Скачать 346.33 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 23" г. Энгельса Саратовской обл. АВТОРСКИЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ «ДАЛЕКОЕ – БЛИЗКОЕ» Разработала: Смирнова О.Н., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МОУ "СОШ № 23" г. Энгельса Саратовской обл. 2009 год ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ "ДАЛЕКОЕ - БЛИЗКОЕ" Смирнова О.Н. учитель истории и обществознания высшей категории МОУ "СОШ №23" г. Энгельса Саратовской обл. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. В последние годы значительно возросла роль краеведения в воспитании подрастающего поколения. Знание истории родного края конкретизирует многие события отечественной истории, помогает понять процессы, происходящие в современном мире. Знакомство с яркими страницами местной истории, с известными земляками, с памятниками архитектуры и скульптуры вызывает гордость за своих предков. Изучение истории родного края предполагает и изучение истории своей семьи, которое помогает восстановить связь поколений, улучшает взаимоотношения с родителями. Элективный курс рассчитан на 12 часов первоначального изучения основ краеведения Энгельсского муниципального района, раскрывающих особенности основных этапов развития истории региона, предполагающих введение в специальности "История", "Археология", "Архивоведение" и дает учащимся возможность сделать осознанный выбор гуманитарного профиля обучения. Цели курса: 1. Систематизация имеющихся знаний по истории родного края. 2. Исследовательская деятельность по сбору, анализу, обработке собранного материала, подготовка материалов для выступления на краеведческих конференциях. 3. Расширение кругозора, развитие коммуникабельности, умения общаться. 4. Нравственное, патриотическое и гражданское воспитание учащихся на основе получения новых знаний по истории малой родины, понимания, что им есть чем гордиться. Программа первоначального изучения основ краеведения детерминируется практическим отсутствием у учащихся средней ступени общеобразовательных школ, устойчивых представлений об истории малой Родины, т.е. места, где они родились и живут. Актуальность программы - в необходимости осознанного выбора учащимися гуманитарного профиля послешкольного среднего и высшего профессионального обучения на уровне отечественной истории и сопряженных с ней прикладных специальностей. Адресована программа учащимся 9-х классов. Она предполагает: *ознакомление с типологией краеведения (географическое, палеонтологическое, историческое, литературное и т.д.); *предоставление комплекса исторических источников; *введение в систему деятельности учреждений, имеющих отношение к историческому краеведению (музеи, архивы, образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования); *изучение основных историко-хронологических этапов жизни и быта людей, населявших регион: с древнейших времен до средневековья (YIII тыс. лет назад- XII-XY вв.н.э.); новое время (XYI-XIX вв.); новейшая история (к.XIX-XX вв.) и история грани XX-XXI вв.. Реализация программы предусматривает многообразие форм и методик организации познавательной деятельности учащихся (теоретические и практические занятия, работа в музеях, архивах, ознакомление с памятниками археологии, архитектуры (Приложение №1), сбор и анализ информации, подготовка и защита исследований и творческих работ краеведческого характера, создание фотоколлажа "Прошлое и настоящее: восстановление преемственности" (в архитектуре и скульптуре). Ребенок имеет возможность заниматься более приемлемой для него формой работы. Отдельно на выбор предлагаются темы для исследований и творческих работ. Таким образом, упор делается на деятельностный подход в обучении. Интегрированность программы в межпредметной (междисциплинарной) связи со школьными программами по всемирной и отечественной истории, литературе, географии, биологии. Работа над реализацией программы позволит сформировать у учащихся четкое представление о краеведении, как разделе исторической науки, научит их ориентироваться в истории родных мест, ее общих чертах с мировой и отечественной историей и особенностях, даст возможность интерпретировать полученные знания, применять их в практике исследовательской работы. В конечном итоге сложит представление о комплексе профессий, связанных с историческим краеведением и определит пути профессионального выбора. После обучения по программе элективного курса ученик должен - знать: что является предметом изучения историка и смежных специальностей; методику сбора информации из разных источников; правила оформления собранных материалов; уметь: вести работу по сбору новой информации; работать с краеведческой литературой, архивными источниками, материалами периодической печати; представлять результаты работы в виде небольших выступлений по вопросу или в виде исследовательской работы на школьной конференции. Диагностика. Зачет по курсу учащийся получает в соответствии со своей деятельностью во время курса, в случае если он посетил все занятия по курсу, выполнил практические задания, участвовал в подготовке и презентации мини-проекта или своей творческой работы. Преимущества данного курса состоят в том, что занятия можно проводить на базе музея (Энгельсского краеведческого, другого местного или школьного музея), архива, библиотеки, располагающих краеведческим материалом, при наличии для этого материальных и временных возможностей. В программе в (...) указана тематика краеведческих и художественных выставок ЭКМ соответствующих содержанию элективного курса. Основные формы отчетности: тетрадь с опорными конспектами и заметками; творческие работы (рефераты, стендовые сообщения, электронные презентации и др.). Условия успешного освоения содержания элективного курса: 1. Обеспечение доступа учащихся к источникам информации (историческая литература, интернет, СМИ). 2. Возможность создания и демонстрации электронных презентаций (Приложение №2). 3. Возможность доступа в музей (Энгельсский краеведческий музей, другой местный или школьный музей), архив, библиотеку, располагающих краеведческим материалом. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Введение. (1час) Понятийный аппарат. Типология краеведения. Исторические источники и их особенности. Музеи и архивы. Хранилища и библиотеки. Коллекции. Специальности. Периодизация истории региона. Мир Энгельсского музейного пространства. История региона с древнейших времен до XY века н.э. (1 час) Палеолит, неолит, бронзовый и железный века. Золотоордынские поселения. Фонды и экспозиция Энгельсского краеведческого музея по изучаемой проблематике. (ЭКМ, Краеведческая выставка "Сквозь тысячелетия..." Археологические памятники Нижнего Поволжья (эпоха палеолита - средние века). Наш край в период нового времени. (2 часа) Первые заселенцы - малороссияне-чумаки. Перевалочный центр хранения и торговли солью. Заволжские села татар и башкир. Манифесты Екатерины II 1762 и 1763 гг. по приглашению иностранцев для освоения пустующих земель Поволжья. Иностранные колонисты. Развитие скотоводства, земледелия и торговли хлебом. Промышленность. Святыни предков. (ЭКМ, Кр.в. "Эльтонская соляная дорога". Прошлое и современность легендарного соляного озера Эльтон, история развития соляного промысла, быт малороссов-чумаков, первых жителей Покровской слободы. ЭКМ, Кр.в. Экспозиция "Покровская слобода 17-19 вв.". Социальная, экономическая и культурная жизнь г. Покровска 17-нач.20 вв.) Конец XIX - начало XX века. (2 часа) Пролетариат и крестьянство. Мещане и купцы. Дворяне, помещики, предприниматели. Н.К.Судзиловский (доктор Руссель). Промышленность, торговля, железная дорога, сельское хозяйство. Культура. А.Г.Кассиль. События 1905-1907 гг.. 1914 г. - Покровская слобода преобразована в безуездный город Покровск. Две революции 1917 г. (ЭКМ, Кр.в. "Российская провинция. Жизнь в мимолетных мелочах". Мебель, предметы быта, личные вещи в интерьерах 19-нач.20 в.) От октября 1917 года... (3 часа) Советская власть. Гражданская война. Наводнение 1926 г. Индустриализация, коллективизация и культурная революция в Энгельсском районе. Немецкая автономия на Волге (1918-1941 гг.). 1931г. - город Покровск преобразован в город Энгельс. Тыл. Фронт. Память. 1941-1945 гг. Послевоенные годы. От И.В.Сталина до М.С.Горбачева. "Рыцари космоса" на Энгельсской земле (Ю.Гагарин и Ю.Шаргин). (ЭКМ, Кр.в. "Наводнение". История наводнения мая 1926 г. в Покровске в фотографиях; ЭКМ, Кр.в. Раздел экспозиции "Город Энгельс в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."; ЭКМ, Кр.в. "Отрицание пространства". Представление людей о космосе с древнейших времен до наших дней. История освоения космического пространства.) Грани веков. Конец XX - начало XXI в. (1 час) От Б.Н.Ельцина к В.В.Путину. Развал системы и экономики. Деградация промышленного и сельскохозяйственного производства в Энгельсе и районе в процессе "реформ". Начало позитивных процессов. ОАО "Трансмаш", ЖБК, ОАО "Хенкель-Юг", ОАО "Бош Саратов", Троллейбусный завод "Тролза", Завод Специаллизированных автомобилей, Энгельсский трубный завод. Научно-практическая конференция "Чему учит история Энгельса". (2 часа) На базе музея (ЭКМ, местного или школьного) с участием музейных и архивных работников, библиотекарей или на базе общеобразовательного учреждения с участием учителей смежных дисциплин – истории, литературы, географии, биологии и приглашенных учащихся школы. ЗАНЯТИЕ. НАШ КРАЙ В ПЕРИОД НОВОГО ВРЕМНИ. Цели и задачи:
Оборудование: карта Энгельсского района, иллюстрации и фотографии по теме занятия, карточки. Форма занятия: семинар. Ход занятия.
На вводном занятии вместе с учащимися определяются наиболее приоритетные вопросы темы:
А. Торговля. Б. Земледелие и скотоводство. В. «Зерновое складское помещение России». Г. Промышленность. Опережающее задание (предлагается учащимся за две недели до занятия). После создания четырех групп (причем 4-я по численности больше других), в соответствии с основными направлениями обсуждаемой темы, подготовить сообщения, информационные справки, конспекты, вопросы и ответы, изучив материал в рекомендованной литературе и источниках; объяснить, что способствовало основанию и развитию нашего города в новое время. Учитель готовит раздаточный материал с источниками. Литература: рекомендованная к элективному курсу. |
Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России» Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель... | Элективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки | ||
Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | Пояснительная записка Элективный курс «Базы данных шаг к успеху»... Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной... | ||
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы " Museen in Deutschland." Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Образовательная программа Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Тема занятия Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Им. И. С. Черных г. Томска Элективный курс «Художественная обработка материала» (Цветы из ткани) – курс ранней предпрофильной ориентации для обучающихся 8 классов... | ||
День космонавтики цель Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Тема : Планеты солнечной системы Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект урока математики в 1 классе Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Открытие года российской космонавтики Цель Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект тематического занятия «День космонавтики» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Конспект нод по образовательной области «Познание» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | ||
Конспект урока по теме: «12 апреля день космонавтики» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” | Пояснительная записка Тема занятия «Я познаю мир» Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.” |