2. методы работы с текстом





Название2. методы работы с текстом
Дата публикации09.01.2015
Размер217 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

2.1. Аннотирование

Попробуем выделить и проанализировать основ­ные черты аннотации как жанра. Задание 3.

Сравните три текста. Выделите их составные части. Устано­вите соответствие между текстами и названиями их источников.

  1. «Настоящая книга является первой в серии учебников, освещающих процесс складывания российской цивилизации на основе богатого культурного, экономического и политического наследия многих народов и государств, существовавших на территории современной России. Развернутый методический аппарат учебника позволяет школьникам усвоить основные понятия и даты отечественной истории, познакомиться с важнейшими историческими источниками и работами ученых».

  2. «В книгу вошли задания по истории отечества, которые могут быть использованы на уроках, в домашних заданиях и для внеклассной работы. Они призваны содействовать более глубокому усвоению предмета, развитию познавательной активности, мышления. Сборник дает широкие возможности для индивидуализации обучения. Многие задания могут служить образцом для создания новых задач и предполагают творческую инициативу учителя».

3. «Пособие содержит последовательное изложение школьного курса истории России (в соответствии с программой для поступающих в вузы), краткую хронологию исторических событий и династические таблицы русских князей и императоров. Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов».

Источники:

а) Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заве­дений. М., 2000.

б) Короленков А. В., Гуленков К. Л. Готовимся к экзамену по истории России. М., 2001.

в) Лернер И. Я. Задачник по истории отечества: 6—7 кл. Пособие для учителя. М., 1997.

Аннотирование — это составление аннотации. Вы­ше вы видели три образца аннотации. Что же такое аннотация?

Задание 4.

Сравните два определения.

Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая ха­рактеристика содержания произведения печати или рукописи.

Аннотация — краткое изложение содержания книги, ста­тьи и т. п.

Как вы считаете, какое слово точнее отражает суть анно­тации: «характеристика» или «изложение»? Составьте свое определение аннотации на основе решения задания 3.

Мы не будем рассказывать о том, для чего состав­ляется аннотация, что она дает читателю, почему она такая короткая. Вы сами можете ответить на эти во­просы, поскольку рассмотрели образцы и определе­ния. Предлагаем более сложное задание.

Задание 5.

Почему в аннотации указывают, кому именно адресована книга, например: для младшего школьного возраста; для сту­дентов и научных работников; для любителей музыки?

Теперь, зная особенности жанра аннотации, вы сможете быстрее познакомиться с книгой; понять, чему именно хочет научить вас автор; выяснить, под­ходит ли вам эта книга по стилю изложения и уровню сложности, или же она адресована «аспирантам, уче­ным, специалистам в области палеоантропологии». Кроме того, любой реферат, доклад, творческая или научная работа содержат обзор и характеристику из­даний, на которые они опираются. Каждое издание характеризуется примерно по той же схеме, по кото­рой составляется аннотация. К тому же перед вами всегда будет образец — аннотация помещается на обороте титульного листа книги. Задание 6

Для того чтобы освоить жанр аннотации, возьмите хоро­шо знакомую вам книгу по истории, напишите аннотацию к ней, а затем тщательно сравните с той, которая есть в книге.

2.2. Реферирование

Реферирование — это составление реферата. Твор­ческий реферат — наиболее распространенный жанр учебной письменной работы. Как сообщают автори­тетные справочники, реферат — это краткое изложе­ние содержания книги, статьи и т. п. Если вы сделае­те вывод, что аннотация — это кратчайший реферат, то вы внимательно прочитали и хорошо усвоили пре­дыдущий раздел. Формально вы абсолютно правы'. Условно назовем этот жанр «реферат-1». Однако если вы сдадите учителю истории пересказ книги, то он оценит ваш труд очень низко. Кто же не прав: спра­вочник или учитель?

Вы знаете, что один термин может иметь несколь­ко значений. Так, рефератом является не только из­ложение содержания одной книги, но и сопоставление содержания нескольких книг по одному и тому же во­просу с итоговым выводом в виде собственного мне­ния (назовем этот вид работы «реферат-2»).

Обратимся к истории. В прошлом веке, да и ранее, рефераты-1 были очень распространенной формой

3. КАК СОСТАВИТЬ РЕФЕРАТ

Составление реферата — это учебная работа, в хо­де которой необходимо продемонстрировать умения:

  1. извлекать из ряда источников нужные сведения
    (выбирать материал, цитаты, суждения по теме);

  1. отсекать лишнее;

  2. грамотно излагать материал.

Реферат — это небольшая самостоятельная работа, выполненная по определенной теме на основе изуче­ния источников и литературы1. «Излагать его содер­жание следует своими словами, полно и точно указы­вая источник, из которого взяты фактические данные и цитаты».

Сегодня большой популярностью пользуются сборники рефератов, распространяемые в сети интер­нет и на дисках CD. На наш взгляд, это не снижает ак­туальности реферата как формы учебной работы. Во-первых, обработка такого материала — лучший способ освоить и закрепить навыки обращения с компьюте­ром, что важно для специалиста в любой области. Во-вторых, чужой реферат (а лучше несколько по близ­ким темам) — это законная основа для дальнейшей самостоятельной работы. Их критическое прочтение столь же полезно, сколь необходимо знакомство со специальной литературой по теме реферата. Единст­венное, от чего мы обязаны вас предостеречь, — это механическое перенесение в свой реферат больших готовых фрагментов. Подобная компиляция (в отри­цательном смысле слова) будет сразу же раскрыта. Однако если вы сравните два-три реферата, составите

на их основе собственный план, позаимствуете часть аргументов (с корректными отсылками и критикой слабых мест), то это можно будет оценить как серьез­ную самостоятельную работу.

3.1. Формальные требования к реферату

Необходимый объем реферата — 10—20 страниц машинописного текста или рукописи на стандартных листах формата А-4. На страницах реферата (их сле­дует нумеровать) нужно оставлять поля для замеча­ний. Реферат обычно переплетают, либо вшивают в папку, или просто скрепляют листы.

Структура реферата традиционна:

  1. титульный лист (в верхней части листа обычно указывают название учебного заведения, далее идет название темы, имена составителя и научного руководителя, в нижней части листа — место и год созда­ния текста);

  2. оглавление;

  3. текст;

  4. список литературы;

  5. приложения.

В приложении к реферату можно дать таблицы, схемы и диаграммы, хронологический перечень собы­тий, именной или географический указатель. В конце реферата ставят подпись и дату его завершения.

Обычно минимальный объем реферата указывает учитель. Не менее важно выяснить и максимальный, предельный объем, так как основной недостаток большинства рефератов

— неоправданно большой объем, неконкретность содержания, не вполне точное соот­ветствие теме.

3.2. Требования к содержанию реферата

Тему реферата обычно формулирует учитель, либо она входит в список возможных тем, рекомендован­ных по данному курсу. Раскрытие темы является учеб­ной задачей для ученика — он должен максимально грамотно (в соответствии с нормой и традицией) осве­тить суть вопроса, основные, существующие в литера­туре, споры и разногласия по данной теме, предста­вить различные позиции авторов, изложить свое видение проблемы. Обычно в реферате сравнивают позиции минимум двух-трех авторов или источников. В процессе их сравнения ученик создает собственную версию.

Степень самостоятельности автора реферата мо­жет быть различной. Он может принять точку зрения одного из ученых, объяснив, почему она представля­ется наиболее адекватной. Либо на основе рассмот­ренных позиций выработать новую, тоже обосновав ее. Формулировка: «Я считаю так-то, потому что: во-первых.., во-вторых...» может стать основой для кор­ректного обоснования своего мнения. Однако особая позиция автора реферата — не самоцель. Если вас ус­траивает точка зрения академика Б. А. Рыбакова, то не надо любой ценой выдумывать собственное поле­мическое мнение. Еще опаснее ради хорошей оценки имитировать наличие своего особого мнения. На­пример*: «По моему глубокому убеждению, автором «Илиады» является Гомер».

Задание 13.

Подумайте, как корректно переформулировать следую­щие утверждения*:

«Я считаю, что Петр I может быть назван Великим».

«По моему мнению, заслуги Ивана Калиты в собирании земли Русской трудно переоценить».

3.3. Структура реферата

Реферат состоит из трех частей: вступление, основ­ная часть, заключение. Это традиционная структура любой письменной работы. Одна из многочисленных проблем, возникающих перед автором реферата, — когда считать работу завершенной. Чтобы понять это, необходимо перед началом работы сформулировать в одном предложении то, о чем вы хотите рассказать в реферате. Это называется формулировка проблемы. Ре­ферат без проблемы — просто сокращенный пересказ источников, то есть в лучшем случае — грамотная компиляция, в худшем — реферат-1 (см. выше).

Формулировка проблемы вытекает из темы рефе­рата, но не задается темой однозначно. Например, те­му «Детство в Древней Греции» можно раскрыть в со­поставлении с отношением к детям в других древних государствах. Тогда проблема будет формулироваться так: «Я хочу рассказать, чем отличалась жизнь детей в Риме и Греции (или в Греции и Египте)». Можно сде­лать упор на образование, грамотность, школы, а можно сравнить жизнь детей и взрослых. Рассмот­рение возможных вариантов темы, выбор формули­ровки проблемы и обоснование такого выбора — до­стойный вопрос для введения к реферату.

Работу следует начинать с составления списка ли­тературы и источников по теме. Здесь важно различать две ситуации: либо список рекомендуемой литературы уже дан вместе с темой, либо этот список надо соста­вить самостоятельно. В первом случае нужно изучить все доступные источники из списка, а позже по необ­ходимости вернуться к тем из книг, которые наиболее важны с точки зрения выбранной вами проблемы. Во втором случае необходимо начать с монографий по более широким темам, энциклопедий, справочников, библиографических указателей. Каждая новая книга или статья будет расширять ваш список своими ссыл­ками. Затем можно более детально изучить те книги, которые важны с точки зрения темы реферата. После изучения литературы и источников и составления вы­писок по теме можно окончательно сформулировать проблему и начинать писать текст.

Для того чтобы правильно сформулировать про­блему, мы предлагаем действовать по следующему ал­горитму: перечитайте соответствующий параграф учебника; прочитайте хотя бы две книги по теме ре­ферата; изучите списки литературы в них. Это помо­жет выбрать то, что вам особенно интересно. Затем составьте несколько вариантов формулировки про­блемы и обратитесь за советом к преподавателю.

Что же такое проблема реферата? С точки зрения исто­рии, проблема всегда состоит в изменении объекта. Контрольные вопросы (задаваемые себе) помогут удержаться в рамках исторического подхода: что изменялось, почему, к чему привели изменения? Это может быть биография ис­торического деятеля, формирование его личности («Дет­ство Ивана Грозного». С чего начинал Иван IV? Как изме­нился? Почему изменился? Как это сказалось на истории России?); либо изменение границ государства («Племенной состав и границы Киевской Руси». Как из­менился племенной состав Руси в результате новгород­ской колонизации на северо-восток? Почему изменялись южные границы Руси? Какие новые народы вовле­кались в ее жизнь (в качестве подданных и соседей)? По­чему граница на западе была неустойчивой?). В качестве проблемы могут выступать изменения в материальной и духовной культуре («Развитие средств связи в XIX веке». Как это изменило жизнь? Как это повлияло на ощуще­ние пространства?).

Исходное положение, причины изменений, ре­зультат — эти содержательные параметры присутству­ют в формулировке любой проблемы. Их описание и анализ составляют содержание основной части рефе­рата, включающей 2—3 главы (параграфа). Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос по­ставленной проблемы. Каждая глава и каждый пара­граф должны заканчиваться выводами.

Задание 14.

Параграф реферата называется «Роль князя Владимира в распространении христианства на Руси», вывод сформули­рован так: «Роль князя Владимира в распространении хрис­тианства на Руси велика». Что вы можете посоветовать авто­ру реферата?

Структура каждой конкретной работы, количество глав и параграфов зависят от авторского видения про­блемы. Перечень названий этих составных частей представляет собой план реферата. Наличие плана обеспечивает целенаправленный отбор источников и литературы.

3.4. Еще раз о формулировке проблемы

С учетом вышесказанного вернемся к формули­ровке проблемы реферата. Проблематизация являет­ся непростой задачей даже для опытного исследовате­ли. Приведем несколько примеров.

Тема: «Революция 1917 г. в России, ее значение». Примерный план:

  1. От Февраля к Октябрю.

  2. Переход власти в руки большевиков, его значение.

  3. Становление Советской власти.

Чтобы реферат не только содержал хронологию со­бытий, но и давал информацию об их причинах и по­следствиях, надо выбрать позицию автора.

Варианты формулировки проблемы:

а) Ябуду доказывать, что переход власти в руки
большевиков был неизбежным (случайным) явлени­
ем. (Рассмотреть причины революции и ее результа­
ты. Оценить цели и возможности противников и сто­
ронников большевиков.);

б) Я буду доказывать, что переход власти в руки
большевиков был позитивным (негативным) явлени­
ем. (Оценить плюсы и минусы революции.)

Для 15—20 страниц рассмотрения одного из аспек­тов темы более чем достаточно. Выбор авторской по­зиции поможет определиться с подбором соответству­ющих аргументов и контраргументов. Например, для доказательства неизбежности революции подойдет анализ социальных ожиданий разных групп населе­ния. Труднее с позитивом и негативом — придется пе­речислить то и другое, а затем сравнить аргументы и сделать выбор.

Задание 15.

Предложите вариантаы формулировки проблемы реферата. Тема: «Внутренняя политика Ивана IV». Примерный план:

  1. Реформы 50-х годов XVI века.

  2. а) Судебник 1550 года.

б) Отмена местничества.

в) Церковная реформа.

3. Опричнина.

Задание 16.

Предложите варианты формулировки проблемы реферата. Тема: «Восточные славяне». Примерный план:

  1. Расселение восточных славян. Территория славян к IX
    веку.

  1. Хозяйственная жизнь.

  2. Социальный строй.

  3. Религия восточных славян.

Предложенный способ формулировки проблемы достаточно эффективен для любых письменных ра­бот. Разумеется, в науке проблема не всегда формиру­ется так просто. Однако реферат является учебной формой работы, и требовать от него открытий было бы неразумно. Здесь самостоятельная формулировка проблемы и определение границ исследуемого явле­ния уже считаются большим плюсом.

Заключение к реферату обычно содержит выводы, которые в обобщенном виде показывают, что удалось узнать по проблеме, сформулированной в начале ра­боты. Будет неплохо, если вы покажете значение дан­ной темы, ее место в более широком этапе историче­ского развития. Например, «перебросите мостик» к следующему хронологическому периоду, свяжете свои выводы с тем, как развивались события дальше.

3.5. Как добиться соответствия теме

Что такое соответствие теме? Например, если ре­ферат посвящен истории принципов формирования вооруженных сил России, то вопрос о сословной структуре общества следует затрагивать лишь в отно­шении формирования армии (дворяне — офяицеры, податные сословия — солдаты, многие инородцы не призывались). И административное деление страныследует осветить так, чтобы было понятно, как оно отражалось на наборе в армию (отдельные губернии входили в округа, то есть посылка рекрута из Европы на Дальний Восток до революции была исключена).

Чтобы проверить, насколько реферат соответству­ет теме, надо проделать следующую операцию: читать каждый абзац, имея перед глазами формулировку те­мы, и тут же объяснять себе, а лучше — реальному или воображаемому «критику», как этот фрагмент служит раскрытию темы. Если вы не убедили «критика», вы­черкните данный абзац или переработайте его. Как видите, хороший реферат (как и книга) представляет собой сознательную и вдумчивую детализацию собст­венного заголовка.

Необходимо отметить, что ваше понимание темы, степень проникновения в нее постоянно меняются в процессе работы над рефератом. Можно сказать, что это главный результат подобной работы. Например, дана тема: «Движение декабристов». Первоначально ваши представления о ней были на уровне учебника истории. После изучения литературы вы стали знать намного больше. Теперь это уже понимание второго уровня. По мере роста ваших знаний тема растет. Но не забывайте, что есть люди, которые посвятили жизнь изучению данной проблемы, представьте себе, на каком уровне владения темой находятся они.

Через определенное время вы начинаете формули­ровать проблемы в рамках заданной темы: проекты декабристов по решению земельного вопроса, проек­ты государственного устройства России, персоналии (личность П. И. Пестеля) и т. п. Любая из них может стать стержневой проблемой реферата. Допустим, вы выбрали проблему «Проекты декабристов по реше­нию земельного вопроса». Понятно, что освобождение
Тот же фрагмент заключения легко превращается в соответствующий фрагмент введения, где формули­руются задачи работы.

Например, в основной части сказано: «А теперь я рассмотрю некоторые факторы, повышающие эффек­тивность тактики «заманивания»: суровый климат, большие расстояния, низкая плотность населения, нераз­витость хозяйственных структур» (здесь используются цитаты о пустынности и безводности Скифии, русской зиме и тактике «выжженной земли»). В заключении, где даются выводы, пишем: «Суровый климат, малона­селенность, простота традиционного хозяйства способ­ствовали успеху тактики ухода от крупных боевых столкновений». Во введении, где ставятся задачи, фор­мулируем: «Важно рассмотреть, как климат, степень населенности территории, особенности традиционного хозяйства влияли на выбор тактики «заманивания», то есть ухода от крупных боевых столкновений». Данный пример показывает, насколько важно научиться пра­вильно и эффективно использовать готовые результа­ты своего труда.

Вернемся к формулировке проблемы: «Сходное и различное в тактике «заманивания» у племен скифов и русского полководца М. И. Кутузова». Где можно ис­кать черты сходства и различия? В самой тактике, в ее реализации, в причинах выбора такой тактики (климат, география, наличные силы), в последствиях данной тактики (враг вынужден уйти сам). Отсюда следует формула: всегда рассматривайте не только само явле­ние, но также причины и условия его возникновения, результаты и последствия. Все изучается в развитии.

Если эта задача решена и принцип историзма со­блюден, то реферат заслуживает положительной оцен­ки. Но вы хотите большего. Тогда рассмотрите еще не сколько подобных сюжетов, покажите свое знакомство с аналогичными проблемами в другие периоды исто­рии: «Приказ об уничтожении материальных ресурсов при отступлении издавался многими военачальника­ми»; «Засыпать колодцы, как делали скифы, в услови­ях Белоруссии и Смоленщины в 1941 г. было бы бес­смысленным: здесь много природных источников воды» и т. п.

Теперь поговорим об общей оформительской рам­ке работы. Верхняя планка такой «рамки» — это нача­ло введения. Оно может быть разным по стилю. Не очень хороший вариант: «Я получил от Олега Сергее­вича тему реферата и сразу сел думать...» Достойный вариант: «Каждый народ защищает свою родину от захватчиков. История сохранила множество образцов героической борьбы людей с вторжением внешних врагов...» Нижняя планка «рамки» — финал заключе­ния. Это может быть поэтический пассаж: «Напрасно ждал Наполеон...» или рассуждение из области психо­логии: «Интересно, что Дарий и Наполеон восприни­мают тактику «заманивания» как проявление слабос­ти и трусости, даже как нарушение «этики» ведения войны...» Будет уместна цитата из Геродота и выход на заключительную мысль: «Кто с мечом к нам при­дет...»

Надеемся, что наши советы помогут вам самостоя­тельно овладеть сложным искусством излагать свои мысли просто.

Итоговая схема работы над рефератом

  • Получение темы. Начало чтения литературы. Начало создания выписок. Формулировка проблемы.
    Составление чернового плана.

Продолжение чтения литературы. Продолжение подготовки выписок. Уточнение проблемы, которая вам по силам. Уточнение плана. Написание чернови­ка основной части.

  • Завершение чтения литературы и подготовки вы­писок. Уточнение вопросов, освещенных в основной части. Суммирование выводов для заключения.

  • Написание задач работы (часть введения).

  • Написание начала введения с определением мес­та данной темы в истории страны или периода. Окон­чательная формулировка проблемы в соответствии с тем, что сделано в основной части.

  • Написание концовки заключения, которая пере­кликается с началом введения.


4. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ
Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Данный жанр стал популярным в последние годы. Однако это приводит к различным трактовкам такого вида письменной ра­боты и попыткам формализовать его.

Исходя из практики, следует различать два жанра эссе, диаметрально противоположные по целям. Эс­се-1 (название условное) — это форма творческой ра­боты, которую можно порекомендовать людям, инте­ресующимся историей, для кого написание реферата не представляет трудностей. Рамки эссе-1 позволяют более широко продемонстрировать все свои возмож­ности. Кроме творческого эссе-1, в учебной практике под тем же названием используется эссе-2. Это очень строгая форма изложения знаний, когда место и вре­мя ответа ограничены. В данном случае требуется умение показать развернутый план ответа по теме. Причем тезисы должны быть не разрозненными, а со­ставлять единый текст. Эссе-2 как форма письменной работы включена в единый государственный экзамен по истории, что повышает его актуальность. Кроме того, эссе строгой формы — это основа докладов, ана­литических записок и иных форм современной ком­муникации в науке, политике, бизнесе.

Рассмотрим эти виды работы более детально.

4.1. Эссе-1 как жанр письменной творческой работы
Цель творческого эссе — уйти от формальных ра­мок. Здесь господствует не логика, а ассоциации. Ге­ли вас стесняют четкие рамки реферата и заданная структура, необходимость все обосновывать и ПОЛНО

ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ

Задание 1.

Вариант некорректного цитирования: «Президент Ирака объявил о создании войск специального назначения для под­держки <...> Израиля».

Задание 2.

В отрывке изменилось название страны: Австралия вмес­то Австрии.

Задание 3.

Составные части аннотации:

  1. жанр: учебник, сборник заданий, пособие;

  2. содержание: складывание российской цивилизации на основе культурного, экономического и политического насле­дия народов России; по истории отечества; изложение школьного курса истории России;

  3. назначение: усвоить основные понятия и даты; содейст­вовать более глубокому усвоению предмета, развитию мыш­ления; (изучить) в соответствии с программой для поступающих в вузы;

  4. адресат: для школьников 6 класса; для учителя; для учащихся старших классов и абитуриентов.

Соответствие: 1 — А, 2 — В, 3 — Б.

Задание 4.

Слово «характеристика» точнее (изложение — это еще и краткий пересказ). Аннотация — характеристика жанра, со­держания и назначения издания с указанием, кому именно оно адресовано.
Задание 7.

Разница между конспектом книги и рефератом-1 весьма незначительна. Реферат имеет более четкую структуру и рас­ширенные комментарии.
Задание 8.




Наука

Военное дело

Бюрократия

Дипломатия

реферат

+










реляция




+




+

доклад

+

+

+

+

донесение




+




+

Слово «доклад» употребляется и в других сферах, поэто­му термин «реферат» закрепился в качестве названия жанра учебной письменной работы.

Задание 9.

Среди данников 885 г. отсутствуют словене, кривичи и ме­ря. В летописи прямо сказано: «а с другими народами вое­вал». Кроме того, представьте, как трудно было из Киева полноценно контролировать Новгород и примыкающие тер­ритории. Под 907 годом летопись рассказывает, как были обделены при разделе Константинопольской добычи новго­родские словене: «И сказал Олег (грекам): — Сшейте для ру-си паруса из паволок (драгоценных тканей), а словенам — полотняные». Это свидетельствует о том, что отношения с новгородцами были непростыми. Представлять структуру Древней Руси по аналогии с современным государством не следует. Это был весьма шаткий союз. Формулирппну «власть распространяется от Новгорода», ориентируй! Ы HI список данников, лучше заменить на: «центр ил,к ш ш i щается из Новгорода в Киев».

Задание 10.

В третьем источнике опечатка: бояр вместо болгар.

Задание 11.

Выражение «этим дани ii.im м<- д.ныи.- im i

«эти дань нам платить не стану! ■• Д»'и< шин ми ирни

говор и дальнейшее развитие равноправных торговых отно­шений с волжскими болгарами говорят в пользу такого пони­мания: скотоводы слишком подвижны, трудно покоряются, дань легче брать с оседлых земледельцев. Автор пересказа увидел иронию там, где была прямая констатация факта.

Задание 12.

Позиция автора компилятивного конспекта должна быть по возможности лишена оценок. Историк должен быть бес­пристрастен. Это не означает отсутствие собственного мне­ния, это означает умение не примешивать к восприятию чу­жого текста свое отношение к фактам.

Задание 13.

Например, так: «Я считаю, что мне удалось показать, поче­му именно Петра I называли Великим», «По моему мнению, из­ложенные факты помогают лучше понять, в чем именно про­явились заслуги Ивана Калиты в собирании земли Русской».

Задание 14.

Автору реферата можно посоветовать расширить вывод, до­бавить деталей, например: год и место принятия христианства, роль Владимира в придании этой религии статуса государствен­ной, международные последствия этого шага, меры по просве­щению населения, и т. п.

Задание 15.

Возможные варианты формулировки проблемы:

а) Я буду доказывать, что политика Ивана Грозного была
направлена на централизацию власти.

б) Я буду доказывать, что политика Ивана Грозного была
противоречива по своим целям и методам.
Задание 16.

Возможные варианты формулировки проблемы:

а) Я буду доказывать, что у восточных славян к IX веку сложились все необходимые условия для формирования го­сударственности.

б) Я буду доказывать, что у восточных славян к IX веку не было предпосылок для самостоятельного формирования го­сударственности.

Задание 17.

В реферате «Развитие внутреннего рынка как фактор объединения русских земель» речь идет о Московской Руси XV века. Торговля с генуэзскими (итальянскими) купцами из колоний в Крыму — это направление внешней торговли. По­советуем автору держаться в рамках темы.

Задание 18.

Эталон

Баллы за ответ 1

Баллы за ответ 2

1. Экстенсивность кочевого скотоводства

0

1

2. Влияние соседних цивилиза­ций

0

1

3. Становление новой кочевой знати

1

1

4. Образование государства

0

1

5. Военное преобладание мон­голов

0

1

Итого

1

5

Задание 19.

Эталон полного правильного ответа.

Содержание ответа

Баллы

1

2

I. Этапы развития Древнерусского государства




1. IX—X вв. — объединение восточнославянских племен, становление единого государства

2. Конец X—XI в. — расцвет Древнерусского государства (создание системы власти и во енной организации)

1

I

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

2. методы работы с текстом iconОсновные приемы интеллектуальной работы с научным текстом
Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом. Умения...
2. методы работы с текстом iconМетоды самостоятельной работы с книгой
Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом
2. методы работы с текстом iconЗнать основные программные средства для работы с текстом
Прежде чем приступать к работе с текстом, следует познакомиться с главным окном текстового процессора Word и его элементами. Главное...
2. методы работы с текстом iconТематическое планирование по природоведению 5 класс
Что такое «тело», «вещество», «явления природы», методы изучения окружающей действительности,умение работать с текстом
2. методы работы с текстом iconФормирование ууд на основе использования метода интеллект–карт на уроках немецкого языка
Для работы с текстом в нашей школе используются различные методы: инсерт, кластер, карт-понятий и другие. Я сегодня расскажу о методе...
2. методы работы с текстом iconСтепура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных...
Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке...
2. методы работы с текстом iconЛитература Тема урока: Комплексная работа с текстом
...
2. методы работы с текстом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом
2. методы работы с текстом iconУрока: Образовательная
Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,...
2. методы работы с текстом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивающая: продолжить формирование умений работы с исторической картой, навыков самостоятельной работы с текстом учебника
2. методы работы с текстом iconПравописание приставок
Методы обучения: репродуктивной, частично поисковый проблемно-поисковый, индуктивные методы самостоятельной работы
2. методы работы с текстом iconКашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок
Разумеется, традиционные формы работы не следует отменять, так как они учат работать с текстом, выделять в нём главное, формулировать...
2. методы работы с текстом iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: совершенствование навыка беглого, выразительного чтения через нетрадиционное представление новых слов на уроке и способы...
2. методы работы с текстом icon«Образование прилагательных»
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка
2. методы работы с текстом iconУрока предмет -математика Класс : 5 Тема : «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Оборудование и материал для урока: карточки с текстом заданий для работы устного счёта, для работы у доски
2. методы работы с текстом iconУчитель Попова Римма Исламгареевна
Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск