Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории в 6 классе составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (утвержден приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089).
- Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1312 от 09.03.2004 г.;
-Примерной программой основного общего образования по истории,утвержденной приказом Минобразования России № 1312 от 09.03.2004 г.;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Минобрнауки России № 1067 от 19.12.2012 г.;
- Примерным региональным положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (приказ МО и ПО Ростовской области от 14.07.2011 г. № 610);
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа на 2013 – 2014 учебный год, утвержденной приказом директора школы № ___97 от 30.08.2013__________.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Настоящая программа по истории представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание, учебно– тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень рекомендуемой литературы, календарно –тематический план.
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов,ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. В курсе рассматриваются основные события, происходящие в России с древнейших времен до конца XVI века: появление Древнерусского государства, распад его на отдельные княжества, борьба против кочевников - ордынцев, возвышение Москвы, формирование единого государства - Московская Русь. Обучающиеся познакомятся с деятельностью великих исторических личностей князя Владимира Красное Солнышко, Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, ИванаIII, Ивана Грозного, атамана Ермака. Наряду с политической историей большое внимание уделяется проблемам развития русской культуры и быта народа. Также в курсе рассматриваются основные события мировой истории с VI века по XV век. Помимо основных событий средневековой истории, значительное внимание уделено культуре, быту и нравам средневекового общества.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования в 6 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Количество часов по истории России: 35 ч, история средних веков – 35 ч.
В соответствии с учебным планом и графиком – календарем МБОУ: Донская ООШ на изучение истории России в 6 классе отводится 2 часа в неделю, всего 69 часовПрограмма разработана на основе Примерной программы основного общего образования по истории, ориентированная на учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 2012 г., соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации;авторской программы по истории России 6-9 кл.А.А.ДаниловЛ.Г.Косулина 2009 г. и реализуется с помощью УМК:Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва, «Просвещение» 2010-2012 гг. Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времен по 16 в. «Просвещение» 2010 – 2012 гг.
Учебник«История Средних веков». Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. Просвещение, 2009 гг.
Региональный компонент: отводится 1 ч в конце изучения каждой темы по истории России.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цели обучения:
1. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
2. Освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
3. Овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации.
4. Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участие в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется
система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация учебного процесса учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы по истории;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Осуществление целей рабочей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах сменного состава), технология учебно-поисковой деятельности обучающихся, проблемное обучение, личностно – ориентированное обучение.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются учебно-познавательные компетенции (умение самостоятельно учиться, способность к самоанализу и самооценке), информационные (умение ученика использовать информационные технологии для поиска, анализа необходимой информации), коммуникативные (способы взаимодействия с окружающими), а также ценостно- смысловая ( это мировоззрение ученика, его ориентиры, способность понимать окружающий мир и на основе этого действовать) и общекультурная (научная картина мира, особенность национальной и общечеловеческой культуры, умение организовать свой досуг); 1. Содержание учебного предмета, курса.
Наименование разделов учебной программы и характеристика основных содержательных линий.
| Планируемые результаты
| История средних веков. (35ч)
Раздел: Становление средневековой Европы. (6ч)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
| -знать что изучает история средних веков; что такое Средневековье (средние века), Возрождение (Ренессанс), цивилизация, исторические источники, феодализм, традиционное общество
- уметь работать с картой (Великое переселение народов, кельты, германцы, славяне, тюрки, образование варварских королевств),
- расселение франков, занятия, общественное устройство.
- понимать роль христианства в
раннем средневековье.
- знать причины создание и распада
империи Карла Великого, образование государств в Западной Европе.
- работать с учебником, составлять план,
- изучать исторические факты, делая
Выводы
- уметь составлять характеристику исторических деятелей
| Раздел:Средневековое европейское общество. (4ч)
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
| -уметь раскрывать причинно -следственные
связи, логически мыслить, участвовать в обсуждении
- составлять план по тексту учебника,
схемы,
- знать образ жизни и правила поведения в феодальном обществе: особенности
хозяйственной жизни, феодалы и крестьянская община, феодальные повинности,
| Раздел:Византия и арабский мир. ( 4ч)
Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
| - знать причины сохранения Византийской империи, отношения с соседними государствами.
- уметь работать с исторической картой, как с источником знаний, пользоваться легендой.
- описывать исторические события и памятники культуры на основе текста, иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- уметь давать оценку отдельным явлениям
Культуры
| Раздел: Католическая церковь XI –XIII вв. (2ч)
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
| Уметь работать с исторической картой, составлять связный рассказ, составлять хронологическую таблицу походов
знать причины крестовых походов и их
влияние на жизнь,
,
| Раздел:Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.). (4ч)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
| - уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана,
характеризовать историческую личность
| Раздел: Государства Европы в XIV-XV вв. (8ч)
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент.
Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание УотаТайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
| -уметь раскрывать причинно-следственные
связи
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста, иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников,
сравнивать однотипные исторические события
| Раздел: Культура Западной Европы. (4ч)
Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература.
Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
| - Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации,
- оценивать значение культурного наследия Средневековья
| Раздел: Византия в XIV- XV вв.( 3ч)
Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. (35ч)
Раздел: Русь в IX – первой половине XII в. (9ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I
тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.
Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.1
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале
Руси. Древнерусское государство (IX – начало XII в.) Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
| - уметь составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника, поиск информации в исторических источниках
-иметь представление о том, что Россия
является частью мировой истории, понять значимость изучения отечественной истории
и истории своего региона.
-знать хронологические рамки, основные события и персоналии изучаемого курса,
иметь представление об исторических источниках и науках, помогающих изучать
историю
-иметь общее представление о предках
славян, о происхождении и расселении восточных славянских племен, их основных занятиях, быте, нравах, верованиях, об
особенностях общественного строя и
управления
-уметь раскрыть процесс взаимовлияния
восточных славян и их соседей, раскрывать
предпосылки и причины образования
Древнерусского государства, иметь представление о закономерностях
образования государства, его исторической
обусловленности независимо от происхождения правящей династии,
- давать свою оценку событиям,
-уметь работать с текстом исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач
вступать в речевое общение, рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.
| Раздел:Русь во второй половине XII в. –XIII в. (9ч)
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.) Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в. Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
| -уметь формулировать выводы, давать оценку государственным деятелям, работать с исторической картой, составлять таблицу,
объяснять понятия, устанавливать причинно – следственные связи, проводить сравнительный анализ
-знать понятия, даты, достижения культуры данного периода
-уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.
| Раздел: Образование единого русского государства. (8ч)
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение.
Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
| -уметь составлять характеристику
историческим деятелям и явлениям, работать с текстом исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; анализировать источники, составлять хронологические таблицы, работать с исторической картой.
- знать персоналии, давать оценку их деятельности,
-уметь устанавливать причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями
-знать важнейшие достижения культуры и
системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
выявлять существенные черты историчес-
ких процессов, явлений и
событий; группировать исторические
явления и события по заданному
признаку
| Раздел: Московское государство в XVI в. (9ч)
Условия развития страны XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50-60-х гг. XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонская война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Русская культура XVI в.
Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских».
Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
| -знать ключевые события мира;
выдающихся деятелей истории России;
-уметь соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
высказывать собственные суждения о деятельности Ивана Грозного; работать с картой, составлять схемы по тексту учебника,
-знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей России в этот период
| |