Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)»





Скачать 295.24 Kb.
НазваниеПрограмма факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)»
страница1/3
Дата публикации14.12.2014
Размер295.24 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3


МОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4 имени Героя России И.В. Гурова города Нижнего Новгорода

(Нижегородский кадетский корпус имени Героя России И.В. Гурова)






Программа

факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)»

в системе школьного образования для учащихся 10-11 кадетских классов МОУ общеобразовательной кадетской школы №4 имени Героя России И.В. Гурова

Составители-авторы:

Любовь Александровна Прозаровская, учитель физики

высшей квалификационной категории,

магистр образования МОУ кадетской школы №4;

Елена Владимировна Алексеевна, учитель биологии

высшей квалификационной категории, к.п.н.,

МОУ кадетской школы №4

Программа разработана в 2010 году.

Планируется реализация программы в кадетской школе в 2011 году.

Нижний Новгород, 2010 год

Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов

Содержание материалов

Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов

Пояснительная записка

Статус документа

Назначение дисциплины

Цели изучения факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)»

Задачи факультативного курса

Общеучебные умения и способы деятельности

Основное содержание программы курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)»

Примерные темы докладов и рефератов учащихся

Система оценивания учебной деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса

Литература и интернет-источники

Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для обучающихся кадетских классов

Пояснительная записка

Курс «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов входит в блок цикла специальных дисциплин подготовки воспитанников кадетской школы десантного профиля, обучающихся в кадетских классах Нижегородского кадетского корпуса имени Героя России Игоря Владимировича Гурова. Факультативный курс рассчитан на 35 часов учебного времени в X или XI классах из расчета 1 учебный час в неделю или в одном из полугодий по 2 часа в неделю. Курс представлен системой лекционных, семинарских и практических занятий.

Статус документа

Программа факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» для кадетских классов, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта предлагаемого курса на базовом уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей военного профиля воздушно-десантных войск, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Назначение дисциплины

Факультативный курс «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» является важнейшей частью подготовки учащихся кадетских классов, содействует получению среднего (полного) образования и способствует дальнейшему развитию личности старшеклассника, в том числе будущего военного специалиста. Данный факультативный курс может быть рекомендован как для профильных военных (кадетских, суворовских, оборонно-технических) классов, так и для общеобразовательных школ, реализующих программу военно-патриотического воспитания.

Данный курс представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного научно-методического (историко-философского, методологического, культурологического, эволюционно-синергетического и т.п.) и психолого-педагогического, учитывающего особенности подросткового и юношеского возраста, подходов к преподаванию школьных предметов с позиций формирования у обучающихся представлений о взаимосвязанности явлений и процессов в окружающем мире. Курс учитывает подготовку воспитанников кадетского корпуса по целому ряду школьных дисциплин, а именно, по истории России, всеобщей истории, обществознанию, ОБЖ, краеведению и другим учебным предметам.

Особенностью разработанного нами факультативного курса в учебном плане общеобразовательной кадетской школы является и тот факт, что овладение основными историческими понятиями и законами на базовом уровне и материалами по истории становления и развития кадетского движения в России и Нижегородского Края необходимо каждому воспитаннику образовательного учреждения данного профиля и стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни, а в условиях военной кадровой службы особенно.

Предусматривается знакомство будущих десантников с историческими основами в условиях клуба «Юный десантник», кружка «Военная история» и ознакомительных поездок, экскурсий на базе того факта, что кадетская школа №4 имени Героя России И.В. Гурова города Нижнего Новгорода (Нижегородский кадетский корпус десантного профиля имени Героя России И.В. Гурова) – расположена в историческом центре Старого Нижнего Новгорода. При этом знания и умения, полученные кадетами в процессе изучения факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» играют значительную роль.

Итоговой формой контроля знаний и умений учащихся является зачет. Среди промежуточной формы контроля - различные творческие задания. Оценка деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса осуществляется с учетом их активности, качества подготовленных докладов, выступлений, представленных способов решения конкурсных заданий, презентаций, веб-сайтов. В связи с этим учебный материал курса не исключает и «меловые» задачи повышенной сложности, необходимые для успешной реализации проектов. Кроме этого возможно организовать презентацию, создание стендовых докладов и публичное выступление – защиту на итоговой конференции после изучения курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в рамках проводимых в кадетской школе военно-исторических чтений. На семинарских занятиях выступления учащихся готовятся заранее по темам и вопросам, предложенным учителем заранее, например, об истории кадетского движения разных временных периодов, биографических сведений о выдающихся военачальниках и кадетах, об ученых историках-исследователях, занимающихся вопросами организации кадетских движений и являющихся военными историками. Обобщающее занятие может быть проведено в форме экскурсии по историческим местам Нижнего Новгорода, связанным с историей кадетского движения, при этом внимание обращается на выделение исторических объектов, на характеристики наблюдаемых зданий, памятников, связанных с военными событиями, имен героев, имеющих отношение к Нижегородскому Краю различными средствами.

Научной основой факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского края)» является совокупность знаний общего хода исторических событий и научной оценки военно-исторических событий и фактов. Знания, полученные в ходе факультативного курса будут необходимы для дальнейшего изучения истории, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (военного дела). Причем эта связь обоюдная на основе межпредметной интеграции, как сопутствующие, так и опережающие знания при изучении разных предметов. Связь осуществляется систематическими курсами основной и старшей (базового уровня) школы, а именно, с историей России (5-9 классы), литература, краеведения (географией), обществознания и ОБЖ (военного дела).

Цели изучения факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» [13 и др.]:

изучение истории зарождения и развития кадетских корпусов в России; истории гендерного воспитания в истории человечества и России, в частности; углубление военно-исторических знаний; дополнение школьного курса истории Отечества сведениями о военных руководителях-кадетах в истории; тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев; выработка необходимых качеств и умения творчески использовать опыт и знания в изучении и дальнейшем развитии кадетского братства и чувства товарищества; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; показ гендерной роли мужчины и формирование у них мужественности в современных условиях; привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края; развитие положительной мотивации к учению на основе знаний требований к профессии военного; развитие и формирование познавательных интересов школьников к изучению исторических процессов, к истории Российских кадетских корпусов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по истории, выполнения творческих исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания исторических закономерностей; использования достижений на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем; готовности к морально-этической оценке использования достижений, воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны; понимание значения кадетских учреждений для овладения военно-профессиональными умениями, подготовить к сознательному выбору профессии кадрового военного; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.

Задачи факультативного курса

Главные задачи факультативного курса: раскрытие в хронологическом порядке историю создания и развития кадетских корпусов России на примере Нижегородского края; изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки, хода и исхода боевых действий; изучение изменений организационных структур кадетских корпусов; проведение реформ на различных этапах истории и развития всей истории кадетских корпусов; развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний и умения применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; воспитание у кадет чувства глубокой любви и уважения к Родине, ее Вооруженным Силам, гордости за кадетское братство, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей школе [7].

Общеучебные умения и способы деятельности

Программа курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» предусматривает в подготовке кадет в учебно-воспитательном комплексе кадетской школы с гуманитарными и филологическими дисциплинами обеспечение всестороннего развития личности кадета, формирование его общей военно-исторической и тактической культуры, формирование у школьников общеучебных умений и универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, направленных на осознанный выбор профессии военного. Определяющей задачей изучения факультативного курса является достижение следующих уровней обученности [13, 22 и др.]:

Иметь представление: О содержании и основных направлениях истории создания и развития кадетских корпусов в России; О выдающихся героях, в том числе кадет в разные исторические периоды.

Знать: Содержание основных этапов в развитии кадетских корпусов и фазы его строительства; основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России; историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования; особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.

Уметь: Использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств, а именно проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; критически анализировать источники исторической информации; выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения; Результаты исследовательской работы по предложенной теме представлять в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта на конкурсах различного уровня. Организовывать военно-историческую работу в кадетском корпусе на военно-исторических чтениях и за его пределами в районе и городе на НОУ и т.д. Показать престиж армии. Осуществлять волонтерскую деятельность по пропаганде воинской службы.

Основное содержание программы курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» отражено в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план

курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» 10 (и или 11) кадетский класс



п/п

Содержательные линии

Разделы и вопросы программы курса

Количество часов

1.

Вводное занятие. Презентация факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)».

Кадеты России. Зарождение кадетских корпусов за рубежом (1653).

Место гендерного воспитания в формировании мужественности. Исторический экскурс.

Первые русские корпуса - классы названные «Рыцарской академией»- «Корпус кадет шляхетских» (1731) и «Корпус кадет» (1732). «Символика – это цепь из прошлого в будущее». Заповеди кадетского братства и «формулы товарищества».

Обзор требований, предъявляемых к научной работе: письменный доклад (обзор), эссе, реферат, стендовый доклад, презентация, устный доклад (выступление) – публичные формы представления результатов исследовательской деятельности.

3 часа

2.

Основы военной истории.

Рыцари земли русской (Александр Невский, князь Дмитрий Иванович Донской, князь Михаил Иванович Воротынский, Козьма Минин, Дмитрий Михайлович Пожарский и др. – основатели традиций русского военного искусства). Экскурсия по историческим местам Нижнего Новгорода и области «Защитники земли русской» (Н.Новгород), «Лицо нации – А. Невский» (Городец, Н.Новгород).

5 часов

3

Гарнизонные школы в России как предшественники кадетских корпусов.

Петр I и его военное искусство.

Петр I и возникшие в 1721 г. по его указу гарнизонные школы.

3 часа

4.

Наука побеждать Александра Васильевича Суворова. Федор Федорович Ушаков – «Суворов на море».

Биография полководцев. Основные битвы и грандиозные Российские победы.

2 час

5

Кадеты - герои войны 1812 года.

Кутузов М.И. – выпускник и директор кадетского корпуса. Преобразования М.И. Кутузова в Сухопутном кадетском корпусе.

1 час

6

Кадетские корпуса в дореволюционной России

Организация учебно-воспитательного процесса и проживания в кадетских корпусах Российской империи.

2 часа

7.

История создания графа Аракчеева кадетского корпуса – первый провинциальный кадетский корпус.

Граф Аракчеев - основатель Новгородского кадетского корпуса. Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус (1864-1918гг.).

2 часа

8.

Первые нижегородские кадеты.

Они учились здесь (князь Константин Константинович, Петр Николаевич Нестеров и другие).

1час

9

Эмиграция за рубеж

1930г.-«Объединение кадет-аракчеевцев» в Париже. «Рассеяны, но не расторгнуты» - девиз «кадетской переклички». За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

1час

10.

Нижегородцы в годы Великой Отечественной войны

На фронтах Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – 1945 г.): Основные сражения Великой Отечественной войны; Вклад горьковчан в победу; Участие десантников в Великой Отечественной войне. Кадеты на фронте.

3 часа

11.

Учебные заведения кадетского типа в СССР в послевоенные годы. Суворовское военное училище.

Суворовцы – продолжатели славных традиций кадетских корпусов. Горьковское Суворовское военное училище. Встреча с выпускниками ГСВУ.

1 час

12.

ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ-РОСТО(1927-1991гг.) – общественные объединения для подготовки к военной службе.

Развитие образовательной системы военно-профессиональной подготовки и патриотического воспитания в общественных организациях СССР.

1 час

13.

Возрождение кадетского движения. Первые кадетские классы Нижегородской области.

Они были первыми кадетами. Педагогический коллектив (А. А. Шалаев, И.В. Гуров и др.) . Герои среди нас!

1 час

14.

Нижегородская кадетская школа №4 имени И.В. Гурова (Нижегородский кадетский корпус имени И.В. Гурова)

История кадетской школы. Встреча с выпускниками школы - участниками военных событий.

1 час

15.

Международная деятельность НКК имени И.В. Гурова (сотрудничество): лыжные переходы Н.Новгород-Белорусь 1998-2010гг., волонтерское движение по Нижегородской области

Встреча с участниками международных лыжных переходов и группы «Поиск».

1 час

16.

Достижения НКК имени И.В. Гурова.

Учебные и спортивные успехи. Сдача на голубые береты. Школьный сайт и СМИ (Боевой листок, «КАдетство» и «Кадетская правда»). Работа с источниками информации (школьный архив, интернет).

2 часа

17

Кадетские классы в Нижегородской области сегодня.

Символика современных кадетских корпусов. Традиции воспитанников кадетских классов. Формирование мужественности у кадет. Нижегородский кадетский корпус имени В.Ф. Маргелова как правоприемник традиций Нижегородского кадетского корпуса имени Героя России И.В. Гурова.

Проведение областных смотров кадетских классов Нижегородской области. Участие во Всероссийских конкурсах и соревнованиях (например, Всероссийский фестиваль творчества кадет «Юные таланты Отчизны»). Работа ученых и педагогов по описанию деятельности кадетских корпусов и классов в области (В.Н Шмелев, Е.В. Алексеева, Л.А. Прозаровская, В.Н. Горшенков, Е.В. Ханжина, Г.Н. Дождикова).

3 часа

18.

Экскурсия по историческим местам города Нижнего Новгорода, связанным с кадетством. Школьный конкурс «Будущее ВДВ», «Будущее кадетского корпуса». Военно-исторические чтения в кадетской школе.

Местонахождение исторических объектов, связанных с кадетством в Нижнем Новгороде (улицы, памятники, здания и т.д.). Педагоги и их выдающиеся ученики-кадеты.

Будущее кадетского корпуса.

Организация и проведение военно-исторических чтений в кадетской школе, участие в конкурсах и соревнованиях с рекламой кадетского движения в Нижегородской области.

2 часа
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы» в системе дополнительного...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма факультативного курса «История в лицах»
Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
России системы кадетского образования. Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетских корпусов перспективы...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лидеры и учащиеся лицеев милиции, кадетских школ и корпусов, военно-патриотических клубов, объединений, движений
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconРабочая программа гбоу «Якутская кадетская школа-интернат» по истории...
Программа курса «История Российской армии» для учащихся 10-11 кадетских классов ориентирована на перспективу развития профильного...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconВсероссийский конкурс «Дни воинской славы России»
Конкурс проводится для учащихся общеобразовательных школ, кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Рекомендуется классным...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconРуководство сбора
Международный молодежный образовательный сбор военно-спор­тивных организации и кадетских корпусов «союз-2014 — Наследники Победы»...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconРабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)...
Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма курса «История России 19 век» и«Новейшая история»
Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма элективного (факультативного) курса «Природа родного края»
Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» icon«История Воронежского края»
Курс «История Воронежского края» является учебным предметом по выбору, который изучают студенты 3 курса исторического, естественно-географического...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconРабочая программа по истории Вологодского края
«История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconРабочая программа учебного курса «История России. ХХ век»
«История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма факультативного курса «хозяюшка» составлена на основе программы...
Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История западной России. Калининградская область: История края: Программа общего образования по истории края/ Авт сост. Г. В. Кретинин,...
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» iconПрограммно-компьютерное обеспечение по предметам
Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск