Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения





Скачать 286.17 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
страница1/3
Дата публикации04.04.2015
Размер286.17 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3
Кулиш Наталья Леонидовна,

учитель кубановедения
Активизация познавательной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине.

В 1989 г., заканчивая исторический факультет Кубанского государственного университета, темой своей дипломной работы я выбрала “Исторический очерк станицы Павловской в дореволюционный период”, которая не была ещё предметом исследования историков. Полгода самостоятельной работы с архивными документами, среди которых рукописи отчётной документации: докладные записки, рапорты, письма, отчёты, написанные правильным каллиграфическим почерком; занятия с известными преподавателями, авторами ряда научных книг и статей, учебников и учебных пособий по кубановедению Ратушняк В.Н., Трёхбратовым Б.А., Шевченко Г.Н. и другими, оставили в памяти приятные воспоминания. Тогда я ещё не знала, что через 15 лет в школах Кубани будет введён предмет “Кубановедение” и я буду отдавать свои знания и прививать любовь к родной земле, детям.

В свете современных требований к школе, когда перед учителем стоит задача научить каждого ребёнка самостоятельно учиться, особое значение приобретает вопрос о формировании их познавательных интересов. Активизация познавательной деятельности учащихся – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Как сделать урок интересным?

Как активизировать познавательную деятельность учащихся?

Как пробудить желание творчески мыслить?

Эти и другие вопросы заставляют искать пути совершенствования обучения, использовать передовые технологии, в том числе и информационно – коммуникативные.

Тест как одна из форм проверки знаний учащихся
В современной практике преподавания одной из самых распространённых форм проверки усвоения учащимися учебного материала являются тестовые задания. Для всех классов ( 5 – 11) разработала тесты по изучаемым темам, а также итоговые тесты, которые дают возможность выявить уровень знаний учащихся по разделу “История Кубани”. Составила контрольные тесты (по четырём вариантам) для промежуточного экзамена в 7–х классах, который проводился в нашей школе в 2004 – 2005 году.

Качество знаний учащихся составило – 95%.

Виды тестовых заданий:

  • Выберите правильный ответ;

  • Укажите верные утверждения;

  • Установите правильное соответствие;

  • Вставьте в текст недостающие слова;

  • Восстановите последовательность событий.

Разнообразные задания включают в себя такие элементы содержания как даты, факты, события, имена, хронологию событий, событий и исторических лиц.

Использование этих тестовых заданий даёт возможность за короткое время опросить весь класс, выявить ошибки, после чего устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету, превратить фронтальный опрос в увлекательную и познавательную игру.
Занимательный материал

как форма активизации познавательной деятельности учащихся.
Исследователями экспериментально проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебным действиям, если активно используется на уроках занимательный материал. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается.

С пятиклассниками мы охотимся на бизонов и мамонтов, ищем сокровища скифских курганов, пытаемся раскрыть тайну строительства дольменов.

В занимательной форме стараюсь развивать творческие способности учащихся.

Дети с удовольствием рисуют, делают поделки, пишут сочинения.

Например, на уроке по теме “Шедевры греческого искусства, найденные археологами на Кубани” предлагаю шестиклассникам домашнее задание: “расписать греческую вазу” . На следующем уроке организую выставку лучших работ под названием “Шедевры греческого искусства”.

Иногда они оживают и могут рассказать о себе удивительные истории. Вот одна из них.

Я греческая амфора, большой сосуд для вина. Меня изготовили в древней Греции. Мне две с половиной тысячи лет.

Я очень красивая. Высокая, с тонким горлышком. Расписана черными фигурками на красном фоне и покрыта лаком.

Однажды я попала на корабль, который плыл в далёкую заморскую страну. Но случился сильный шторм и корабль пошёл на дно. Я тоже там очутилась и пролежала на дне морском много веков, пока меня не достали водолазы.

И, в конце концов я – греческая амфора, оказалась в этом музее. И теперь мной вновь любуются люди. Поэтому я счастлива”. (из сочинения Барбатунова Алексея, 5класс ).

Сюжетами для росписей греческих ваз служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, соревнования атлетов.

Раскрыть тайну рисунка, подчеркнуть красоту, совершенство форм нам помогают стихи.

То вазы -гиганты,

то карлики вазы

и каждая ваза- с рисунком рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот - Одиссей, подающий советы,

А это - кентавры…

А это…

А это…

Стихами рассказывает о себе первый екатеринодарский храм на уроке в 7 классе по теме « Первая церковная архитектура».
Я самый первый на Кубани храм –

Казачья скиния, а попросту – палатка,

Переселенцам сам Потёмкин в дар

Меня вручил для веры и порядка
Окутаны столбы тугою парусиной,

Иконостас расписан на холсте…

Стал Карасунский кут заветной Палестиной

Чубатым рыцарем, как братья во Христе.
Мой православный крест, как луч зари

В краю язычников, магометан и староверов

Первопроходцам- казакам опорой был,

В лишеньях душу грел святою верой.
Нравится детям разгадывать анаграммы. Например, на уроке в 5 классе по теме «Древнейшие люди на Кубани» учащиеся разгадывают анаграммы: из расставленных в беспорядке букв, составляют слова: стоянка, палеолит, пещера.

я

с

т

о

к

а

н
1.Это место, где длительное время жили люди.

а

п

л

е

л

и

т

о
2. Это название первого периода истории человечества - древнейшего каменного века.


р

а

щ

е

п

е
3. Первое жилище первобытного человека.
Для учащихся 5-7 классов разработала занимательное пособие

«Терминологическое лото». Дети должны установить соответствие между словом - термином и его значением. Данное пособие способствует быстрому запоминанию изучаемых понятий, даёт возможность учащимся проверить свои знания.

Те ученики, для которых характерно отсутствие интереса к учебным занятиям, слабая успеваемость, благодаря использованию занимательного материала, проявляют ярко выраженную активность.

Использую в работе исторические диктанты, занимательные тексты «О ком или о чём идёт речь?»
Исторический диктант

по теме « Кавказ в международной политике».

8 класс

I вариант:

  1. Казарма для холостых казаков, а также селение, расположенное на казачьих землях (курень)

  2. Пограничная застава, основное и самое большое по размерами по численности гарнизона укрепление ( кордон)

  3. Участок земли, выделяемый в пользование ( надел)

  4. Кто из казачьих атаманов определил место под строительство Екатеринодара? ( З. Чепега)

  5. Главная хозяйственная отрасль черноморских казаков (скотоводство)

  6. Кого М.И.Кутузов называл «казаком без ошибок»? ( А.Д.Безкровный)


II вариант:

1. Полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом

(редут)

2. Знамя кавалерийских частей (штандарт)

3. Часть войск, находящаяся позади главных сил (арьергард)

4. Как называлось морское сражение между Россией и Турцией 18 ноября

1853г.? (Синопское)

5. Мирный договор, подписанный между Россией и Турцией после

окончания войны 1828-1829г.г. (Адрианопольский)

6. Кто возглавил Черноморскую гвардейскую сотню в Отечественной войне

1812г.? (А.Ф. Бурсак)

Занимательный текст

«О ком идёт речь?»

По теме «Боспорское царство»

10 класс

Он сделал попытку покончить с собой и, предварительно умертвив ядом своих жён и детей, выпил его остаток, но не мог убить себя ни им, ни собственноручно мечом: яд, хотя и смертельный, не подействовал на него, так как он закалил себя ежедневными большими приёмами противоядий; а удар меча оказался слабым вследствие того, что рука его обессилела от старости и испытанных несчастий и вследствие приёма яда, хотя и недостаточно крепкого. И так, когда он оказался не в состоянии убить себя и чересчур долго медлил, на него бросились те, которых он послал против сына, и своими мечами и копьями ускорили его гибель.

( царь Боспорского царства Митридат)

Таким образом, занимательный материал органично сочетаясь с учебной деятельностью, является средством повышения умственной активности учащихся .

Включение в урок творческих заданий, использование дидактических пособий делает процесс обучения более интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Активные формы обучения

Использую в работе активные формы обучения. Такие как:

Урок – путешествие

Урок – игра

Урок – встреча

Урок – заочная экскурсия

Урок – концерт

Урок – пресс- конференция

Урок – экскурсия.

Разработала для учащихся 5 класса нестандартные уроки с единой игровой линией. Урок- путешествие «Греческие колонии на берегах Азовского и Чёрного морей» был отмечен как один из лучших на районном конкурсе в 2004-2005 учебном году.

На этом уроке мы путешествуем по Азовскому и Чёрному морям в поисках греческих городов-колоний, расположенных на Таманском полуострове и в Северном Причерноморье на греческом корабле триере, о котором с интересом слушаем сообщение одного из учащихся. Дети работают с атласом «История Кубани», учебным пособием «Родная Кубань», с « историческими источниками»- описанием городов Фанагория и Горгиппия по определенному плану. Анализируют текст, сравнивают, обобщают, делают выводы.

Повторно-обобщающий урок «Кубань в древности» провожу в форме интеллектуально-познавательной игры. Класс делится на три команды. Игра проходит по четырем направлениям. За каждый правильный ответ команда получает определенное количество очков. Использую элементы развивающего обучения. Учащиеся получаю дополнительные знания об оливковом дереве, из плодов которого греки делали масло, о находках скифских курганов, о дольменах.

На разных уроках в зависимости от содержания и темы могут быть использованы разные интеллектуальные игры. Общим в них является то, что они требуют догадки, поиска, «игры ума» и тем самым привлекательны для учащихся.

Делилась опытом проведения данных уроков на районном семинаре учителей кубановедения.

В целях активизации познавательной деятельности учащихся ежегодно провожу уроки- экскурсии в местный краеведческий музей.

Например, в 5 классе по теме «Лексика кубанского жилища», в 6 классе «Мир растений и животных моей малой родины», в 9 и 11 классах «Ленинградский район в годы Великой Отечественной войны».

В программу курса «Кубановедение» включён тематический раздел «Изобразительное искусство», предусматривающий знакомство учащихся с пейзажами родной Кубани, солнечными яркими натюрмортами, с портретами наших предков- казаков. Этой теме посвящены и работы художников нашей станицы Зверевой Л.П. и Кущий Г.Н., с которыми прошли уроки- встречи учащихся нашей школы.

Запомнился шестиклассникам урок-экскурсия в мастерскую художника А.А. Акатьева - члена Союза художников России. Соприкосновение с искусством обогащает внутренний мир ребёнка, пробуждает желание быть искреннее и добрее, любить родную землю.

Об этих уроках мной была написана статья «Встреча с прекрасным», опубликованная в газете «Степные зори» 1 апреля 2006года.

Основной задачей роков музыки в разделе «Искусство Кубани» является формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке родного края, познание её духовных основ, заложенных поколениями далеких предков. В связи с этим разработала урок-встречу по теме «Продолжатели традиций» для учащихся 10-х классов с приглашением казаков Уманского казачьего общества, участников первого Московского международного фестиваля фольклора (1988г.), ветеранов фольклорного ансамбля «Казачьи напевы». Затаив дыхание слушали ребята исторические, военно-бытовые, лирические песни казаков. Огромный интерес вызвал у нас рассказ наших земляков об участии в съёмках художественного фильма «Очарованный странник», в котором прозвучали кубанские казачьи песни в их исполнении.

Я считаю, такие уроки- встречи нашим детям необходимы. Иначе неровен час и сойдут в могилу последние носители традиционной народной культуры, народной мудрости, так и не успев передать своим детям и внукам ту заветную эстафету, что несли через столетия предшествующие поколения. «Золотая» формула народной педагогики гласит: «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности. Наши деды и прадеды песнями, обрядами, укладом своей жизни подтверждают это правило.
Методы и приёмы обучения, используемые на уроках

Поддержать интерес учащихся к учёбе помогают яркие наглядные пособия. Ведь то, что привлекает внимание ученика, заставляет его размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство радости и удовлетворения. Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости.

Использую на уроках учебно-наглядных пособий «Кубань в древности», рекомендуемый для тематических разделов «История Кубани» в 5классе и «Искусство Кубани» (Изобразительное искусство) в 5 и 6 классах. Комплект включает таблицы по темам:

  • Каменный век;

  • Бронзовый век;

  • Меотские племена;

  • Греческие города-колонии;

  • Шедевры античного искусства;

  • Скифы;

  • Сарматы.


Таблицы содержат различные элементы изобразительной и условной наглядности:

Учебные картины, реконструкции, документальные изображения (фото), карты.

Яркие образы далёкого прошлого позволяют уточнить и конкретизировать исторические представления, облегчают восприятие сложных понятий и явлений, будят воображение, поддерживают интерес к изучению прошлого.

Кроме того, сами дети, используя возможности современной оргтехники, помогают мне изготавливать наглядные пособия. Например, ученик 5 класса Успасский Иван сделал прекрасные цветные иллюстрации дольменов. Ученица 11 класса подготовила мини-альбом «Находки скифских курганов» о золотых изделиях скифских мастеров.

В 7классе, рассказывая о предметах декоративно-прикладного искусства, демонстрирую прялку, рубель, глиняные кувшины, резные шкатулки, расписные деревянные ложки, копилки, вышитые рушники. Все они имеют свою историю, связанную с бытом, культурой кубанского населения. Этим и интересны они для учащихся.

Основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани - это вышивка. Вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки и многое другое. Во многих станицах были особо искусные мастерицы, которые славились своими вышитыми изделиями. Есть они и у нас.

На уроке по теме «Художественная культура Кубани конца XVIII-XIX в.в.» показываю семиклассникам вышитые панно Вешнивецкой В.М (местная мастерица).
Пробудить у детей интерес к изучаемому предмету можно, если включать в урок интересный познавательный материал из периодической печати, сборников статей и рассказов известного краеведа, нашего земляка В.В. Тёра. Например, в 5 классе по теме «Первые памятники искусства (архитектуры) на Кубани(V-II в.в. до н.э.)», рассказывая детям о дольменах, использую на уроке статью «Археологическая сенсация или неудобный факт» (г. «Вольная Кубань»), в которой рассказывается о том, что совсем недавно в горах Майкопского района археологами обнаружен доселе неизвестный мегалитический некрополь, состоящий из ста дольменов- древнейших захоронений, возраст которых составляет более 5 тысяч лет.

В 10 классе по теме «Греческие города- колонии» рассказываю о сенсационной находке в станице Сенной. Здесь, на дне Таманского залива, на двухметровой глубине в 150м. от берега были обнаружены фрагменты статуй, колонн, мраморные плиты – остатки самого большого античного города на территории России – Фанагория, основанного в 6в. до н.э. Находки уникальны. Возможно, они прольют свет на многие древние тайны и помогут ответить на главный вопрос: как и почему столица Боспорского царства, просуществовавшая 1700 лет оказалась затопленной. (Из статьи «Кубанская Атлантида», г. «Вольная Кубань»).

В 9 классе по теме «Коллективизация на Кубани» читаю учащимся рассказ В.В. Тёра «Только за то, что казаки», говоря о голоде 1933г. – рассказ «Заноза». Эти произведения о наших станичниках, сломанных человеческих судьбах никого не оставляют равнодушным.

Изучая тему Великой Отечественной войны в 11классе, знакомлю учащихся со статьёй «Следы фашистского зверя на Кубани» (г. «Вольная Кубань») о зверствах фашистов.

В классе стоит абсолютная тишина…

Преподавание «Кубановедения» предполагает три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся.

  1. Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.

  2. Самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», т.е. фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).

Дети с удовольствием готовят сообщения, доклады, в старших классах пишут рефераты. Например,

5 класс – об археологических памятниках;

6 класс – о редких и исчезающих растениях и животных;

7 класс – о видах декоративно-прикладного искусства;

8 класс – об архитектуре Екатеринодара и края, о кубанских архитекторах;

9 класс – о Ф.А. Коваленко и судьбе художественного музея;

10 класс – о культовой архитектуре Екатеринодара и края;

11 класс – об экологических проблемах малой Родины и пути их решения.

Систематизируя сообщения учащихся, составила тематические сборники, работу над которыми планирую продолжать.

  1. Археологические памятники.

  2. Декоративно-прикладное искусство.

  3. Кубанские архитекторы.

  4. Архитектура Екатеринодара и края.

  5. Культовая архитектура Екатеринодара и края.

  6. Растительный мир края.

  7. Животный мир края.

  8. Кубанские композиторы.



Кроме учебной в школе ведётся внеклассная работа. В рамках декадника кубановедения ежегодно проводится интеллектуальный марафон. Каждому классу предлагается ответить на 10 вопросов. Указывается список литературы. Победители награждаются почётными грамотами.

Цель этой работы: пробудить у учащихся желание самостоятельно приобретать знания. Таким образом, создаются условия для более активной познавательной деятельности учащихся.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconТема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconУроках биологии
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПедагогического опыта (рпо)
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности учащихся как средство эффективной работы на уроках математики
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы...
Была начата в 1999 году на базе средней общеобразовательной школы №6 ст. Тбилисской Тбилисского района Краснодарского края. Здесь...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПлан работы мо учителей технологии, музыки, изобразительного искусства,...
Проблема: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках путем использования информационно-компьютерных технологий»
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством икт» и разработка урока...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск