Скачать 295.24 Kb.
|
Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся 10-11 кадетских классов МОУ общеобразовательной кадетской школы №4 имени Героя России И.В. Гурова Составители-авторы: Любовь Александровна Прозаровская, учитель физики высшей квалификационной категории, магистр образования МОУ кадетской школы №4; Елена Владимировна Алексеевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, к.п.н., МОУ кадетской школы №4 Программа разработана в 2010 году. Планируется реализация программы в кадетской школе в 2011 году. Нижний Новгород, 2010 год Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов Содержание материалов Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов Пояснительная записка Статус документа Назначение дисциплины Цели изучения факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» Задачи факультативного курса Общеучебные умения и способы деятельности Основное содержание программы курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» Примерные темы докладов и рефератов учащихся Система оценивания учебной деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса Литература и интернет-источники Программа факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для обучающихся кадетских классов Пояснительная записка Курс «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в системе школьного образования для учащихся кадетских классов входит в блок цикла специальных дисциплин подготовки воспитанников кадетской школы десантного профиля, обучающихся в кадетских классах Нижегородского кадетского корпуса имени Героя России Игоря Владимировича Гурова. Факультативный курс рассчитан на 35 часов учебного времени в X или XI классах из расчета 1 учебный час в неделю или в одном из полугодий по 2 часа в неделю. Курс представлен системой лекционных, семинарских и практических занятий. Статус документа Программа факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» для кадетских классов, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта предлагаемого курса на базовом уровне, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей военного профиля воздушно-десантных войск, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Назначение дисциплины Факультативный курс «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» является важнейшей частью подготовки учащихся кадетских классов, содействует получению среднего (полного) образования и способствует дальнейшему развитию личности старшеклассника, в том числе будущего военного специалиста. Данный факультативный курс может быть рекомендован как для профильных военных (кадетских, суворовских, оборонно-технических) классов, так и для общеобразовательных школ, реализующих программу военно-патриотического воспитания. Данный курс представляет собой продукт междисциплинарного синтеза на основе комплексного научно-методического (историко-философского, методологического, культурологического, эволюционно-синергетического и т.п.) и психолого-педагогического, учитывающего особенности подросткового и юношеского возраста, подходов к преподаванию школьных предметов с позиций формирования у обучающихся представлений о взаимосвязанности явлений и процессов в окружающем мире. Курс учитывает подготовку воспитанников кадетского корпуса по целому ряду школьных дисциплин, а именно, по истории России, всеобщей истории, обществознанию, ОБЖ, краеведению и другим учебным предметам. Особенностью разработанного нами факультативного курса в учебном плане общеобразовательной кадетской школы является и тот факт, что овладение основными историческими понятиями и законами на базовом уровне и материалами по истории становления и развития кадетского движения в России и Нижегородского Края необходимо каждому воспитаннику образовательного учреждения данного профиля и стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни, а в условиях военной кадровой службы особенно. Предусматривается знакомство будущих десантников с историческими основами в условиях клуба «Юный десантник», кружка «Военная история» и ознакомительных поездок, экскурсий на базе того факта, что кадетская школа №4 имени Героя России И.В. Гурова города Нижнего Новгорода (Нижегородский кадетский корпус десантного профиля имени Героя России И.В. Гурова) – расположена в историческом центре Старого Нижнего Новгорода. При этом знания и умения, полученные кадетами в процессе изучения факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» играют значительную роль. Итоговой формой контроля знаний и умений учащихся является зачет. Среди промежуточной формы контроля - различные творческие задания. Оценка деятельности учащихся в процессе изучения факультативного курса осуществляется с учетом их активности, качества подготовленных докладов, выступлений, представленных способов решения конкурсных заданий, презентаций, веб-сайтов. В связи с этим учебный материал курса не исключает и «меловые» задачи повышенной сложности, необходимые для успешной реализации проектов. Кроме этого возможно организовать презентацию, создание стендовых докладов и публичное выступление – защиту на итоговой конференции после изучения курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» в рамках проводимых в кадетской школе военно-исторических чтений. На семинарских занятиях выступления учащихся готовятся заранее по темам и вопросам, предложенным учителем заранее, например, об истории кадетского движения разных временных периодов, биографических сведений о выдающихся военачальниках и кадетах, об ученых историках-исследователях, занимающихся вопросами организации кадетских движений и являющихся военными историками. Обобщающее занятие может быть проведено в форме экскурсии по историческим местам Нижнего Новгорода, связанным с историей кадетского движения, при этом внимание обращается на выделение исторических объектов, на характеристики наблюдаемых зданий, памятников, связанных с военными событиями, имен героев, имеющих отношение к Нижегородскому Краю различными средствами. Научной основой факультативного курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского края)» является совокупность знаний общего хода исторических событий и научной оценки военно-исторических событий и фактов. Знания, полученные в ходе факультативного курса будут необходимы для дальнейшего изучения истории, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) (военного дела). Причем эта связь обоюдная на основе межпредметной интеграции, как сопутствующие, так и опережающие знания при изучении разных предметов. Связь осуществляется систематическими курсами основной и старшей (базового уровня) школы, а именно, с историей России (5-9 классы), литература, краеведения (географией), обществознания и ОБЖ (военного дела). Цели изучения факультативного курса ««История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» [13 и др.]: изучение истории зарождения и развития кадетских корпусов в России; истории гендерного воспитания в истории человечества и России, в частности; углубление военно-исторических знаний; дополнение школьного курса истории Отечества сведениями о военных руководителях-кадетах в истории; тактическом, оперативном и стратегическом искусстве русских полководцев; выработка необходимых качеств и умения творчески использовать опыт и знания в изучении и дальнейшем развитии кадетского братства и чувства товарищества; воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; показ гендерной роли мужчины и формирование у них мужественности в современных условиях; привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края; развитие положительной мотивации к учению на основе знаний требований к профессии военного; развитие и формирование познавательных интересов школьников к изучению исторических процессов, к истории Российских кадетских корпусов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по истории, выполнения творческих исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; воспитание убежденности в возможности познания исторических закономерностей; использования достижений на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем; готовности к морально-этической оценке использования достижений, воспитание инициативного, самостоятельного, государственно мыслящего патриота, готового брать на себя ответственность за судьбу страны; понимание значения кадетских учреждений для овладения военно-профессиональными умениями, подготовить к сознательному выбору профессии кадрового военного; использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Задачи факультативного курса Главные задачи факультативного курса: раскрытие в хронологическом порядке историю создания и развития кадетских корпусов России на примере Нижегородского края; изучение избранных страниц военной истории России, личностей полководцев, оказавших влияние на развитие военной науки, хода и исхода боевых действий; изучение изменений организационных структур кадетских корпусов; проведение реформ на различных этапах истории и развития всей истории кадетских корпусов; развитие умений анализа исторических источников, характеристики военных деятелей, сражений и военных кампаний и умения применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий; воспитание у кадет чувства глубокой любви и уважения к Родине, ее Вооруженным Силам, гордости за кадетское братство, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей школе [7]. Общеучебные умения и способы деятельности Программа курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» предусматривает в подготовке кадет в учебно-воспитательном комплексе кадетской школы с гуманитарными и филологическими дисциплинами обеспечение всестороннего развития личности кадета, формирование его общей военно-исторической и тактической культуры, формирование у школьников общеучебных умений и универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, направленных на осознанный выбор профессии военного. Определяющей задачей изучения факультативного курса является достижение следующих уровней обученности [13, 22 и др.]: Иметь представление: О содержании и основных направлениях истории создания и развития кадетских корпусов в России; О выдающихся героях, в том числе кадет в разные исторические периоды. Знать: Содержание основных этапов в развитии кадетских корпусов и фазы его строительства; основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России; историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования; особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории. Уметь: Использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств, а именно проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; критически анализировать источники исторической информации; выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения; Результаты исследовательской работы по предложенной теме представлять в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта на конкурсах различного уровня. Организовывать военно-историческую работу в кадетском корпусе на военно-исторических чтениях и за его пределами в районе и городе на НОУ и т.д. Показать престиж армии. Осуществлять волонтерскую деятельность по пропаганде воинской службы. Основное содержание программы курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» отражено в таблице 1. Таблица 1 Тематический план курса «История кадетских корпусов России (на примере Нижегородского Края)» 10 (и или 11) кадетский класс
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа факультативного курса «История кадетского движения в России. Краткий курс основ воинской службы» в системе дополнительного... | Программа факультативного курса «История в лицах» Программа факультативного курса "История в лицах" ориентирована на расширение знаний обучающихся о важнейших деятелях российской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... России системы кадетского образования. Многие общественные и политические деятели связывают с развитием кадетских корпусов перспективы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лидеры и учащиеся лицеев милиции, кадетских школ и корпусов, военно-патриотических клубов, объединений, движений | ||
Рабочая программа гбоу «Якутская кадетская школа-интернат» по истории... Программа курса «История Российской армии» для учащихся 10-11 кадетских классов ориентирована на перспективу развития профильного... | Всероссийский конкурс «Дни воинской славы России» Конкурс проводится для учащихся общеобразовательных школ, кадетских корпусов, суворовских и нахимовских училищ. Рекомендуется классным... | ||
Руководство сбора Международный молодежный образовательный сбор военно-спортивных организации и кадетских корпусов «союз-2014 — Наследники Победы»... | Рабочая программа «История западной России» 7 класс (базовый уровень)... Учебный курс «История Западной России. Калининградская область» предназначен для формирования и расширения представлений учащихся... | ||
Программа курса «История России 19 век» и«Новейшая история» Программа курса «История России 19 век» и «Новейшая история» для учащихся 8 класса разработана на основе и соответствует требованиям... | Программа элективного (факультативного) курса «Природа родного края» Ие приобретает целенаправленная работа школы по формированию у подрастающих поколений экологической культуры. Удовлетворению общественной... | ||
«История Воронежского края» Курс «История Воронежского края» является учебным предметом по выбору, который изучают студенты 3 курса исторического, естественно-географического... | Рабочая программа по истории Вологодского края «История Вологодского края» составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2004),... | ||
Рабочая программа учебного курса «История России. ХХ век» «История», программы курса «История России XX век» С. И. Козленко, Н. В. Загладина, Х. Т. Загладиной для 9 класса общеобразовательных... | Программа факультативного курса «хозяюшка» составлена на основе программы... Реферат должен быть написан по истории науки, в соответствии со специальностью, по которой обучается аспирант или соискатель (история... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... История западной России. Калининградская область: История края: Программа общего образования по истории края/ Авт сост. Г. В. Кретинин,... | Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... |