Скачать 283.67 Kb.
|
На правах рукописи________________ ЭКИНИЛЬ Галина Евгеньевна СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ НАБЛЮДЕНИЯ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ И ДИАГНОСТИРОВАНИИ Специальность 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» (педагогические науки) АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (педагогические науки) Ростов-на-Дону 2008 Работа выполнена на кафедре общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института
Защита состоится 24 апреля 2008 г. в 12.00 на заседании диссертационного совета Д - 212.208.04 по защите диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Южном федеральном университете по адресу: 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, факультет психологии, ауд. 222. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Южного федерального университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148. Автореферат разослан 21 марта 2008 г. Учёный секретарь диссертационного совета кандидат психологических наук, доцент Тащёва А.И. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В реальной действительности педагогу колледжа, школы или ВУЗа постоянно приходится прибегать к методам наблюдения, без которых не обходится, пожалуй, ни одно прикладное педагогическое исследование, связанное с внедрением какого-либо инновационного проекта. Освоение приемов наблюдения начинается еще в период профессиональной подготовки педагога. Но предлагаемые педагогам и студентам-практикантам программы анализов уроков построены преимущественно на качественных показателях, не имеющих эмпирических индикаторов и трудно сопоставимых между собой. Большой разнобой в методиках анализа ответов учащихся, наблюдения за профессиональной деятельностью педагога, в схемах и программах наблюдений, представляемых и во внутренних вузовских методических разработках, и в учебно-методических пособиях. Научно-технический прогресс революционизировал методы исследования всех наук, в том числе и такой консервативной, как педагогика. Разрабатывается методология педагогики, меняющаяся вместе с научной парадигмой, исследователь вооружается (если это ему доступно) самой современной техникой - от видеоаппаратуры до компьютеров, позволяющей сочетать наблюдение скрытой миниатюрной камерой с видеоконференцией между десятком удаленных друг от друга на сотни километров участников. Вопросы становления и развития методов педагогического исследования и диагностирования многие десятилетия не были предметом специальных исследований, и лишь последние два десятилетия на них стали обращать внимание историки педагогики и психологии. Некоторые аспекты, связанные с историей развития методов наблюдения, в конце прошлого века рассматривались в контексте анализа практики экспериментальной психологии и педологии /Баранов В.Ф., 1990,1991; Никольская А.А., 1995/. С позиций истории педагогики вопросы практики наблюдения в педагогической науке рассматривали /Войтик П.Д., 1947; Голубев Н.К., 1988; Кочетов А.И., 1998; Раченко И.П., 1992; Скаткин М.Н., 1984/. Методология и технология наблюдения изучались преимущественно в контексте общей истории развития педагогики /Карпова Г.Ф., 1994/ и педагогической диагностики как сервисной педагогической науки / Кравцов А.А., 2000; Карпова Г.Ф., Михайлычев Е.А., Леонова Е.Е., 2002/. С развитием аттестационных технологий и ростом числа научно-педагогических исследований становятся особенно актуальной профессиональная разработка и адаптация к целям конкретных исследований, диагностика эффективного и надежного инструментария педагогического наблюдения, с опорой на многовековой педагогический опыт. Становится очевидным назревшее противоречие между современными требованиями к методологии и технологии научно-педагогического исследования и практического диагностирования и уровнем технологической разработанности в педагогике методов наблюдения. Последствиями являются многочисленные конфликты по процедурам и результатам педагогической экспертизы и аттестации. Эти противоречия определили актуальность темы исследования, легли в основу формулировки проблемы и целевых установок данного исследования, обусловили его логику и структуру. Цель исследования – выявить особенности становления, современное состояние и тенденции развития методов наблюдения в исторически сменявшихся образовательных системах в контексте конкретных диагностических и исследовательских задач. Объект исследования – участники и организация педагогического и управленческого процесса в системе образования. Предмет исследования – исследовательская и диагностическая деятельность педагогов по использованию методов наблюдения в исторически складывавшихся системах образования. Гипотеза исследования - основные тенденции эволюции методов наблюдения в исторически сменявшихся образовательных системах определяются:
Основные задачи исследования:
Методология исследования определяется на общетеоретическом уровне опорой на философский принцип системно-структурного подхода /Гершунский Б.С., 1986/; на концепции современного педагогического управления и менеджмента /Соколов А.Г., 1989; Поташник М.М., 1998/, концептуальные положения методологии научно-педагогического исследования /Кочетов А.И., 1998, Леднев В.С., 2002/; методологией комплексного педагогического диагностирования /Ингенкамп К., 1991, Михайлычев Е.А., 2002/; современными подходами психолого-педагогической диагностики /Шевандрин Н.И., 2003; Шмелев А.Г, 2003/ учетом и использованием ресурсов информационных технологий для сбора, обработки и анализа диагностических данных / Дюк В.А., 1994/. Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогических источников и современных работ по истории педагогики и педагогической диагностике (с позиций сравнительной педагогики), типологизация, моделирование конструктов методик наблюдения, программированные наблюдения за практической диагностической деятельностью, экспертные опросы студентов педагогического вуза и педагогов-практиков, неформализованные интервью с ними. Научная новизна исследования: 1. Впервые в историко-педагогических исследованиях прослежена эволюция наблюдения как одного из основных методов педагогического исследования и диагностирования в образовательных системах от первых цивилизаций до наших дней, выявлены основные тенденции его развития. 2. Введены в научный оборот сведения о развитии методов педагогического наблюдения в разные исторические эпохи в различных образовательных системах прошлого и современности. 3. Выявлены основные линии взаимосвязи методов наблюдения с другими методами научно-педагогического исследования и даны обоснованные оценки как достижений, так и типических недостатков их использования. 4. Определены на концептуальном уровне основные требования к методам наблюдения в педагогическом исследовании и диагностировании. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены в концептуальной форме основные современные методологические требования к наблюдению в системе педагогического диагностирования и научно-педагогического исследования в контексте идей гуманистической педагогики; определены и систематизированы технологические требования к применению методов наблюдения; обоснованы и определены прогнозы тенденций развития методов наблюдения в педагогическом познании в условиях интенсивной компьютеризации образования. Практическая значимость исследования заключается в том, что: - полученные в исследовании выводы и представленные в нем новые и малоизвестные факты могут быть использованы при проведении учебных занятий по общей педагогике, истории и философии образования, методологии и методике научно-педагогических исследований, в курсах дидактики, теории воспитания, в спецкурсах по педагогической диагностике; - определенные в исследовании взаимосвязи методов наблюдения с другими методами научно-педагогического познания могут существенно повысить методологическую культуру как студентов педагогических вузов, так и аспирантов, соискателей, педагогов-исследователей; - разработанная и апробированная программа спецкурса по методологии и технологии наблюдения может способствовать повышению качества как практического педагогического диагностирования во всех образовательных структурах, так и проводящихся научно-педагогических исследований, росту надежности и достоверности получаемых эмпирических данных и выводов. Обоснованность и достоверность исследования обеспечиваются строгим соблюдением требований методологии педагогического исследования, теоретической обоснованностью конструктов применяемых исследовательских эмпирических методик, сочетанием комплекса методов взаимоконтроля качества получаемой информации, достаточной репрезентативностью выборки методологического исследовательского эксперимента. Положения, выносимые на защиту:
- четкость методологических установок и технологических требований; - концептуализация программ наблюдений, обоснование критериев и эмпирических показателей для педагогических наблюдений в типичных, воспроизводящихся в педагогическом диагностировании ситуаций; - ориентация целевых установок, программ и технологий наблюдения на ценности перспективных педагогических теорий – гуманистического воспитания и образования, смысловой дидактики, рефлексивной педагогики.
- с их дальнейшей, концептуально обоснованной технологизацией применительно к типическим педагогическим ситуациям, особенно – связанным с мониторингом педагогического процесса и развития личности обучающихся, становления их компетенций; - с включением формализованных и, по возможности, стандартизированных методов наблюдения в типовые диагностические комплексы для обеспечения качественной информацией всех подструктур системы образования; - с компьютеризацией и ростом технической оснащенности процесса наблюдения; - с соответствующим ростом профессионализма педагогов как диагностов и исследователей, компетентных в использовании этих методов. |
Становление и развитие педагогического образования в казанском императорском университете (1804 Охватывают XIX – начало XX вв. (до 1917 г.). Именно в этот период произошло становление и развитие системы педагогического образования... | Использование проблемно-поискового метода обучения на уроках биологии Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте. 11 | ||
Программа научно-исследовательской практики магистра Основной задачей научно-исследовательской практики магистра является приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы,... | Реферат по теме Анализ рынка телевизионных систем наблюдения Системы телевизионного наблюдения предназначены для обеспечения безопасности на охраняемом объекте. Они позволяют одному или нескольким... | ||
Шпаковского муниципального района Ставропольского края Краевая научно-практическая... Подготовить материал к выступлению на научно-практической конференции (районной и школьной) | Учебные пособия жизни. Научно-литературное издание Цель изучения курса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений... | ||
Пятая всероссийская конференция с международным участием «новые информационные... Цель конференции: обмен результатами исследований в области новых информационных технологий в исследовании сложных структур | Константинова Н. О., преподаватель основ общественных дисциплин Государственного... Опыт применения интерактивных методов обучения на уроках социально-политических дисциплин в педагогическом колледже | ||
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Такая переориентация текстологии (критики текста) позволяет существенно уточнить место этой дисциплины в источниковедческом и конкретно-историческом... | ||
Пояснительная записка цели и задачи дисциплины Цель дисциплины – изучение теоретических основ научного познания, методов, методик научного исследования, технологий, используемы... | Становление и развитие педагогического образования в зауралье во... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» Создание условий для наблюдения за окружающим миром и материалами, которые нас окружают. Организация наблюдения за свойствами некоторых... | «Процедура наблюдения ООО «Cервис+» содержит 60 страниц, 17 иллюстраций, 25 таблиц ... | ||
Становление и развитие красноярского государственного ансамбля танца... Становление и развитие красноярского государственного ансамбля танца сибири под руководством м. С. Годенко | Реферат На тему магнитно-ядерный резонанс при исследовании спинного мозга Применение водорастворимых kb, особенно в комбинации с компьютерной томографией (кт-миелография), заметно повысило качество диагностики... |