№
урока
|
Тема урока
| Кол-во часов сроки
сроки
| Опыт практической деятельности
|
Познавательные
задания
|
Тип урока
|
Основные знания, понятия, термины, идеи, личности, даты
| Программа развития
учащихся
|
Раздел I. Российская империя в первые десятилетия XX века (6 ч.)
|
1.
| Россия на рубеже XIX – XX вв.
1. Российская империя: территория и население.
2.Особенности социально-экономического развития России.
3. Политическое развитие российского общества.
| 1
| Краткая характеристика содержания курса. Территория страны. Неравномерность развития отдельных регионов. Население. Особенности социально-экономического развития: специфика промышленного переворота. Сельское хозяйство и аграрный вопрос. Рост городов. Особенности экономического развития Бурятии в нач. ХХ в. Политическое развитие.
Основные понятия:
* империя
* русификация
* промышленный переворот
* национальный доход на душу населения
* абсолютизм
* сословный строй
Персоналии:
* Николай II Александрович (имп. с 1894 по 1917 гг.)
| * мотивация на изучение Отечественной истории;
* показывать на карте территорию Российской империи;
* называть характерные черты экономического развития в начале века, показывать на карте промышленные центры;
* называть характерные признаки самодержавия.
| 1. Какое место в мире начала XX века занимала Российская империя?
2. В чем состояли особенности социально-экономического развития России?
3. Охарактеризуйте национальную политику самодержавия.
*Какие противоречия существовали в России в сфере межнациональных отношений?
4. Почему проблемы аграрных отношений приобрели в Российской империи особую остроту? В чем состояли причины бедности крестьянского населения?
5.*Почему города оказались центрами острых социальных противоречий?
§ 1.
| Урок изучения новой темы.
|
2.
3.
| Модернизационная политика в России: предпосылки и итоги.
1. Роль государства в модернизации России.
2. Формирование монополий.
3. Рост противоречий в российском обществе.
Русско-японская война и начало революции 1905-1907гг.
1. Обострение соперничества держав на Дальнем Востоке.
2. Русско-японская война 1904-1905гг.
3. Начало революции 1905-11907гг.
|
1
1
| Роль государства в модернизации России. Расширение сети железных дорог. С.Ю.Витте и его экономическая политика. Протекционизм. Иностранный капитал в российской экономике. Формирование монополий. Рост противоречий в российском обществе.
Основные понятия:
* многоукладная экономика
* модернизация
* протекционизм
* косвенные налоги
* концентрация производства
* «зубатовщина»
Персоналии:
С.Ю.Витте, В.К.Плеве, С.В.Зубатов.
Обострение соперничества великих держав на Дальнем Востоке. Взаимоотношения России и Японии. Разногласия в правящих кругах России; торжество идеи «маленькой победоносной войны». Русско-японская война: основные события, итоги, причины поражения России, значение. «Кровавое воскресение»: начало революции 1905-1907гг. Революционные события в Бурятии. Манифест 17 октября. Создание Государственной Думы.
Основные понятия:
* сфера влияния
* концессия
* стачка
* Государственная Дума
Основные даты:
* 1904-1905гг – русско-японская война;
* 9.01.1905г. – «Кровавое воскресение»;
* октябрь 1905г. – Всероссийская политическая стачка;
* 17. 10.1905г. – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
* декабрь 1905г. – вооруженное восстание в Москве.
Персоналии:
* А.М.Стессель, В.Ф.Руднев, С.О.Макаров, В.В.Верещагин, Г.Гапон, П.П.Шмидт.
| * называть особенности процесса модернизации начала XX в.;
* сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах;
* объяснять влияние модернизационных процессов на социально-политическую ситуацию в стране.
* называть основные направления внешней политики;
* называть хронологические рамки войны, причины и характер;
* объяснять причины поражения России в войне и его последствия;
* излагать причины и последствия революции.
| 1.Какую роль в российской модернизации сыграло государство?
2. Какими методами осуществлялась модернизация в России?
*Какие источник использовались для ее проведения в период, когда министром финансов был С.Ю.Витте?
3. Расскажите о формировании монополий в России.
4. Почему модернизация вызвала обострение внутренних противоречий в российском обществе? Какие возможности их решения существовали в стране в начале XX в.?
§ 2.
1.Почему обострилось соперничество крупнейших мировых держав на Дальнем Востоке? В чем состояли основные причины русско-японской войны?
2. Кратко рассмотрите ход военных действий. Почему Россия потерпела поражение? Какие условия мира она вынуждена была принять? Почему?
3.Составьте таблицу:
«Русско-японская война 1904-1905гг»
Главные события войны
| Дата
| Итоги и последствия
|
|
|
| 4. Вспомните, какие противоречия существовали в российском обществе в начале XX в. Какие из них стали причиной первой русской революции? Что послужило поводом для ее начала?
5.*Какое значение имел Манифест 17 октября?
6. Вопросы и задания к документам.
§ 3.
| Урок – практикум (Работа с текстом § и документами).
Семинарское занятие.
|
4.
| Политическая жизнь России после Манифеста 17 октября 1905г.
1. Основные политические партии и группировки.
2. Завершение революции 1905-1907гг.
3. Реформы П.А.Столыпина.
4. Россия накануне Первой мировой войны.
|
1
| Новое государственное устройство. Государственная Дума: роль и место в управлении страной. Основные политические партии и группировки. Итоги революции 1905-1907гг. Реформы «сверху». Аграрная реформа П.А.Столыпина. Россия накануне Первой мировой войны.
Основные понятия:
* парламентаризм
* кадеты, октябристы, эсеры
* социал-демократы
* черносотенцы
* «третьеиюньская монархия»
* аграрная реформа
* отруб, хутор
Основные даты:
* 1906г. – работа I-ой Государственной Думы, Начало аграрной реформы Столыпина;
* 1907г. – работа II –ой Государственной Думы;
* 3.06.1907г. – окончание революции;
* 1907-1912гг. - работа III –ей Государственной Думы.
Персоналии:
* П.А.Столыпин, П.Н.Милюков, А.И.Гучков, Г.В.Плеханов, В.И.Ленин.
| * объяснять значение понятия парламентаризм;
* называть альтернативы общественного развития в 1906г.;
* сравнивать программные установки политических партий;
* соотносить названия партий и имена их лидеров;
* понять причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
| 1. Что изменилось в политической системе Российской империи в ходе революции 1905-1907гг.?
2. Охарактеризуйте избирательную систему, созданную в России. Почему правительство Николая II отвергло идею введения всеобщего и равного избирательного права?
3. Какими правами была наделена Государственная Дума? Сравните их с полномочиями императора.
4. Заполните таблицу: «Основные политические партии, их программы»
§ 4 – 5.
| Работа с таблицей.
|
5.
6.
| Первая мировая война и конец самодержавия в России.
1. Вступление России в Первую мировую войну.
2. Россия в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.
3. Социально-экономический и политический кризис.
4. Февральская революция 1917г.
Духовная жизнь страны в начале XX в.
1. Образование и наука.
2. Духовная жизнь.
| 1
1
| Внешняя политика накануне Первой мировой войны. Планы сторон. Начало военных действий. Россия в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.: основные события и результаты. Социально-экономическое положение России в военные годы: нарастание кризисных явлений. Общественно-политическая ситуация: от патриотического подъема к полномасштабному политическому кризису. Февральская революция 1917г. Революционные и Думские Комитеты в Бурятии в 1917 г. Падение монархии.
Основные понятия:
*Антанта
* Тройственный союз
* ультиматум
* пацифизм * блицкриг
* Петроградский Совет
* Временное правительство
Основные даты:
* 1914-1918гг. – Первая мировая война;
* 1916г., май-июль – Брусиловский прорыв;
*26.02.1917г. – начало Февральской революции;
* 2.03.1917г. – отречение Николая II от престола.
Персоналии:
*А.В.Самсонов, А.А.Брусилов, императрица Александра Федоровна, Г.Распутин, князь Г.Е.Львов.
Духовное состояние общества. Наука. Просвещение. Литература. Живопись. Архитектура. Музыка, балет. Кинематограф. Культура Бурятии в н. ХХ в.
Основные понятия:
* «Серебряный век»
* ренессанс
* декаданс
* импрессионизм
* модерн
* символизм
* футуризм
| * называть основные направления внешней политики, хронологические рамки войны;
* называть и показывать по карте места военных сражений, линии фронтов;
*излагать суждения о последствиях войны для российского общества.
*познакомиться с достижениями русской культуры начала XX в.;
* называть выдающихся представителей русской культуры.
| 1.Какие события предшествовали началу Первой мировой войны? Подумайте, была ли заинтересована Россия в ее развязывании.
2. Какую роль сыграл Восточный фронт в кампаниях 1914, 1915 и 1916гг.?
3. Охарактеризуйте социально-экономическое и общественно-политическое состояние России в 1914-1916гг.
*Почему тяготы военного времени сказались на России больше, чем на других воюющих странах?
4. В чем состояли причины революционных событий в России в феврале 1917г.?
§ 6 – 7.
1. Подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в.
2. Заполнить таблицу:
«Достижения «серебряного века»».
Направления культуры
| Достижения
| Значение
| 1. Образование
|
|
| 2. Наука
|
|
| 3. Литература
|
|
| 4. Живопись
|
|
| 5. Музыка
|
|
| 6. Театр
|
|
| § 8.
| Практическая работа.
Урок-конференция.
|
Раздел II. Россия в годы революции и Гражданской войны (3 ч.)
|
7.
| Политика Временного правительства и российское общество в 1917г.
1.Россияв период «двоевластия».
2. Политические кризисы лета 1917г.
3. Приход большевиков к власти.
| 1
| политика Временного правительства. Двоевластие. Апрельский политический кризис. Углубление кризиса в обществе и на фронте. Рост влияния партии большевиков. Июльский кризис. Корниловский мятеж. Курс большевиков на вооруженное восстание. Установление советской власти в центре и на местах. Революционные события в Бурятии. II-ой Всероссийский съезд Советов.
Основные понятия:
* Учредительное собрание
* двоевластие
* сепаратизм
* военная диктатура
* ВЦИК, СНК
* самоопределение
* национализация
* оппозиция
Основные даты:
* 1 (14).09.1917г. – объявление России республикой;
* 25.10(7.11.) 1917г. – приход к власти большевиков.
Персоналии:
* А.Ф.Керенский, Л.Г.Корнилов, Г.Е.Зиновьев (Радомысльский), Л.Б.Каменев (Розенфельд).
| * знать и уметь применять основные понятия;
* объяснять особенности двоевластия;
* объяснять причины кризисов Временного правительства;
* раскрывать причины выступления Корнилова;
* рассказывать о лидерах большевиков;
* объяснять причины роспуска Учредительного собрания.
| 1.В чем заключалась суть двоевластия?
2. что затрудняло России продолжение участия в войне?
3. *Охарактеризуйте политические кризисы весны-лета 1917г. Как они повлияли на положение в стране, авторитет Временного правительства?
4. Дайте оценку корниловского мятежа, назовите его причины и итоги.
5. Почему осенью 1917г. наблюдался быстрый рост влияния партии большевиков?
6. Почему было распущено Учредительное собрание?
§ 9 – 10.
| Урок изучения новой темы.
|
8.
| Внутренняя и внешняя политика новой власти.
1. Первые декреты советской власти.
2. Брестский мир и его последствия.
3. Политика партии большевиков весной – летом 1918г.
| 1
| Первые декреты советской власти и их последствия. Основные черты политики большевиков в конце 1917 – начале 1918г. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Переговоры с Германией. Условия Брестского мира, его последствия. Внутренняя политика большевиков весной-летом 1918г.
Основные понятия:
* аннексия
* контрибуция
* сепаратный мирный договор
* Гражданская война
* интервенция
Основные даты:
* 7(20). 01.1918г. – роспуск Учредительного собрания;
* 3.03.1918г. – Брестский мир;
* 1918г. – принятие Конституции РСФСР.
Персоналии:
* Ф.Э.Дзержинский, Н.И.Бухарин, Л.Д.Троцкий.
| * уметь объяснять и применять основные понятия;
* излагать различные взгляды на заключение мира с Германией, обсуждавшиеся в среде большевиков.
| 1. Охарактеризуйте первые преобразования Советской власти.
2.Расскажите, какие условия мира предлагала Советская Россия воюющим державам. Почему они не были приняты?
3. Какие точки зрения на проблемы войны и мира существовали в партии большевиков?
* Охарактеризуйте действия Л.Д.Троцкого на переговорах в Брест-Литовске.
4. Назовите последствия принятия Советской Россией германских условий мира.
§ 10 стр. 88-89; § 11.
Документы к § и вопросы к документам.
| Комбини-рованный урок.
|
9.
| Советская Россия в годы Гражданской войны.
1. «Белое движение» в России и причины его поражения.
2. «Красные» в Гражданской войне: политика «военного коммунизма»
3. Красный террор.
4. Особенности тактики правительства Советской России.
| 1
| Предпосылки и начало Гражданской войны. Основные этапы Гражданской войны. Лидеры белого движения, «белый» террор. Разгром белого движения и интервентов в 1919-1920гг. Политика «военного коммунизма». Лидеры красного движения, «красный» террор и его последствия. Красные и белые в Восточной Сибири.
Основные понятия:
* Белое движение
* «белый» и «красный» террор
* «военный коммунизм»
* продразверстка
* интервенция
Основные даты:
* 1918-1919гг. – Гражданская война;
* ноябрь 1918г. – создание Совета рабочей и крестьянской обороны;
* апрель-октябрь 1920г. – советско-польская война;
* ноябрь 1920г. – занятие Крыма Красной Армией.
Персоналии:
* А.В.Колчак, А.М.Каледин, А.И.Деникин, Н.Н.Юденич, П.Н.Врангель, К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, В.К.Блюхер, М.Н.Тухачевский, Н.И.Махно.
| * уметь излагать предпосылки Гражданской войны;
* раскрывать причины и последствия «белого» террора;
* давать характеристику лидерам Белого движения;
* объяснять причины поражения Белой армии;
* излагать итоги Гражданской войны;
* раскрывать сущность политики «военного коммунизма»;
| 1.Какие районы бывшей Российской империи стали центрами белого движения. Почему?
2. какую политику в отношении советской власти проводили страны Антанты? Покажите на карте районы, занятые войсками интервентов.
3. Почему белое движение потерпело поражение? В чем состояли причины его слабости?
4. Какие методы использовала партия большевиков для укрепления своей власти?
*Охарактеризуйте политику «военного коммунизма».
5. Что такое «красный террор»? был ли он оправдан обстоятельствами?
§ 12-13.
| Диспут.
|
10.
| От истоков кризиса – к великим потрясениям.
| 1
| Цель урока:
1. систематизация и контроль качества знаний;
2. закрепление представления об основных процессах и явлениях отечественной истории 1900 – 1920гг.,
| Работа проводится по двум вариантам и состоит из трех блоков заданий:
1. тест
2. терминологический диктант
3. работа с документами.
| Повтори -
тельно-обобщаю-щий урок.
|
|