взгляд, было благом для исторической России. Я даже склонен утверждать, что, выдвинув план построения социализма в отдельной стране, в России, Сталин тем самым спас Россию от уничтожения. В этом его крупная историческая роль в судьбах России и русского народа… В значительной степени это было обусловлено настроем масс в России. То, что предлагал Троцкий, шло против национального течения. Истинные причины происходящего коренятся именно здесь. Троцкий навязывал неестественный для России путь развития, неестественную для России роль. Россия никогда на протяжении многих веков не делала то, что хотел заставить ее делать Троцкий - завоевывать мир, разжигать вселенский пожар. Это противно существу русского народа и той религии, которую он исповедовал. Конечно же, нельзя не учитывать частные обстоятельства, связанные с тем, что Сталин оказался как политик на голову выше Троцкого и, если говорить прямо, то, надо сказать, хитрее и ловчее Троцкого.

Чем обусловлена победа Сталина над Троцким и его единомышленниками?

Задание 6.

Речь Уинстона Черчилля в Парламенте Великобритании 21 декабря 1959 года, в день 80-летия Сталина:


Он был необычайно сложной личностью. Он создал и подчинил себе огромную империю. Это был человек, который своего врага уничтожал своим врагом. Сталин был величайшим, не имеющим себе равных в мире диктатором. Он принял Россию с сохой и оставил ее с атомным оружием. Нет! Что бы ни говорили о Сталине, таких людей история и народы не забывают.

Что имел ввиду У. Черчилль говоря о Сталине как о человеке, который своего врага уничтожал своим врагом?


Задание 1.

Прочитайте документы и запишите ответ на вопрос.

Из выступления на XI съезде РКП (б) члена Политбюро М. Томского.

Март 1922 г.

Нас упрекают за границей, что у нас режим одной пар­тии. Это неверно. У нас много партий. Но в отличие от за­границы у нас одна партия власти, а остальные в тюрьме.

Из выступления В. И. Ленина на X съезде РКП (б)

Наша партия — правительственная партия, и то постанов­ление, которое вынесет партийный съезд, будет обязатель­ным для всей Республики.

О каких чертах сложившейся в годы нэпа политической системы свидетельствуют представленные документы?
Задание 2.

1.В каком году состоялся судебный процесс над эсерами:

а) декабре 1921 г.; б) июне — августе 1922 г.; в) июне 1923 г.?

2.Какой приговор был вынесен 12 подсудимым на эсеровском процессе:

а) отсрочка смертной казни и ее зависимость от поведения членов партии, оставшихся на воле;

б) немедленный расстрел;

в) высылка за границу?

Задание 3.

Заполните таблицу.

Борьба за власть в партии большевиков

Годы

Противники

1923—1924




1925




1927




1928—1929





Задание 4.

1.Каково было главное политическое противоречие нэпа:

а) отсутствие массовой поддержки нэпа среди членов ВКП(б);

б) отсутствие массовой поддержки нэпа среди крестьян;

в) отсутствие политического плюрализма?

2.Выступая в 1927 г. на Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б), Л. Д. Троцкий привел слова В. И. Ленина об одном из большевистских лидеров: «Сей повар будет готовить только острые блюда». О ком шла речь:

а) о Н. И. Бухарине; б) о И. В. Сталине; в) о Ф. Э. Дзер­жинском?

3.Какие рекомендации были даны Лениным в «Письме к съезду»:

а) переместить И. В. Сталина с поста Генерального се­кретаря;

б) назначить Генеральным секретарем Л. Д. Троцкого;

в) вывести И. В. Сталина и Л. Д. Троцкого из состава Политбюро?

Задание 5.

Почему всякая оппозиция нарождавшемуся сталинско­му режиму терпела в 20-е гг. поражение (возможно не­сколько вариантов ответа):

а) оппозиция не имела широкой социальной поддержки;

б) борьба велась лишь в верхних эшелонах власти и ее смысл был непонятен рядовым членам партии;

в) И. В. Сталин пользовался значительной популярностью в стране;

г) И. В. Сталин оказался более изощренным тактиком, чем его соперники?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconПлан урока: Проверка домашнего задания по теме «Внешняя политика СССР после ВОВ. Холодная война»
Знакомство с новым материалом. Рассмотреть противоречия послевоенного развития СССР
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Изучить экономическое развитие СССР в изучаемый период ускоренного построение социализма, образование ссср, духовное развитие советского...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconТестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconТестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Рубцовск 2011При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» icon«новое политическое мышление»: внешняя политика СССР в конце 1980-х годов
Мо данная тема в 9 классе изучается в рамках обобщенной характеристики внешнеполитического курса СССР в послевоенные годы, поэтому...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconУрок истории в 11 классе по теме «Восстановление экономики ссср: от войны к миру»
...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconПерестройка в СССР (1985-1991)
Термины: перестройка, гласность, программа «500» дней, новое политическое мышление, путч, гкчп
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconПрограмма модуля м в. 1 «Политическое и социально-экономическое развитие...
Программа модуля м в. 1 Политическое и социально-экономическое развитие России и стран Европы в новое время
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Экономическое развитие страны. Общественно- политическое развитие России в 1894 – 1904 гг
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconУрока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»
Цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме: «ссср в 1953-1964 гг.»
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconУрока Тема урока Кол-во
Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconКонспект урока № английского языка в 11 классе Тема урока: Профессия,...
Материальное обеспечение урока: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты по теме, авторские упражнения...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconФормирование и развитие экономических связей СССР и стран восточной европы в
Охватывают регион Восточной Европы, в который входили ссср, Польша, Румыния, Венгрия, Чехословакия, Болгария и Югославия
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconУрока: познакомить учащихся с лексикой по теме «Окружающая среда»
Общеобразовательные цели урока: развитие творческой активности и творческих способностей детей на уроке английского языка;с развитие...
Урока по теме «Политическое развитие СССР в 20-е гг.» iconКонспект урока по теме «Замена переменных в логарифмических уравнениях...
Развитие и обобщение знаний учащихся по теме Решение логарифмических уравнений и неравенств


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск