-
Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"
Картыменова М.В., учитель истории и обществознания
Актуальность опыта.
Активность в обучении - такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребность в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного управленческого педагогического воздействия и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игровой деятельности :
развлекательная,коммуникативная,самореализация,игротерапевтическая,диагностическая,коррекция,межнациональной коммуникации,социализации.
Большинству игр присущи главные черты :
свободная деятельность, творческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил
В структуру игры как деятельности
органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса
входят: а) роли,взятые на себя играющими; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике; в современной школе,делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) или его части(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы (КТД и др.)
Понятие "игровые педагогические технологии"включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:
Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностях общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.
Существующие педагогические игры можно классифицировать:
по области деятельности:
физические,интеллектуальные, трудовые, социальные,психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые,контролирующие, обобщающие, познавательные,воспитательные обучающие, репродуктивные,продуктивные, творческие, коммуникативные,диагностические, профориентационные,психотехнические; по игровой методике:предметные, сюжетные, ролевые, деловые,имитационные, драматизации; по предметной области: математические, исторические,экологические, физические:, музыкальные,театрализованные, литературные, трудовые,технические, производственные,военно-прикладные, туристические, народные,спортивные, обществоведческие, управленческие,экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные,технические, со средствами передвижения.
Нужно стремиться сделать игры проще, занимательнее для учащихся среднего звена. В основе большинства из них известные игры, типа: вертолет, лото, квартет, "Кто первый?" Игра обычно вызывает интерес только в том случае, если школьники чувствуют себя мало-мальски подготовленными к ней. Если же у них нет достаточного запаса знаний или навыка в применении их, они становятся беспомощными, а неверие в свои силы приводит к тому, что они быстро бросают игру. Особенно это характерно для учащихся 5-6 классов, у которых еще не всегда воспитано устойчивое внимание.
Когда на уроке остается немного времени, провожу несложную игру, которая способствует закреплению материала и выявлению знаний учащихся, вносит занимательность на урок, оживляет его. С ребятами средних классов проводим викторины, разгадываем исторические шарады и на переменах. Различными занимательными играми, чаще всего массового характера, неизменно сопровождаются исторические вечера, праздники.
Во всех случаях применяются обычно игры несложные,рассчитанные на работу с большой группой учащихся или с целым классом, то есть массовые игры. Наиболее частые из них: "Узнай героя", "какое событие?", "Знаешь ли ты крылатые слова и выражения?", "четвертый лишний", а также различные исторические кроссворды и шарады.
При составлении текста к игре "Узнай героя"использую исторический документ и рассказы современников. Например:
Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением. Он не пользовался мягкой постелью; завернувшись в военный плащ,спал среди воинов, стоявших на карауле. Он первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле. (Тит Ливий о Ганнибале)
Этой цели может служить и художественная литература. Благодаря подобной игре учащиеся знакомятся с яркими характеристиками, данными историческим героям авторами художественных произведений. В то же время это своеобразная пропаганда художественной исторической книги,которую мы не всегда имеем возможность широко использовать на уроке из-за недостатка времени.
Подобно играм "Кто он?", "Чей портрет?" с целью выявления знаний об историческом деятеле может быть проведена такая игра: один из учащихся выходит за дверь. Все остальные сговариваются и задумывают какое-либо историческое лио. Ведущий должен отгадать, кто задуман. Он имеет право задавать вопросы. Но ответы на них могут быть только "да", "нет", "близко". Например, задуман Кутузов М.И.
Ведущий: Он был царем?
Участники: Нет.
Ведущий: Он был реформатором?
Участники: Нет.
Ведущий: Он был полководцем?
Участники: Да.
Ведущий: Он прославился при Александре Первом?
Участники: Близко.
Ведущий: Он руководил Бородинским сражением?
Участники: Да.
Ведущий: Это Кутузов.
Сопоставление ответов о задуманном лице дает возможность ученику сделать правильный вывод.
Постепенно усложняя подобные игры и, кроме закрепления характеристик исторических личностей, стремлюсь, чтобы в памяти учащихся запечатлелись исторические события. С этой целью применяю игру "Какое это событие?", "Какое это произведение?", например:
Весной 1503 года написал он портрет. Кто бы помнил о существовании этой женщины, если бы не кисть великого мастера?
Вот она сидит в кресле, с величавой небрежностью, опершись руками на подлокотники.Что же это за лицо, почему о нем так много пишут,спорят уже столько лет? Многое выражает это лицо,загадочность этой улыбки вошла в поговорку. (Леонардо да Винчи. Джоконда).
Ребята очень любят викторины типа "Крылатые слова и выражения". Их можно провести в разной форме, например, "Кому принадлежат эти слова?" Лучше смерть от железа, чем от голода. (Спартак).
:Дикие звери, рыскающие по Италии, имеют норы и логовища для ночлега, те же люди, которые сражаются и умирают за Италию, имеют только воздух и свет: (Тиберий Гракх).
: Много на свете дивных сил, но сильнее человека нет в природе ничего. (Софокл).
: Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. (Ф. Македонский).
Провожу игру в форме: "Из какого художественного произведения эти слова?"
Муж великанского роста в пещере той жил;одиноко
Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился:"
(Гомер. "Одиссея").
Сказал брат брату: "Это - мое, а то - мое же" И начали князья про малое "Это великое" молвить, И сами себе крамолу ковать. (Слово о полку Игореве).
Все эти игры расширяют кругозор учащихся, учат их мобилизовать знания, полученные на уроках при чтении учебника и дополнительной литературы, заставляет внимательнее относиться к тексту учебника, к тем характеристикам, которые там приводятся.
Постепенно перехожу к играм, где требуется уже персональная ответственность каждого из участников, где каждый выступает один на один перед поставленным вопросом и должен показать свои знания окружающим.
Такой игрой является "Поймал - ответил", подвижная, требующая быстрой сообразительности,умения точно и четко отвечать на предложенный вопрос.
Кто ошибается, тот выходит из игры. Эту игру можно проводить по вопросам, касающимся исторических личностей, исторических событий, дат. Ее можно проводить уже в 7-8 классах.
Обычно живой интерес у учащихся вызывает игра"Четвертый лишний". Она ценна для закрепления хронологического материала, причем закрепления сознательного, а не механического, не отдельных дат, а небольших хронологических комплексов.Этот тип игры применяю для закрепления и проверки знаний исторических деятелей,историко-географических названий, связанных с одним событием:
А) Пуатье, Креси, Лион, Компьен
Б) 1381, 1066, 1358, 1525
Ребята составляют викторины, большой популярностью у них пользуются "Неотосланные депеши".
Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:
Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.
Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия - черноморская держава.
Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса.
Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом.
Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши.
Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят.
Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идем освобождать Москву.
Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.
Викторины крылатых выражений. В каких случаях так говорят?
И ты, Брут!
Дамоклов меч.
Троянский конь.
Авгиевы конюшни.
Драконовские законы.
Лаконизм.
Между Сциллой и Харибдой.
Дары данайцев.
Я использую в своей работе и такую форму обучения и деятельности, как театрализованная игра. Словосочетание "театр на уроке" зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, различных театральных атрибутов, длительными репетициями. Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, во-вторых,работа над сценарием, изготовлением элементов костюма, является коллективной деятельностью учащихся и учителя, в-третьих, эффект от уроков настолько велик, что учитель просто не может использовать эти колоссальные возможности.
Результативность опыта
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания,обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Образовательная функция
Игра облегчает овладение знаниями, навыками,умениями. Она создает условия для активной мыслительной деятельности, учит прогнозировать,исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебным материалом, представляя собой одну из форм отчета, контроля и самоконтроля учащихся.
Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Развитии потребностей в мыслительной деятельности и инициативы. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. Игра развивает память и воображение, учит управлять эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту. Проблеме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения.
Воспитательная функция.
Благодаря игре у учащихся формируется ответственное отношение к учебе. Повышается требовательность к себе. Игра воспитывает культуру общения и развивает коммуникативность.Желание не подвести товарищей позволяет включиться в игру даже самым пассивным.Складывается новый демократический тип отношений как между учащимися, так и между учителем и учащимися.
Развивающая функция.
В процессе игры учащиеся продолжают учиться соотносить исторические события и процессы с определенным периодом истории, анализировать и обобщать исторические факты и явления,составлять сравнительные характеристики исторических деятелей, памятников и достижений культуры. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, монографиями,справочной литературой.
Подводя итоги данной работе, можно сделать вывод в пользу применения игры вообще и театрализованной игры в частности на уроках истории. Подтверждением этому служат результаты контрольных срезов и призовые места учащихся на олимпиадах гуманитарного цикла.
Список литературы.
Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М., 1983
Минкин Е. М. От игры к знаниям. М., 2000
Селевко Г. К. современные образовательные технологии. М., 2002
Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1989
| |