Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар





Скачать 464.05 Kb.
НазваниеНародные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар
страница1/4
Дата публикации25.01.2015
Размер464.05 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи
Зиннатуллина Гулюза Ильфатовна
НАРОДНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ

ТОБОЛО-ИРТЫШСКОЙ ГРУППЫ СИБИРСКИХ ТАТАР

Специальность: 07.00.07 – Этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Казань – 2010

Работа выполнена в отделе этнологии Института истории

им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан


Научный руководитель:

доктор исторических наук,

главный научный сотрудник

Исхаков Дамир Мавлявиевич


Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор

Беляева Надежда Федоровна
кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник,

Тычинских Зайтуна Аптрашидовна


Ведущая организация:


Учреждение Российской Академии наук «Институт проблем освоения Севера Сибирского отделения РАН»


Защита состоится 26 марта 2010 г. в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 022.002.01 при Институте истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420014, г. Казань, Кремль, подъезд 5.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (г. Казань, Кремль, подъезд 5).

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Института истории им. Ш. Марджани АН РТ http://www.tataroved.ru
Автореферат разослан «17» февраля 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат исторических наук Р.Р. Хайрутдинов




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Диссертационная работа посвящена проблемам этнографического изучения народной медицины сибирских татар юга Тюменской области.

Традиционная народная медицина является неотъемлемой частью культу-ры каждого этноса. Она концентрирует в себе обширный опыт человеческой жизнедеятельности, знания об окружающем мире, собственно человека, фиксирует важнейшие вехи в истории развития человеческого общества, отражает фундаментальные мировоззренческие позиции. Многие достижения народной медицины вошли в повседневную практику современных научных медицинских знаний, а также объективизировались в верованиях, обрядах, фольклоре, религиозных предписаниях.

При этнографическом изучении народной медицины того или иного этноса следует учитывать, что ее истоки уходят в древнюю историю человечества. Навыки и приемы лечебных действий входили в тот арсенал знаний, который сопровождал человека на самых ранних стадиях развития. В процессе эволюции человека эти навыки усложнялись. Как отметил А.А. Воронов, «инстинктивное поведение очень постепенно и медленно превращалось в сознание, накапли-вались конкретные знания, вновь проверяемые опытом многих поколений и закрепленные традицией»1.

Изучение народного опыта использования всевозможных настоев, отваров, порошков, мазей и других целебных веществ, применяемых в народной медицине, исследование их воздействия на организм человека, стало основой зарождения научной медицины.

В последние десятилетия актуализировалась практическая значимость научного изучения и объективная оценка народной медицины. В настоящее время наблюдается возросший интерес к народной медицине не только со стороны профессиональной медицины, но и со стороны общественности, обусловленный рядом социальных, экономических и экологических причин.

Современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения. Использование достижений науки (химии, физики, техники), гиподинамия, загрязнение воздушной среды, некачественное водоснабжение, включение в рацион питания синтетической пищи и др. приводят к возникновению новых заболеваний. Предлагаемое современной научной медициной большое количество новейших химических и синтети-ческих препаратов является причиной лекарственной зависимости и возросшего числа аллергических заболеваний.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в последние десятилетия в нашей стране, привели к удорожанию медицинских услуг и лекарственных препаратов. В связи с этим усилились обращения населения к услугам разного рода целителей, попытки оздоровления народными способами, подкрепляемые широким выбором популярной и научной литературы в области народной медицины.

Народная медицина, являясь важным компонентом культуры народа, позволяет не только выявить позитивные народные знания, но и раскрывать этническое своеобразие народа, специфику его культуры.

Обращение к изучению отдельных аспектов народной культуры сибирских татар и народной медицины, в частности, в современной ситуации объясняется тем, что в последние годы наблюдается ренессанс национального самосознания, возникает потребность в поиске и возвращении утраченных культурных ценностей.

Актуальность данной проблемы определяется также тем, что существует явная недостаточность исследовательских работ этнографического плана, посвя-щенных изучению проблематики народной медицины сибирских татар Тюменской области.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты истории народной медицины нашли отражение в работах не только этнографов, но и ученых разных специальностей, в том числе фольклористов.

В дореволюционный период эта тема не являлась предметом специальных исследований, шел главным образом процесс накопления этнографических материалов.

Упоминания о народной медицине инородцев Сибири встречаются в трудах известных ученых-путешественников XVIII в. И.Г. Георги, И.И. Лепе-хина, П.С. Палласа и др2.

Сведения о разных аспектах культуры сибирских татар в XIX в. встречаются в трудах таких ученых, как В.В. Радлов, Н.Ф. Катанов, Г.Н. Потанин и др3.

Со второй половины XIX в. началось эпизодическое изучение народной медицинской практики, ее методов и средств. Появились первые этнографии-ческие, санитарно-антропологические, историко-культурные работы, в которых большое внимание уделялось состоянию гигиены, санитарии, народного врачевательства у русских и инородцев Сибири, а также других регионов России (Н.А. Костров, Н. Надежинский и др.)4.

В работах авторов рубежа XIX – ХХ вв. (И.Я. Неклепаев, Н.Л. Скалозубов и др.)5 приведены конкретные сведения о народной медицине, знахарстве, колдовстве, этиологии болезней, состоянии здравоохранения и земской меди-цины России. Однако они носили преимущественно описательно-иллюстра-тивный характер, а причины широкого бытования народной медицины объяснялись бедностью и нищетой населения.

Начало 1970-х гг. знаменуется ростом интереса, проявляемого этнографи-ческой наукой к проблемам народной медицины, появляются работы (Ю.В. Бромлей, В.А. Воронов и др.), посвященные методике изучения народных медицинских знаний. Значительный импульс к развитию изучения народной медицины как важного компонента духовной жизни этноса был дан на состоявшейся в Ленинграде Всероссийской научной конференции этнографов и антропологов (1975 г.), на которой рассматривались основные методические и методологические проблемы изучения этого направления, сделаны попытки теоретического осмысления феномена народной медицины и систематизации этнографических работ по данной тематике6.

В последующие годы в отечественной этнографии интерес к народной медицине значительно усиливается, на что указывают многочисленные региональные этнографические исследования по данной тематике (Л.З. Куникеева [1982]; А.Н. Давыдов [1983]; В.Ф. Кнельц [1983]; В.Э. Гумаров [1984]; А.М. Григорьева [1992]; С.И. Дмитриева [1993] и др.)7.

Фундаментальные исследования, посвященные народной медицине народов России, в которых просматривается комплексный подход к изучению данного вопроса (В.И. Василенко [1987]; Л.И. Никонова [2000]; Г.И. Мальцев [2000]; В.Я. Темплинг [1996] и др.), появляются с конца 80 – 90 гг. ХХ в8.

На рубеже XX-XXI вв. предметом нового осмысления становится содержание эзотерических аспектов народной медицины.

В результате комплексного изучения В.И. Харитовой [1999]9 магико-медицинской и заговорно-заклинательной традиции стала возможна этноло-гическая интерпретация традиционных верований и практик с опорой на современные концепции фундаментальных наук. Совмещение этнологических исследований с новейшими естественнонаучными изысканиями выявляет перспективу дальнейшей реконструкции народных медицинских знаний, выработанных тысячелетним опытом человечества.

В последние годы в связи с интеграцией научных областей знаний можно встретить широкое применение материалов по народной медицине в работах филологов (Л.Р. Гильмутдинова [2004]; Е.Е. Ермакова [2005]), психолингвистов (И.С. Карабулатова, Е.А. Бондарец [2005]; А.В. Сухарев [1994, 1995]) и др.10

На общем фоне исследований народной медицины народов России можно выделить специальные работы по этнографии собственно сибирских татар.

Первые специализированные работы по этнографии сибирских татар появились в 1940 - 1960-е гг. Так, в 1949 г. ленинградская исследовательница В.В. Храмова собирала материалы на территории Заболотья (Тобольский район), в том числе и по теме народной медицины. К сожалению, ее данные до настоящего времени не опубликованы11.

Специальные работы монографического характера по культуре, этнической истории сибирских татар появляются в 1970-е гг. (Ф.Т. Валеев, Н.А. Томилов и др.). В публикациях Ф.Т. Валеева12 представлены первые сведения о народной медицине сибирских татар в контексте народных верований. Позднее в монографическом исследовании «Сибирские татары: культура и быт»13 автор более подробно рассматривает народную медицину сибирских татар, анализирует ее как неотъемлемую и важную составляющую народных знаний, вводит в научный оборот значительный полевой материал. Он описывает народные способы лечения, подразделяя их на «рациональные» и «иррациональные», отмечает в народных методах лечения влияние ислама и сохранение пласта доисламских верований.

В работах Н.А. Томилова была разработана классификация этнических групп татар, отмечены демографические процессы, происходившие в среде сибирских татар XVIII-XX вв14. В 1970-80-е гг. сотрудниками кафедры этнографии Омского государственного университета под руководством Н.А. Томилова и В.Б. Богомолова были развернуты полномасштабные этнографические и этносоциологические исследования народов Западной Сибири, одним из направлений которых стал сбор материала по народной медицине15. В последующие годы материалы данной экспедиции встречаются в работах Е.В. Верпаховской, Ф.Т. Валеева, И.В. Волохиной и др16. В статье Е.В. Верпаховской приведены сведения о народном лекарствоведении тоболо-иртышских и барабинских татар. И.В. Волохина отдельно рассматривает вопрос о лечении наружных болезней в народной медицине татар.

Позже значительный интерес к этнической истории, культуре и языку сибирских татар стали проявлять ученые Татарстана (Д.М. Исхаков, Г.Л. Файзрахманов, Р.К. Уразманова, Д.Г. Тумашева, Д.Б. Рамазанова, Р.С. Барсукова, Ф.С. Баязитова и др.)17. Многолетние исследования казанских ученых по этнографии были обобщены в итоговой монографии «Сибирские татары»18.

В конце 1990-х гг. появляются труды, содержащие значительный краевед-ческий материал по изучению истории сибирских татар Тюменской области (И.В. Белич, Г.Т. Бакиева, И.Б. Гарифуллин, Р.Х. Рахимов и др.)19. Кроме исторических данных, исследователи приводят сведения о социально-демографическом развитии татар региона, их хозяйственной и духовной жизни, включающие большой справочный материал, где наибольшую ценность для нашей работы представляют сведения о почитании мавзолеев (астана) первых исламских миссионеров Сибири.

В работах Л.И. Никоновой, обобщающих опыт тюркской народной медицины Поволжья и Приуралья, содержатся сведения и о татарах Сибири 20. Для нашего исследования значимыми являются авторские разработки, учитывающие специфику бытования народных медицинских знаний в близлежащих регионах, в частности, это составленные Л.И. Никоновой и Ю.М. Мокшиной план-проспект и анкеты для проведения историко-этнографического исследования региона21.

Интерес к изучению народной медицины сибирских татар получил новый импульс в последние годы. Так, появилось диссертационное исследование Л.М. Кадыровой, посвященное исследованию народной медицины тарской и курдакско-саргатской подгрупп тоболо-иртышской группы сибирских татар. Автором были выявлены условия функционирования народных знаний, определены характерные черты врачевателей, представления о причинах болезней, а также проанализированы основные способы и средства лечения в народной медицине курдакско-саргатских и тарских татар в сопоставлении с материалами по всем группам сибирских татар22.

Ценными для нашей работы были сведения по терминологии, связанной с народной медициной сибирских татар, содержащиеся в трудах филологов Д.Г. Тумашевой, А.Х. Насибуллиной, Х.Ч. Алишиной, М.А. Сагидуллина23.

В целом нужно отметить, что народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар в настоящий момент изучены недостаточно полно, а имеющиеся данные разрознены. В связи с этим возникает необходимость их обобщения и систематизации.

Целью исследования является систематизация и историко-сравнительный анализ народных медицинских знаний тоболо-иртышской группы сибирских татар.

Задачи исследования заключаются в следующем:

    • рассмотреть этническую историю, систему народных верований, среду обитания, традиционное хозяйство сибирских татар, повлиявших на становление народных медицинских знаний тоболо-иртышской группы;

    • выявить трансформацию народных медицинских знаний тоболо-иртышской группы сибирских татар в XX-XXI вв.;

    • составить этнокультурный портрет сибирскотатарского знахаря и охарактеризовать традиционные представления тоболо-иртышской группы сибирских татар о причинах болезней;

    • систематизировать традиционные лекарственные средства, способы лечения тоболо-иртышской группы сибирских татар.

Объектом исследования является традиционная культура центральной - тоболо-иртышской группы (подгруппы: тобольская, тюменско-туринская, ясколбинская, курдакско-саргатская, тарская) сибирских татар, локализующейся на территории Тюменской области по бассейнам рек Тобола, Иртыша и Туры. Из этих групп были обследованы населенные пункты, расположенные в Вагайском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Ялуторовском и Ярковском районах. В работе использованы и обобщены некоторые материалы по барабинским татарам.

Предметом исследования являются народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар.

Хронологические рамки нашего исследования охватывают период с конца XIX в. до начала ХХI в. Такой выбор дает возможность наглядно представить специфику бытования народной медицины в системе этнической культуры сибирских татар, проследить характер и направления изменений социокультурных функций данной сферы культуры.

К концу XIX – началу ХХ вв. многие традиционные институты бытовой культуры, в том числе и народная медицина, в результате целого ряда полити-ческих и социально-экономических преобразований подверглись трансформа-ции. В этот период происходят изменения и в традиционной культуре сибирских татар, связанные с миграцией поволжских татар в Сибирь и их просветите-льской работой, что нашло отражение в медицинских знаниях сибирских татар.

Развитие этнической культуры сибирских татар в ХХ в. определялось спецификой советского периода. В это время укрепляются и расширяются межэтнические контакты с другими народами. Изменения социально-экономи-ческих условий жизни населения, общая доступность профессиональной меди-цины и другие факторы привели к утрате некоторых элементов традиционно-бытовой культуры, включая народные медицинские знания.

В конце ХХ – начале ХХI вв. произошли значительные изменения в социокультурной сфере России, повлиявшие на развитие этносов. Переход общества на новый - информационный этап развития повлек за собой ряд изменений в мировоззрении этносов. Возросший интерес к истории и традиционной культуре, в частности, к народной медицине, подкрепляется доступностью книг и других информационных материалов в этой области знаний. Происходит процесс взаимопроникновения и взаимообмена «офи-циальной» и народной медицины.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconКафедры
Антропонимия сибирских татар в сравнительно-историческом освещении 10. 02. 02 Языки народов РФ (татарский язык)
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconАнтропонимия сибирских татар в этнолингвистическом аспекте (на материале...
...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПродолжение слава россии 2
Если бы не они, пришли бы восточные орды, поголовно истребляющие местное население, стирая с земли великие культуры. Русское правительство...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconЗаселение территории Среднего Прииртышья, которую в настоящее время...
Ековье территория юга Западной Сибири входила в состав различных кочевых империй. Сотни археологических и исторических памятников...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconБеркетмә №1 “
Татар телендә гомуми төп белем бирү мәктәпләре (V-IX сыйныфлар) өчен татар әдәбиятыннан үрнәк программа Төзүче-авторлары: Заһидуллина...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconТема урока
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconТатар теле һәм әдәбияты кабинеты
Боларның барысы да татар укучысын җәмгыятьнең төрле өлкәләрендә актив катнашучы шәхес буларак формалаштырырга ярдәм итә, аның акыл,...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно Положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения, все школьники распределяются по состоянию здоровья на...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПодготовительная медицинская группа
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности учащиеся...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На какие группы (по авторству) можно разделить загадки? (Народные и литературные)
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconЧеловек и окружающая среда. Экология. Охрана природы. Кеше һәм тирә-юньдәге...
Баширов, З. Татарстан : памятники природы : фотоальбом / З. Баширов. – Казань : Татар кн изд-во, 1994. – 240 с ил. – Текст парал...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconОтчет о региональной Школе молодого автора, Владивосток, 18 26 октября 2005 года
С другой стороны, высокие транспортные тарифы также препятствовали привлечению значительного числа дальнево­сточников для работы...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconМедицинские учреждения
Материалы и оборудование: ребусы по теме «Медицинские учреждения», предметы для игры «Аптека» мяч, карточки с названиями мед учреждений...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПланирование работы группы Вытягиваем значки, разбиваемся на группы...
Проверка знаний населения по оказанию пмп (есть ли знания и насколько они верны) (группа «Врачи»))
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учащиеся рассажены по группам. 3 группы по 5 человек. Учащиеся 1-ой группы представляет страну Великобританию, 2-ой группы- сша,...
Народные медицинские знания тоболо-иртышской группы сибирских татар iconФизические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья...
Их отклонения в состоянии здоровья, которые еще не носят необратимый характер, но снижают физическую работоспособность, задерживают...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск