Программа дисциплины история россии





НазваниеПрограмма дисциплины история россии
страница1/15
Дата публикации03.01.2015
Размер0.64 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет»

Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____
Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____

ПРОГРАММА

дисциплины
ИСТОРИЯ РОССИИ
Направление подготовки: 032000.62 Зарубежное регионоведение

Профиль «Европейские исследования»
Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка
Составитель:

кандидат исторических наук, доцент

Ашихмин И.Л.

2012 год
Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «История России»

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования _794 от 22. 12. 2009_ по направлению подготовки 032000.62 Зарубежное регионоведение
Протокол № __11___ от __3 июля__2012 г.

Зав. кафедрой______________________ Т.Н. Гелла

(подпись)

Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН)
Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД)
Протокол №_____ от ____ __________2012 г.

Председатель научно – методического совета _______________

(подпись)

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ



История как способ самопознания человека, страны, народа существовала всегда. «История – наставница жизни», – утверждали еще античные философы. С тех пор роль истории в жизни общества только возрастала. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего.

Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества и помочь направить деятельность граждан во благо Отечества. В силу указанных причин современная концепция высшего образования немыслима без курса отечественной истории. В первую очередь он, наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества.

Цель дисциплины. Данная учебная дисциплина имеет своей целью вооружить студента необходимыми знаниями по истории своего Отечества. Программа отражает в основном все этапы исторического процесса на территории России: от событий, связанных с созданием восточными славянами Древнерусского государства, до событий настоящего времени. Причем этот процесс рассматривается во всей своей сложности и противоречивости, а сама Россия – как особая цивилизация, история которой изучается в системе мировых цивилизаций.

В ходе изучения истории России студенты знакомятся с историческими источниками, методами научного исследования, различными историческими концепциями. Особое внимание уделяется событиям переломного характера, проблеме альтернативности исторического процесса. Нашел свое отражение в курсе и регионально-краеведческий компонент. Большое внимание в программе уделено духовному миру и менталитету человека, культуре народов России в разные исторические эпохи.

Разделы программы неравнозначны по времени, отводимому на их изучение. Акцент делается на события XX века, который стал наиболее сложным периодом в истории нашей страны. Более подробное их изучение дает ключ к правильному пониманию современной истории России.

Настоящая программа курса истории России в значительной степени позволяет устранить разночтения и двусмысленное толкование истории России, которые встречаются сегодня в различных изданиях школьных учебников. Их авторы часто дают такую трактовку событий нашего прошлого, которая не способствует воспитанию патриотизма и гордости за нашу Родину, принижают роль наших предков, создавших Великую Россию.

Программа нацелена на формирование у студентов активной гражданской позиции. Она рассчитана на то, чтобы студент, изучая отечественную историю, не только овладевал суммой определенных знаний, фактическим материалом, но и развивал бы в себе способность к самостоятельному обоснованному высказыванию своего мнения о тех или иных исторических событиях и явлениях, вырабатывал бы навыки научного анализа и умение не просто заучивать фактический материал, а мыслить исторически.

Большое значение в процессе изучения курса «История России» имеет самостоятельная работа студентов. Учитывая это обстоятельство, программа предполагает выработку у студентов привычки работать непосредственно с источниками и научной литературой по истории, критического отношения к ним, а также навыков проведения сравнительного анализа изложенных в документах фактов и явлений общественной жизни. Всего на самостоятельную работу программа отводит 54 часа.

При составлении программы использовался проблемно-исторический метод изложения фактического материала: в ней выделены конкретные периоды отечественной истории, в каждом из которых обозначены наиболее важные, узловые проблемы.

Материал программы разделен на 17 учебных тем. Программа рассчитана на 54 учебных часа, в том числе: лекции – 22 часа и семинары –32 часа.

Изучение курса «История России» предполагает использование традиционных форм контроля знаний: выступления студентов на семинарах, проведение коллоквиумов, зачетов. В конце учебного года проводится экзамен. Однако структура программы, ее содержательная часть и характер формулировок позволяют осуществить контроль знаний студентов и по новым образовательным технологиям с использованием системы зачетных единиц в духе требований Болонских соглашений.

Программу курса «История России» дополняет методический комплекс, куда входят перечень основных вопросов для самостоятельного повторения студентами к зачетам и экзамену изученного материала, критерии экзаменационных оценок, темы семинарских занятий, их планы, т.е. основные вопросы для подготовки студентов к семинару, дополнительные задания для самостоятельной работы студентов, а также темы рефератов. Содержащиеся в программе дополнительные задания для самостоятельной работы студентов преподаватель может давать как отдельным студентам, так и всей учебной группе в целом. При необходимости он может видоизменять эти задания, а также использовать другие формы работы, активизирующие семинарское занятие.

В конце программы дан список рекомендуемых учебников и дополнительной учебной и научной литературы. В список литературы включены книги, выпущенные центральными и местными издательствами главным образом в последнее десятилетие. Это в основном литература учебного характера, источники, труды видных историков, работы по общим проблемам исторической науки. Журнальные статьи в список литературы не включались ввиду ограниченности его рамок.

Программа учебного курса «Отечественная история» составлена в соответствии с ныне действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и «Положением об учебных программах в Орловском государственном университете».

Задачами курса “История России” являются:

− познакомить студентов с периодизацией истории России, дать комплексную характеристику каждого из исторических этапов;

- проследить становление, этапы и характерные черты истории России с момента первых свидетельств о жизни славян до начала XXI в.,

- рассмотреть наиболее значимые моменты и проблемы в цивилизационном процессе России,

- дать представление о месте России в мировой цивилизации,

− охарактеризовать современные особенности политической карты России и ее субрегионов;

– сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, работы с историческими и географическими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками).

- познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем отечественной и зарубежной

– познакомить студентов с основными историческими источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации;

- выработать умения читать научную историческую и теоретическую литературу,

- выработать у студентов начальные навыки исторического исследования,

- выработать умение использовать необходимый исторический инструментарий.

– выработать у студентов умения интегрировать историческую информацию со знаниями по регионалистике, географии, политологии, обосновывать собственную точку зрения на современные глобальные и региональные процессы.

– формировать у студентов умения критически оценивать различные трактовки проблем современного этапа истории России.

– воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям, культуре стран и народов мира.
Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “История России” относится к базовому циклу ООП. Студенты проходят ее в 1 и 2-ом семестрах. Поэтому до изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с ней лишь в школьных курсах истории России, географии, всеобщей истории, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов 1 курса должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Однако в 1-м семестре студенты получат знания и навыки, предусмотренные такими предметами, как «Этнология стран Европы», «Политическая карта мира», «Страны Европы глазами русских», «История зарубежных стран», «Введение в регионоведение», «Культурно-религиозные традиции современного мира», «Россия и Европа в зеркале взаимного восприятия» и некоторые другие. Поэтому в результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы следующие компетенции:

уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);

обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5);

следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16).

Требования к результатам освоения дисциплины:

Студент по направлению подготовки: 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями:

владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);

осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6);

владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8) (начальные навыки);

обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12) (базовые навыки);

уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13);

творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15).

составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1) (начальные навыки),

владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7) (начальные навыки),

описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15) (начальные навыки).

В результате изучения дисциплины студент должен:


  • иметь представление об объекте, предмете, источниках и методах научных исследований, касающихся истории России;

  • знать и понимать фактический материал по основным историческим периодам;

  • знать движущие силы и закономерности исторического процесса; хронологию важнейших исторических событий и явлений;

  • знать основные этапы развития истории России и ее основных регионов;

  • владеть понятийным и терминологическим аппаратом курса;

  • иметь базовые представления об этно-политических, социально-экономических и религиозно-культурных особенностях российской истории;

  • понимать роль личности в российской и мировой истории;

  • знать значение реформ и контрреформ в истории страны, прогрессивных и регрессивных процессов в обществе, возможных альтернатив социального и политического развития общества, появляющихся на переломных этапах его истории,

  • овладеть навыками работы со специализированными картами – не только историческими, но и демографическими, этнографическими, лингвистическими картами, социально-антропологическими схемами и таблицами;

  • уметь интегрировать картографическую информацию со знаниями по истории, регионалистике, географии, политологии;

  • уметь анализировать и сопоставлять исторические факты и давать им оценку; устанавливать причинно-следственные связи между историческими фактами и явлениями;

  • уметь творчески мыслить, овладеть методами работы с исторической научной, справочной и учебной литературой, логично излагать события истории;

  • владеть навыками самостоятельно формулировать и обосновывать собственную точку зрения на исторические события, иметь свое мнение на произошедшие и происходящие события;



Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).


Виды учебной работы

всего часов 72

1 семестр

2 семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

22

32

В том числе:










Лекции




8

14

Практические занятия




14

18

Семинары










Лабораторные занятия










Самостоятельная работа (всего)

54

22

32

В том числе:










Курсовая работа (проект)










Расчетно – графические работы










Реферат




10

10

Другие виды самостоятельной работы




12

22

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)







экзамен

Общая трудоемкость: 4 зач. ед.

108

44

64

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины история россии iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России
Программа дисциплины история россии iconРабочая программа дисциплины историческая география россии направление...
«Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная...
Программа дисциплины история россии iconРабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания
Программа дисциплины история россии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Программа дисциплины история россии iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается...
Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе...
Программа дисциплины история россии iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы
Программа дисциплины история россии iconЗагладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл
Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для...
Программа дисциплины история россии iconДоклад директора / публичный отчет
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Программа дисциплины история россии iconМетодика преподавания бурятского языка раздел 1
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Программа дисциплины история россии iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч
Программа дисциплины история россии iconПрограмма рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения...
Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч
Программа дисциплины история россии iconПояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История...
Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России»
Программа дисциплины история россии iconРабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62...
Программа дисциплины история россии iconРабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год)
России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история...
Программа дисциплины история россии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»
Программа дисциплины история россии iconРабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень)
Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск