Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс)





Скачать 121.05 Kb.
НазваниеАвтор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс)
Дата публикации16.02.2015
Размер121.05 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс
Автор-составитель - А.Н. Павлов,

учитель истории

МОУ «Верхнеачакская СОШ»

Ядринского района.

Реформы и контрреформы в XVI - нач.XXI в.

(Элективный курс)
Пояснительная записка

Исторический путь России отличается своеобразностью и множеством изменений в общественном развитии. Попытки модернизации России можно представить в циклическом развитии с разделением на реформы, контрреформы и революции. Важным представляется выделение общих принципов реформирования, выявление причинно-следственных связей, определение итогов и последствий этих исторических процессов.

Курс предназначен для преподавания в 11 классе средней школы. Программа курса начинается с изучения этапа формирования единого централизованного государства и заканчивается разбором реформ, проводимых в Российской Федерации в настоящее время.

Основной целью авторского курса является закрепление у учащихся навыков сравнительного изучения важнейших преобразований в истории России и выделения причинно-следственных связей. Изучая темы элективного курса учащимся предстоит ответить на вопрос: почему реформы в России были непоследовательными, часто половинчатыми, сопровождались контрреформами и революциями в начале XX века?

В задачи курса входят:

1. формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

2. развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств;

3. формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современной России.

Курс дает возможность вести работу по развитию у учащихся:

- умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность, использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- умений и навыков поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- умения представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

- умения развернуть обоснованность суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения владеть основными видами публичных выступлений, следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

Формы уроков: уроки-лекции, уроки-диспуты, защита конспектов и рефератов, лабораторные занятия, уроки с использованием мультимедиапрограмм.

Накопленный материал будет использоваться на уроках истории, в подготовке к научно-практической конференции, а также в проведении внеклассных мероприятий, тематических выставок. Тематика курса призвана помочь учащимся в подготовке к сдаче ЕГЭ по истории.
Содержание курса
Занятия 1-2: Введение. Реформы в Древней Руси. Древнерусское государство. Усиление княжеской власти. Полюдье. Уроки и погосты. Введение христианства. Лествичная система. Любечский съезд. Распад единого государства. Княжеская власть в период монголо-татарского владычества. Возвышение Москвы. Политика Ивана Калиты, Дмитрия Донского, ВасилияIII, ИванаIII. Образование централизованного государства.

Занятия 3-4: Реформы и контрреформы Ивана Грозного. Венчание на царство. Деятельность «Избранной Рады». Земский собор. Стоглавый собор. Приказы. Губная реформа. Дворянское ополчение и стрелецкое войско. Опричнина. Заповедные годы. Ливонская война. Вхождение Чувашии в состав России.

Занятия 5-6: Государственное реформирование при первых Романовых. Уроки Смуты. I и II Ополчения. Земские соборы. Соборное Уложение. Городские восстания. Соляной и медный бунты. Полки нового строя. Воссоединение Украины с Россией.

Занятия 7-8: Время Петровских реформ. Петровская «кумпания». Кукуй. «Потешные войска». Азовские походы. «Великое посольство». Северный союз. Развитие промышленности. Своеобразие мануфактур. Казенная монополия на товары. Меркантилизм. Протекционизм. «Табель о рангах». Подушный налог. Указ о единонаследии. Консилия министров». Сенат. Коллегии. Губернии, провинции, дистрикты. Синод. Рекрутские наборы. Астраханское восстание. Восстание под предводительством Кондратия Булавина. Дело царевича Алексея. Указ о престолонаследии. «Ведомости». Ассамблеи. Академия наук.

Занятие 9. Реформы и контрреформы в эпоху дворцовых переворотов. Причины дворцовых переворотов. Старая аристократия. Голицыны, Долгорукие. Новая знать. Меншиков, Толстой. ЕкатеринаI. Верховный тайный совет. ПетрII. Анна Иоанновна. Кондиции. Кабинет министров. «Бироновщина». Русско-турецкая война 1735-39гг. Иван VI. Елизавета Петровна. А.Разумовский. И.Шувалов. М.Ломоносов. Русско-шведская война 1741-43гг. Московский университет. Академия художеств. Северная война.

Занятие 10: Реформы ПетраIII и ЕкатериныII. Манифест о «вольности дворянства». Уложенная комиссия. Секуляризация монастырских земель. Братья Орловы. Просвещенный абсолютизм. «Жалованная грамота дворянству». «Жалованная грамота городам». Георгиевский трактат. Восстание под предводительством Е.Пугачева.

Занятие 11. Трагическое контрреформаторство ПавлаI. Указ о трехдневной барщине. Итальянский и Швейцарский походы А.Суворова. новый закон о престолонаследии.

Занятия 12-13. Реформы АлександрI. «Негласный комитет». Реформы начала XIX века. Указ о «вольных хлебопашцах». Проект реформ М.Сперанского. Государственный Совет. Проект крестьянской реформы А.Аракчеева. Военные поселения. Отмена крепостного права в Прибалтике. Дарование Конституции Польше. Проект «Государственная уставная грамота» Н.Новосильцева - П.Вяземского.
Занятие 14. Реакционность и реформаторство НиколаяI. III отделение Собственной канцелярии. Теория «официальной народности». «Полное собрание законов Российской империи». «Свод действующих законов». Реформа управления государственными крестьянами. Финансовая реформа Е.Канкрина.

Занятия 15-16. Великие реформы 60-70гг. Причины отмены крепостного права. «Записки» К.Кавелина. Секретный комитет. Рескрипт на имя Назимова. Губернские комитеты. Главный комитет. Редакционные комиссии. Я.Ростовцев. «Положения о реформе». Уставные грамоты. Временнообязанное состояние. Община. Круговая порука. Выкупные платежи. Реформа местного самоуправления: земская и городская. Земские собрания и управы. Судебная реформа. Мировые и общие суды. Военные реформы. Всеобщая воинская повинность. Реформа просвещения.

Занятие 17. Контрреформы АлександрIII. Эпоха контрреформ. «Положение о мерах к охранению государственного порядка». Пересмотр законов о земствах и городском самоуправлении. «Железнодорожная горячка».

Занятие 18-19. Реформы и революция в начале XX века. Перепись 1897г. Протекционистская политика. Финансовая реформа. Поддержание курса национальной валюты. Монополизация экономики. «Недолгая весна П.Святополк-Мирского». «Зубатовский социализм». «Кровавое воскресенье». Булыгинская дума. «Манифест 17 октября». Политические партии. Государственная Дума. Третьеиюньский переворот. Аграрная реформа. Разрушение общины. Переселенческая политика. Крестьянский банк.

Занятие 20. Крушение царизма. Февральская революция. События на фронтах Первой мировой войны. Военно-промышленные комитеты. Рабочее и крестьянское движения. Два центра власти: Временный комитет IV Государственной Думы и Временный исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Отречение императора НиколаяII. Создание временного правительства.

Занятие 21. Временное правительство и его реформы. Декларация «О назначении министров первого общественного кабинета». Кризисы Временного правительства. Упразднение охранки и политического сыска. Замена полиции милицией с выборным начальством. Отмена смертной казни. Акт «О собраниях и союзах». Комиссия по пересмотру Уголовного уложения. Комиссия оп составлению проекта Основных государственных законов. Проект Конституции Российского государства. Комиссары Временного правительства на местах. Постановление «О волостном и земском управлении». Приказ №1 Петроградского Совета. Постановление «О свободе совести».

Занятие 22. Крах «демократического реформаторства» и приход к власти большевиков. Земельный вопрос. Проблема выхода из войны. Вопрос о созыве Учредительного собрания. Избирательный закон.

Занятие 23. Власть после 1917 года. Декреты о мире и земле. Диктатура пролетариата. ВЦИК. Всероссийский съезд Советов. Совнарком. Отмена сословных привилегий, чинов, званий. Отделение церкви от государства. Централизация.

Занятие 24. «Военный коммунизм». Национализация промышленности. Хлебная монополия. Продразверстка. Государственное централизованное распределение продуктов. Введение всеобще трудовой повинности и милитаризация труда.

Занятие 25. Особенности большевистского реформаторства в период НЭПа. Госплан. Госбанк. ГОЭЛРО. Рыночные и социалистические начала. Продналог. Концессии. Свобода торговли. Частные мелкие предприятия. Аренда госпредприятий. «Надолго, но не навсегда».

Занятие 26. Свертывание НЭПа и переход к чрезвычайным мерам. Внутрипартийная борьба. Хлебозаготовительный кризис. МТС. Индустриализация. Коллективизация.

Занятие 27. Сталинская модернизация. Индустриализация. Коллективизация. «Большой террор». СНК. ГКО. ГУЛАГ. Конституция 1936г. Верховный Совет. Президиум Верховного Совета. Номенклатура.
Занятие 28. Противоречивое реформаторство Н.С. Хрущева. XX съезд КПСС. Управляемая десталинизация. Реабилитация. Ликвидация ГУЛАГа. «Оттепель». Территориальные совнархозы. Обязательная ротация кадров. Разделение партии по отраслевому признаку. Роспуск МТС. «Кукурузная эпопея». Освоение целины. «Рязанская афера». Новочеркасская трагедия. Социальная политика. Развитие науки и культуры.

Занятие 29. Экономическая реформа 1965г. Упразднение совнархозов. Госкомцен. Госснаб. Хозрасчет. Фонды экономического стимулирования. Внедрение элементов оптовой торговли между производителями.

Занятие 30. Предпосылки и начало перестройки. Консервация всех сфер советского общества. Апрельский Пленум ЦК КПСС 1985г. Ускорение социально-экономического развития страны.

Занятие 31. Реформирование политической системы и попытки экономических реформ. Июньский Пленум ЦК КПСС 1987г. Радикальная экономическая реформа: перевод предприятий на полный хозрасчет, перестройка централизованного руководства экономикой, коренное изменение планирования, реформа ценообразования, всемерное развитие демократических основ управления. Программа «500 дней». Кабинет министров. Альтернативные выборы. Избрание руководителе предприятий. XIX Всесоюзная партийная конференция. Основные направления реформ в политической сфере: радикальная демократизация процесса выборов, установление двухуровневой системы высшей представительной власти (Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет), прямое представительство общественных организаций в высших законодательных органах, создание Комитета Конституционного надзора, ликвидация монопольного права КПСС на власть, учреждение поста Президента СССР.

Занятие 32. Крах перестройки. Распад СССР. Проект нового союзного договора – «Новоогаревский процесс». Первый референдум. Межнациональные конфликты. ГКЧП. Указ о роспуске КПСС. Беловежские соглашения. Распад СССР. Создание СНГ. Алма-атинское соглашение.

Занятие 33. Начало радикальных экономических реформ в Российской Федерации. Программа перехода к рынку. Е.Гайдар. «Шоковая терапия». Либерализация цен. Конвертируемость рубля. Инфляция. Бегство капиталов. Приватизация. В.Черномырдин. ГКО. А.Чубайс. Б.Немцов.

Занятие 34. Политическая борьба в 90-е годы. Валютный коридор. Всероссийская акция протеста. Деноминация рубля. С.Кириенко. Дефолт. Е.Примаков. С.Степашин. В.Путин. Указ «О поэтапной конституционной реформе». Первая чеченская кампания. Д.Дудаев. А.Лебедь. А.Масхадов. Хасавюртовские соглашения. Политические партии. Г.Зюганов. В.Жириновский. Г.Явлинский. Выборы Президента РФ. Выборы в Государственную Думу. Вторая чеченская кампания. А.Кадыров. А.Алханов.

Занятие 35. Современные российские реформы: промежуточные итоги, перспективы. Налоговый и Таможенный кодексы. Инвестиции. Стабилизационный фонд. Закон о государственных символах. Федеральные округа. Порядок формирования Совета Федерации. Госсовет. Гражданский форум. Монетизация льгот. Закон о политических париях. Новый порядок избрания глав субъектов РФ. Общественная палата. Приоритетные национальные проекты.

Программа элективного курса

«Реформы и контрреформы в XVI-XX веках»



Тема занятия

Форма

1-2

Введение. Реформы в Древней Руси

Вводная лекция

с проблемными заданиями

3-4

Реформы и контрреформы Ивана Грозного

Лекция, семинар

5-6

Государственное реформирование при первых Романовых

Лекция - беседа

7-8

Время Петровских реформ

Лекция, семинар

9

Реформы и контрреформы в эпоху дворцовых переворотов

Практическая работа

10

Реформы Петра III и Екатерины II

Круглый стол

11

Трагическое контрреформаторство ПавлаI

Урок-лекция

12-13

Реформы АлександраI

Урок-беседа

14

Реакционность и реформаторство НиколаяI

Практическое занятие

15-16

Великие реформы 60-70гг.

Защита рефератов

17

Контрреформы АлександраIII

Практическая работа

18-19

Реформы и революция в начале XX века

Урок-конференция

20

Крушение царизма. Февральская революция

Урок- лекция

21

Временное правительство и его реформы

Семинар

22

Крах «демократического реформаторства» и приход к власти большевиков

Круглый стол

23

Власть после 1917 года

Лекция-беседа

24

«Военный коммунизм»

Семинар

25

Особенности большевистского реформаторства в период НЭПа

Круглый стол

26

Свертывание НЭПа и переход к чрезвычайным мерам

Семинар

27

Сталинская модернизация

Урок-беседа

28

Противоречивое реформаторство Н.С.Хрущева

Круглый стол

29

Экономическая реформа 1965г.

Семинар

30

Предпосылки и начало перестройки

Семинар

31

Реформирование политической системы и попытки экономических реформ

Лекция-беседа

32

Крах перестройки. Распад СССР

Круглый стол

33

Начало радикальных экономических реформ в Российской Федерации

Защита рефератов, беседа

34

Политическая борьба в 90-е годы

Защита рефератов, беседа

35

Современные российские реформы: промежуточные итоги, перспективы

Круглый стол



Литература:



  1. Власть и реформы: от самодержавной к советской России.-Сиб.,1996.

  2. Данилов А. Справочник школьника: История России.IX-XIX века.-М.,1999.

  3. Данилов А. Справочник школьника: История России.XX век.-М.,1998.

  4. Иловайский Д. Собиратели Руси.-М.,2004.

  5. История Отечества в биографиях участников важнейших событий.-Смоленск,2002.

  6. Ишимова А. Истории России. Рассказы для детей.-М.,2002.

  7. Кириллов В.В. Курс истории России XVI-XX веков.-М.,1998.

  8. Кулюгин А. Правители России.- Чебоксары,2000

  9. Реформы и реформаторы в истории России.-М., 1996.

  10. Сахаров А., Буганов В. История России с древнейших времен до конца XVIIв.-М.,2003.

  11. Соловьев С. Чтения и рассказы по истории России.-М.,1990.

  12. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России.-М.,1989.

  13. Энциклопедический словарь юного историка.-М.,1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина...
...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н....
Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс. Страницы религиозной жизни Стародубского края (34...
Автор: Пусь В. М., учитель истории и общественных дисциплин моу «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа»
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconПрограмма и дидактические материалы предметно-ориентированного курса...
Автор: Н. В. Медведева, учитель математики моу «Чуровская сош» Шекснинского муниципального района
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconУстный журнал «развитие идей энергоресурсосбережения в средней школе»
Автор – составитель: Захарова Светлана Леонидовна, учитель математики и физики I квалификационной категории моу староисаковской сош...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconУрок русского языка по теме: «Имя прилагательное»
Автор-составитель: Реш Ольга Вильгельмовна, учитель русского языка и литературы моу «Большегривская сош» Нововаршавского муниципального...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconМежпредметный элективный курс «Химия и экология» Автор: учитель химии...
Юридическим изобретателем термина «экология» является последователь Чарльза Дарвина Эрнст Геккель, в конце девятнадцатого века определивший...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс: в мире цвета и звука!
Авторы: Кубанская Н. Н. учитель биологии и экологии моу «сош №27» Фомина И. Н. методист, ст преподаватель кафедры математического...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Чебаков Валерий Дмитриевич – учитель истории и обществознания высшей категории моу камышинская сош кыштовского района Новосибирской...
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconЭлективный курс. Выполнила учитель математики моу сош №29 г. Чебоксары Морушкина Вера Васильевна
Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр. 5
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconПрограмма по истории для 8-11 классов
Учитель истории моу «Адав-Тулумбаевская сош буинского района рт» Гиззатуллина Эльвира Илгизаровна
Автор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская сош» Ядринского района. Реформы и контрреформы в XVI нач. XXI в. (Элективный курс) iconРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск