Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время" Картыменова М. В





Скачать 100.76 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время" Картыменова М. В
Дата публикации18.09.2014
Размер100.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации


Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время" 

Картыменова М.В., учитель истории и обществознания

Актуальность опыта.

Активность в обучении - такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребность в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного управленческого педагогического воздействия и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Игра - вид активной деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игровой деятельности : 

развлекательная,коммуникативная,самореализация,игротерапевтическая,диагностическая,коррекция,межнациональной коммуникации,социализации.

 Большинству игр присущи главные черты :

свободная деятельностьтворческий подход, эмоциональная приподнятость, наличие правил

В структуру игры как деятельности 

органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса

входят: а) роли,взятые на себя играющими; б) игровые действия, как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действия, условно воспроизводимая в игре.


Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике; в современной школе,делающей ставку на активацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:


  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;


  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;


  • в качестве урока (занятия) или его части(введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);


  • как технология внеклассной работы (КТД и др.)


Понятие "игровые педагогические технологии"включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогическая игра должна обладать существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Педагогическая игра выполняет следующие целевые ориентации:


  • Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.


  • Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.


  • Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развиваются навыки коммуникативности. Учащийся приобщается к нормам и ценностях общества, адаптируется к условиям среды, обучается навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.


Существующие педагогические игры можно классифицировать:

по области деятельности: 

физические,интеллектуальные, трудовые, социальные,психологические; по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые,контролирующие, обобщающие, познавательные,воспитательные обучающие, репродуктивные,продуктивные, творческие, коммуникативные,диагностические, профориентационные,психотехнические; по игровой методике:предметные, сюжетные, ролевые, деловые,имитационные, драматизации; по предметной области: математические, исторические,экологические, физические:, музыкальные,театрализованные, литературные, трудовые,технические, производственные,военно-прикладные, туристические, народные,спортивные, обществоведческие, управленческие,экономические, управленческие; без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные,технические, со средствами передвижения.

  • Нужно стремиться сделать игры проще, занимательнее для учащихся среднего звена. В основе большинства из них известные игры, типа: вертолет, лото, квартет, "Кто первый?" Игра обычно вызывает интерес только в том случае, если школьники чувствуют себя мало-мальски подготовленными к ней. Если же у них нет достаточного запаса знаний или навыка в применении их, они становятся беспомощными, а неверие в свои силы приводит к тому, что они быстро бросают игру. Особенно это характерно для учащихся 5-6 классов, у которых еще не всегда воспитано устойчивое внимание.

    Когда на уроке остается немного времени, провожу несложную игру, которая способствует закреплению материала и выявлению знаний учащихся, вносит занимательность на урок, оживляет его. С ребятами средних классов проводим викторины, разгадываем исторические шарады и на переменах. Различными занимательными играми, чаще всего массового характера, неизменно сопровождаются исторические вечера, праздники.

    Во всех случаях применяются обычно игры несложные,рассчитанные на работу с большой группой учащихся или с целым классом, то есть массовые игры. Наиболее частые из них: "Узнай героя", "какое событие?", "Знаешь ли ты крылатые слова и выражения?", "четвертый лишний", а также различные исторические кроссворды и шарады.


    При составлении текста к игре "Узнай героя"использую исторический документ и рассказы современников. Например:

    Не было такого труда, при котором он уставал бы телом или падал духом. И зной, и мороз он переносил с равным терпением. Он не пользовался мягкой постелью; завернувшись в военный плащ,спал среди воинов, стоявших на карауле. Он первым устремлялся в бой, последним после сражения оставлял поле. (Тит Ливий о Ганнибале)

    Этой цели может служить и художественная литература. Благодаря подобной игре учащиеся знакомятся с яркими характеристиками, данными историческим героям авторами художественных произведений. В то же время это своеобразная пропаганда художественной исторической книги,которую мы не всегда имеем возможность широко использовать на уроке из-за недостатка времени.

    Подобно играм "Кто он?", "Чей портрет?" с целью выявления знаний об историческом деятеле может быть проведена такая игра: один из учащихся выходит за дверь. Все остальные сговариваются и задумывают какое-либо историческое лио. Ведущий должен отгадать, кто задуман. Он имеет право задавать вопросы. Но ответы на них могут быть только "да", "нет", "близко". Например, задуман Кутузов М.И.

    Ведущий: Он был царем? 

    Участники: Нет.

    Ведущий: Он был реформатором?

    Участники: Нет.

    Ведущий: Он был полководцем?

    Участники: Да.

    Ведущий: Он прославился при Александре Первом?

    Участники: Близко.

    Ведущий: Он руководил Бородинским сражением?

    Участники: Да.

    Ведущий: Это Кутузов.

    Сопоставление ответов о задуманном лице дает возможность ученику сделать правильный вывод.

    Постепенно усложняя подобные игры и, кроме закрепления характеристик исторических личностей, стремлюсь, чтобы в памяти учащихся запечатлелись исторические события. С этой целью применяю игру "Какое это событие?", "Какое это произведение?", например:

     Весной 1503 года написал он портрет. Кто бы помнил о существовании этой женщины, если бы не кисть великого мастера? 

    Вот она сидит в кресле, с величавой небрежностью, опершись руками на подлокотники.Что же это за лицо, почему о нем так много пишут,спорят уже столько лет? Многое выражает это лицо,загадочность этой улыбки вошла в поговорку. (Леонардо да Винчи. Джоконда).


    Ребята очень любят викторины типа "Крылатые слова и выражения". Их можно провести в разной форме, например, "Кому принадлежат эти слова?"
    Лучше смерть от железа, чем от голода. (Спартак).

    :Дикие звери, рыскающие по Италии, имеют норы и логовища для ночлега, те же люди, которые сражаются и умирают за Италию, имеют только воздух и свет: (Тиберий Гракх).

    : Много на свете дивных сил, но сильнее человека нет в природе ничего. (Софокл).

    : Осел, нагруженный золотом, возьмет любой город. (Ф. Македонский).

    Провожу игру в форме: "Из какого художественного произведения эти слова?"

    Муж великанского роста в пещере той жил;одиноко

    Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился:" 

    (Гомер. "Одиссея").

    Сказал брат брату:
    "Это - мое, а то - мое же"
    И начали князья про малое
    "Это великое" молвить,
    И сами себе крамолу ковать. (Слово о полку Игореве).


    Все эти игры расширяют кругозор учащихся, учат их мобилизовать знания, полученные на уроках при чтении учебника и дополнительной литературы, заставляет внимательнее относиться к тексту учебника, к тем характеристикам, которые там приводятся.

    Постепенно перехожу к играм, где требуется уже персональная ответственность каждого из участников, где каждый выступает один на один перед поставленным вопросом и должен показать свои знания окружающим.

    Такой игрой является "Поймал - ответил", подвижная, требующая быстрой сообразительности,умения точно и четко отвечать на предложенный вопрос.

    Кто ошибается, тот выходит из игры. Эту игру можно проводить по вопросам, касающимся исторических личностей, исторических событий, дат. Ее можно проводить уже в 7-8 классах.

    Обычно живой интерес у учащихся вызывает игра"Четвертый лишний". Она ценна для закрепления хронологического материала, причем закрепления сознательного, а не механического, не отдельных дат, а небольших хронологических комплексов.Этот тип игры применяю для закрепления и проверки знаний исторических деятелей,историко-географических названий, связанных с одним событием:

    А) Пуатье, Креси, Лион, Компьен

    Б) 1381, 1066, 1358, 1525

    Ребята составляют викторины, большой популярностью у них пользуются "Неотосланные депеши". 

    Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Ничего, что они, может быть, и не были отправлены в свое время:


  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно.


  2. Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия - черноморская держава.


  3. Огромные полчища стянуты к городу. От скрипа колес и ржания коней не слышно человеческого голоса.


  4. Вышел к Неве с дружиной. Ополчению поспешать следом. 


  5. Крепостная стена подорвана, город пал, низовья Камы и Волги наши. 


  6. Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят. 


  7. Миновали Ярославль. Подошло пополнение. Идем освобождать Москву.


  8. Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест.


Викторины крылатых выражений. В каких случаях так говорят?


  1. И ты, Брут!


  2. Дамоклов меч.


  3. Троянский конь.


  4. Авгиевы конюшни.


  5. Драконовские законы.


  6. Лаконизм.


  7. Между Сциллой и Харибдой.


  8. Дары данайцев.


Я использую в своей работе и такую форму обучения и деятельности, как театрализованная игра. Словосочетание "театр на уроке" зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, различных театральных атрибутов, длительными репетициями. Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, во-вторых,работа над сценарием, изготовлением элементов костюма, является коллективной деятельностью учащихся и учителя, в-третьих, эффект от уроков настолько велик, что учитель просто не может использовать эти колоссальные возможности.

Результативность опыта

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: игра является одним из современных средств обучения и воспитания,обладающим образовательной, воспитательной и развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Образовательная функция

Игра облегчает овладение знаниями, навыками,умениями. Она создает условия для активной мыслительной деятельности, учит прогнозировать,исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез. Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебным материалом, представляя собой одну из форм отчета, контроля и самоконтроля учащихся.

Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте учащихся. Развитии потребностей в мыслительной деятельности и инициативы. Благодаря игре возрастает потребность в творческой деятельности. Игра развивает память и воображение, учит управлять эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение обучаемых к тому или иному явлению, факту. Проблеме. По разнообразию игровые задания нельзя сравнить ни с какими другими приемами обучения.

Воспитательная функция. 

Благодаря игре у учащихся формируется ответственное отношение к учебе. Повышается требовательность к себе. Игра воспитывает культуру общения и развивает коммуникативность.Желание не подвести товарищей позволяет включиться в игру даже самым пассивным.Складывается новый демократический тип отношений как между учащимися, так и между учителем и учащимися.

Развивающая функция.

В процессе игры учащиеся продолжают учиться соотносить исторические события и процессы с определенным периодом истории, анализировать и обобщать исторические факты и явления,составлять сравнительные характеристики исторических деятелей, памятников и достижений культуры. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, монографиями,справочной литературой.

Подводя итоги данной работе, можно сделать вывод в пользу применения игры вообще и театрализованной игры в частности на уроках истории. Подтверждением этому служат результаты контрольных срезов и призовые места учащихся на олимпиадах гуманитарного цикла. 

Список литературы.

  1. Кулагина Г. А. Сто игр по истории. М., 1983

  2. Минкин Е. М. От игры к знаниям. М., 2000

  3. Селевко Г. К. современные образовательные технологии. М., 2002

  4. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1989

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconМетодическая разработка На тему: «Использование игровых технологий...
На тему: «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры»
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconДоклад «Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
«Использование краеведческого материала на уроках литературы и во внеурочное время»
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В icon1 Теоретическая глава. Теоретические основы использования игровых технологий в учебном процессе
«Использование игровых технологий в младшем школьном возрасте», заключается в том, что в наше время всё больше внимания в научной...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование элементов игровых технологий на занятии производственного обучения
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconДоклад к муниципальному семинару «Проектно-исследовательская деятельность...
Проектно-исследовательская деятельность по биологии на уроках и во внеурочное время
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование...
Заключение
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconМетодические рекомендации по созданию и использованию электронных...
Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconИспользование икт в образовательной деятельности доу для детей с овз. Ягодина Л. А
В настоящее время в России одной из распространенных форм воспитания и обучения детей дошкольного возраста является использование...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconИспользование компьютерных моделей в формировании физических понятий
В данной работе рассказывается об опыте использования компьютерных моделей на уроках физики. Интерактивные плакаты позволяют учителю...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconСовременные образовательные технологии: использование игровых технологий...
В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Месели прошел районный семинар заместителей директоров по увр по теме «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочное...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Методические рекомендации \"Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время\" Картыменова М. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема опыта: «Развитие познавательного интереса на уроках истории с помощью игровых технологий»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск