Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение





Скачать 234.61 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение
Дата публикации16.02.2015
Размер234.61 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации




Авторы-составители: к.и.н., доцент Кветкина И.И., к.и.н., доцент Чехоева И.А., ст. преп. Кулумбекова А.К.
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции)
ВВЕДЕНИЕ
Самостоятельная работа студентов – важная часть учебного процесса, призванная развивать навыки внеаудиторной учебно-исследовательской деятельности студентов. При этом, самостоятельная работа направлена не только на достижение учебных целей – обретение соответствующих компетенций, но и, прежде всего, формирование самостоятельной жизненной позиции как личностной характеристики будущего специалиста, повышающей его познавательную, социальную и профессиональную мобильность, формирующую у него активное и ответственное отношение к жизни. Самостоятельная работа студентов выступает как особая разновидность учебной работы наряду с лекциями, семинарами, зачетами и т.д., которая предполагает ряд мер: умение самостоятельно работать с литературой, излагать материал в письменной форме, участвовать в дискуссиях и обосновывать собственную позицию.

История – базовая дисциплина гуманитарного цикла, которая играет важную роль в формировании современного специалиста. Её изучение позволяет расширить кругозор студентов, приобрести навыки анализа исторических проблем. В результате осмысления настоящего курса студенты получают знания по узловым вопросам теории и истории Отечества, формируют целостное представление о динамике развития мирового историко-культурного процесса, о дискуссионных исторических проблемах. Это, в свою очередь, помогает преодолеть определённый «технократизм» мышления, свойственный студентам технических вузов.

Перечень тем, вынесенных на самостоятельное изучение с указанием количества часов, отводимых на каждую из них, прилагается ниже. Самостоятельная работа предполагает подготовку к семинарским занятиям, рефератов с последующей защитой их на семинарских занятиях. Требования по подготовке вопросов семинара и защите рефератов доводятся до студентов на вводном семинарском занятии, они оговорены также в учебно-методическом пособии по курсу и методических рекомендациях к практическим занятиям, имеющим место в электронном варианте на сайте университета. Кроме того, еженедельно на кафедре проводятся консультации для студентов.

В качестве форм контроля за подготовкой студентов используются контрольные вопросы, задаваемые студентам в ходе и по окончании лекции, брейн-контрольные на практических занятиях, проверочные работы в форме тестов и терминологических диктантов. В итоге усвоения учебного материала проверяется и закрепляется проведением 2-х рубежных рейтингов и зачета по дисциплине.



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

- сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России.

Задачи дисциплины:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству;

  • знание движущих сил и закономерностей исторического процесса;

  • воспитание нравственности, толерантности;

  • понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии;

  • способность работы с разноплановыми источниками;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно мыслить и строить устную и письменную речь, вести научные дискуссии.

Объем обязательных знаний, необходимых для усвоения студентами, и основные формы учебной работы по этой дисциплине определены рабочей программой курса, разработанной на кафедре истории.

Главным методом овладения курсом истории, как и других наук, была и остается самостоятельная работа студента. Она включает в себя ознакомление с очередной темой курса, усвоение вопросов, раскрытых в лекции и выносимых на обсуждение по плану семинарского занятия. Просмотрев конспект лекции и изучив рекомендованную к семинару литературу, студент продумывает порядок изложения ответов на вопросы семинара. Самостоятельная работа студента допускает подготовку презентации по теме занятия или отдельным ее вопросам. Презентации могут быть подготовлены группой студентов, что позволяет вырабатывать навыки сотрудничества и действий в команде.

Одной из форм самостоятельной работы является подготовка и защита реферата или сообщения. Изложение реферата или сообщения на семинаре или на студенческой научной конференции поможет студенту более глубоко изучить проблему, приобрести опыт исследовательской работы и навыки публичных выступлений.
Семинар 1. Вводное занятие.

  1. Формы и методы работы на семинаре, виды самостоятельной работы студентов.

  2. Литература по курсу, система аттестации.

  3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, предназначенные для использования в работе студентами СК ГМИ: ЭБС: http://studentlibrary.ru/ ; http://e.lanbook.com/

научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; KNIGAFUND.RU
Семинар 2. Древнерусское государство в 9-15 вв.

  1. Предпосылки, причины и теории возникновения государственности у восточных славян. Принятие христианства Киевской Русью.

  2. Феодальная раздробленность в русских землях. Установление монголо-татарского ига.

  3. Образование Московского государства в землях Северо-Восточной Руси. Освобождение от ордынского ига.

Методические рекомендации:

Студенту предстоит отметить предпосылки и причины образования государства у восточных славян, рассмотреть актуальные теории происхождения русской государственности. Особое внимание следует обратить на сущность процесса феодализации, характеристику общественного и политического устройства Киевской Руси. Утверждение феодальных отношений лучше всего комментировать на основе «Русской правды» XI в. В вопросе о принятии христианства необходимо указать последствия и значение принятия новой веры.

Во втором вопросе следует дать характеристику периода феодальной раздробленности, выделив причины, положительные и отрицательные ее последствия. Раскрыть формы вассальной зависимости Руси от Золотой Орды. Рассказать о значении борьбы Северо-Западной Руси в сдерживании шведской и немецкой агрессии.

В вопросе об образовании централизованного Российского государства важным является знание этапов и особенностей объединительного процесса в русских землях по сравнению с Европой. Следует подчеркнуть роль Московского княжества в собирании русских земель и значение победы на Куликовом поле.

Завершение процесса централизации важно проиллюстрировать знанием содержания Судебника 1497 г. и его значения в юридическом оформлении крепостного права. В вопросе об освобождении страны от ордынского ига следует отметить его роль в последующем «догоняющем» типе развития России по сравнению с развитием остальной Европы.

Ход семинара предполагает изложение сообщений студентов по персоналиям, предложенным к рассмотрению, или самостоятельно выбранных ими исторических личностей.

Сообщение излагается устно (с предоставлением письменного материала преподавателю) в течение не более 5-7 минут.

Персоналии: Рюрик, Владимир I, Дмитрий Донской, Иван Ш.

Объяснить значение терминов: мир, вервь, вече, уроки, погосты, полюдье, смерды, рядовичи, закупы, холопы, боярин, вотчина, рента, «дети боярские», барщина, оброк, натуральное хозяйство, иго, ярлык, «ордынский выход», баскак, бесермен, язычество (политеизм), варяги, летопись.
Семинар 3. Россия в 16 - 17 вв.

  1. Реформы Ивана Грозного. Формирование дворянства как опоры

централизованной власти.

  1. Смутное время (1598-1618 гг.). Воцарение династии Романовых.

  2. Юридическое оформление крепостного права. Соборное Уложение 1649 г.

Методические рекомендации:

В деятельности Ивана Грозного следует выделить период реформ и контрреформ (опричнина), а также указать на их социальные и экономические последствия. Следует обратить внимание на последствия Ливонской войны.

Объясните причины и следствия расширения состава Боярской Думы и созыва Земских соборов.

Во втором вопросе следует рассмотреть 3 этапа Смуты (династический, социальный, народно-освободительный), проанализировать ее влияние на ход исторического развития России.

В вопросе о юридическом оформлении крепостного права следует поэтапно проследить ухудшение положения зависимых крестьян и суть крепостного состояния на основе Соборного Уложения.

Персоналии: Иван Грозный, Михаил Романов, Борис Годунов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, патриарх Никон.

Объяснить значение терминов: кормления, местничество, самозванец, поместье, «дети боярские», «пожилое», Урочные лета, Заповедные годы, черносошные крестьяне, сословия, сословно-представительная монархия, опричнина.
Семинар 4. Россия в 18 веке.

  1. Деятельность Петра I и ее результаты. Северная война (1700-1721 гг.)

  2. Внутренняя политика Екатерины П. «Просвещенный абсолютизм».

  3. Внешняя политика России в 18 в.

Методические рекомендации:

Следует проанализировать смысл и значение реформ Петра I в сфере государственного управления, образования, быта, военного дела, экономики и пр. и оценить их результаты. На примере Северной войны проследить изменения во внешней политике России, ее результаты.

При освещении внешней и внутренней политики Екатерины II уметь выделить 2 этапа в ее осуществлении, раскрыть содержание политики «просвещенного абсолютизма» и общее и особенное в ее реализации. Следует определить цели и задачи крестьянской войны Е.Пугачева, ее последствия. Говоря о России второй половины 18 в., необходимо продемонстрировать разложение феодально-крепостнического хозяйства на фоне анализа характеристики классической барщинной системы.

Внешнюю политику следует анализировать в соответствии с ее главными целями в 1-й и 2-й половине века и обозначить ее основные направления, показать итоги реализации.

Персоналии: Петр I, А.Меньшиков, Екатерина П, Петр Ш, Е.Пугачев.

Объяснить значение терминов: абсолютизм, кондиции, «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, «пенсионеры», рекрут, коллегия, Табель о рангах, Сенат, Синод, мануфактура, «приписные крестьяне», «посессионные крестьяне», меркантилизм, протекционизм, ассамблеи, бироновщина, империя, капиталистые крестьяне, классовый антагонизм, подушная подать.

Семинар 5. Российская империя в первой половине 19 в.

  1. Реформы Александра I и внутриполитический курс Николая I.

  2. Внешняя политика России в первой половине 19 в. Отечественная война 1812 г.

  3. Общественные движения в первой половине 19 в. Декабристы.

Методические рекомендации:

Вступление России в 19 в. неразрывно связано с попытками реформирования феодализма в царствование Александра I. Следует уяснить содержание проекта реформ М.М.Сперанского и почему проекты реформ не были реализованы.

Следует определить основные направления внешней политики России (восточное, западное, южное). Изучая внешнюю политику России в 1-й половине 19 в., рекомендуется начать ее с освещения отношений России и Франции, участия России в антифранцузских коалициях, Тильзитского мира. Рассматривая Отечественную войну 1812 г. необходимо раскрыть ее предпосылки, ход, объяснить причины победы России и ее участия в заграничном походе 1813-1814 гг. Рассмотреть роль России в умиротворении Европы на примере решений Венского конгресса 1814-1815 г. и деятельности Священного Союза (1815).

Следует выявить различия в политике Александра I и Николая I и их причины.

Анализируя содержание общественного движения 30-50 гг. 19 в., следует рассмотреть предпосылки его возникновения (Отечественная война 1812 г., заграничный поход русской армии, движение и восстание декабристов, рост буржуазного либерализма, постановка крестьянского вопроса на арену широкого общественного обсуждения) и значение в деле подготовки крестьянской реформы.

Персоналии: Александр I, Николай I, М.И. Кутузов, С.Н.Трубецкой, А.И.Пестель, М.М. Сперанский, Наполеон Бонапарт.

Объяснить значение терминов: либералы, консерваторы, славянофилы, западники, коалиция, декабристы.
Семинар 6. Россия в эпоху великих реформ.

1. Отмена крепостного права.

2. Либеральные реформы Александра П (1861-1874 гг.).

3. Революционное движение: от народничества к марксизму.

Методические рекомендации:

В изложении вопросов, связанных с подготовкой, проведением и итогами крестьянской реформы 1861 г. и реформ 60-70-х гг. 19 в., необходимо выявить их внутреннюю противоречивость и ограниченность и показать их объективно-буржуазное содержание.

Пореформенное развитие капитализма рекомендуется связать с завершением промышленного переворота. Особо следует проанализировать развитие капитализма в сельском хозяйстве, показать различия прусского (юнкерского) и американского (фермерского) пути. Подчеркнуть особенности формирования российского промышленного капитала, изменение социальной структуры общества.

Раскрывая идеологию и деятельность народников, нужно обратить внимание на эволюцию от революционного народничества к буржуазному либерализму. Выявить причины и условия распространения марксистской идеологии в России.

Персоналии: Александр II, М.Т. Лорис-Меликов, К.Маркс, Ф.Энгельс, Г.В.Плеханов.

Объяснить значение терминов: «отрезки», выкупные платежи, чересполосица, народники, марксизм, земство, временнообязанные крестьяне, разночинцы, революционные демократы.

Семинар 7. Россия в конце 19 – начале 20 в.

  1. Контрреформы 80-х – начала 90-х гг. 19 в. Александра Ш. Формирование монополистического капитализма.

  2. Международные отношения в конце 19 - начале 20 в. Тройственный Союз и Антанта.

  3. Русско-японская война 1904-1905 гг.

Методические рекомендации:

Контрреформы Александра III следует рассматривать на фоне нарастания рабочего движения и усиления действий либерально-буржуазной оппозиции. Следует выявить причины и особенности процесса складывания в России монополистического капитализма, выделить его основные признаки; обратить внимание на роль государства в складывании монополистического капитализма, и его влияние на дальнейшее развертывание революционных событий.

Сложные события начала 20 в. легче комментировать на основе анализа внутренней и внешней политики России, а также внешнеполитических условий и действий, которые привели к созданию антагонистических блоков – Тройственного Союза и Антанты.

При анализе причин и хода русско-японской войны, следует подчеркнуть, что, будучи попыткой самодержавия предотвратить революционный кризис за счет новых аннексий, она стала катализатором мощного революционного взрыва – первой русской революции.

Персоналии: Александр Ш, С.Ю. Витте, К.П.Победоносцев, О.фон Бисмарк.

Объяснить значение терминов: КВЖД, милитаризм, пацифизм, аннексия, финансовая олигархия, трест, синдикат. Картель, монополистический капитализм.

Семинар 8. Россия в конце 19 – начале 20 в.

  1. Первая российская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.

  2. Становление российского парламентаризма. Формирование партий в России в конце 19 – начале 20 в. (составление таблицы: название партии, время образования, лидеры, цели, средства достижения и т.д.)

  3. Третьеиюньская монархия: ее сущность и особенности. Реформы П.А. Столыпина.

Методические рекомендации:

Следует начать освещение Первой русской революции с объяснения ее предпосылок, причин, характера, особенностей, этапов и итогов. Показать роль российской буржуазии в политической жизни страны, указать, почему она не смогла сыграть решающую роль в модернизации общества и возглавить буржуазную революцию.

При рассмотрении 2-го вопроса семинара следует составить таблицу с указанием названия партий, времени их образования, обозначением лидеров, программных целей и средств их реализации. Осветить формирование и деятельность 1-й и 2-й Государственных Дум, условия создания Третьеиюньской монархии.

Раскрыть цели, содержание и итоги реформ П.А. Столыпина.

Персоналии: Николай II, П.А.Столыпин, П.Н. Милюков, А.И.Гучков, В.М.Чернов, В.М.Пуришкевич, А.И.Дубровин.

Объяснить значение терминов: большевизм, буржуазно-демократическая революция, земцы-либералы, конституционная монархия, «легальный марксизм», меньшевизм, оппозиция, партия, парламентаризм, радикализм, расизм, шовинизм, революция, Советы, социализация земли, хутор, отруб.
Семинар 9. Социально-экономическое и политическое положение России накануне и в годы 1 мировой войны.

  1. Россия в I мировой войне: основные этапы и итоги.

  2. Причины, особенности, характер Февральской революции 1917 г.

  3. Двоевластие (февраль-июль 1917 г.).

Методические рекомендации:

Освещая причины, характер и ход первой мировой войны, надо подчеркнуть прямую связь этих событий с изменением экономического и политического положения и складыванием революционной ситуации в стране.

В вопросе о Февральской революции 1917 г. рекомендуется проследить цели и тактику российских политических партий в ходе революционных событий и их влияние на содержание периода двоевластия.

Октябрьские события 1917 г. положили конец существованию России как части мировой капиталистической системы.

Персоналии: А.Ф. Керенский, А.А.Брусилов, Л.Г.Корнилов, кн. Г.Е.Львов.

Объяснить значение терминов: двоевластие, «братание», дезертирство, Советы, «корниловщина», «прогрессисты», эсеры, кадеты, трудовики, монархисты, черносотенцы, гегемон, фракция, милитаризм, нация.
Семинар 10. Россия в 1917-1918 гг.

  1. Октябрьская революция 1917 г. Становление Советской власти на местах (октябрь 1917- сер.1918 гг.). Разгон Учредительного собрания.

  2. Брестский мир 1918 г.

  3. Окончание Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира.

Методические рекомендации:

Осветив причины, содержание, ход Октябрьской революции, следует рассмотреть первые декреты Советской власти, их влияние на народные массы и события Гражданской войны.

Все события этого периода следует рассматривать, связывая их с борьбой за власть внутри советского руководства и началом формирования административно-командной системы.

Следует осветить внутрипартийную борьбу по вопросу заключения сепаратного мира с Германией и ее союзниками. Сравнить условия Брестского мира с условиями Версальского мирного договора, сделать выводы.

Персоналии: В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Н.И.Бухарин, В.Вильсон.

Объяснить значение терминов: сепаратный мир, контрибуция, репарации, экспроприация, национализация.
Семинар 11. Советская Россия с 1918 до конца 1920 гг.

  1. Гражданская война и иностранная интервенция в России.

  2. Политика «военного коммунизма» и НЭП.

  3. Предпосылки, проекты и образование СССР.

Методические рекомендации:

События гражданской войны следует рассмотреть поэтапно: причины, этапы, итоги, источники победы. Обратить внимание на причины и цели иностранной интервенции.

Дать сравнительную характеристику политики «военного коммунизма» и НЭП, осветить роль НЭПа в восстановлении народного хозяйства, выделить кризисы НЭПа.

В 3-ем вопросе семинара следует рассмотреть предпосылки, причины, цели, проекты и значение образования СССР.

Персоналии: И.В.Сталин, В.И.Чапаев, М.В.Фрунзе, М.И.Калинин.

Объяснить значение терминов: интервенция, «красный» и «белый» террор, продразверстка, комбеды, концессии, федерация, автономия, конфедерация, нэпман, наркомат.
Семинар 12. Сталинская социалистическая модернизация.

1.Советская социалистическая индустриализация.

2.Коллективизация сельского хозяйства.

3. Политическая система советского общества. Конституция 1936 г.

Методические рекомендации:

При освещении 1-го вопроса следует определить цели и задачи, а также методы и источники осуществления индустриализации. Объяснить, почему осуществление социалистической индустриализации оказалось тесно и неразрывно связано с необходимостью ускоренных темпов преобразования сельского хозяйства. Следует выделить задачи и прокомментировать осуществление культурной революции как неотъемлемую часть создания социалистического общества.

Рассматривая 3-ий вопрос семинара показать политическое значение и реальное воплощение основных положений Конституции СССР 1936 г. Оценить итоги и значение сталинской социалистической модернизации.

Персоналии: И.В.Сталин, С.М.Киров, Г.К.Орджоникидзе, М.И.Калинин.

Объяснить значение терминов: индустриализация, коллективизация, культурная революция, модернизация, демократизация, урбанизация, стахановское движение, «большой скачок», ГОЭЛРО, ликбез, «двадцатипятитысячники», комсомол, культ личности.
Семинар 13. Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн.

  1. Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны.

  2. Начало Второй мировой войны. Меры Советского государства по укреплению обороноспособности страны.

  3. Нападение Германии на СССР. Первый период Великой Отечественной войны. Начало формирования антигитлеровской коалиции.

Методические рекомендации:

Освещая внешнюю политику СССР накануне 2-й мировой войны следует обратить особое внимание на причины безрезультативности попыток создания системы коллективной безопасности в условиях нарастания фашистской угрозы, срыва англо-франко-советских переговоров накануне войны, а также на содержание и цели договоров между СССР и Германией.

При рассмотрении 2 и 3 вопросов семинара будет уместным рассмотреть дискуссию о времени вступления СССР во 2-ю мировую войну и причинах поражения Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны.

Персоналии: Молотов В.М., Ф.Д.Рузвельт, У.Черчилль.

Объяснить значение терминов: мобилизация, партизанское движение, эвакуация, ГКО, политрук, депортация народов.
Семинар 14. Победоносное завершение Великой Отечественной и Второй мировой войн.

  1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны (второй период ВОВ). Тегеранская конференция 1943 г.

  2. Победоносное завершение Великой Отечественной войны (третий период ВОВ).

  3. СССР в войне против Японии, ее капитуляция. Итоги Второй мировой войны.

Методические рекомендации: Рассмотреть содержание понятия «коренной перелом» в ходе войны с точки зрения внутреннего и международного значения. Деятельность антигитлеровской коалиции уместно проиллюстрировать решениями Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской международных конференций. При рассмотрении 3-го вопроса следует обратить внимание на ядерный шантаж (атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки) со стороны США и его влияние на послевоенную международную политику.

Персоналии: И.А.Плиев, Жуков Г.К., К.К.Рокоссовский.

Объяснить значение терминов: антигитлеровская коалиция, ядерный шантаж.

Семинар 15. СССР в 1945 – 1953 гг.

  1. Коренные изменения в международном положении страны после 2 мировой войны. «Холодная война».

  2. Особенности восстановления и развития экономики СССР в послевоенный период. Внутриполитический режим в стране.

Методические рекомендации:

Показать биполярное устройство мира, проанализировать причины складывания мировой социалистической системы государств и начала «холодной войны», образования военно-политических блоков.

При освещении послевоенного экономического развития СССР показать особенности этого периода, обратить внимание на исходные условия начала восстановления народного хозяйства, привести статистические данные потерь.

Осветить содержание «волны новых репрессий» в стране и ее причины («победоносный сталинизм»).

Персоналии: Л.П.Берия, Г.Трумен.

Объяснить значение терминов: «холодная война», «победоносный сталинизм», «биполярный мир», конверсия.
Семинар 16. СССР в 1953-1985 гг.

  1. СССР в 1953-1964 гг. Достижения и просчеты Хрущева -реформатора.

2.Эпоха Л.И.Брежнева. СССР в 1964-1985 гг.

3.СССР в системе международных отношений в 1953-1985 гг.

Методические рекомендации:

Показать расхождение между целями и результатами реформ Н.С.Хрущева в сфере промышленности и сельского хозяйства. Объяснить значение понятия «хрущевская оттепель».

Во 2-м вопросе следует уделить внимание причинам и последствиям дальнейшего укрепления административно-командной системы, стагнации экономики на фоне роста темпов НТР в мире.

Рассмотреть политику «разрядки международной напряженности», ее значение и итоги.

Персоналии: Г.В.Маленков, Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, Ю.В.Андропов

Объяснить значение терминов: НТР, разрядка международной напряженности, диссиденты

Семинар 17. СССР в 1985 – 1991 гг.

1.Цели и причины перестройки. Августовский путч. Распад СССР.

2.Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Методические рекомендации:

Проанализировать цели и средства осуществления реформ Горбачева, начатых под лозунгами «ускорение», «перестройка», «гласность», причины провала их осуществления и краха СССР.

Анализируя современный этап развития России, студент должен обратить внимание на события, предшествовавшие распаду СССР и образованию СНГ, охарактеризовать новый внешнеполитический курс страны, последствия августовских событий 1991 г. Обозначить основные тенденции экономических и международных отношений в конце 90-х годов 20 в., влияние на них процессов интеграции и глобализации.

Персоналии: М.С.Горбачев, А.И.Громыко, Б.Н.Ельцин

Объяснить значение терминов: ГКЧП, «ускорение», «перестройка», «гласность», альтернативные выборы, Беловежские соглашения, плюрализм, правовое государство, консенсус.

Семинар 18. СССР в 1991 – начале 21 века.

  1. Трансформация политической системы после распада СССР.

  2. Социально-экономическое развитие России в конце 20 – начале 21 в.

  3. Внешняя политика России в конце 20 – начале 21 в.

Методические рекомендации:

Рассмотреть принципиальные изменения в политической системе России, влияние кризисных явлений на ситуацию в стране и проблемы ее возрождения.

Во 2-м вопросе семинара рассмотреть проблемы формирования рыночной экономики: достижения и просчеты, влияние экономических новаций на ситуацию в стране (цена реформ). В 3-м вопросе акцентировать внимание на проблемах взаимоотношений России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Оценить новую геополитическую ситуацию для России.

Персоналии: В.В.Путин, Д.А.Медведев.

Объяснить значение терминов: «бархатные революции», ваучер, экстремизм, дефолт, деноминация рубля, инфляция, маргинализация, приватизация, референдум, сепаратизм.
Литература:

1. Фортунатов В.В. История: [учеб. пособие для бакалавров]. СПб: Питер,2014.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2014.

Дополнительная литература:

1.История для бакалавров: учеб. для вузов: [для бака- лавров]/П.С.Самыгин, С.И.Самыгин, В.Н.Шевелев, Е. В. Шевелева.-3-е изд., перераб .-Ростов н/Д:Феникс, 2014.

2. Карпачев С.П. История России: краткий курс лекций.–М.: Юрайт, 2011.

3. История России с др.времен до наших дней: уч./ под ред. А.Н.Сахарова.- М., 2008.

4. России с древнейших времен до наших дней./ Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю. Изд. КноРус, 2013.

5. Касьянов В.В. История России в схемах, таблицах и картах. – М., 2013.

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТОВ.
Подготовка реферата.

Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада предложенной для исследования научной проблемы. Иначе говоря, это доклад на определенную тему, освещающий ее вопросы на основе обзора литературы и других источников. Следовательно, главное, что должен показать студент - это умение работать с разными видами учебной и научной литературы, начиная с ее поиска и кончая оформлением списка использованных источников.

Современные требования к реферату – точность и объективность в передаче фактов, полнота освещения основных проблем темы, доступность восприятия текста реферата (разъяснение новых научных терминов), наличие иллюстративного материала.

Задача реферата – не только освоить предложенную тему работы, но и дать представление проблемах и различных взглядах по данному вопросу.

Успех написания реферата предопределяется правильным выбором темы, которые подготавливаются и утверждаются кафедрой. (Список тем в пособии прилагается).

Подготовка и написание реферата требуют соблюдения определенных правил и условий: объем студенческого реферата должен быть не менее 20 - 30 рукописных (или 15-17 машинописных) страниц формата А-4. При этом должны соблюдаться поля (верхние и нижние - 2,5 см; левое - 3 см; правое - 1 см.), нумерация страниц (сверху в центре строки), текст помещается только на одной стороне листа. В начале работы оформляется титульный лист с указанием темы, фамилии и имени автора, факультета и группы, в которой обучается студент, Ф.И.О. научного руководителя (им является лектор, ведущий данный предмет). Образцы оформления титульных листов реферата предложены далее в пособии или их можно посмотреть на кафедре.

Реферат включает:

1. Титульный лист.

2. План, состоящий из следующих частей:

Введение.

Основная часть. (Состоит из нескольких пунктов, детализирующих содержание темы).

Заключение.

Список использованной литературы.

В тексте каждый новый пункт плана должен быть выделен.

Введение включает в себя обоснование актуальности темы и ее значимости, объяснение целей и задач работы, краткий обзор использованной литературы, а также введение в историю проблемы. В заключении подводятся итоги работы, подчеркиваются её основные идеи, делаются общие выводы. Работа должна представлять собой законченное, цельное произведение, прочитав или прослушав которое, любой человек получит полное представление о заявленной теме. Для того чтобы это было именно так, студенту предстоит серьезная работа с литературой и источниками по теме. В этом, кроме консультации преподавателя, вам поможет работа в библиотеке и читальных залах СКГМИ, да и в любой районной, городской и республиканской библиотеке. Список использованной литературы должен содержать не менее 3-5-ти источников, но вовсе не потому, что в одной книге нельзя найти рассмотрение своей проблемы, а потому, что студент должен научиться работать с разными видами учебной, научной и справочной литературы.

Основные этапы работы над рефератом:

Подготовительный:

- подготовительный этап включает в себя поиски литературы по избранной теме с использованием различных библиографических источников; выбор литературы и определение круга справочных пособий. В этом вам поможет каталог – необходимая принадлежность каждой библиотеки. Он служит посредником между книгой и читателем.

Многие студенты склонны использовать в качестве единственного источника знаний по проблеме Интернет. Для того чтобы исключить отбор непрофессиональной, излишне политизированной или излишне специализированной литературы, рекомендуем первоначально ознакомиться с материалами учебной литературы, проконсультироваться с преподавателем и воспользоваться услугами информационно-библиографического отдела научно-технической библиотеки СК ГМИ (ГТУ) – (3 корпус, 2 этаж).
Исполнительский:

- этот этап работы включает в себя чтение учебников, пособий и других источников. При изучении отобранной литературы, как правило, составляются конспекты. Конспектирование – сложный вид работы. Освоить его удается не сразу. Конспект не есть фрагментарные выдержки из текста учебника, а переосмысленное студентом изложение основных мыслей пособия. Только постоянное общение с книгой, систематическая работа с различными видами литературы дадут желаемый результат. После ознакомления с темой на основе подобранной литературы автор реферата составляет план, по которому будет написана работа. Составление плана - это главная самостоятельная часть работы студента, которая свидетельствует о его кругозоре, понимании содержания избранной им темы, умении видеть и выделить в ней главное.

Заключительный:

- последний этап работы включает в себя обработку имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.

Первостепенная задача данного этапа – систематизация и переработка материала, которая соответствовала бы намеченному вами плану реферата.

Оформление реферата.

Реферативная работа должна отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.

В конце работы приводится список литературы, который должен быть грамотно оформлен, т.е. содержать все выходные данные книги - фамилию, инициалы автора или авторов работы, название работы полностью, сведения о месте издания книги, издательстве, годе издания. Например:

Фортунатов В.В. История. Для бакалавров и специалистов. Спб: Питер, 2014.

Книги одного - трех авторов приводятся с указанием их фамилий. Книги, написанные более чем тремя авторами, указываются под фамилией одного автора, указанного в издании первым с добавлением слов «и др.». Допускается указывать книги трех авторов под фамилиями всех авторов. Например: История России: учеб./ А.С.Орлов и др. – М., Проспект, 2012.

Или: История России: учеб./ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина – М., Проспект, 2012.

Сведения о статье из периодической печати (журнала, сборника, газеты и т.п.) включают фамилию и инициалы автора, название статьи (без кавычек), наименование издания (без кавычек), наименование серии (в кавычках), год выпуска, номер издания, страницы, на которых помещена статья. Например:

Джаксон Т. Варяги - создатели Древней Руси? // Родина. 1993. № 2. С.15-28.

Советуем начинать подготовку реферата с прочтения соответствующего раздела учебника или обобщающего труда с целью получения общего представления об избранной теме и только потом переходить к специальной литературе и монографиям. При необходимости пользуйтесь справочной литературой - справочниками, словарями, энциклопедиями (но при помещении их в список литературы не забывайте указывать соответствующий том, страницу и раздел, которым вы пользовались). Помните, что каждый термин или новое понятие из вашего текста могут потребовать разъяснения, и вы должны уметь его дать (для этого в конце работы помещается тезаурус - словарь новых терминов).

Некоторые темы рефератов требуют иллюстративного материала, однако, вовсе не обязательно вставлять в реферат ксерокопии иллюстраций; достаточно сделать ссылку в тексте на соответствующую страницу указанной книги и указать номер иллюстрации.

Во время защиты реферата, студент должен кратко (в течение 10-15 мин.) изложить основные его положения и ответить на поставленные вопросы. При оценке защиты принимается во внимание:

- последовательность и доступность изложения;

- умение мотивировать выбор темы, определить ее границы;

- аргументированность оценок и выводов;

- стилистическая выразительность;

- правильность оформления.

При защите не следует пересказывать наизусть (тем более зачитывать) весь реферат; главное - это раскрыть содержание заданной темы.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при подготовке реферата, способные привести к снижению оценки на защите:

1. Студент не владеет текстом реферата или владеет им поверхностно.

2. В реферате отсутствует один из обязательных компонентов структуры (например, текст не разделен на главы, нет заключения, нет списка использованной литературы, во введении не определены цели исследования и т.д.).
3. Реферат небрежно оформлен: отсутствует переплет (обложка), неправильно оформлен титульный лист, нестандартная бумага и т.д.
4. Реферат содержит малое количество использованной литературы - менее трех - пяти источников.
5. Студент "для солидности" указал в списке использованной литературы источники, которые не читал.
6. В реферате используется лишь устаревшая научная литература.

Если студент проявляет незнание темы, не в состоянии ответить на вопросы студентов и преподавателя, то реферат считается не зачтенным. Поэтому настоятельно рекомендуется писать реферат самостоятельно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе...
Методические рекомендации предназначены для проведения внеаудиторной самостоятельной работы студентами в соответствии с рабочей программой...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов дисциплина сд. Страховой маркетинг
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Экономика»
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины м д 1 Морская культура
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов....
Методические указания по самостоятельной работе: тесты для самоконтроля, рефераты, контрольная работа
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического...
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов исторического факультета к курсу «Польский язык»
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «маркетинг»
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Маркетинг» включает в себя различные виды деятельности
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации к самостоятельной работе студентов по дисциплине «психогенетика»
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов по истории, 2014 г. (В авторской редакции) введение icon«Хабаровский торгово-экономический техникум» методические рекомендации...
Методические рекомендации студентам по текущему контролю знаний разработаны на основании следующих документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск