Российский государственный гуманитарный университет





Скачать 266.29 Kb.
НазваниеРоссийский государственный гуманитарный университет
страница1/2
Дата публикации03.12.2014
Размер266.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3а
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор
(декан, директор института)

«……» __________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Русское искусство ХХ века

Направление подготовки
Музеология


Квалификация (степень) выпускника
бакалавр


Форма обучения

очная


г. Москва – 2009 г.

1.Цели и задачи освоения дисциплины

Основная цель освоения дисциплины - определение истории русского искусства ХХ века как самостоятельной области знания. Вместе с тем, важно осознание связей отечественного и западноевропейского искусства, а также преемственности по отношению к предшествующим периодам в отечественной истории культуры и искусства.

Задачи дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с произведениями, представляющими основные направления русского искусства ХХ века. Обсудить их исторический и теоретический контекст, внутренние взаимосвязи в рамках общего смыслового поля культуры. Важнейшая задача состоит в том, чтобы содействовать освоению аналитического инструментария и языка описания данного предмета.

Предмет изучения – произведения и артефакты отечественного изобразительного искусства и архитектуры ХХ столетия. Предметом рассмотрения является анализ общекультурных причин, приведших к возникновению подобных произведений.
2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История русского искусства ХХ века» является общепрофессиональной и адресована студентам, обучающихся по направлению «Музеология». Особенность дисциплины «История русского искусства ХХ века» для музеологов состоит в том, что она дает возможность по-новому организовать уже полученные знания по истории и теории культуры, по общим курсам философии и истории науки, по литературе и искусству. Появление в круге изучаемых дисциплин «Истории русского искусства ХХ века» имеет целью сделать стержнем этой новой организации знания идею и понятие культуры, выступающие как непосредственный предмет культурфилософского осмысления.
3.Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:


  • владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

  • владение основами и методами художественного анализа; способность применять эти знания и критически использовать методы современной науки о культуре в профессиональной деятельности и социальной практике; (ПК-1);

  • способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-2);

  • готовность к использованию современного знания о культуре и ведущих направлений современной социокультурной деятельности (концепций и инструментария) в организационно-управленческой работе (ПК-4).

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

знать:

  • специфику русского изобразительного искусства и архитектуры ХХ века в рамках культурфилософского способа ее осмысления

  • проблематику основных направлений европейского и русского изобразительного искусства и архитектуры XX века

  • взаимосвязи между основными направлениями, исторический контекст их формирования

  • содержание фундаментальных художественных концепций, посредством которых осуществляется описание феномена культуры

  • специфику, возможности и границы осмысления культуры, его значение как формы саморефлексии культуры

уметь:

  • определять значение разных художественных подходов для конкретной исследовательской практики в сфере изучения истории культуры

  • анализировать базовые изобразительные и архитектурные произведения, знать их проблематику, исторический и теоретический контекст формирования

владеть:

  • понятийным аппаратом дисциплины

  • техниками анализа художественных произведений


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины







Аудиторные занятия (всего).

26




В том числе:




Лекции

7

Семинары (С)

6

Самостоятельная работа (всего)




В том числе:




Реферат




другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточного контроля




Общая трудоемкость часы зачетные единицы









5.Содержание дисциплины

5.1 Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Тема 1. Предмет история русского изобразительного искусства и архитектуры ХХ века.

Основные проблемы изучения русского изобразительного искусства и архитектуры ХХ века. Проблемы периодизации и хронологические рамки курса. Особенности и специфика художественных процессов в начале ХХ века, в советский и постсоветский периоды. Историческая и социальная ситуация в России на протяжении двадцатого столетия. Место истории русского искусства ХХ века в общем контексте мирового изобразительного искусства. Проблемы идеологизации художественного сознания, социально-политические и идеологические аспекты бытования отечественного искусства в советский период. Проблема взаимодействия авангардного и классического наследия в отечественной культуре. Взаимодействие и взаимовлияния национального и интернационального в советском изобразительном искусстве. История художественных институций советского периода. Официальная и оппозиционная линии в искусстве. Проблема интеллигенции и творческой оппозиции. Основные идейные, образные и формальные особенности эволюции художественной формы в отечественном искусстве ХХ века.
Раздел 2. Искусство 1910-х годов (до 1914, до 1917 и после 1917 годов). Ранний русский авангард.
Тема 2. «Бубновый валет». Творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой.

Общая характеристика изобразительного искусства в начале ХХ века. Сосуществование реалистического, позднепередвижнического, импрессионистического, символистского направлений в искусстве наряду с зарождающимися авангардными явлениями в отечественной культуре. Постепенный отход от миметических принципов в искусстве и разработка альтернативных вариантов демонтажа реалистического основ искусства, поиски вариантов абстрактного формообразования.

Возникновения группировки «Бубновый валет». Феномен русского сезаннизма. Влияние западноевропейского постимпрессионизма, фовизма и кубизма на отечественное искусство. Творчество П.П. Кончаловского (1876-1956), А.В. Куприна (1880-1960), А.В. Лентулова (1882-1943), И.И.Машкова (1881-1944), Осмеркина А.А. (1892-1953), Р.Р. Фалька (1886-1958), В.В.Рождественского в период 1910-х годов.

Художественные искания М.Ф.Ларионова (1881-1964) и Н.С.Гончаровой (1881-1962). Появление примитивистских и неопримитивистских тенденций. Футуристическая эстетика и практика. Авангардные манифесты и выставки. Новые выставочные проекты «Ослиный хвост» и «Мишень». Станковые работы художников до 1914 года. Лучизм.
Тема 3. Русский ранний авангард. Формирование авангардного менталитета. Особенности футуристической художественной формы. Движение кубофутуристов и их выставочная деятельность. Футуристические акции и выставки в жанре «скандала», «площадного действия», «театра». Коллективные футуристические проекты. Футуристическая рисованная книга и книжная графика. Литературно-художественное объединение «Гилея». «Союз молодежи». Будетляне. Деятельность братьев Владимира, Давида и Николая Бурлюков, Алексея Крученых, Велимира Хлебникова, Кирилла Зданевича, Николая Кульбина, Владимира Маяковского, Алексея Моргунова, Владимира Баранова-Россине, Михаила Андриенко-Нечитайло, Софьи Дымшиц-Толстой, Бориса и Марии Эндер и др. Группа «Супремус» и творчество Ивана Клюна (Клюнкова), Ивана Пуни, Ольги Розановой и др. «Школа русского кубизма» и творчество Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер (Григорович) и др.

Коллажные принципы создания художественной формы.

Творчество Павла Филонова. Формирование художественной концепции «аналитического искусства». Манифест «Декларация мирового расцвета». «Мастера Аналитического искусства».

Творчество Михаила Матюшина и Елены Гуро. Идеи «органической культуры» и «расширенного смотрения». «Зорвед».

Творчество Владимира Татлина. Жанры «материальных подборов», «угловых рельефов» и «контррельефов».

Раннее творчество Марка Шагала, традиции примитивизма и влияние «парижской школы».
Тема 4. Творчество В.В. Кандинского.

Влияние символизма, модерна, импрессионизма и примитивизма на ранее творчество художника. Мюнхенский период. Творчество М.фон Веревкиной и А.Явленского. Объединение «Синий всадник». Экспрессионистический вариант разработки абстрактных принципов художественного формообразования. Разработка этих принципов в теории. Значение работы «О духовном в искусстве». Жанры «импрессии», «композиции», «импровизации». Влияние теософии на творчество художника. Эволюция творческих методов художника.
Тема 5. Творчество К.С.Малевича.

Ранее творчество К.С. Малевича и его дальнейшая эволюция; от символизма, импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, кубофутуризма к абстракции. Выставка 1915 года «О,10». Супрематизм и разработка принципов геометрической абстракции. Супрематизм и «Черный квадрат» как новая модель мироздания. Проектное сознание и миростроительный пафос. Теоретические и пропедевтические аспекты художественной деятельности К.С.Малевича. УНОВИС. Круг Малевича. Творчество Веры Ермолаевой, Анны Лепорской, Николая Суетина, Ильи Чашника, Давида Якерсона, Эль Лисицкого, Анны Каган, Льва Юдина, Льва Циперсона, Эдуарда Криммера, Константина Рождественского, Владимира Стерлигова и др.
Раздел 3. Искусство 1920-х – начала 1930-х годов.

Тема 6. Искусство первой половины 1920-х годов.

Реформирование художественной жизни, художественных организаций, художественного образования. Продолжение распространения идей авангардного искусства в первой половине 1920-х годов. Учреждение и деятельность Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) (1918-1930). Структура Наркомпроса и деятельность подотделов ИЗО, ТЕО, МУЗО, КИНО, ЛИТО. Сотрудничество с Наркомпросом ведущих мастеров русского авангарда. Агитационно-массовые формы искусства. Оформление массовых революционных празднеств. «План монументальной пропаганды». Агитационный фарфор и просветительский плакат.

Первые и Вторые Государственные свободные художественные мастерские (Свомас) (1918). Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) (1920-1926). Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1926-1930). Традиционная академическая и новаторская авангардистская системы преподавания. Научно-исследовательская деятельность московского Института художественной культуры (ИНХУКа) и петроградского Государственного института художественной культуры (ГИНХУКа).
Тема 7. Искусство второй половины 1920-х годов – начала 1930-х годов. Художественные группировки и объединения.

Художественные дискуссии. Усиление идеологического давления и партийного диктата к концу 1920-х годов. Художественные объединения и группировки 1920-1030-х годов. Их декларации, программы и творческие принципы.

Ассоциация художников революционной России (АХРР) – Ассоциация художников революции (АХР). Творчество художников – представителей этого направления: Архипова, Бакшеева, Бродского, Малютина, Радимова, Юона, Богородского, Грекова, Кацмана, Перельмана и др. Становление системы советских тематических выставок. «Жизнь и быт Красной Армии». «Жизнь и быт рабочих» и др. Журнал «Искусство в массы». Сложение новой жанровой типологии.

Эволюция творчества мастеров, входивших в эти объединения и группировки.

Общество станковистов (ОСТ) и ленинградский «Круг художников». Программа объединений. Формальные, жанровые и содержательные поиски. Проблема монументальной и камерной станковой формы. Взаимодействия с «новыми» видами искусства: фотографией, кинематографом и т.д. Немецкий экспрессионизм и традиции «парижской школы». Особенности московской и ленинградской «школ». Творчество представителей этого объединения: Александра Дейнеки, Давида Штеренберга, Петра Вильямса. Александра Лабаса, Сергея Лучишкина, Александра Самохвалова, Юрия Пименова, А. Тышлера и др.

Объединение «4 искусства» и «Общество русских скульпторов» (ОРС). Мастера этих объединений. Творчество П.Кузнецова, К.Петрова-Водкина, В.Фаворского, Л.Бруни, А.Кравченко, П.Митурича, А.Тырсы, Н.Андреева, А.Голубкиной, С.Лебедевой, В.Мухиной, И.Фрих-Хара, А.Матвеева, В.Ватагина, В.Домогацкого, И.Шадра, И.Жолтовского, А.Щусева, В.Щуко, М.Сарьяна, В.Лебедева и многих других в этот период. Проблемы эволюции художественной формы.

Основные задачи художественных объединений «Бытие» и «Московские живописцы» (ОМХ) (Кончаловский, Древин и Удальцова, Шевченко, Машков, Осмеркин, Зефиров, Фальк и др.). Дальнейшая эволюция традиций «русского сезаннизма».

«Маковец». Религиозно-философские идеи «русского космизма». Идеи о. Павла Флоренского. Творчество В.Фаворского, В.Чекрыгина, Л. Жегина, А. Фонвизина, С.Романовича и др.

Деятельность объединений «Группа 13», НОЖ, Обмоху, Путь живописи», «Цех живописцев», «Методпроекционисты» и др.

Политика партии в области культуры. Проставление ВКПб «О перестройке литературно-художественной деятельности» от апреля 1932 года, ликвидация всех художественных группировок и учреждение структуры творческих союзов
Тема 8. Идеи конструктивизма.

Творчество К.Малевича, А.Родченко, В.Степановой, Л.Поповой, А.Веснина, В.Татлина, А.Экстер, А.Гана, Георгия и Владимира Стенбергов в свете становления идей конструктивизма. Выставка «5х5=25». Развитие идей конструктивизма в универсальный метод создания новой предметной среды. Концепция «жизнестроения» и программа «конструирования нового быта». Ориентация на создание материальных, вещественных форм искусства в архитектуре, дизайне, полиграфии, театре, фотографии, моде и т.п.

«Левый Фронт Искусства (ЛЕФ)», «Новый ЛЕФ», Объединения новых видов художественного труда «Октябрь», журналы «Вещь», «СА» и др.

Воплощение идей конструктивизма в театре В.Мейерхольда и А.Таирова.
Тема 9 . Архитектура конструктивизма.

Роль школы Вхутемаса-Вхутеина в становлении новых методов в архитектуре. Разработка новых принципов функционального формообразования. Понимание архитектурной формы как целостного пластического образа исходящего из конструктивных и функциональных особенностей. Поиски рациональных способов организации архитектурного пространства. Новые пространственно-планировочные принципы и их связь с идеями социалистического расселения. Строительство новых производственных городов, поселков и районов «социалистического типа». Идеи урбанизма и дезурбанизма. «Бумажная архитектура» и проекты-утопии. Работы Хигера, Вегмана, Чернихова, Синявского, Татлина, Лисицкого, Шухова и др. Книга А.Ган «Конструктивизм». Новая типология сооружения – дома-коммуны, клубы, фабрики-кухни, спортивные комплексы, административные общественные и конторские здания, промышленные сооружения. Зарождение технического дизайна. Значение инженерных аспектов архитектурного проектирования. Интернациональные связи отечественных конструктивистов с западными мастерами функционалистами и рационалистами. Деятельность западных мастеров в Советской России. Проект здания Центросоюза-Наркомлегпрома Корбюзье. Силовая подстанция завода «Красное знамя» Мендельсона и др.

Объединения АСНОВА, АРУ. Творчество Ладовского. Объединение ОСА. Творчество братьев А., В., Л. Весниных, Гана, Родченко, Гинзбурга. Журнал «СА».

Художественные проекты и деятельность Мельникова, Леонидова, Барщ и Синявского, Голосова, Николаева, Гинзбурга, Милиниса, Бархина, Рейшера, Щусева, Француза, Яковлева и др. Основные конструктивистские ансамбли и проекты.
Раздел 4. Искусство середины 1930-х – конца 1950-х годов.

Тема 10 . Искусство 1930-х годов. Становление доктрины социалистического реализма.

Дальнейшая политизация общественной и художественной жизни в стране. Сталинская политика в области культуры. Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Ликвидация всех объединений и группировок. Придание искусству статуса государственного и идеологического. Партийный контроль за деятельностью творческой интеллигенции. Учреждение новых советских творческих союзов. Возвращение к академической системе художественного образования. Формирование доктрины соцреализма. Борьба с формализмом. Ориентация на «классику». Проект «Дворца Советов» как модель сложения новой художественной доктрины. Строительство московского метро, каналов, репрезентативных городских ансамблей в столице, столицах союзных республик и крупных областных городах.

Сложение новой иерархической жанровой системы в станковой и монументальной живописи и скульптуре. Роль массовых наглядно-агитационных видов искусства. Искусство, создаваемое в рамках официального государственного заказа и частное творчество художников. Сохранение художественной культуры и формального мастерства в камерных жанрах. Творчество мастеров, представителей ранее закрытых и ликвидированных художественных направлений и группировок. Сохранение формального разнообразия внутри художественной практики.

Тема 11 . Искусство в военного и послевоенного периода.

Продолжение следования в фарватере официального искусства 1930-х годов. Отсутствие каких-либо формальных новаторств. Учреждение Академии художеств СССР. Борьба с различными неканоническими интерпретациями образов советской действительности и нового советского человека. Преобладание классических ориентиров в архитектуре. Основные проекты этого периода.
Раздел 5. Искусство конца 1950-х – 90-х годов.

Тема 12 . Период «оттепели». Искусство конца 1950-х – 60-х годов.

Феномен становления «сурового стиля». Творчество основных представителей этого направления – Андронова, Никонова, В. Иванова, А. и П. Смолиных, Попкова, Салахова, Жилинского и многих других.

Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955). Эстетика минимализма в архитектуре и дизайне.

Деятельность неофициальных художников. Освоение опыта модернистской эстетики.

Тема 13 . Искусство конца 1970-80 годов.

Деятельность художников-семидесятников. Обновление формального языка искусства в пределах сохранения фигуративной изобразительности. Тяготение к метафоризму и иносказательности. Творчество Назаренко, Нестеровй, Булгаковой, Ситникова, Старженецкой, Д. и Н. Жилинских, Баранова, Митлянского, Шаховского, Берлина, Бисти и мн. др.

Поиски новых визуальных средств выразительности в 1980-х годы. Альтернативные модели искусства, поиски в области примитивизма, экспрессионизма, фотореализма, абстракции и т.п. Обращение к опыту русского аванграда 1910-х годов. Тяготение к индивидуальным художественным манерам и стилистикам. Дальнейшее развитие неофициальных концепций. Мастера студии Белютина, «московская метафизическая школа», «художники Сретенского бульвара», кинетисты и минемалисты и т.д. и т.п. Сложение феномена московского концептуализма. Художники Фурманного переулка. Деятельность группы «Медгерменевтов». Постмодернистская эстетика.

Тема 14. Искусство 1990-х годов.

Создание негосударственных альтернативных художественных структур: галерей, фондов, частных и корпоративных коллекций, формирование арт-рынка. Расслоение искусства на актуальное, современное и традиционное, антикварное. Постепенное вытеснение профессиональных художников, членов Союза художников в маргинальную зону. Тяготение к артефактному искусству и новым технологиям.

Современная архитектурная практика.


Семинар 1 и 2. Ранний русский авангард.

Вопросы к семинару:

  1. Формальные искания мастеров «Бубнового валета».

  2. Неопримитивизм как основа пластической системы М. Ларионова и Н. Гончаровой.

  3. Анализ кубофутуристических приемов в произведениях мастеров раннего русского авангарда. Примеры для анализа должны быть выбраны студентами самостоятельно.

  4. Особенности творческого метода П.Филонова.

  5. Теоретические и художественные искания В.Кандинского. Анализ работы «О духовном».

  6. Супрематизм К.Малевича и его модель абстрактного искусства.



Источники:
Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения, переводы, воспоминания. – Л.: Советский писатель, 1989.

Крученых Алексей. Наш выход. К истории русского футуризма. М., RA 1996;

К истории русского авангарда: Николай Харджиев: Поэзия и живопись; Казимир Малевич: Автобиография; Михаил Матюшин: Русские кубо-футуристы / Послесл. Р. Якобсона. [Stockholm]: Гилея, 1976. 189 с.

Малевич К. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913-1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подгот. текстов и коммент. А. С. Шатских. М.: Гилея, 1995.

Малевич К. О новых системах в искусстве. Черный Квадрат. Спб, Азбука: 2001;

Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терёхина, А. П. Зименков. – М.: Наследие, 1999.

Харджиев Н. К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976;

Харджиев Н. Статьи об авангарде в 2-х тт. М.,1997;
Литература:

Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. М., НЛО, 2006;

Бобринская Е. Футуризм. М., 1999

Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Каталог. М., 1993;

Калаушин Б. Бурлюк: цвет и рифма. Кн. 1: Отец русского футуризма. СПб.: Аполлон, 1995;

Ковтун Е.Ф. Русская футуристическая книга. М., 1989;

Поспелов Г. “Бубновый валет”: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990.

Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. М.Ларионов. М., Галарт, RA,2006;

Филонов и его школа. Каталог. 1990;
Семинар 3. Русское искусство ХХ века в экспозиции Третьяковской галереи.

Отечественное искусство 1920-30-х годов.
Семинарское занятие непосредственно проходит в залах галереи.

Цель семинара – выбор студентами одного или нескольких произведений для самостоятельного анализа и описания.
Семинар 4. Русское искусство ХХ века в экспозиции Третьяковской галереи.

Отечественное искусство 1930-50-х годов.
Семинарское занятие непосредственно проходит в залах галереи.

Цель семинара – выбор студентами одного или нескольких произведений для самостоятельного анализа и описания.

Семинар 5. Русское искусство ХХ века в экспозиции Третьяковской галереи.

Отечественное искусство второй половины ХХ века.
Семинарское занятие непосредственно проходит в залах галереи.

Цель семинара – выбор студентами одного или нескольких произведений для самостоятельного анализа и описания.

5.2. Разделы дисциплины и виды занятий




Темы

Название разделов


Количество часов

Самост.

работа

Лекц.

Сем.

Всего

1.

Введение


0,5




0,5




2.


Раздел 2. Искусство 1910-х годов (до 1914, до 1917 и после 1917 годов). Ранний русский авангард.



1,5

2

3,5




3.


Раздел 3. Искусство 1920-х – начала 1930-х годов.

.


2

1

4




4.


Раздел 4. Искусство середины 1930-х – конца 1950-х годов.


1

1

2




5.


Раздел 5. Искусство конца 1950-х – 90-х годов

2

1

3







ВСЕГО:

16

10

26





Форма текущего контроля знаний – работа студента на семинарском занятии. Форма промежуточных аттестаций – письменная работа – описание анализ отельных произведений. Итоговая форма контроля знаний – экзамен (включая угадайку) по истории русского искусства ХХ века.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
От составителей
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский художественный музей в современном социокультурном пространстве:...
Работа выполнена на кафедре истории и теории культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего...
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет
Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 24 сентября 1999 г
Российский государственный гуманитарный университет iconМинистерство образования российской федерации российский государственный...
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Российский государственный гуманитарный университет iconФамилия, имя, отчество полностью
«Российский государственный гуманитарный университет» в г. Элисте Республики Калмыкия (Филиал рггу в г. Элисте)
Российский государственный гуманитарный университет iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая гоу впо "Нижневартовский государственный гуманитарный университет" по...
Российский государственный гуманитарный университет iconСчастье как социокультурный феномен (социологический анализ)
Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета фгбоу впо «Российский государственный гуманитарный...
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет факультет истории искусства
Программа утверждена на заседании кафедры Всеобщей истории искусств 01 сентября 2000 г
Российский государственный гуманитарный университет iconМинобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное...
Что же следует понимать под профилактическим, естественным, исцеляющим, правильным дыханием? 25
Российский государственный гуманитарный университет icon«Российский государственный гуманитарный университет» (рггу) Философский факультет утверждена
Целью данного курса является повышение общенаучной культуры исследования, формирование адекватных представлений об истории науки...
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет (филиал г. Киров)...
Этот материал размещен в блоге Деменевой Н. Н
Российский государственный гуманитарный университет iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
Российский государственный гуманитарный университет iconДавид Эфраим Творчество Исаака Бабеля в автобиографическом, мемуарном и иудейском контекстах
Института филологии и истории федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Российский государственный гуманитарный университет iconМосковский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова...
Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск