Скачать 106.05 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий. В школьной программе по технологии отводится недостаточное количество часов для практических занятий в разделе «Кулинария». Факультативные занятия должны расширить и углубить знания и навыки по приготовлению пищи, полученные учащимися на уроках технологии, способствовать профориентации школьников. В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Цель: формирование и развитие творческих способностей учащихся в области «Кулинария" Задачи:
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся получат знания: - виды холодных блюд, закусок; - способы приготовления, оформления и подачи блюд, в том числе украшение в технике «Карвинг»; - пищевую ценность овощей; - правила этикета; - правила по техники безопасности при кулинарных работах, санитарно-гигиенические требования; Учащиеся приобретут умения: - правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда; - приемы тепловой кулинарной обработки; - готовить холодные блюда; - украшать готовое блюдо в технике «Карвинг»; - готовить изделия из теста; - сервировать стол для завтрака, обеда, ужина; Факультатив организуется в школе в оборудованном кабинете кулинарии, отвечающем санитарно- гигиеническим требованиям. СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ХОЗЯЮШКА» Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: фартука и косынки для девочек; фартука и колпака для мальчиков, а также сменной обуви. Руководитель факультатива должен строго следить за соблюдением учащимися правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу. Кулинарные работы связаны с пользованием нагревательных приборов (электрической плитой), режущими инструментами (ножами, мясорубками и др.), с варкой, жарением и выпечкой продуктов. На первом занятии руководитель знакомит обучающихся с (ТБ) правилам использования электронагревательных приборов, режущими инструментами и приспособлениями. Плакаты с правилами гигиены и охраны труда рекомендуется вывесить на видном месте в учебной кухне. Знания области экологии необходимы каждому человеку как умение читать, писать и считать. Экология – наука о взаимоотношении живых организмов и условий среды. Поэтому в области кулинарии экологические знания необходимы. Чтобы приготовить высококачественное блюдо нужно качественное сырье и никакой химии. Формировать осознанную экологическую грамотность не просто, она требует развития у учащихся элементов системного мышления. Загрязняется воздух в помещение накапливанием пыли, испарением жидкостей для мытья посуды и сантехники, а также других сильных моющих средств. Чтобы снизить загрязнения воздуха в помещениях плотно закрывать крышки емкостей. Для мытья посуды применять пищевую соду. Огромное значение имеет вентиляция. Регулярно проветривать помещение даже зимой, особенно если оно хорошо изолировано, проводить влажную уборку ежедневно. Полезно знать, как распределены нитраты в овощах. Так, у свеклы нитраты сконцентрированы в верхней части корнеплода, и срезав его можно сократить количество нитратов в борще или винегрете. В моркови, в центральной желтой части нитратов больше чем в окружающей красной. У капусты самая опасная часть – кочерыжка, концентрируются нитраты и в толстых черешках листьев кочана. Нитраты из капусты улетучиваются при квашении. У картофелях в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных. Кроме того, они сосредоточены под кожурой. Картофель, выращенный с использованием минеральных азотных удобрений, не стоит варить “в мундире”, а лучше очистить ножом. Продукты питания для занятия приобретать экологически чистые, при покупке обращая внимания на маркировку, не имеет ли данный продукт красителей, добавок, на дату выработки продукта. Желательно использовать продукты, выращенные на приусадебных участках, на экологически чистой почве без добавления вредных для здоровья человека удобрений. Кроме того, товары имеют маркировку, содержащую информацию: наименование изделия, его описание, название и адрес изготовителя и др. Российским знаком соответствия маркируется сертифицированная продукция, отвечающая требованиям безопасности жизни и здоровья людей, охраны окружающей среды. Символ “Зеленая точка” можно встретить на упаковке многих европейских товаров. Он означает, что производство данного продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной переработке. Аналогичное значение имеет символ “Ресайклинг”, которым маркируются предметы, поддающиеся вторичной обработке, а также те, что уже получены из вторичного сырья. В результате школьники приходят к выводу, что покупка, совершенная разумно, может удовлетворить потребность в «здоровой пище» и сэкономить средства. Применение пищевых добавок – это часть современной технологии производства продуктов питания. В основном они применяются для того, чтобы улучшить питательные свойства продукта, обеспечить его лучшую сохранность и улучшить внешний вид. Пищевых добавок, запрещенных к применению в пищевой промышленности РФ, всего три: Е 121 – Цитрусовый красный – краситель; Е 123 – Амарант – краситель; Е 240 – Формальдегид – консервант. Эстетика оформления и подачи готовых блюд имеет существенное значение. В связи с этим школьники должны обучиться приёмам нарезки овощей и фруктов в технике «Карвинг», в результате создать свои творческие работы. Раздел 1 ТБ, санитарно-гигиенические требования
Раздел 2 Сервировка стола. Изделия из теста. Напитки
Раздел 3 Холодные закуски.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Литература для учителя 1. Программа технология. Хотунов Ю.А. Симоненко В.Д. 2. Выпечка домашнего приготовления. Лукъянченко О.Н., Издательство ПРООР. 1999г 3. Секреты русской кухни . Воробьева Т. М., - М., 2005 г. Литература для учащихся 1. Здоровое питание. Жукова В. Н. , - М., 2010 г. 2. Тайны кулинарии. Вишняченко Т. Н., - С-Пб., 2008 г. 3. Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н, - М., 1999 г. |
Рабочая программа элективного курса по экологии для 5 класса основного... Программа составлена на основе программы для основной общеобразовательной школы. Интегрированный курс «Экология» для учащихся 5-9... | Рабочая программа по технологии (девочки) для 6 класса на 2014 2015 гг Министерства образования РФ. Рабочая программа составлена на основе программы под редакцией В. Д. Симоненко и предназначена для городской... | ||
Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В. Д. Симоненко Рабочая программа учебного курса по технологии 10-11 классы составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования... | Рабочая программа по направлению «Технология. Обслуживающий труд»... Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии,... | ||
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной... Планирование составлено на основе государственного стандарта основного общего образования и Программы средней школы под редакцией... | Программа составлена на основе учебной программы «Наша родина Ямал» (автор Федорова Л. В.) Автор-составитель – Ресухина С. Г. Программа составлена на основе учебной программы «Наша родина Ямал» (автор Федорова Л. В.) регионального... | ||
Рабочая программа по технологии для 6-х классов Автор-составитель «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | Рабочая программа По технологии (девочки) Программа разработана на основе : Примерной программы основного общего образования по технологии (базовый уровень) и Программы для... | ||
Рабочая программа факультативного курса в 8 классе «Технологии компьютерной анимации» Рабочая программа факультативного курса «Технологии компьютерной анимации» составлена на основе авторской программы В. Л. Кудрявцева,... | Рабочая программа учебного курса по технологии 8 класс учителя технологии... Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по технологии для 5-11классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Пояснительная записка Данная рабочая программа по технологии для... Программы начального и основного общего образования под редакцией М. В. Хохловой, П. С. Самородских, Н. В. Синицей, В. Д. Симоненко... | ||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по технологии для... Программы начального и основного общего образования под редакцией М. В. Хохловой, П. С. Самородских, Н. В. Синицей, В. Д. Симоненко... | Программа по технологии (для девочек) для 5-8 классов «Технология. Обслуживающий труд», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по технологии для 10 класса (Составлена в соответствии... Составлена в соответствии с программой основного общего образования учётом требований Федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класса Составлена на основе программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией Л. З. Шакировой, Н. Н.... |