Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании





Скачать 283.67 Kb.
НазваниеСтановление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании
страница1/2
Дата публикации22.10.2014
Размер283.67 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Информатика > Автореферат
  1   2


На правах рукописи

________________


ЭКИНИЛЬ Галина Евгеньевна


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

И ДИАГНОСТИ­РОВАНИИ

Специальность 13.00.01 «Общая педагогика,

история педагогики и образования»

(педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата

педагогических наук

(педагогические науки)

Ростов-на-Дону

2008

Работа выполнена на кафедре общей педагогики

Таганрогского государст­венного педагогического института


Научный руководитель

- доктор педагогических наук, профессор

Михайлычев Евгений Аркадьевич


Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Александров Евгений Павлович

кандидат педагогических наук, доцент

Юшко Галина Николаевна


Ведущая организация

-Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Защита состоится 24 апреля 2008 г. в 12.00 на заседании диссертацион­ного совета Д - 212.208.04 по защите диссертации на соискание учёной степени кан­дидата педагогических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федераль­ного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.

Автореферат разослан 21 марта 2008 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук,

доцент Тащёва А.И.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В реальной действительности педагогу колледжа, школы или ВУЗа постоянно приходится прибегать к методам наблю­дения, без которых не обходится, пожалуй, ни одно прикладное педагогическое исследование, связанное с внедрением какого-либо инновационного проекта. Освоение приемов наблюдения начинается еще в период профессиональной подготовки педагога. Но предлагаемые педагогам и студентам-практикантам программы анализов уроков построены преимущественно на качественных по­казателях, не имеющих эмпирических индикаторов и трудно сопоставимых между собой. Большой разнобой в методиках анализа ответов учащихся, на­блюдения за профессиональной деятельностью педагога, в схемах и програм­мах наблюдений, представляе­мых и во внутренних вузовских методических разработках, и в учебно-методи­ческих пособиях.

Научно-технический прогресс революционизировал методы исследования всех наук, в том числе и такой консервативной, как педагогика. Разрабатыва­ется методология педагогики, меняющаяся вместе с научной парадигмой, ис­следователь вооружается (если это ему доступно) самой современной техникой - от видеоаппаратуры до компьютеров, позволяющей сочетать наблюдение скрытой миниатюрной камерой с видеоконференцией между десятком удален­ных друг от друга на сотни километров участников.

Вопросы становления и развития методов педагогического исследования и диагностирования многие десятилетия не были предметом специальных иссле­дований, и лишь последние два десятилетия на них стали обращать внимание историки педагогики и психологии. Некоторые аспекты, связанные с историей развития методов наблюдения, в конце прошлого века рассматривались в кон­тексте анализа практики экспериментальной психологии и педологии /Ба­ранов В.Ф., 1990,1991; Никольская А.А., 1995/. С позиций истории педагогики во­просы практики наблюдения в педагогической науке рассматривали /Вой­тик П.Д., 1947; Голубев Н.К., 1988; Кочетов А.И., 1998; Раченко И.П., 1992; Скат­кин М.Н., 1984/. Методология и технология наблюдения изучались преимуще­ственно в контексте общей истории развития педагогики /Карпова Г.Ф., 1994/ и педагогической диагностики как сервисной педагогической науки / Кравцов А.А., 2000; Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А., Леонова Е.Е., 2002/.

С развитием аттестационных технологий и ростом числа научно-педаго­гических исследований становятся особенно актуальной профессиональная разра­ботка и адаптация к целям конкретных исследований, диагностика эффек­тивного и на­дежного инструментария педагогического наблюдения, с опорой на многовеко­вой педагогический опыт. Становится очевидным назревшее про­тиворечие ме­жду современными требованиями к методологии и технологии научно-педаго­гического исследования и практического диагностирования и уровнем техноло­гической разработанности в педагогике методов наблюдения. Последствиями являются многочисленные конфликты по процедурам и резуль­татам педагоги­ческой экспертизы и аттестации. Эти противоречия определили актуальность темы исследования, легли в основу формулировки проблемы и целевых устано­вок данного исследования, обусловили его логику и структуру.

Цель исследования – выявить особенности становления, современное со­стояние и тенденции развития методов наблюдения в исторически сменяв­шихся образовательных системах в контексте конкретных диагностических и исследовательских задач.

Объект исследования – участники и организация педагогического и управленческого процесса в системе образования.

Предмет исследования – исследовательская и диагностическая деятель­ность педагогов по использованию методов наблюдения в исторически склады­вавшихся системах образования.

Гипотеза исследования - основные тенденции эволюции методов на­блюдения в исторически сменявшихся образовательных системах определя­ются:

  1. адекватностью этих методов целевым установкам и уровню технической разработанности не столько массовой педагогической практики, сколько ее элитным образцам (моделям ее реализации);

  2. взаимосвязью уровней методологической обоснованности методов наблю­дения с уровнями концептуальности современных педагогических теорий конкретных образовательных систем;

  3. внутрипредметной интеграцией методологических и технологических тре­бований к методам наблюдения с аналогичными современными тре­бованиями к другим эмпирическим методам педагогики как науки.

Основные задачи исследования:

  1. выявление историко-педагогического опыта применения для реше­ния диаг­ностических задач различных критериев и приемов наблюдения для оценивания ситуации и принятия педагогических решений;

  2. анализ современного состояния (достижений и проблем) примене­ния крите­риев и методик наблюдения в педагогическом процессе для исследо­вания и диагностики;

  3. уточнение и определение методологических требований к созданию и при­менению методик педагогического наблюдения для решения типич­ных исследовательских и диагностических задач;

  4. оценивание и отбор из диагностического фонда педагогики и смеж­ных с нею наук методик и приемов наблюдения, пригодных для решения задач педагогического исследования и диагностирования с характеристикой их воз­можностей и ограничений;

  5. разработка и апробация программы спецкурса, повышающего компе­тент­ность педагогов в применении методик и приемов наблюдения.

Методология исследования определяется на общетеоретическом уровне опорой на философский принцип системно-структурного подхода /Гершунский Б.С., 1986/; на концепции современного педагогического управ­ления и менеджмента /Соколов А.Г., 1989; Поташник М.М., 1998/, концептуаль­ные положения методологии научно-педагогического исследова­ния /Кочетов А.И., 1998, Леднев В.С., 2002/; методологией комплексного педа­гогического ди­агностирования /Ингенкамп К., 1991, Михайлычев Е.А., 2002/; современными подходами психолого-педагогической диагностики /Шевандрин Н.И., 2003; Шмелев А.Г, 2003/ учетом и использованием ресурсов информаци­онных техно­логий для сбора, обработки и анализа диагностических данных / Дюк В.А., 1994/.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогических источников и современных работ по истории педагогики и педагогической ди­агностике (с позиций сравнительной педагогики), типологизация, моделирова­ние конструктов методик наблюдения, программированные наблюдения за практической диагностической деятельностью, экспертные опросы студентов педагогического вуза и педагогов-практиков, неформализованные интервью с ними.

Научная новизна исследования:

1. Впервые в историко-педагогических исследованиях прослежена эво­люция наблюдения как одного из основных методов педагогического исследо­вания и диагностирования в образовательных системах от первых цивилизаций до наших дней, выявлены основные тенденции его развития.

2. Введены в научный оборот сведения о развитии методов педагогиче­ского наблюдения в разные исторические эпохи в различных образовательных системах прошлого и современности.

3. Выявлены основные линии взаимосвязи методов наблюдения с дру­гими методами научно-педагогического исследования и даны обоснованные оценки как достижений, так и типических недостатков их использования.

4. Определены на концептуальном уровне основные требования к мето­дам наблюдения в педагогическом исследовании и диагностировании.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что опре­делены в концептуальной форме основные современные методологические требования к наблюдению в системе педагогического диагностирования и на­учно-педагогического исследования в контексте идей гуманистической педаго­гики; определены и систематизированы технологические требования к приме­нению методов наблюдения; обоснованы и определены прогнозы тенденций развития методов наблюдения в педагогическом познании в условиях интен­сивной компьютеризации образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- полученные в исследовании выводы и представленные в нем новые и малоиз­вестные факты могут быть использованы при проведении учебных занятий по общей педагогике, истории и философии образования, методологии и методике научно-педагогических исследований, в курсах дидактики, теории воспитания, в спецкурсах по педагогической диагностике;

- определенные в исследовании взаимосвязи методов наблюдения с другими методами научно-педагогического познания могут существенно повысить ме­тодологическую культуру как студентов педагогических вузов, так и аспиран­тов, соискателей, педагогов-исследователей;

- разработанная и апробированная программа спецкурса по методологии и тех­нологии наблюдения может способствовать повышению качества как практи­ческого педагогического диагностирования во всех образовательных структу­рах, так и проводящихся научно-педагогических исследований, росту надежно­сти и достоверности получаемых эмпирических данных и выводов.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются стро­гим соблюдением требований методологии педагогического исследования, тео­ретической обоснованностью конструктов применяемых исследовательских эмпирических методик, сочетанием комплекса методов взаимоконтроля каче­ства получаемой информации, достаточной репрезентативностью выборки ме­тодологического исследовательского эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Практическое внедрение в систему педагогического контроля мето­дов наблюдения всегда отражает массовый уровень педагогического про­фессионализма и типические установки большинства педагогов-практиков в той или иной образовательной системе (независимо от наличия «продвинутых» педагогических концепций и разработок инноваторов педагогики).

  2. По мере специализации отраслей педагогики как науки происходят: структурное усложнение программ наблюдения в этих отраслях, организацион­ная их технологизация, совершенствование форм учета и систематизации полу­чаемых результатов, формализация данных наблюдения для организационных выводов относительно и педагогов, и учащихся.

  3. Наиболее интенсивно развиваются методы наблюдения синхронно с развитием экспериментальной педагогики как на стадии ее становления (к. XIX - нач. ХХ в.), так и на современном этапе развития.

  4. Для развития современных методов наблюдения в системе практиче­ского педагогического диагностирования и научно-педагогического исследования требуются:

- четкость методологических установок и технологических требований;

- концептуализация программ наблюдений, обоснование критериев и эмпири­ческих показателей для педагогических наблюдений в типичных, воспроизво­дящихся в педагогическом диагностировании ситуаций;

- ориентация целевых установок, программ и технологий наблюдения на цен­ности перспективных педагогических теорий – гуманистического воспитания и образования, смысловой дидактики, рефлексивной педагогики.

  1. Перспективы дальнейшего развития методов наблюдения в системе педагогики и как науки, и как практики связаны:

- с их дальнейшей, концептуально обоснованной технологизацией примени­тельно к типическим педагогическим ситуациям, особенно – связанным с мо­ниторингом педагогического процесса и развития личности обучающихся, ста­новления их компетенций;

- с включением формализованных и, по возможности, стандартизированных методов наблюдения в типовые диагностические комплексы для обеспечения качественной информацией всех подструктур системы образования;

- с компьютеризацией и ростом технической оснащенности процесса наблюде­ния;

- с соответствующим ростом профессионализма педагогов как диагностов и ис­следователей, компетентных в использовании этих методов.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconСтановление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804
Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconИспользование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии
Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconПрограмма научно-исследовательской практики магистра
Основной задачей научно-исследовательской практики магистра является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы,...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconРеферат по теме Анализ рынка телевизионных систем наблюдения
Системы телевизионного наблюдения предназначены для обеспечения безопасности на охраняемом объекте. Они позволяют одному или нескольким...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconШпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая...
Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной)
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconУчебные пособия жизни. Научно-литературное издание
Цель изучения курса: развитие исследовательской компетент­ности учащихся посредством освоения ими методов научного позна­ния и умений...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconПятая всероссийская конференция с международным участием «новые информационные...
Цель конференции: обмен результатами исследований в области новых информационных технологий в исследовании сложных структур
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconКонстантинова Н. О., преподаватель основ общественных дисциплин Государственного...
Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических дисциплин в педагогическом колледже
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconПояснительная записка цели и задачи дисциплины
Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconСтановление и развитие педагогического образования в зауралье во...

Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconКалендарно-тематическое планирование по предмету «Технология»
Создание условий для наблюдения за окружающим миром и материалами, которые нас окружают. Организация наблюдения за свойствами некоторых...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании icon«Процедура наблюдения ООО «Cервис+» содержит 60 страниц, 17 иллюстраций, 25 таблиц
...
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconСтановление и развитие красноярского государственного ансамбля танца...
Становление и развитие красноярского государственного ансамбля танца сибири под руководством м. С. Годенко
Становление и развитие методов наблюдения в научно-педагогическом исследовании и диагности­ровании iconРеферат На тему магнитно-ядерный резонанс при исследовании спинного мозга
Применение водорастворимых kb, особенно в комбинации с компьютерной томографией (кт-миелография), заметно повысило качество диагностики...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск