Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы)





Скачать 341.44 Kb.
НазваниеАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы)
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер341.44 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи
ПРОШИНА Елена Юрьевна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

(5-6 КЛАССЫ)
Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре русского языка и методики филологического факультета ГБОУ ВПО города Москвы «Московский гуманитарный педагогический институт»

Научный руководитель: Текучева Ирина Викторовна, кандидат филологических наук, доцент
Официальные оппоненты: Еремеева Ангелина Павловна, доктор педагогических наук, профессор (ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»)
Пазина Елена Алексеевна, кандидат педагогических наук

(МОУ СОШ №2 им. 37 ГСД

Красной Армии Люберецкого района

Московской области)
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина»

Защита состоится «15» марта 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.155.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций (специальности: 10.02.01 – русский язык, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания [русский язык]) при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, Москва, ул. Энгельса, д. 21-а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а.
Автореферат разослан «__» _________2012 г.
Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор В.В. Леденёва

Общая характеристика работы

Диссертационное исследование посвящено методике изучения раздела «Лексика» в 5-6 классах общеобразовательной школы с использованием интерактивных средств обучения на уроках русского языка.

Актуальность исследования

Стратегической задачей современного российского образования является формирование личности, обладающей инициативностью, творческим мышлением, умением принимать нетривиальные решения, выбирать профессиональную ориентацию.

Обучение в школе должно быть нацелено на самостоятельное достижение учащимися серьезных целей в разных жизненных ситуациях по окончании курса средней школы. Среди основных положений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», выделим положение о том, что «современная школа должна стать центром образования с целями опережающего развития учеников»1. Большое значение в реализации образовательной инициативы придается работе с современными информационными технологиями, знание которых позволит выпускникам стать более конкурентоспособными в будущем. Учащихся необходимо привлекать к участию в исследовательских проектах и творческих занятиях, развивая тем самым общеучебные умения: умение изобретать, понимать и принимать новое, адекватно выражать собственные мысли, принимать решения и оказывать помощь друг другу, формулируя интересы и осознавая собственные возможности.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия включают в себя умения владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; выразительно излагать свою точку зрения; соблюдать нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.2

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г., указывает на такие основные стороны реализации содержания образования, как формирование уверенных навыков самостоятельной деятельности, самообразования, развития речевой культуры, совершенствования коммуникативной компетенции, готовности к сотрудничеству3.

Также образовательный стандарт предполагает создание программы развития и функционирования информационно-коммуникационных компетенций обучающихся, представляющей комплексную систему, направленную на реализацию требований стандарта к результату освоения Федеральной программы основного общего образования. Предполагается, что информатизация образования (в сочетании с традиционными методами обучения) должна выступать одним из обязательных условий, повышающих качество образования в школе4.

Основательные изменения, произошедшие в современном обществе, диктуют необходимость эффективного владения языком как средством коммуникации.

Вопросы речевого развития, обогащения словарного запаса, формирования коммуникативной компетенции являются актуальными проблемами методики обучения русскому языку, так как практика показывает, что речь учащихся развита в недостаточной степени, а словарный запас учащихся довольно беден.

Исследования по развитию устной речи учащихся нашли широкое отражение в методическом наследии. Среди них отметим работы К.Б. Бархина, Ф.И. Буслаева, М.Т. Баранова, А.М. Пешковского, М.А. Рыбниковой, А.В. Текучева, Г.А. Фомичевой, Л.П. Федоренко и др.

Ключевые идеи формирования речевой компетенции школьников на уроках русского языка отражены в работах Е.С. Антоновой, Е.В. Архиповой, Е.В. Бунеевой, Т.М. Воителевой, А.Д. Дейкиной, А.П. Еремеевой, Н.А. Ипполитовой, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, А.К. Михальской, Е.И. Никитиной, Л.Е. Туминой, Л.А. Ходяковой и др.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что изучение лексики на уроках русского языка будет эффективным при условии, если:

- обеспечить активную познавательную деятельность учащихся с помощью интерактивных средств обучения;

- изменить форму предъявления дидактического материала (ориентировав его на интерактивные технологии);

- разработать типологию упражнений, направленную на формирование умений делать самостоятельный выбор лексических средств, самостоятельно приобретать знания в области лексики;

- с помощью интерактивных средств усилить деятельностную направленность педагогического процесса.

Степень изученности проблемы

Действенным инструментом для достижения целей школьного образования становятся новые средства обучения.

Вопросам использования и совершенствования средств обучения русскому языку и литературе посвящены работы Н.Н. Алгазиной, О.В. Алексеевой, В.И. Аннушкина, И.Ю. Гац, О.И. Горбич, Т.К. Донской, О.Н. Зайцевой, Л.М. Зельмановой, Е.Н. Колокольцева, В.Г. Костомарова, З.И. Курцевой, А.Г. Кутузова, Т.А. Ладыженской, З.П. Ларских, М.Р. Львова, Л.И. Новиковой, Л.В. Московкина, Е.С. Романичевой, Л.А. Тростенцовой, Ю.Г. Федотовой и др.

Вопросами активизации познавательной деятельности учащихся в разные годы занимались Л.И. Божович, Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, В.Г. Разумовский, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.

Интерес к изучению интерактивных технологий в обучении нашел свое отражение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов. Значительный вклад в изучение этой проблемы внесли работы В.П. Беспалько, Я.А. Ваграменко, М.П. Лапчика, Е.С. Полат, И.Э. Роберт, А. Борка, Р. Вильяма и др.

Психологические вопросы применения информационно- коммуникационных технологий в образовании изучались В.В. Давыдовым, Т.В. Габай, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызиной, О.К. Тихомировым и др.

Изучение вопроса активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с применением интерактивных технологий, несмотря на большое количество научной литературы, еще не получило подробного освещения ни в российских, ни и зарубежных работах. Одной из причин данного положения является то, что данный вид наглядности стремительно развивается, постоянно пополняется новыми инструментами, а также современным программным обеспечением. Из этого вытекает противоречие между потребностями современного обучения русскому языку в современных интерактивных технологиях и недостаточной изученностью вопроса комплексного использования данного рода средств как инструмента активизации познавательной деятельности учащихся на уроках изучения лексики русского языка. Такого рода противоречие порождает проблему, заключающуюся в отсутствии методически адекватного обоснования обучения лексике русского языка в 5-6 классах средней общеобразовательной школы с использованием интерактивных технологий. Необходимость разработки конкретной интерактивной технологии для системы обучения лексике в 5-6 классах, создания методической системы изучения данного раздела с использованием интерактивных средств обучения и применения её в школьной практике предопределила цель нашего исследования.

Целью диссертационного исследования явилась разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий, способствующих активизации учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении лексики через применение на уроках интерактивных средств обучения. Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по теме исследования, а также литературу по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования.

  2. Выявить основные группы факторов, влияющих на процесс активизации познавательной деятельности учащихся.

  3. Проанализировать психологические, дидактические и методические условия активизации познавательной деятельности учащихся.

  4. Определить особенности и характерные черты функционирования процесса активизации познавательной деятельности учащихся с применением интерактивных средств обучения.

  5. Разработать методику обучения лексике русского языка с использованием интерактивных средств обучения.

  6. Провести экспериментальную проверку эффективности разработанной методической системы.

Объект исследования – процесс обучения лексике русского языка в 5-6 классах с использованием интерактивных средств обучения.

Предмет исследования – методическая система использования интерактивных средств обучения на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении раздела «Лексика».

Методы исследования были обусловлены целью и задачами исследования.

1. Теоретический (анализ литературы по теме диссертационного исследования).

2. Социолого-педагогический (анализ программ и учебников по русскому языку для 5-6 классов, наблюдение над устной и письменной речью учащихся).

3. Метод теоретических построений (формулирование гипотезы, определение теоретических основ, исходных положений исследования).

4. Экспериментальный (анкетирование и наблюдение при проведении констатирующего и обучающего эксперимента, тестирование, метод индивидуальных бесед).

5. Статистический.

Научная новизна заключается в следующем.

  1. Теоретически обоснован инновационный подход к применению интерактивных обучающих комплексов в процессе работы над разделом «Лексика» в курсе русского языка в 5 - 6 классах.

  2. Разработана методическая система (принципы, содержание, методы) активизации познавательной деятельности учащихся с помощью интерактивных средств обучения на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика».

  3. Создана технологическая модель применения интерактивных обучающих комплексов в педагогическом процессе средних общеобразовательных учреждений на уроках изучения раздела «Лексика».

  4. Определены конкретные причины низкого уровня познавательной деятельности учащихся на уроках изучения лексики русского языка.

  5. Экспериментально подтверждена эффективность использования интерактивных средств обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика».

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методической системы обучения лексике русского языка с использованием интерактивных средств обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в создании интерактивных обучающих комплексов, формирующих лексические и коммуникативные умения школьников на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Практическая значимость также заключается в подготовке методических рекомендаций для учителей, в возможности использовать предложенные комплексы для подготовки учащихся к итоговым работам в форме ГИА и ЕГЭ.

Основные этапы исследования

На первом этапе (2007-2008 гг.) выявлялись трудности, которые испытывают современные школьники в процессе изучения раздела «Лексика», проводился анализ педагогической, методической и психологической литературы по теме исследования, а также существующего программного обеспечения для образования. Осуществлялся поиск оптимальной программной среды для разработки интерактивных образовательных комплексов. Определялись подходы к решению поставленной проблемы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования, определить цели, объект, предмет и задачи исследования.

На втором этапе (2008-2009 гг.) был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было определение исходного уровня познавательной активности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики без применения интерактивных средств обучения, а также выявление основных средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Обработка полученных результатов позволила разработать интерактивные обучающие комплексы, а также научно-методическое сопровождение к ним для внедрения их в процесс обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе.

На третьем этапе (2009-2011 гг.) проводился обучающий эксперимент, заключавшийся в проверке выдвинутой гипотезы исследования, проводились анализ и обобщение результатов исследования, формулировались выводы по основным положениям гипотезы, происходило внедрение методики в практику обучения, обобщались результаты всего исследования и намечались перспективы дальнейшей работы.

Апробация основных положений и результатов исследования

Публикации по теме исследования в журналах «Сибирский педагогический журнал», «Вестник Российского университета дружбы народов», в сборниках научных трудов Московского гуманитарного педагогического института.

Выступления на научно-практических конференциях в Московском гуманитарном педагогическом институте: «Дни науки» в 2009 г., 2010 г. 2011г.; «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» в 2009г., 2010г., 2011г.; «Информационные технологии в образовании» в 2008 г., 2009 г., 2010 г.; «Образовательные технологии в виртуальном лингво-коммуникативном пространстве» (2011г., США, Вермонт – Ереван, Армения).

Проведение лекционных, семинарских занятий по теме эксперимента для студентов Московского гуманитарного педагогического института.

Экспериментальная работа в школах Серебряно-Прудского района Московской области («Серебряно-Прудской СОШ имени маршала В.И. Чуйкова», «Совхозной СОШ», «Подхоженской СОШ»). Результаты работы внедрены в учебный процесс МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Методически адекватным условием активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка является эффективная система применения интерактивных средств обучения.

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении раздела «Лексика» происходит вследствие:

- изменения типа мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к современным средствам обучения; двусторонней связью интерактивных средств наглядности; расширением типов дидактических материалов и форм учебной деятельности; созданием ситуации успеха);

- качественного изменения формы индивидуальной работы учащихся на уроках изучения лексики русского языка и во внеурочной деятельности по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием речевой и лингвистической компетенций);

- изменения роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать умения и навыки);

- использования метода рефлексии учащихся по итогам работы с интерактивными образовательными комплексами (для развития способности учащихся к самоанализу.

При разработке и внедрении в процесс обучения лексике русского языка интерактивных обучающих комплексов мы опирались на такие принципы, как варьирование типов дидактических материалов; обеспечение научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности; обеспечение быстрой реакции на действия учащегося; соответствие возрасту учащихся и т.д.).

База исследования

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 5-6 классах школ Серебряно – Прудского муниципального района Московской области (МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова», МОУ «Совхозная СОШ», МОУ «Подхоженская СОШ») в течение четырех лет (2007–2011 гг.). Результаты работы внедрены в учебный процесс МОУ «Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова».

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, опорой на современные методические концепции, использованием методов, которые соответствуют предмету, целям и задачам исследования, результатам опытно-экспериментальной работы, а также апробацией материалов исследования посредством выступления на конференциях, рабочих семинарах и размещением статей научного содержания в профессионально ориентированной печати.

СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках изучения лексики русского языка в школе» содержится теоретическое осмысление принципов и методов активизации познавательной деятельности, принципов использования мультимедийных средств в обучении лексике русского языка.

В
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
I. Методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения русскому языку 7
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов...
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconТема. Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках русского языка

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Статья «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы посредством икт» и разработка урока...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconПриёмы активизации познавательной деятельности воспитанников при...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Активизация познавательной деятельности на уроках чтения (русского языка) в условиях реализации новых фгос
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация познавательной деятельности младших школьников посредством...
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconУроках биологии
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках...
Современные уроки отличаются яркой интегративностью, инновационностью используемых методов обучения при опоре на стандартные. Сущность...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconИндивидуальное развитие организма
Активизация познавательной деятельности учащихся через использование схем, таблиц на уроках биологии
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconПедагогического опыта (рпо)
...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconОтчет о проведении «Недели русского языка и литературы» мо учителей русского языка и литературы
«Неделя русского языка и литературы». Цель данного мероприятия-развитие познавательной деятельности учащихся, выявление одаренных...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка при изучении лексики с помощью интерактивных средств обучения (5-6 классы) iconАктивизация познавательной деятельности учащихся на уроках кубановедения
Приоритетным направлением в преподавании курса “Кубановедение” считаю привитие любви к своей большой и малой родине


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск