Скачать 1.31 Mb.
|
Авторы проекта: Мжельская Т.В., кандидат исторических наук, доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии НГПУ Букарева Н.Н., методист первой квалификационной категории ДТД УМ «Юниор» Редакционная коллегия: Черкашина Л.А., начальник отдела воспитательной работы Главного управления образования, руководитель высшей квалификационной категории, Шихваргер Г.А., заместитель директора по учебно – воспитательной работе ДТД УМ «Юниор», руководитель высшей квалификационной категории, заслуженный учитель РФ Ерофеев А.И., руководитель отдела патриотического воспитания ДТД УМ «Юниор» Верстка: Букарева Н.Н., методист первой квалификационной категории ДТД УМ «Юниор» Корректор: Шаповалова К.О. Уважаемые педагоги, руководители школьных музеев! Мы рады, что именно Вы держите в руках этот сборник, в котором использованы материалы и фотографии, представленные руководителями школьных музеев города Новосибирска. Именно школа воспитывает в наших детях любовь к Родине и своему народу, чувства патриотизма и гражданственности. И немалую роль в этом играют школьные музеи, которые сохраняют историю и активно включаются в воспитательный процесс. Школьный музей – это тропинка, соединяющая прошлое и настоящее, где часто происходят интересные встречи, открываются неизвестные факты, находятся уникальные документы и экспонаты. В процессе исследовательской и поисковой деятельности у ребят развивается логическое мышление, историческая память, воспитывается уважение к семье, школе, городу, Родине. Ведь именно им вершить историю дальше, совершенствовать наше общество, защищать славу Родины. На базе многих школ работают интересные, уникальные музеи, с которыми Вас познакомит данный сборник. Для удобства использования сборник разделен на три раздела: «Методические разработки», «Сценарии» и «Новаторские идеи». В разделе «Методические материалы» Вы найдете рекомендации, как грамотно провести исследовательскую работу, выбрать тему, написать доклад или реферат, организовать групповую или индивидуальную работу с активом музея, а также познакомитесь с различными формами и методами, с конкретными примерами из опыта работы школьных музеев разных профилей. Материалы раздела «Сценарии» помогут Вам провести открытый урок, литературно – музыкальную композицию, классный час, интеллектуальную игру, сделать мероприятия школьного музея интересными и познавательными для ребят Вашей школы. Раздел «Новаторские идеи» представляет новые и интересные формы работы школьных музеев с заводами города Новосибирска, опыт проведения школьных научно – практических конференций, познакомит Вас с экспериментальными программами. Книга адресована тем, кто развивает школьное музейное дело сегодня, всем, кто не равнодушен к историческому прошлому нашей Родины и воспитанию подрастающего поколения. Мы надеемся, что - эти методические материалы будет Вам интересны, и помогут в Вашей работе. С уважением, Букарева Н.Н. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Куликова В.М., руководитель музея МОУ СОШ № 15 Пояснительная записка Данное методическое пособие адресовано, прежде всего, педагогам дополнительного образования - руководителям музеев образовательных учреждений, а также учащимся 5 – 11 классов, интересующихся вопросами истории, науки, культуры и занимающихся исследовательской деятельностью. Сборник может представлять интерес для всех, кому интересна история нашего народа и родного края. Исследовательская деятельность – одно из направлений развития музейного дела в образовательных учреждениях. Целью данной работы является оказание методической помощи руководителям музеев в научно-исследовательской деятельности учащихся, подготовке исследовательских работ на научно-практические конференции различного уровня. Для реализации поставленной целевой образовательной установки предполагается решить такие задачи:
Пособие написано в форме методических рекомендаций, приведены примеры исследовательской деятельности учащихся. Его содержание позволит читателю получить достаточный объем знаний по исследовательской работе, а также самостоятельно и последовательно пройти все этапы исследовательского поиска. При написании данной работы были использованы следующие источники:
Исследование – это поиск Любой школьный музей должен непрерывно развиваться, обновляться, пополняться новыми экспонатами, идти в ногу с современностью. Если музей останавливается в своем развитии, он превращается в мертвое собрание коллекций, перестает играть активную роль в педагогическом процессе, теряет свой научный смысл и воспитательное значение. Чтобы этого не произошло, перед активистами музея надо постоянно ставить задачи, решение которых приносит школьникам новые знания, умения, навыки, развивает их и воспитывает. Именно поэтому исследовательская деятельность – одно из основных направлений развития музейного дела в образовательных учреждениях. Исследовательский метод обучения, как утверждал известный педагог Михаил Николаевич Скаткин, «находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, строят предположение (гипотезу), определяют способ её проверки, проводят наблюдения, фиксируют факты (сравнивают их, классифицируют, обобщают, доказывают), делают выводы, пишут рефераты. Здесь достигается наибольшая самостоятельность мысли учащихся, развитие их творческих способностей». Цели и задачи исследовательской деятельности Прежде, чем начать работу по исследованию, необходимо четко определить цели и задачи научно-исследовательской деятельности в музее образовательного учреждения. Это:
Этапы исследовательской деятельности Научно-исследовательская работа учащихся проходит несколько этапов, каждый из которых требует использования разнообразных форм и методов работы.
Предмет исследования Предмет исследования – категория конкретная. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы поиска. Предметом исследования в музее образовательного учреждения может стать любой музейный предмет, любая проблема, имеющая отношение к направленности конкретного музея. Фронтовое письмо – предмет исследования. Предметом исследования может стать какой-либо исторический процесс, и тогда этот процесс воссоздается на основе различных источников (писем, рукописей, документов и др.). Так, например, можно исследовать Боевой путь дивизии (полка), их участие в основных исторических событиях (битвах ВОВ. и др.) Выбор темы. Формулировка названия исследовательской работы Выбор темы исследования - это немаловажный момент. Тема должна быть посильной, по возможности, локальной, лежать в общем течении главных исторических событий, проходивших в нашей стране. Тема должна быть, по крайней мере, мало изучена, чтобы ученик стал в какой-то степени первооткрывателем (!), что всегда повышает интерес к исследовательской работе. А открытие ребенок всегда сможет сделать. В ученических исследованиях различают два вида открытий:
Важным моментом является формулирование темы. Поскольку работа научная, то и тема должна звучать научно. Название темы должно быть конкретным и отражать суть выполненной работы. Например, если вы назвали свою работу «Автомат Калашникова», то не совсем ясно, о чем пойдет речь: об устройстве автомата, об истории его создания или о чем-то ином. А вот тема «История создания автомата Калашникова» сразу дает полное представление о проблеме, поставленной в работе. Накопление материала Теперь, когда вы определились с выбором темы, начинается основная работа – накопление фактического материала, его отбор и изучение. Основными путями получения материала является работа с литературными источниками, переписка с ветеранами, работа с документами музея (фронтовыми письмами и газетами; личными делами ветеранов и др.), работа в архивах, беседы с ветеранами Великой Отечественной войны, запросы в государственные учреждения и т.д. Умение работать с литературой – основа научного исследования. Здесь на помощь ученику должна прийти школьная библиотека. Изучение и отбор накопленных материалов заключается в определении достоверности, исторической ценности материалов, определении задач, возникших в результате анализа получения материалов. Формы и методы исследовательской работы в музее образовательного учреждения Научно-исследовательская деятельность в музее образовательного учреждения обычно проводится в групповой или индивидуальной форме. При этом используются разные методы работы. Например, с помощью картографического метода может быть исследован Боевой путь дивизии (см. фото «Карта боевого пути 278-й авиадивизии»). С применением сравнительно-исторического метода можно проследить какой-либо исторический процесс, например, Курскую битву. По документам музея прослеживается участие в этой битве 278-й авиадивизии, а затем проводится сравнение полученных данных с уже известными сведениями из исторических материалов. В научно-исследовательской работе широко применяется методы науки логики: анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение. Как правило, при исследовании применяется комплекс форм и методов работы. Доклад Когда основная работа завершена, можно на её основе подготовить доклад и выступить с ним перед своими одноклассниками на уроке или на научно-практической конференции. Требования к содержанию научной работы
Конечный результат Результатом научного поиска учащихся является не только красочно оформленный отчет с фотографиями, выписками из архивных источников и книг, но и приобретённый ими опыт исследовательской работы, обогащение историческими знаниями. Это, в конечном счёте, воспитывает у них доверие и уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическое отношение к собранному материалу. Таким образом, пройдя все этапы исследовательской деятельности, можно достигнуть намеченных целевых установок. УЧАСТНИКУ ПОИСКОВО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ Шигаева Т. Г., руководитель музея МОУ гимназии №10 |
Программа отражает современный уровень исторических исследований... ... | Методические рекомендации по написанию курсовых работ Семен Леонидович басов, кандидат юридических наук, доцент; Наталья Михайловна иванова, кандидат исторических наук, доцент; Галина... | ||
Методические указания, программа и планы семинарских занятий Для... Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин | Роль великобритании в отечественной войне 1812 года, или был ли у... Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,... | ||
Гаоу спо мо «губернский профессиональный колледж» И. Б. кандидат филологических наук, Попова О. В.– кандидат педагогических наук, Шармар С. В – кандидат филологических наук, Лукасевич... | 1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Рабочая программа по предмету обществознание основное общее образование «Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая... | Пояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания... Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,... | ||
Методические указания. Тематика рефератов Кандидат исторических наук, доцент Сибирской государственной геодезической академии | «история россии» Составитель: Суворов Максим Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории | ||
Православной Церкви «Вятское Духовное училище» А. А. Машковцев, кандидат исторических наук Вятского государственного гуманитарного университета | Утверждено Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы составители: В. Н. Самородов, кандидат философских наук, доцент; В. Е. Федоров, кандидат философских наук, доцент; Д. А. Рзаев,... | Памяти С. Ю. Варнаева посвящается… Кандидат исторических наук, доцент Балашовского филиала Саратовского государственного социально-экономического университета | ||
Рабочая программа по обществознанию предназначена для 6 9 классов... Рао, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук;Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических... | Учебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф история древнего мира Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории |