Скачать 0.64 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» Факультет ___ИСТОРИЧЕСКИЙ_____ Кафедра ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ_____ ПРОГРАММА дисциплины ИСТОРИЯ РОССИИ Направление подготовки: 032000.62 Зарубежное регионоведение Профиль «Европейские исследования» Квалификация (степень): Бакалавр зарубежного регионоведения со знанием иностранного языка Составитель: кандидат исторических наук, доцент Ашихмин И.Л. 2012 год Выписка из протокола заседания кафедры всеобщей истории об утверждении программы дисциплины «История России» Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования № _794 от 22. 12. 2009_ по направлению подготовки 032000.62 Зарубежное регионоведение Протокол № __11___ от __3 июля__2012 г. Зав. кафедрой______________________ Т.Н. Гелла (подпись) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета университета ______________________________( для дисциплин блоков ГСЭ, ЕН) Данная программа обсуждена и утверждена на заседании научно – методического совета исторического факультета (для дисциплин блока ОПД) Протокол №_____ от ____ __________2012 г. Председатель научно – методического совета _______________ (подпись) АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫИстория как способ самопознания человека, страны, народа существовала всегда. «История – наставница жизни», – утверждали еще античные философы. С тех пор роль истории в жизни общества только возрастала. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, так как тогда у него не будет будущего. Важнейшей составной частью истории как комплекса наук является отечественная история. Она призвана раскрыть во всей полноте исторический путь развития России и ее народов, теоретически обобщить исторические факты и события, вскрыть закономерности развития общества и помочь направить деятельность граждан во благо Отечества. В силу указанных причин современная концепция высшего образования немыслима без курса отечественной истории. В первую очередь он, наряду с прочими дисциплинами, определяет общий уровень культуры специалиста в любой области знаний, формирует его мировоззрение, воспитывает патриотические, трудовые и нравственные качества. Цель дисциплины. Данная учебная дисциплина имеет своей целью вооружить студента необходимыми знаниями по истории своего Отечества. Программа отражает в основном все этапы исторического процесса на территории России: от событий, связанных с созданием восточными славянами Древнерусского государства, до событий настоящего времени. Причем этот процесс рассматривается во всей своей сложности и противоречивости, а сама Россия – как особая цивилизация, история которой изучается в системе мировых цивилизаций. В ходе изучения истории России студенты знакомятся с историческими источниками, методами научного исследования, различными историческими концепциями. Особое внимание уделяется событиям переломного характера, проблеме альтернативности исторического процесса. Нашел свое отражение в курсе и регионально-краеведческий компонент. Большое внимание в программе уделено духовному миру и менталитету человека, культуре народов России в разные исторические эпохи. Разделы программы неравнозначны по времени, отводимому на их изучение. Акцент делается на события XX века, который стал наиболее сложным периодом в истории нашей страны. Более подробное их изучение дает ключ к правильному пониманию современной истории России. Настоящая программа курса истории России в значительной степени позволяет устранить разночтения и двусмысленное толкование истории России, которые встречаются сегодня в различных изданиях школьных учебников. Их авторы часто дают такую трактовку событий нашего прошлого, которая не способствует воспитанию патриотизма и гордости за нашу Родину, принижают роль наших предков, создавших Великую Россию. Программа нацелена на формирование у студентов активной гражданской позиции. Она рассчитана на то, чтобы студент, изучая отечественную историю, не только овладевал суммой определенных знаний, фактическим материалом, но и развивал бы в себе способность к самостоятельному обоснованному высказыванию своего мнения о тех или иных исторических событиях и явлениях, вырабатывал бы навыки научного анализа и умение не просто заучивать фактический материал, а мыслить исторически. Большое значение в процессе изучения курса «История России» имеет самостоятельная работа студентов. Учитывая это обстоятельство, программа предполагает выработку у студентов привычки работать непосредственно с источниками и научной литературой по истории, критического отношения к ним, а также навыков проведения сравнительного анализа изложенных в документах фактов и явлений общественной жизни. Всего на самостоятельную работу программа отводит 54 часа. При составлении программы использовался проблемно-исторический метод изложения фактического материала: в ней выделены конкретные периоды отечественной истории, в каждом из которых обозначены наиболее важные, узловые проблемы. Материал программы разделен на 17 учебных тем. Программа рассчитана на 54 учебных часа, в том числе: лекции – 22 часа и семинары –32 часа. Изучение курса «История России» предполагает использование традиционных форм контроля знаний: выступления студентов на семинарах, проведение коллоквиумов, зачетов. В конце учебного года проводится экзамен. Однако структура программы, ее содержательная часть и характер формулировок позволяют осуществить контроль знаний студентов и по новым образовательным технологиям с использованием системы зачетных единиц в духе требований Болонских соглашений. Программу курса «История России» дополняет методический комплекс, куда входят перечень основных вопросов для самостоятельного повторения студентами к зачетам и экзамену изученного материала, критерии экзаменационных оценок, темы семинарских занятий, их планы, т.е. основные вопросы для подготовки студентов к семинару, дополнительные задания для самостоятельной работы студентов, а также темы рефератов. Содержащиеся в программе дополнительные задания для самостоятельной работы студентов преподаватель может давать как отдельным студентам, так и всей учебной группе в целом. При необходимости он может видоизменять эти задания, а также использовать другие формы работы, активизирующие семинарское занятие. В конце программы дан список рекомендуемых учебников и дополнительной учебной и научной литературы. В список литературы включены книги, выпущенные центральными и местными издательствами главным образом в последнее десятилетие. Это в основном литература учебного характера, источники, труды видных историков, работы по общим проблемам исторической науки. Журнальные статьи в список литературы не включались ввиду ограниченности его рамок. Программа учебного курса «Отечественная история» составлена в соответствии с ныне действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и «Положением об учебных программах в Орловском государственном университете». Задачами курса “История России” являются: − познакомить студентов с периодизацией истории России, дать комплексную характеристику каждого из исторических этапов; - проследить становление, этапы и характерные черты истории России с момента первых свидетельств о жизни славян до начала XXI в., - рассмотреть наиболее значимые моменты и проблемы в цивилизационном процессе России, - дать представление о месте России в мировой цивилизации, − охарактеризовать современные особенности политической карты России и ее субрегионов; – сформировать у студентов навыки владения научной терминологией, работы с историческими и географическими картами и атласами, схемами, диаграммами, статистическими справочниками (навыки чтения кодированной информации, соотнесения ее с нарративными источниками). - познакомить с кругом дискуссионных исследовательских проблем отечественной и зарубежной – познакомить студентов с основными историческими источниками и методами исследований, дать характеристику теоретико-методологических и источниковедческих проблем науки, изучить типы и разновидности источников, ознакомить с основными приемами поиска, сбора, переработки и интерпретации информации; - выработать умения читать научную историческую и теоретическую литературу, - выработать у студентов начальные навыки исторического исследования, - выработать умение использовать необходимый исторический инструментарий. – выработать у студентов умения интегрировать историческую информацию со знаниями по регионалистике, географии, политологии, обосновывать собственную точку зрения на современные глобальные и региональные процессы. – формировать у студентов умения критически оценивать различные трактовки проблем современного этапа истории России. – воспитать у студентов чувства гражданской ответственности, патриотизма и гордости за свое Отечество, уважение к обычаям и традициям, культуре стран и народов мира. Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина “История России” относится к базовому циклу ООП. Студенты проходят ее в 1 и 2-ом семестрах. Поэтому до изучения данной дисциплины учащиеся знакомятся с ней лишь в школьных курсах истории России, географии, всеобщей истории, а также курсе «История мировых цивилизаций» (11 класс). В результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов 1 курса должны быть сформированы компетенции в рамках школьного образовательного стандарта. Однако в 1-м семестре студенты получат знания и навыки, предусмотренные такими предметами, как «Этнология стран Европы», «Политическая карта мира», «Страны Европы глазами русских», «История зарубежных стран», «Введение в регионоведение», «Культурно-религиозные традиции современного мира», «Россия и Европа в зеркале взаимного восприятия» и некоторые другие. Поэтому в результате освоения материалов по этим дисциплинам у студентов должны быть сформированы следующие компетенции: уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России и зарубежья, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1); владеть культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2); обладать навыками рефлексии, адекватно оценивать свои образовательные и профессиональные результаты (ОК-5); следовать учебной и трудовой дисциплине, нести персональную ответственность за результаты своей образовательной и профессиональной деятельности (ОК-16). Требования к результатам освоения дисциплины: Студент по направлению подготовки: 032000 Зарубежное регионоведение, профиль – «Европейские исследования» по итогам изучения курса должен дополнительно к выше указанным компетенциям обладать следующими новыми компетенциями: владеть профессиональной лексикой, быть готовым к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4); осознавать социальную значимость будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессионального долга (ОК-6); владеть основами методологии научного исследования, различать творческий и репродуктивный компоненты научной деятельности (ОК-8) (начальные навыки); обладать базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12) (базовые навыки); уметь оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13); творчески подходить к порученному заданию, уметь проявлять разумную инициативу и обосновывать ее перед руководителем (ОК-15). составлять комплексную характеристику региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1) (начальные навыки), владеть понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободно ориентироваться в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7) (начальные навыки), описывать общественно-политические реалии стран(ы) региона специализации с учетом их/ее лингвострановедческой специфики (ПК-15) (начальные навыки). В результате изучения дисциплины студент должен:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа).
|
Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России | Рабочая программа дисциплины историческая география россии направление... «Современная история России», «Этнология и социальная антропология», «Историческое краеведение», «Историческая демография», «Социальная... | ||
Рабочая программа дисциплины 050400 дпп. 05 История россии (1856... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образоания | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России... Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История социальной педагогики (указывается... Целью учебной дисциплины «История социальной педагогики» является формирование представлений об собенностях становления в обществе... | Программа учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.).... Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы | ||
Загладин Н. В. История. История России и мира. 10-11 кл Государственному образовательному стандарту по истории. Планирование адаптировано к учебному плану мбоу всош №5, предназначено для... | Доклад директора / публичный отчет России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Методика преподавания бурятского языка раздел 1 России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 28ч, История России 42ч | ||
Программа рассчитана на 70 часов, что является оптимальным для изучения... Количество часов в неделю 2; на год 70часов, Новая история 24ч, История России 46ч | Пояснительная записка Цели и задачи освоения дисциплины «История... Обязательный минимум содержания дисциплины «История таможенного дела и таможенной политики России» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «История предпринимательства России» составлена в соответствии с требованиями ооп 030900. 62... | Рабочая программа по истории (учебный предмет) 7 (классы) (2012-2013 уч год) России. На изучение курса истории в 7 классе отводится 70 часов, из них, согласно программе, новая история изучается 30 часов, история... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» | Рабочая программа по курсу «История. История России и мира» 10 класс (базовый уровень) Учебник: Загладин Н. В., Симония Н. А. История. История России и мира. 10 класс. М.: Русское слово,2007 |