Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения





НазваниеУчебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения
Дата публикации04.12.2014
Размер166 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт истории и политических наук


Кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков

Аношко О.М.

АРХЕОЛОГО-ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Учебно-методический комплекс. Программа для студентов

направления 030400.62 “История” очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2010
Аношко О.М. АРХЕОЛОГО-ЭТНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400.62 “История” очной формы обучения. Тюмень, 2010 г., 12 стр.

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Практика закрепляет знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Археолого-этнологическая практика [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.Г. Еманов, д.и.н., профессор, заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков Института истории и политических наук.

© Тюменский государственный университет, 2010.

© Аношко О.М., 2010.

Археологическая практика ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся, закрепляет их знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки и способствует комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций. Основой практики является непосредственное участие студентов в полевых археологических исследованиях древних и средневековых поселений, городищ и могильников, а также в раскопках культурного слоя первых русских городов Сибири.


  1. Цели практики:

Основной целью археологической практики является выработка у студентов представлений об исторической значимости археологических объектов для современного общества, а также получение знаний, необходимых для изучения, сохранения и защиты историко-культурного наследия Сибири и России в целом. Научно-образовательная цель практики направлена на овладение студентами навыками идентификации и описания древних и средневековых памятников, ознакомление с методикой их исследования, элементами моделирования исторических процессов, а учебно-воспитательная — на выработку умений, необходимых для жизни в полевых условиях, организации туристических походов и экскурсий, формирование интереса к историко-культурному наследию родного края, ознакомление с культурой древнего и средневекового населения. В ходе практики закрепляются и расширяются теоретические знания, полученные обучающимися при изучении дисциплин «Первобытное общество» и «Археология», у некоторых из них появляется интерес к научным исследованиям в этой области и стремление к углубленной специализации.


  1. Задачи практики:

- углубить знания студентов по археологии, закрепить полученный на лекциях и семинарских занятиях материал, показать все многообразие археологических источников;

- студенты должны получить общие представления об археологическом наследии родного края, освоить методы полевых и камеральных археологических исследований;

- ознакомить студентов с различными видами археологических памятников с учетом специфики их природно-географического окружения, обучить умению определять их датировку и культурную принадлежность;

- выработать навыки проведения археологических разведок, раскопок древних и средневековых поселений, городищ, курганных и грунтовых могильников;

- овладеть приемами работы с геодезическими приборами (GPS навигатором, нивелиром, теодолитом) с целью привязки археологических объектов и артефактов;

- овладеть способами первичной консервации и реставрации археологических находок;

- ознакомить студентов с особенностями залегания культурного слоя, со способами и методикой его изучения, а также со структурой различных археологических объектов;

- выработать навыки постановки полевого лагеря, организации его функционирования и жизнеобеспечения;

- получить практические знания по организации взаимоотношений внутри относительно изолированного коллектива и разъяснению исторической ценности археологических объектов местным жителям, овладеть навыками ведения беседы и убеждения слушателей.
3. Форма проведения практики: полевая.

Студенты участвуют в полевых археологических исследованиях древних и средневековых поселений, городищ и могильников, а также в раскопках культурного слоя первых русских городов Сибири.
4. Место и время проведения практики

Археологическая практика уже более 30-ти лет в основном проводится на территории археологического комплекса «Ингальская долина», расположенного в междуречье Тобола и Исети на юге Тюменской области. Здесь зафиксировано более 500 археологических памятников широкого хронологического диапазона (от неолита до эпохи средневековья) и с каждым годом количество их возрастает. Интерес тюменских археологов к данному археологическому комплексу вызван не только тем, что он отличается уникальной насыщенностью памятниками разных эпох, но и превосходной сохранностью большинства сосредоточенных здесь археологических объектов. Материалы, полученные при их исследовании, позволяют реконструировать историко-культурные процессы, протекавшие в зауральском регионе в древности и средневековье. В последние годы в Тюменском государственном университете активно развивается новое направление — городская археология. Студенты участвуют в раскопках культурного слоя в исторической части г. Тюмени, на Царевом городище, цитадели столицы Тюменского ханства — Чинги-Туры, а также на территории верхнего и нижнего посадов г. Тобольска — первой русской столицы Сибири.

Археологическая практика является завершением первого года обучения студентов и рассчитана на две недели двумя потоками. После прохождения практики студенты сдают зачет.
5. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 3 недели.



п/п

Разделы (этапы) практики

Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов

Трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля

1

Подготовительный этап

Формирование археологических отрядов. Медосмотр студентов, получение медицинских справок о прививке против энцефалита и о состоянии здоровья. Подготовка документов, обеспечивающих выезд на полевую археологическую практику (составление смет, подготовка приказа). Сбор информации о месте будущих раскопок и разведок. Подготовка картматериалов, архивных справок об истории археологических исследований на местности, где планируются работы. Подготовка и ремонт экспедиционного снаряжения. Инструктаж по технике безопасности в полевом лагере и на раскопе, в разведочных исследованиях. Самостоятельная работа студентов на этом этапе состоит в ознакомлении с литературой по методике проведения полевых исследований и особенностям древней и средневековой истории родного края.

15

Контрольный лист прохождения инструктажа по технике безопасности.

Эссе на тему: «Историко-культурное наследие родного края»

2

Полевой этап

1. Установка лагеря.

Доставка до места работ вагончиков, студентов и экспедиционного оборудования. Изучение местности и выявление факторов риска (наличия ядовитых змей, растений, насекомых, опасных животных и т.п.). Инструктаж по технике безопасности при организации жизнедеятельности лагеря.

2. Полевые археологические исследования.

Разведки включают определение внешних признаков археологических памятников, закономерностей расположения поселений, могильников, святилищ в зависимости от их хронологической и культурной принадлежности. Поиск новых объектов, составление их ситуационного и инструментального планов. Текстовое описание топографической ситуации места расположения и характера обнаруженного памятника, определение его площади. Оценка мощности культурного слоя местонахождений, стоянок, поселений и городищ. Сбор подъемного материала и составление описи с паспортизацией каждой находки.

Раскопки включают визуальный осмотр, инструментальную съемку и фотофиксация памятника перед началом работ. Сбор подъемного материала, осмотр обнажений культурного слоя. Определение места раскопа и его разбивка на отдельные сектора. Составление нивелировочного плана современной поверхности исследуемого участка и его геофизическое обследование. Выбор методики археологических исследований поселений, могильников и других памятников (закладка рекогносцировочных траншей, способы перекидных траншей, сплошного раскопа, фронтально-стратиграфический метод и др.). Вскрытие культурных отложений. Фиксация глубины и места залегания находок в культурном слое с помощью нивелира. Шифровка и занесение артефактов в полевую опись с указанием квадрата и нивелировочных отметок. После каждого снятого слоя зачистка, зарисовка и фотографирование секторов. Описание планиграфических наблюдений. Зарисовка стратиграфических разрезов по бортам и бровкам раскопа. Выявление контуров археологических объектов на уровне материка. Расчистка хозяйственных и жилых построек, ям, зольников, могил, жертвенников и т.п. Их описание, составление индивидуальных планов и фотофиксация. Регистрация находок из археологических объектов. Первичная консервация и реставрация артефактов. Взятие проб для палинологического, почвоведческого, петрографического, радиоуглеродного, дендрохронологического и других анализов. Рекультивация раскопа.

3. Учебно-исследовательская работа предусматривает проведение занятий по экспериментальной археологии (реконструкция древних жилищ, изготовление и обжиг глиняной посуды, создание моделей предметов из глины, кости, камня и др.). Чтение лекций о методах исследования поселений, могильников; об особенностях образования, залегания культурного слоя и процессах его археологизации; о структуре различных археологических объектов (ям, очагов, жилищ, могил и т.п.) и реконструкции на основе полученных при их исследовании материалов социально-экономических и историко-культурных процессов, протекавших в древности и средневековое время на территории Зауралья и Западной Сибири.

4. Учебно-воспитательная работа предусматривает проведение экскурсий в зависимости от места полевых археологических исследований: либо по опорным памятникам археологического комплекса «Ингальская долина», либо историко-культурным достопримечательностям Тобольска или Тюмени.

168

Ведение индивидуального полевого дневника

3

Подготовка отчета по практике

Заключительная лекция, обобщающая результаты полевых археологических исследований. Составление руководителем финансового и научного отчета по практике. Самостоятельная работа студентов на этом этапе состоит в написании на основе полевого дневника отчета о приобретенных им навыках и знаниях во время прохождения практики. В состав отчета также входит реферат об известных археологических открытиях или методике полевых исследований.

Итогом археологической практики является зачет.

15

Контрольный тест

Письменный отчет о прохождении практики, реферат


6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

Инновационными технологиями прохождения археологической практики являются:

- методика поэтапного и контрольного тестирования;

- увеличение объема времени в рамках учебного плана на самостоятельную работу студентов, в том числе научно-исследовательскую, включающую выступления на студенческих конференциях, публикацию тезисов и статей по материалам археологических экспедиций;
- практическое и теоретическое обучение способам организации историко-культурной экскурсионной деятельности, методам экспериментальной археологии, моделирования исторических процессов, протекавших в древности и средневековье.
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

Самостоятельная работа студентов во время прохождения практики предусматривает углубление знаний по археологии и развитие исследовательского подхода к изучению археологических памятников — основных источников по древней и средневековой истории края. Археологические объекты отличаются от других исторических памятников целым рядом особенностей. Раскопки поселений, городищ, стоянок, курганных и грунтовых могильников, святилищ приводят к их уничтожению как антропогенного объекта. Поэтому полевые археологические исследования очень четко регламентированы. Нормативными документами, определяющими их проведение, являются: Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, 2002 г; Положение «О порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации», 2007 г.

Самостоятельная работа направлена на получение студентами сведений о становлении, развитии и современном состоянии полевых археологических исследований как в России, так и за границей, а также о методике раскопок, разведок, видах археологических памятников. За прошедшие два века сделаны уникальные археологические открытия мирового значения.
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ

  1. Открытие культур древнейших земледельцев (Иерихон, Хаджилар, Чатал-Гуюк);

  2. Открытие крито-микенской цивилизации А. Эвансом;

  3. Геркуланум и Помпеи;

  4. Раскопки Трои и Микен Г. Шлиманом;

  5. Говард Картер и открытие гробницы Тутанхамона;

  6. Подводная археология;

  7. Консервация и реставрация артефактов;

  8. Реконструкция артефактов и сооружений в музейных и научных целях;

  9. «Всадники, спящие во льду» (пазырыкская культура);

  10. Раскопки памятников бронзового века в Ингальской долине;

  11. Раскопки памятников раннего железного века в Ингальской долине;

  12. Развитие методики раскопок курганов;

  13. Золото скифских некрополей;

  14. Раскопки Костенок;

  15. Гробницы этрусков;

  16. Древний Хорезм;

  17. Наска — культура загадочных рисунков;

  18. Открытие Хазарии;

  19. Открытие Пантикапей;

  20. Открытие Ольвии;

  21. Берестяные грамоты древних славян;

  22. Особенности изучения петроглифов;

  23. Археологические исследования Великого Новгорода;

  24. Авиаразведка и дешифровка аэро- и космоснимков;

  25. Корабли викингов.


КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1. Полевая археология предусматривает

а) поиски и изучение археологических памятников, расположенных под открытым небом

б) критику археологических источников, их описание, классификацию и интерпретацию

в) описание древних достопримечательностей края
2. Полевая археология владеет методикой

а) разведок и раскопок

б) консервации, реставрации и реконструкции

в) систематизации, классификации и типологии
3. Право на проведение любых археологических работ дает

а) Открытый лист по форме № 3

б) Открытый лист по форме № 1

в) Открытый лист по форме № 2
4. В России система государственного контроля за археологическими исследованиями действует

а) с 1978 г.

б) с 1917 г.

в) с 1889 г.
5. Отношение ''бугровщиков'' к древностям

а) практическое

б) грабительское

в) познавательное
6. Первый акт об охране древностей издал

а) Петр I

б) Кола де Риенцо

в) О. Мариетт
7. В состав археологических памятников не входит

а) поселение V в. до н.э.

б) клад I тыс. н.э.

в) скульптура XIX в.
8. Фортификационные сооружения имеет

а) городище

б) стойбище

в) селище
9. Понятие ''кенотаф'' обозначает

а) круглые каменные ограды

б) пустую могилу

в) склеп
10. Закрытым комплексом является

а) совокупность находок, закончивших свой жизненный путь одновременно и по одной причине

б) накопление комплекса находок в течение длительного времени

в) погребение с подхоронением
11. Образование культурного слоя связано

а) с природным фактором

б) с человеческим фактором

в) с человеческим и природным факторами
12. С помощью стратиграфии можно установить

а) относительную хронологию древностей памятника

б) абсолютные даты памятника

в) культурную принадлежность памятника
13. Цель раскопочных работ направлена на

а) обнаружение новых археологических памятников

б) полное изучение археологических памятников

в) обследование ранее открытых памятников
14. Разведочные работы не предусматривают

а) съемку

б) нивелировку

в) вскрытие археологических объектов
15. Раскопки грунтовых могильников осуществляется

а) методом секторов и кольцевых траншей

б) сплошным раскопом

в) бульдозером
16. Кремация означает

а) трупоположение

б) вторичное захоронение

в) трупосожжение
17. Особенности уровня рельефа устанавливает

а) нивелир

б) буссоль

в) компас
18. Бровки необходимы для

а) выявления находок

б) полевой консервации

в) построения стратиграфических колонок
19. Раскопки поселений производят

а) горизонтальными пластами

б) беспорядочным вскапыванием

в) горизонтальными пластами и зачистками
20. Цель полевой консервации

а) описание артефакта в полевом дневнике

б) предохранение артефакта от дальнейшего естественного разрушения

в) восстановление внешнего облика

8. Форма промежуточной аттестации (по итогам практики), с указанием форм текущего контроля

Итогом археологической практики является зачет, который выставляется студенту после выполнения контрольного теста и получения его письменного отчета о приобретенных навыках и знаниях во время полевых археологических исследований. В состав отчета также входит реферат об известных археологических открытиях или методике полевых работ.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
9.1. Основная литература:

  1. Археология. Под ред. В.Л. Янина. М.: МГУ, 2006.

  2. Мартынов А.И. Археология. М.: Высшая школа, 2005.

  3. Плетнева С.А. Древнерусский город в кочевой степи. Воронеж: ВГУ, 2006.

  4. Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации. М.: ИА РАН, 2007.


9.2. Дополнительная литература:

  1. Васильев С. А. Древнейшие культуры Северной Америки. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2004. (Археологические изыскания; вып. 63).

  2. Век железный, век каменный…: Очерки становления и развития археологических исследований в Тюменском университете / Отв. ред. Н.П. Матвеева и А.Г. Еманов. Тюмень: Тюменский Дом печати, 2009.

  3. Гуляев В.И. Скифы: Расцвет и падение великого царства. М.: Алтейа, 2005.

  4. Дэвлет Е.Г. Мифы в камне: мир наскального искусства России М.: Алетейя, 2005.

  5. Захаров С. Д. Древнерусский город Белоозеро. М.: Индрик, 2004.

  6. Клейн Л.С. Новая археология. Донецк: Донецкий нац. ун-т, 2009.

  7. Кореневский, С.Н. Древнейшие земледельцы и скотоводы Предкавказья. М.: Наука, 2004.

  8. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. М.-СПб.: Летний сад. 2008.

  9. Матвеев А.В. Затерянный мир Ингальской долины. Тюмень: Тюменский Дом печати, 2004.

  10. Мунчаев Р.М., Мерперт Н.Я., Амиров Ш.Н. Телль-Хазна I. Культово-административный центр IV-III тыс. до н.э. в Северо-восточной Сирии. М.: ПАЛЕОГРАФ, 2004.

  11. Русанова И.П., Тимощук Б.А. Языческие святилища древних славян. М.: Ладога-100, 2007.

  12. Седов В.В. Славяне. Древнерусская народность. М.: Знак, 2005.

  13. Седов В.В. Изборск в раннем Средневековье. М.: Наука, 2007

  14. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России 18 – середины 19 вв. СПб.: Наука, 2002.

  15. Штоль Г.А. Шлиман: мечта о Трое. М.: КДУ, 2005.


9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  • http://intarch.ac.uk

  • http://exarc.net

  • http://raskopki.narod.ru

  • http://eea-a.kiev.ua

  • http://archaeology.kiev.ua



10. Материально-техническое обеспечение практики

Для проведения археологической практики необходимо следующее материально-техническое обеспечение: жилые вагоны, вагоны - столовая и научно-исследовательская лаборатория, палатки, спальные мешки, тенты, транспортные средства, компьютеры, сканеры, цифровые камеры, генератор, геодезические приборы, рейки, треноги, лопаты штыковые и совковые, строительный инвентарь, хозяйственные материалы и т.п.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа
Матвеева Н. П. “История первобытного общества”. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400....
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Матвеева Н. П. Археология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030400. 62 «История» очной формы...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры археологии, истории Древнего мира и Средних веков от 12. 04. 2011 г., протокол № Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н., Цыганкова С. П. Историко-культурные регионы стран Азии Африки: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления...
Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07....
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. В. Иванова. История архитектуры: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconРабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления 030600. 62 «История»
Сокова З. Н. Актуальные проблемы историко-культурного знания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н. Всемирная история: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс по циклу дисциплин опд. Ф. 03 Для студентов...
История отечественного государства и права: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения / сост к и н. С. В. Серебренников;...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconМеждународные отношения
Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Технология разработки туристских маршрутов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Шармин Д. В. История и методология математики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения,...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Л. Е. Куприна. Туристское ресурсоведение: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной формы обучения
Малярчук Н. Н. Психиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения направления 030300....
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Р. Ю. Сабитов. Основы санитарии и гигиены на предприятиях сервиса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Программа для студентов направления 030400. 62 “История” очной формы обучения iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Е. А. Вакорина. Основы бизнес-планирования в сервисе: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск