Становление и развитие медиаобразования в канаде





Скачать 255.69 Kb.
НазваниеСтановление и развитие медиаобразования в канаде
страница1/3
Дата публикации08.03.2015
Размер255.69 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

__________________
КОЛЕСНИЧЕНКО Виктория Леонидовна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В КАНАДЕ

Специальность 13.00.01 –

«Общая педагогика, история педагогики и образования»

(педагогические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук


Ростов–на–Дону - 2007

Работа выполнена на кафедре социокультурного развития личности

Таганрогского государственного педагогического института


Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Фёдоров Александр Викторович


Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Фоменко Владимир Трофимович;
кандидат педагогических наук, доцент

Терновая Ирина Павловна


Ведущая организация - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Защита состоится 21 апреля 2007 года в 12-30 на заседании диссертационного совета Д-212.208.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, ЮФУ, факультет психологии, ауд.222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ЮФУ по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 19 марта 2007 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Рубеж второго-третьего тысячелетия характеризуется беспрецедентно возросшим влиянием массовых коммуникаций на жизнь современного общества. Контакты среднестатистического человека с медиа (средствами массовой коммуникации) превышают одиннадцать часов в сутки.

Разнообразные медиа становятся доминирующим фактором формирования мировоззрения подрастающего поколения. Согласно последним статистическим данным Национального союза семейных ассоциаций, несовершеннолетняя аудитория ежегодно на контакты с различными экранными медиа отводит 1400 часов.

В этих обстоятельствах особую актуальность приобретает вопрос о медиаобразовании. Из различных определений понятия «медиаобразование», на наш взгляд, наиболее приемлемым является следующее: «Медиаобразование (media education) – это изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, а также с развитием аналитических способностей интерпретации и оценки их содержания. Как медиаобразование (media education), так и изучение медиа (media studies) направлены на достижение целей обеспечения медиаграмотности (media literacy)» [Dorr A., 2001, p.9494].

В конце ХХ − начале XXI века процесс медиаобразования на Западе начал приобретать характер массового развития. При рассмотрении феномена медиаобразования нам представляется полезным изучение опыта зарубежных стран, где медиаобразование получило официальный статус.

Анализ специфики медиа и их воздействия на общество в ХХ веке представлен в трудах зарубежных исследователей [Лассуэл Г., 1948; Барт Р., 1964; Бодрийяр Ж., 1995; Делёз Ж., 1995; Маклюэн М., 1964; Тоффлер Э., 1999]. Вопросы теории и методики медиаобразования достаточно глубоко описаны в работах авторитетных западных учёных [Bazalgette C., 1992; Worsnop C., 1994; Gonnet J., 2001; Duncan B., 1999; Kubey R., 1997; Masterman L., 1985; Pungente J., 1993; Tyner K., 1998]. Британский медиапедагог Л.Мастерман сделал анализ процесса медиаобразования в мире [Masterman L., 1994]. Датская исследовательница Б.Туфте представила краткий обзор основных медиаобразовательных тенденций в Европе [Tufte B., 1999].

Опыт зарубежного медиаобразования анализировался и в российских работах [Шариков А.В., 1988; Федоров А.В., 2003; Спичкин А.В., 1999; Новикова А.А., 2000; Е.И.Худолеева 2006]. А.В.Шариков впервые в отечественной науке проанализировал опыт зарубежного медиаобразования [Шариков А.В., 1988]. А.В.Спичкин обратился к изучению методики британского медиаобразования [Спичкин А.В., 1999]. А.В.Федоров, А.А.Новикова в монографии «Медиаобразование в ведущих странах Запада» представили обширный анализ основных положений зарубежного медиаобразования, рассмотрели вопросы истории и теории западной медиапедагогики [Федоров А.В., Новикова А.А., 2005]. Однако проблематика зарубежного медиаобразования в конкретных западных странах подробно была рассмотрена только в двух диссертационных исследованиях российских авторов [Новикова А.А., 2000; Худолеева Е.И., 2006].

В данном исследовании изучен опыт канадского медиаобразования, так как последние пятнадцать лет именно Канада – признанный мировой лидер в этой области. Медиакультура интегрирована в обязательную школьную программу и изучается с 1 по 12 класс во всех провинциях страны. Канада, как и Россия, является многонациональным государством, образовательная система которой органично представлена разносторонним опытом многочисленных национальностей. Следовательно, медиапедагогический опыт Канады может быть полезен для изучения отечественными исследователями.

Вместе с тем, в настоящее время в отечественной педагогической науке отсутствуют фундаментальные работы по проблеме медиаобразования в Канаде. Общие проблемы медиаобразования в Канаде были отражены только в двух научных статьях: А.В.Федоров «Медиаобразование в Канаде», 2002 и А.В.Федоров, А.А.Новикова «Медиаобразование в США и Канаде», 2004.

Достаточно всесторонне и глубоко эта тематика анализируется в трудах канадских авторов [Duncan B., 2005; Andersen N., 1999; Pungente J., O’Malley M., 1999; Worsnop C., 1994; Caron A., 1998; Rother L., 2006]. В педагогических трудах канадских исследователей содержится большой теоретический и практический материал, отражающий наиболее эффективные методики и перспективные направления, которые после соответствующей обработки можно адаптировать к отечественным образовательным условиям.

В данном исследовании рассматривается история медиаобразования в Канаде от генезиса до его современного состояния.

Проблема исследования заключается в противоречии между актуальностью историко-педагогического анализа теории, практики медиаобразования в Канаде как мирового лидера в данной области и слабой разработанностью данной темы в отечественной науке.

Объект исследования − исторический аспект процесса становления и развития медиаобразования в Канаде (1960-2007).

Предмет исследования − основные этапы, теоретические и методические концепции канадского медиаобразования.

Цель исследования − проведение историко-педагогического анализа процесса медиаобразования Канады (1960-2007) с точки зрения содержания, методов, организационных форм; выявление наиболее эффективных направлений с целью дальнейшей адаптации опыта канадского медиаобразования к российским условиям.

Гипотеза: предполагается, что путём историко-педагогического анализа медиаобразования в Канаде мы сможем выявить основные перспективные направления его развития, значимые для современного этапа и касающиеся его целей, задач, теории и методики изучения, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему эффективному использованию опыта канадского медиаобразования в России.

Задачи исследования:

1) выявить и уточнить специфику ключевых понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», применяемых канадскими исследователями и медиапедагогами;

2) синтезировать канадскую модель медиаобразования, обозначить перспективы для использования данной модели в российских условиях.

3) проанализировать наиболее прогрессивные теоретические концепции, методические подходы и перспективные направления в канадской модели медиаобразования для дальнейшего применения его в отечественной педагогической науке;

4) выявить и охарактеризовать основные этапы исторического развития медиаобразования в Канаде, определить ключевые педагогические проблемы медиаобразования, современное его состояние.

Методологические основания исследования: работы теоретиков медиа/медиаобразования М.Маклюэна, Л.Мастермана; исторический подход (рассмотрение генезиса и развития медиаобразования в Канаде); теория массовой коммуникации (Г.Лассуэл, У.Шрамм, Дж.Гербнер,); компаративистский подход (выявление специфики медиаобразования в различных провинциях Канады).

Теоретическая основа исследования: исследования тенденций и проблем медиаобразования в ведущих странах запада (А.В.Шариков, А.В.Фёдоров, А.А.Новикова, Е.И.Худолеева и др.); исследования проблем и тенденций медиаобразования в Канаде (Дж.Мур, Б.Дункан, Н.Андерсен, Дж.Пандженте, К.Ворсноп, А.Карон, Л.Розер и др.); исследования проблем медиаобразования в мире (К.Бэзэлгэт, Л.Мастерман, Д.Букингэм, Б.Туфте, А.Харт и др.); исследования проблем и современных тенденций российского медиаобразования (Л.С.Зазнобина, А.П.Короченский, В.А.Монастырский, Е.С.Полат, А.В.Спичкин, А.В.Фёдоров, И.В.Челышева, А.В.Шариков, Е.Н.Ястребцева и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы по педагогике, философии, культурологии, медиаобразованию, медиакультуре, психологии; исторический метод (выявление исторических этапов, важнейших проблем и тенденций в развитии канадского медиаобразования); аналитические методы (сравнительный анализ процессов медиаобразования в различные исторические периоды в провинциях Канады; синтез теоретических концепций в области исследования, обобщение передового канадского опыта в области медиаобразования).

Научная новизна исследования:

− впервые в отечественной педагогической науке исследован и проанализирован процесс исторического развития медиаобразования в Канаде, обозначены основные исторические этапы, охарактеризованы внутренние периоды в хронологических рамках каждого этапа канадского медиаобразования;

− проанализированы работы канадских исследователей (М.Маклюэна, К.Ворснопа, Б.Дункана, К.Уинга, Дж.Пандженте и др.), которые ранее не были представлены (или представлены частично) в российской педагогической науке;

− на основе изучения канадских первоисточников синтезирована базовая модель медиаобразования в Канаде.

Теоретическая значимость исследования:

− установлено, что, с одной стороны, в трудах канадских медиапедагогов всё ещё отмечается тождественность использования ключевых понятий «медиаобразование» и «медиаграмотность»; с другой, − ведущие исследователи (К.Ворсноп, Дж.Пандженте, Л.Розер и др.) рассматривают медиаграмотность как результат процесса медиаобразования;

− проведённый нами исторический анализ этапов развития медиаобразования в Канаде и основных теоретических концепций медиаобразования (что включает и синтезированную нами на основе анализа многих источников базовую медиаобразовательная модель, используемую канадскими медиапедагогами) существенно расширяет знания по истории и теории развития зарубежной медиапедагогики.

Практическая значимость исследования:

− материалы данного исследования могут быть использованы российскими учёными, специалистами в области медиаобразования (например, в рамках специализации «Медиаобразование» (03.13.30)), в курсах по педагогике, психологии, иностранному языку и др.; в ходе проведённого исследования были изучены перспективные методические подходы (творческие и практические задания, способствующие развитию критического мышления учащихся; развитие способностей учащихся к анализу медиатекстов; формирование умений создавать собственные медиатексты), применяемые канадскими медиапедагогами, которые можно использовать, адаптируя их к российскому медиаобразованию.

Положения, выносимые на защиту:

1. Базовые понятия медийной концепции М.Маклюэна (тезис «материя – это сообщение», теория «глобальной информационной деревни», теория «холодных» и «горячих» медиа) дали первоначальный импульс развитию идей медиаграмотности. Понятие «визуальной грамотности» и другие базовые канадские трактовки терминологии медиаобразования нашли своё подтверждение в современном научном мире.

2. Синтезированная канадская медиаобразовательная модель, её структурно-содержательный компонент представлен теоретическим и практическим блоками. Использование синтезированной модели медиаобразования в российских условиях является перспективным.

3. История становления и развития медиаобразования в Канаде включает два основных этапа: этап зарождения и становления (50-е – 80-е годы XX века) и современный мультимедийный этап развития (90-е годы XX века – начало XXI века).

4. Повышение уровня медиаграмотности учащихся возможно путём использования мощного медиаобразовательного потенциала учебного телевидения (на примере телевизионного канала CHUM Television, эффективно осуществляющего программу, направленную на развитие медиаграмотности детской и юношеской аудиторий) и интернета (передовой опыт медиаобразовательной организации «Сеть информации о СМИ» − MNet).

Основными источниками данного исследования явились: научная литература (монографии, статьи) по проблемам медиаобразования российских и канадских исследователей; нормативные документы (резолюции, учебные планы, пособия и программы), используемые в школах Канады; официальные статистические данные канадского правительства; методические рекомендации, представленные официальными интернет-сайтами различных канадских медиаобразовательных ассоциаций.

Основные этапы исследования.

На первом – проблемно-поисковом этапе (2004-2005 гг.) − изучался уровень разработанности поставленной проблемы, анализировалась научная литература по медиакультуре, медиаобразованию, педагогике, культурологии, философии.

На втором этапе теоретико-исторического анализа (2005-2006 гг.) − были сформулированы базовые теоретические положения, определены и исследованы основные исторические этапы развития медиаобразования в Канаде, проанализированы теоретические концепции и обозначены перспективные направления канадской медиапедагогики.

На третьем – завершающем этапе исследования (2006-2007 гг.) − проводилось обобщение полученных результатов, формулировка выводов по итогам диссертационного исследования.

Достоверность выводов исследования обеспечена опорой теоретического анализа на методологию историко-педагогического исследования; использование метода анализа и синтеза научных трудов канадских исследователей.

Апробация результатов исследования: основные положения исследования обсуждались на научно-практических конференциях: в Таганрогском государственном педагогическом институте (2006, 2007); в Таганрогском государственном радиотехническом университете (2005, 2006); на международной научно-практической конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке» (Ростов-на-Дону, 2006), на Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов (Таганрог, 2006). Результаты исследования послужили базой для разработки экспериментальной программы спецкурса для студентов педагогических вузов «Медиаобразование в Канаде».

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ общим объёмом в 5,1 п. л., в том числе 2 работы − в журнале, рекомендованном ВАК МО РФ для публикации материалов кандидатских диссертаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения; двух глав, включающих шесть параграфов; заключения, состоящего из выводов, практических рекомендаций и перспектив дальнейшего исследования проблемы; библиографического списка, содержащего 160 источников из них 75 − на иностранных языках, и 3 приложений.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновываются выбор темы исследования, её актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость; определяются объект, предмет; формулируются цель и задачи; указываются основные этапы исследования; излагаются положения, выносимые на защиту.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804
Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования...
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconКорпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: мировой опыт и развитие в России
Ша и Канаде. Правда, оно в основном охватывало вопросы корпоративной филантропии, социального обеспечения собственного персонала,...
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconПроблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова) Монография
Федоров А. В., Челышева И. В., Новикова А. А. и др. Проблемы медиаобразования (научная школа под руководством А. В. Федорова). Монография....
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие педагогического образования в зауралье во...

Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие красноярского государственного ансамбля танца...
Становление и развитие красноярского государственного ансамбля танца сибири под руководством м. С. Годенко
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconРеферат по истории на тему «крестовые походы»
Проследить становление и развитие крестоносцев и их влияние на исторический процесс
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Становление и развитие экономической, социальной и политической географии
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconЛ. А. Волокитина Духовность и нравственность
Развитие ребенка, его духовный рост и становление происходит на протяжении всей жизни…
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconФилософия образования широкая научная область, получившая развитие...
Одна из наиболее известных работает в Институте образования Лон­донского университета. Её научная и учебная деятельность связана...
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, развитие...
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предметом изучения являются эволюция структур, институтов и механизмов государственной власти, особенности возникновения и развития...
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconВозникновение и становление немецкой письменности
Охватывают дальнейшее развитие силлабического письма с добавлением в него отдельных знаков, которые передают звуки
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие в россии педагогической конфликтологии и ее...
Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие высшего исторического образования на Дону в первой четверти XX в.
Диссертация выполнена в фгоу впо «Южный Федеральный университет Педагогический институт»
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие «партии власти» в современной России
Диссертация выполнена на кафедре политических наук историко-политологического факультета Пермского государственного университета
Становление и развитие медиаобразования в канаде iconСтановление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом...
Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск