Скачать 217 Kb.
|
2. МЕТОДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ 2.1. Аннотирование Попробуем выделить и проанализировать основные черты аннотации как жанра. Задание 3. Сравните три текста. Выделите их составные части. Установите соответствие между текстами и названиями их источников.
3. «Пособие содержит последовательное изложение школьного курса истории России (в соответствии с программой для поступающих в вузы), краткую хронологию исторических событий и династические таблицы русских князей и императоров. Предназначено для учащихся старших классов и абитуриентов». Источники: а) Данилов А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений. М., 2000. б) Короленков А. В., Гуленков К. Л. Готовимся к экзамену по истории России. М., 2001. в) Лернер И. Я. Задачник по истории отечества: 6—7 кл. Пособие для учителя. М., 1997. Аннотирование — это составление аннотации. Выше вы видели три образца аннотации. Что же такое аннотация? Задание 4. Сравните два определения. Аннотация (от лат. annotatio — замечание) — краткая характеристика содержания произведения печати или рукописи. Аннотация — краткое изложение содержания книги, статьи и т. п. Как вы считаете, какое слово точнее отражает суть аннотации: «характеристика» или «изложение»? Составьте свое определение аннотации на основе решения задания 3. Мы не будем рассказывать о том, для чего составляется аннотация, что она дает читателю, почему она такая короткая. Вы сами можете ответить на эти вопросы, поскольку рассмотрели образцы и определения. Предлагаем более сложное задание. Задание 5. Почему в аннотации указывают, кому именно адресована книга, например: для младшего школьного возраста; для студентов и научных работников; для любителей музыки? Теперь, зная особенности жанра аннотации, вы сможете быстрее познакомиться с книгой; понять, чему именно хочет научить вас автор; выяснить, подходит ли вам эта книга по стилю изложения и уровню сложности, или же она адресована «аспирантам, ученым, специалистам в области палеоантропологии». Кроме того, любой реферат, доклад, творческая или научная работа содержат обзор и характеристику изданий, на которые они опираются. Каждое издание характеризуется примерно по той же схеме, по которой составляется аннотация. К тому же перед вами всегда будет образец — аннотация помещается на обороте титульного листа книги. Задание 6 Для того чтобы освоить жанр аннотации, возьмите хорошо знакомую вам книгу по истории, напишите аннотацию к ней, а затем тщательно сравните с той, которая есть в книге. 2.2. Реферирование Реферирование — это составление реферата. Творческий реферат — наиболее распространенный жанр учебной письменной работы. Как сообщают авторитетные справочники, реферат — это краткое изложение содержания книги, статьи и т. п. Если вы сделаете вывод, что аннотация — это кратчайший реферат, то вы внимательно прочитали и хорошо усвоили предыдущий раздел. Формально вы абсолютно правы'. Условно назовем этот жанр «реферат-1». Однако если вы сдадите учителю истории пересказ книги, то он оценит ваш труд очень низко. Кто же не прав: справочник или учитель? Вы знаете, что один термин может иметь несколько значений. Так, рефератом является не только изложение содержания одной книги, но и сопоставление содержания нескольких книг по одному и тому же вопросу с итоговым выводом в виде собственного мнения (назовем этот вид работы «реферат-2»). Обратимся к истории. В прошлом веке, да и ранее, рефераты-1 были очень распространенной формой 3. КАК СОСТАВИТЬ РЕФЕРАТ Составление реферата — это учебная работа, в ходе которой необходимо продемонстрировать умения:
Реферат — это небольшая самостоятельная работа, выполненная по определенной теме на основе изучения источников и литературы1. «Излагать его содержание следует своими словами, полно и точно указывая источник, из которого взяты фактические данные и цитаты». Сегодня большой популярностью пользуются сборники рефератов, распространяемые в сети интернет и на дисках CD. На наш взгляд, это не снижает актуальности реферата как формы учебной работы. Во-первых, обработка такого материала — лучший способ освоить и закрепить навыки обращения с компьютером, что важно для специалиста в любой области. Во-вторых, чужой реферат (а лучше несколько по близким темам) — это законная основа для дальнейшей самостоятельной работы. Их критическое прочтение столь же полезно, сколь необходимо знакомство со специальной литературой по теме реферата. Единственное, от чего мы обязаны вас предостеречь, — это механическое перенесение в свой реферат больших готовых фрагментов. Подобная компиляция (в отрицательном смысле слова) будет сразу же раскрыта. Однако если вы сравните два-три реферата, составите на их основе собственный план, позаимствуете часть аргументов (с корректными отсылками и критикой слабых мест), то это можно будет оценить как серьезную самостоятельную работу. 3.1. Формальные требования к реферату Необходимый объем реферата — 10—20 страниц машинописного текста или рукописи на стандартных листах формата А-4. На страницах реферата (их следует нумеровать) нужно оставлять поля для замечаний. Реферат обычно переплетают, либо вшивают в папку, или просто скрепляют листы. Структура реферата традиционна:
В приложении к реферату можно дать таблицы, схемы и диаграммы, хронологический перечень событий, именной или географический указатель. В конце реферата ставят подпись и дату его завершения. Обычно минимальный объем реферата указывает учитель. Не менее важно выяснить и максимальный, предельный объем, так как основной недостаток большинства рефератов — неоправданно большой объем, неконкретность содержания, не вполне точное соответствие теме. 3.2. Требования к содержанию реферата Тему реферата обычно формулирует учитель, либо она входит в список возможных тем, рекомендованных по данному курсу. Раскрытие темы является учебной задачей для ученика — он должен максимально грамотно (в соответствии с нормой и традицией) осветить суть вопроса, основные, существующие в литературе, споры и разногласия по данной теме, представить различные позиции авторов, изложить свое видение проблемы. Обычно в реферате сравнивают позиции минимум двух-трех авторов или источников. В процессе их сравнения ученик создает собственную версию. Степень самостоятельности автора реферата может быть различной. Он может принять точку зрения одного из ученых, объяснив, почему она представляется наиболее адекватной. Либо на основе рассмотренных позиций выработать новую, тоже обосновав ее. Формулировка: «Я считаю так-то, потому что: во-первых.., во-вторых...» может стать основой для корректного обоснования своего мнения. Однако особая позиция автора реферата — не самоцель. Если вас устраивает точка зрения академика Б. А. Рыбакова, то не надо любой ценой выдумывать собственное полемическое мнение. Еще опаснее ради хорошей оценки имитировать наличие своего особого мнения. Например*: «По моему глубокому убеждению, автором «Илиады» является Гомер». Задание 13. Подумайте, как корректно переформулировать следующие утверждения*: «Я считаю, что Петр I может быть назван Великим». «По моему мнению, заслуги Ивана Калиты в собирании земли Русской трудно переоценить». 3.3. Структура реферата Реферат состоит из трех частей: вступление, основная часть, заключение. Это традиционная структура любой письменной работы. Одна из многочисленных проблем, возникающих перед автором реферата, — когда считать работу завершенной. Чтобы понять это, необходимо перед началом работы сформулировать в одном предложении то, о чем вы хотите рассказать в реферате. Это называется формулировка проблемы. Реферат без проблемы — просто сокращенный пересказ источников, то есть в лучшем случае — грамотная компиляция, в худшем — реферат-1 (см. выше). Формулировка проблемы вытекает из темы реферата, но не задается темой однозначно. Например, тему «Детство в Древней Греции» можно раскрыть в сопоставлении с отношением к детям в других древних государствах. Тогда проблема будет формулироваться так: «Я хочу рассказать, чем отличалась жизнь детей в Риме и Греции (или в Греции и Египте)». Можно сделать упор на образование, грамотность, школы, а можно сравнить жизнь детей и взрослых. Рассмотрение возможных вариантов темы, выбор формулировки проблемы и обоснование такого выбора — достойный вопрос для введения к реферату. Работу следует начинать с составления списка литературы и источников по теме. Здесь важно различать две ситуации: либо список рекомендуемой литературы уже дан вместе с темой, либо этот список надо составить самостоятельно. В первом случае нужно изучить все доступные источники из списка, а позже по необходимости вернуться к тем из книг, которые наиболее важны с точки зрения выбранной вами проблемы. Во втором случае необходимо начать с монографий по более широким темам, энциклопедий, справочников, библиографических указателей. Каждая новая книга или статья будет расширять ваш список своими ссылками. Затем можно более детально изучить те книги, которые важны с точки зрения темы реферата. После изучения литературы и источников и составления выписок по теме можно окончательно сформулировать проблему и начинать писать текст. Для того чтобы правильно сформулировать проблему, мы предлагаем действовать по следующему алгоритму: перечитайте соответствующий параграф учебника; прочитайте хотя бы две книги по теме реферата; изучите списки литературы в них. Это поможет выбрать то, что вам особенно интересно. Затем составьте несколько вариантов формулировки проблемы и обратитесь за советом к преподавателю. Что же такое проблема реферата? С точки зрения истории, проблема всегда состоит в изменении объекта. Контрольные вопросы (задаваемые себе) помогут удержаться в рамках исторического подхода: что изменялось, почему, к чему привели изменения? Это может быть биография исторического деятеля, формирование его личности («Детство Ивана Грозного». С чего начинал Иван IV? Как изменился? Почему изменился? Как это сказалось на истории России?); либо изменение границ государства («Племенной состав и границы Киевской Руси». Как изменился племенной состав Руси в результате новгородской колонизации на северо-восток? Почему изменялись южные границы Руси? Какие новые народы вовлекались в ее жизнь (в качестве подданных и соседей)? Почему граница на западе была неустойчивой?). В качестве проблемы могут выступать изменения в материальной и духовной культуре («Развитие средств связи в XIX веке». Как это изменило жизнь? Как это повлияло на ощущение пространства?). Исходное положение, причины изменений, результат — эти содержательные параметры присутствуют в формулировке любой проблемы. Их описание и анализ составляют содержание основной части реферата, включающей 2—3 главы (параграфа). Каждая глава должна освещать самостоятельный вопрос поставленной проблемы. Каждая глава и каждый параграф должны заканчиваться выводами. Задание 14. Параграф реферата называется «Роль князя Владимира в распространении христианства на Руси», вывод сформулирован так: «Роль князя Владимира в распространении христианства на Руси велика». Что вы можете посоветовать автору реферата? Структура каждой конкретной работы, количество глав и параграфов зависят от авторского видения проблемы. Перечень названий этих составных частей представляет собой план реферата. Наличие плана обеспечивает целенаправленный отбор источников и литературы. 3.4. Еще раз о формулировке проблемы С учетом вышесказанного вернемся к формулировке проблемы реферата. Проблематизация является непростой задачей даже для опытного исследователи. Приведем несколько примеров. Тема: «Революция 1917 г. в России, ее значение». Примерный план:
Чтобы реферат не только содержал хронологию событий, но и давал информацию об их причинах и последствиях, надо выбрать позицию автора. Варианты формулировки проблемы: а) Ябуду доказывать, что переход власти в руки большевиков был неизбежным (случайным) явлени ем. (Рассмотреть причины революции и ее результа ты. Оценить цели и возможности противников и сто ронников большевиков.); б) Я буду доказывать, что переход власти в руки большевиков был позитивным (негативным) явлени ем. (Оценить плюсы и минусы революции.) Для 15—20 страниц рассмотрения одного из аспектов темы более чем достаточно. Выбор авторской позиции поможет определиться с подбором соответствующих аргументов и контраргументов. Например, для доказательства неизбежности революции подойдет анализ социальных ожиданий разных групп населения. Труднее с позитивом и негативом — придется перечислить то и другое, а затем сравнить аргументы и сделать выбор. Задание 15. Предложите вариантаы формулировки проблемы реферата. Тема: «Внутренняя политика Ивана IV». Примерный план:
б) Отмена местничества. в) Церковная реформа. 3. Опричнина. Задание 16. Предложите варианты формулировки проблемы реферата. Тема: «Восточные славяне». Примерный план:
Предложенный способ формулировки проблемы достаточно эффективен для любых письменных работ. Разумеется, в науке проблема не всегда формируется так просто. Однако реферат является учебной формой работы, и требовать от него открытий было бы неразумно. Здесь самостоятельная формулировка проблемы и определение границ исследуемого явления уже считаются большим плюсом. Заключение к реферату обычно содержит выводы, которые в обобщенном виде показывают, что удалось узнать по проблеме, сформулированной в начале работы. Будет неплохо, если вы покажете значение данной темы, ее место в более широком этапе исторического развития. Например, «перебросите мостик» к следующему хронологическому периоду, свяжете свои выводы с тем, как развивались события дальше. 3.5. Как добиться соответствия теме Что такое соответствие теме? Например, если реферат посвящен истории принципов формирования вооруженных сил России, то вопрос о сословной структуре общества следует затрагивать лишь в отношении формирования армии (дворяне — офяицеры, податные сословия — солдаты, многие инородцы не призывались). И административное деление страныследует осветить так, чтобы было понятно, как оно отражалось на наборе в армию (отдельные губернии входили в округа, то есть посылка рекрута из Европы на Дальний Восток до революции была исключена). Чтобы проверить, насколько реферат соответствует теме, надо проделать следующую операцию: читать каждый абзац, имея перед глазами формулировку темы, и тут же объяснять себе, а лучше — реальному или воображаемому «критику», как этот фрагмент служит раскрытию темы. Если вы не убедили «критика», вычеркните данный абзац или переработайте его. Как видите, хороший реферат (как и книга) представляет собой сознательную и вдумчивую детализацию собственного заголовка. Необходимо отметить, что ваше понимание темы, степень проникновения в нее постоянно меняются в процессе работы над рефератом. Можно сказать, что это главный результат подобной работы. Например, дана тема: «Движение декабристов». Первоначально ваши представления о ней были на уровне учебника истории. После изучения литературы вы стали знать намного больше. Теперь это уже понимание второго уровня. По мере роста ваших знаний тема растет. Но не забывайте, что есть люди, которые посвятили жизнь изучению данной проблемы, представьте себе, на каком уровне владения темой находятся они. Через определенное время вы начинаете формулировать проблемы в рамках заданной темы: проекты декабристов по решению земельного вопроса, проекты государственного устройства России, персоналии (личность П. И. Пестеля) и т. п. Любая из них может стать стержневой проблемой реферата. Допустим, вы выбрали проблему «Проекты декабристов по решению земельного вопроса». Понятно, что освобождение Тот же фрагмент заключения легко превращается в соответствующий фрагмент введения, где формулируются задачи работы. Например, в основной части сказано: «А теперь я рассмотрю некоторые факторы, повышающие эффективность тактики «заманивания»: суровый климат, большие расстояния, низкая плотность населения, неразвитость хозяйственных структур» (здесь используются цитаты о пустынности и безводности Скифии, русской зиме и тактике «выжженной земли»). В заключении, где даются выводы, пишем: «Суровый климат, малонаселенность, простота традиционного хозяйства способствовали успеху тактики ухода от крупных боевых столкновений». Во введении, где ставятся задачи, формулируем: «Важно рассмотреть, как климат, степень населенности территории, особенности традиционного хозяйства влияли на выбор тактики «заманивания», то есть ухода от крупных боевых столкновений». Данный пример показывает, насколько важно научиться правильно и эффективно использовать готовые результаты своего труда. Вернемся к формулировке проблемы: «Сходное и различное в тактике «заманивания» у племен скифов и русского полководца М. И. Кутузова». Где можно искать черты сходства и различия? В самой тактике, в ее реализации, в причинах выбора такой тактики (климат, география, наличные силы), в последствиях данной тактики (враг вынужден уйти сам). Отсюда следует формула: всегда рассматривайте не только само явление, но также причины и условия его возникновения, результаты и последствия. Все изучается в развитии. Если эта задача решена и принцип историзма соблюден, то реферат заслуживает положительной оценки. Но вы хотите большего. Тогда рассмотрите еще не сколько подобных сюжетов, покажите свое знакомство с аналогичными проблемами в другие периоды истории: «Приказ об уничтожении материальных ресурсов при отступлении издавался многими военачальниками»; «Засыпать колодцы, как делали скифы, в условиях Белоруссии и Смоленщины в 1941 г. было бы бессмысленным: здесь много природных источников воды» и т. п. Теперь поговорим об общей оформительской рамке работы. Верхняя планка такой «рамки» — это начало введения. Оно может быть разным по стилю. Не очень хороший вариант: «Я получил от Олега Сергеевича тему реферата и сразу сел думать...» Достойный вариант: «Каждый народ защищает свою родину от захватчиков. История сохранила множество образцов героической борьбы людей с вторжением внешних врагов...» Нижняя планка «рамки» — финал заключения. Это может быть поэтический пассаж: «Напрасно ждал Наполеон...» или рассуждение из области психологии: «Интересно, что Дарий и Наполеон воспринимают тактику «заманивания» как проявление слабости и трусости, даже как нарушение «этики» ведения войны...» Будет уместна цитата из Геродота и выход на заключительную мысль: «Кто с мечом к нам придет...» Надеемся, что наши советы помогут вам самостоятельно овладеть сложным искусством излагать свои мысли просто. Итоговая схема работы над рефератом
Продолжение чтения литературы. Продолжение подготовки выписок. Уточнение проблемы, которая вам по силам. Уточнение плана. Написание черновика основной части.
4. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ Французское слово «эссе» можно перевести как «проба пера, попытка, набросок». Данный жанр стал популярным в последние годы. Однако это приводит к различным трактовкам такого вида письменной работы и попыткам формализовать его. Исходя из практики, следует различать два жанра эссе, диаметрально противоположные по целям. Эссе-1 (название условное) — это форма творческой работы, которую можно порекомендовать людям, интересующимся историей, для кого написание реферата не представляет трудностей. Рамки эссе-1 позволяют более широко продемонстрировать все свои возможности. Кроме творческого эссе-1, в учебной практике под тем же названием используется эссе-2. Это очень строгая форма изложения знаний, когда место и время ответа ограничены. В данном случае требуется умение показать развернутый план ответа по теме. Причем тезисы должны быть не разрозненными, а составлять единый текст. Эссе-2 как форма письменной работы включена в единый государственный экзамен по истории, что повышает его актуальность. Кроме того, эссе строгой формы — это основа докладов, аналитических записок и иных форм современной коммуникации в науке, политике, бизнесе. Рассмотрим эти виды работы более детально. 4.1. Эссе-1 как жанр письменной творческой работы Цель творческого эссе — уйти от формальных рамок. Здесь господствует не логика, а ассоциации. Гели вас стесняют четкие рамки реферата и заданная структура, необходимость все обосновывать и ПОЛНО ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ Задание 1. Вариант некорректного цитирования: «Президент Ирака объявил о создании войск специального назначения для поддержки <...> Израиля». Задание 2. В отрывке изменилось название страны: Австралия вместо Австрии. Задание 3. Составные части аннотации:
Соответствие: 1 — А, 2 — В, 3 — Б. Задание 4. Слово «характеристика» точнее (изложение — это еще и краткий пересказ). Аннотация — характеристика жанра, содержания и назначения издания с указанием, кому именно оно адресовано. Задание 7. Разница между конспектом книги и рефератом-1 весьма незначительна. Реферат имеет более четкую структуру и расширенные комментарии. Задание 8.
Слово «доклад» употребляется и в других сферах, поэтому термин «реферат» закрепился в качестве названия жанра учебной письменной работы. Задание 9. Среди данников 885 г. отсутствуют словене, кривичи и меря. В летописи прямо сказано: «а с другими народами воевал». Кроме того, представьте, как трудно было из Киева полноценно контролировать Новгород и примыкающие территории. Под 907 годом летопись рассказывает, как были обделены при разделе Константинопольской добычи новгородские словене: «И сказал Олег (грекам): — Сшейте для ру-си паруса из паволок (драгоценных тканей), а словенам — полотняные». Это свидетельствует о том, что отношения с новгородцами были непростыми. Представлять структуру Древней Руси по аналогии с современным государством не следует. Это был весьма шаткий союз. Формулирппну «власть распространяется от Новгорода», ориентируй! Ы HI список данников, лучше заменить на: «центр ил,к ш ш i щается из Новгорода в Киев». Задание 10. В третьем источнике опечатка: бояр вместо болгар. Задание 11. Выражение «этим дани ii.im м<- д.ныи.- im i «эти дань нам платить не стану! ■• Д»'и< шин ми ирни говор и дальнейшее развитие равноправных торговых отношений с волжскими болгарами говорят в пользу такого понимания: скотоводы слишком подвижны, трудно покоряются, дань легче брать с оседлых земледельцев. Автор пересказа увидел иронию там, где была прямая констатация факта. Задание 12. Позиция автора компилятивного конспекта должна быть по возможности лишена оценок. Историк должен быть беспристрастен. Это не означает отсутствие собственного мнения, это означает умение не примешивать к восприятию чужого текста свое отношение к фактам. Задание 13. Например, так: «Я считаю, что мне удалось показать, почему именно Петра I называли Великим», «По моему мнению, изложенные факты помогают лучше понять, в чем именно проявились заслуги Ивана Калиты в собирании земли Русской». Задание 14. Автору реферата можно посоветовать расширить вывод, добавить деталей, например: год и место принятия христианства, роль Владимира в придании этой религии статуса государственной, международные последствия этого шага, меры по просвещению населения, и т. п. Задание 15. Возможные варианты формулировки проблемы: а) Я буду доказывать, что политика Ивана Грозного была направлена на централизацию власти. б) Я буду доказывать, что политика Ивана Грозного была противоречива по своим целям и методам. Задание 16. Возможные варианты формулировки проблемы: а) Я буду доказывать, что у восточных славян к IX веку сложились все необходимые условия для формирования государственности. б) Я буду доказывать, что у восточных славян к IX веку не было предпосылок для самостоятельного формирования государственности. Задание 17. В реферате «Развитие внутреннего рынка как фактор объединения русских земель» речь идет о Московской Руси XV века. Торговля с генуэзскими (итальянскими) купцами из колоний в Крыму — это направление внешней торговли. Посоветуем автору держаться в рамках темы. Задание 18.
Задание 19. Эталон полного правильного ответа.
|
Основные приемы интеллектуальной работы с научным текстом Для серьезного изучения и запоминания большого объема информации необходимо научиться рациональным приемам работы с текстом. Умения... | Методы самостоятельной работы с книгой Цельзанятия: обучение методам самостоятельной работы с книгой. Ознакомление с основными методами работы с текстом | ||
Знать основные программные средства для работы с текстом Прежде чем приступать к работе с текстом, следует познакомиться с главным окном текстового процессора Word и его элементами. Главное... | Тематическое планирование по природоведению 5 класс Что такое «тело», «вещество», «явления природы», методы изучения окружающей действительности,умение работать с текстом | ||
Формирование ууд на основе использования метода интеллект–карт на уроках немецкого языка Для работы с текстом в нашей школе используются различные методы: инсерт, кластер, карт-понятий и другие. Я сегодня расскажу о методе... | Степура Илона Игоревна Становление познавательных универсальных учебных... Становление познавательных универсальных учебных действий у младших школьников третьего класса, посредством работы с текстом на уроке... | ||
Литература Тема урока: Комплексная работа с текстом ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и приемы, используемые на уроке: беседа, монолог, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом | ||
Урока: Образовательная Образовательная: помочь учащимся получить представление о возможностях работы с текстом, дать основные понятия, необходимые для работы,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивающая: продолжить формирование умений работы с исторической картой, навыков самостоятельной работы с текстом учебника | ||
Правописание приставок Методы обучения: репродуктивной, частично поисковый проблемно-поисковый, индуктивные методы самостоятельной работы | Кашапова Эльмира Нахиповна Формы работы над критической статьёй на урок Разумеется, традиционные формы работы не следует отменять, так как они учат работать с текстом, выделять в нём главное, формулировать... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: совершенствование навыка беглого, выразительного чтения через нетрадиционное представление новых слов на уроке и способы... | «Образование прилагательных» Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка | ||
Урока предмет -математика Класс : 5 Тема : «Сложение и вычитание смешанных чисел» Оборудование и материал для урока: карточки с текстом заданий для работы устного счёта, для работы у доски | Учитель Попова Римма Исламгареевна Формы работы учащихся – работа с текстом, таблицами, схемами, тестирование, редактирование, взаимопроверка |