Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным





НазваниеМетодические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным
страница1/5
Дата публикации20.05.2015
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Музей и дети/ ХКЦДЮТиЭ; сост. С.Г. Каячкова, Е.Г. Ходжер.- Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2007.- 43 с.

Во время весенних каникул 2007 г. в образовательных учреждениях края состоялась краевая неделя "Музей и дети". Целями и задачами Недели являются воспитание подрастающего поколения юных дальневосточников музейными средствами, формирование и расширение краеведческих знаний учащихся, укрепление связей государственных музеев с образовательными учреждениями, выявление и распространение лучшего опыта работы школьных музеев, организация содержательного досуга учащихся в дни школьных каникул.

Неделя была проведена в большинстве территорий края, в ней приняли участие государственные, ведомственные музеи, филиалы, музеи воинских частей, а также школьные музеи, музейные комнаты, уголки.

В ходе Недели состоялись краевые, районные, школьные краеведческие и музейные массовые мероприятия, заочные путешествия, экскурсии в музеи, тематические уроки, встречи, краеведческие викторины и игры, праздники и дни открытых дверей.

Проведение краевой Недели "Музей и дети" способствовало созданию условий для развития творческих способностей участников, навыков краеведческой работы педагогов и обучающихся, расширению исторических знаний и представлений о родном крае, воспитанию внутренней культуры современных школьников

В сборник, представленный Вашему вниманию, вошли методические материалы, сценарии тематических мероприятий, разработки музейных уроков, краеведческих викторин, проведенных в образовательных учреждениях края в ходе Недели "Музей и дети".

Составители сборника выражают благодарность авторам представленных материалов и надеются на дальнейшее плодотворное сотрудничество, приглашают педагогических работников края к участию в массовых краеведческих мероприятиях и конкурсах методических материалов по краеведению и туризму.

Данное пособие адресовано организаторам туристско-краеведческой деятельности, руководителям и активу школьных музеев, педагогам дополнительного образования, методистам, учителям-краеведам, всем, кто связан с музейной педагогикой.
Методические рекомендации

по проведению Недели «Музей и дети»
В соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным министерством образования Хабаровского края в период весенних каникул проводится краевая Неделя «Музей и дети». Неделя «Музей и дети» будет проводиться ежегодно в рамках мероприятий, посвященных годовщине образования Хабаровского края. Целью ее является воспитание подрастающего поколения юных дальневосточников музейными средствами, формирование и расширение краеведческих знаний учащихся. В задачи Недели входит укрепление связей государственных музеев с образовательными учреждениями, выявление и распространение лучшего опыта работы школьных музеев, организация содержательного досуга учащихся в дни школьных каникул.

Руководство проведением Недели осуществляет оргкомитет, созданный муниципальным ОУО, в составе которого представители органов управления образованием, культуры, сотрудники государственных музеев, архивов, руководители школьных музеев, краеведы общественники, методисты УДОД.

Музейный праздник (а Неделя, несомненно, должна быть своеобразным праздником) не подменяет многоплановых взаимоотношений музеев и школ, сложившихся в практике их повседневной работы, он является своеобразным этапным событием, когда подводятся итоги совместной деятельности музеев и школ, намечаются дальнейшие её перспективы.

Организационно Неделя включает систему мероприятий, проводимых в масштабах края, муниципальных образований, государственными музеями, центрами детско-юношеского туризма и экскурсий, общеобразовательными и учреждениями дополнительного образования детей, научными и общественными организациями для учащихся.

Одним из основных условий успешного проведения Недели является координация действий государственных и школьных музеев, совместная разработка и проведение мероприятий управлениями (отделами) культуры и образования.

При подготовке и проведении Недели её организаторам рекомендуется опираться на местные традиции, учитывать особенности истории своей территории и материально-технические возможности как учреждений культуры, так и образовательных учреждений.

Неделя «Музей и дети» - это своеобразное концентрированное выражение взаимоотношений музея и школы и представляет собой цикл мероприятий, связанных с памятными и знаменательными датами в истории родного края или страны. Вместе с тем, в ходе Недели зарождаются новые формы самостоятельного участия школьников и их родителей в освоении исторического наследия, изучении и пропаганде памятников истории и культуры, что, в конечном счете, способствует формированию исторического сознания, музейной культуры, воспитанию патриотизма, гражданской активности. В рамках Недели проводятся краеведческие конференции, дни открытых дверей, музейные праздники, фондовые выставки и др.

Основные требования к проведению недели «Музей и дети»:

  • музейность мероприятий, когда в основе каждого из них лежат музейные предметы или экспозиционные комплексы;

  • подлинность источников, научность и достоверность информации;

  • массовость мероприятий, максимальное участие в них определенной категории школьников, их активность;

  • праздничность, игровой характер мероприятий, включение элементов театрализации, краеведческого поиска и т.д.;

  • учёт возрастных, психологических и других особенностей школьников;

  • координация действий всех заинтересованных учреждений и организаций;

  • разнообразие форм проведения Недели (как массовых, так и для небольших групп участников);

  • познавательный и воспитательный характер;

  • максимальное использование местных условий и традиций.

В ходе Недели могут быть проведены самые различные мероприятия. Важно только, чтобы все мероприятия основывались на музейных коллекциях, чтобы они были действительно праздничными, а школьники принимали бы в них самое активное участие. Наиболее часто проводимые мероприятия: краеведческие конференции; конкурсы юных экскурсоводов школьных музеев; тематические историко-краеведческие и музееведческие игры и конкурсы; конкурсы и выставки детских творческих работ (поделок, рисунков, фотографий, сочинений и т.д.); тематические вечера и встречи, посвященные знаменательным событиям и героям музейных экспозиций, проведение концертов, спектаклей; массовые акции памяти; проведение временных передвижных выставок, проведение музейных уроков и интерактивных занятий на экспозициях музеев; проведение тематических музейных смен в оздоровительных пришкольных лагерях и многое другое.

В ходе Недели могут быть организованы различные музейные праздники: населенного пункта, улицы, этнографический, фольклорный праздник и т.д. Музейный праздник требует больших организационных усилий различных учреждений и организаций при координации их деятельности со стороны Оргкомитета. Это особенно важно потому, что музейный праздник – крупномасштабное и комплексное мероприятие. При его проведении необходимо добить­ся двух условий: музейности и праздничности. Музейность предполагает широкое использование экспозиционных материалов, фондовых коллекций и на их основе раскрытие музейными средствами исторических событий или культурных процессов. Праздничность же пред­полагает не только веселье, развлечение, но и массовое вовлече­ние в мероприятия всех желающих, их активное и творческое учас­тие с тем, чтобы каждый смог максимально удовлетворить свои ин­тересы. Это достигается приёмами театрализации, ролевой игры, разработкой творческих заданий, подготовкой неожиданных встреч, вовлечением в творческую деятельность и т.д.

В программу Недели можно включить и олимпиады школьников. Это могут быть олимпиады по истории, географии, литературе, краеведению и т.д. Их можно проводить в два тура. Первый – письменные работы учащихся по заранее объявленной тематике и на основе предварительного изучения музейных коллекций. Второй - устная защита рефератов на экспозиции или на специально органи­зованных выставках.

К числу мероприятий Недели можно отнести и слёты музейного актива. Как правило, они становятся завершающим этапом. Слёт в отличие от конференции, олимпиады предполагает элементы отчётности о проделанной работе. Но отчёты не должны превратиться в статистические, цифро­вые показатели. Ребятам нужно показать, что и как они сделали в работе своих школьных музеев, какие и как освоили новые экскурсии, где и какие совершили походы, экспедиции, какие собраны новые экспонаты, подготовлены выставки и т.д. На слёте следует проводить обучающие семинары, деловые игры.

В программу Недели уместно включить подведение итогов смот­ров-конкурсов школьных музеев. Это обусловлено тем, что в каникулы учителя и школьники свободны от уроков, а потому возможно познакомиться со всеми сторонами деятельности школьного музея: состоянием его учётной документации, архитектурно-художественным решением экс­позиции, экскурсионной и культурно-образовательной деятельностью, органи­зацией массовой работы, краеведческого поиска, обучения музейно­го актива и т.д. В ходе таких смотров необходимо не только изучить всю документацию музея, но и непосредственно практическую деятельность школьного музея. Можно посмотреть разные музеи, оп­ределить лучшие из них и предложить выступить на заключительном этапе смотра. Желательно при этом собрать актив всех музеев в большом зале (лучше, если это будет в государственном музее), рассказать кратко о каждом из них. Сами же школьники должны пока­зать, что в их музее наиболее хорошо удается: проведение экскурсий, краеведческий поиск, создание экспозиции, работа с ветеранами, тематические вечера, уроки мужества и т.д.

Таким образом, в программу Недели «Музей и дети» могут быть включены самые разнообразные мероприятия. Из них в каждом конкретном случае можно выбрать необходимое и целесообразное с уче­том сложившихся традиций и возможных условий, которые во многом зависят и от музейных работников, и от активности школьников, и от состава фондовых коллекций, и от материально-технического обеспечения.

Серьезное значение имеет заключительное мероприятие Недели. На нём должны быть подведены итоги, названы лучшие школы, вручены награды победителям. Неделя не должна быть одноразовым, хотя и многоплановым мероприятием. Необходимо разработать их систему на не­сколько лет и выработать определенную традиционную форму прове­дения.

После проведения Недели необходимо провести тщательный анализ всех мероприятий.
МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ

Ведущую роль в организации Недели «Музей и дети», несомненно, принадлежит государственному краеведческому музею и центру детского творчества (внешкольной работы). Каждая школа может в разной степени принять участие в тех или иных из предложенных мероприятий. Это зависит от сложившихся традиций, интересов учителей и учащихся, в конечном итоге, от места расположения школы. Как одна из форм культурно-образовательной работы в образовательном учреждении, расположенным далеко от культурного центра, может быть предложен музейный праздник.

Музейный праздник – это комплексная форма культурно-образовательной деятельности, основанная на различных приемах активизации аудитории, усиливающих эмоциональное воздействие благодаря театрализации, игре, применению особой атрибутики, ритуалам. Он проводится по предварительно разработанному сценарию при участии актива школьного музея, различных самодеятельных кружков, фольклорных коллективов, театров моды и различных клубов, действующих в школе. Музейный праздник носит массовый характер и в нем широко используются музейные коллекции и предметы, его можно проводить как внутри школы, так и вне ее стен.

По тематике музейные праздники делятся на фольклорные, литературные, военно-исторические, профессиональные или подводящие итоги работы, например, кружка, студии и пр. Школьные музейные праздники можно назвать комплексными, в них переплетаются элементы фольклора, истории, литературы, отчета о проделанной работе. Праздник может включать в себя подготовку отчетных выставок, проведение конкурсов и викторин, костюмированные номера и театрализованные представления.

Обязательным условием успешного проведения праздника является сценарий. Музейный сценарий – событийная схема, которая определяет, каким образом раскрывается тема (идея) праздника, какие персонажи (люди, герои, музейные предметы) должны участвовать в событиях, какие социальные роли они играют, какие и когда художественные приемы (музыкальные, световая партитура) и объекты используются, какова последовательность действий и каковы причинные связи между ними. В сценарии определяется общая структура праздника: начало-завязка, кульминационные моменты, конец-развязка. Сценарий обобщает событийную схему и служит руководством к действию, он задает определенное направление, обозначает основных исполнителей и этапы (акты) праздничного действа.

В ходе подготовки праздника обязательно проводится его реклама в школьной печати, радио. Для организации праздника определяется инициативная группа, в которой четко распределены основные обязанности.

Каждый член команды принимает участие в сборе необходимой информации по своему профилю: литературной, исторической (научная) основа, фольклорной, песенный материал, стихи, музыкальная и световая партитура, подбор мультимедийных слайдов, элементы художественного оформления, технические средства.

Очень важно максимально задействовать в празднике музейный материал. «Персонажами» праздника могут быть не только живые герои, но и самые разнообразные предметы, которые в контексте праздника приобретут символическое значение и знаковый характер.

Зерно и успех праздника в его всеобщности. Праздник должен получиться для всех. Это его основной принцип. И для того, чтобы этот принцип заработал, необходимо использование игровых технологий. Важно иметь достаточно места для осуществления различных игровых моментов, для создания символического и реального круга, в котором происходят ритуалы открытия-закрытия, посвящения в друзья музея, коллективные игровые действия, конкурсы и викторины. Всеобщностью достигается важная функция праздника – формирование навыков праздничной культуры у всех участников. Важно организовывать «живые» конкурсы, во время которых дети занимаются творчеством (конкурсы художников, ремесленников, рассказчиков, эрудитов, фокусников и др.)

Итоги праздника обязательно получают освещение в школьной прессе, фотомонтаже, выставках победителей конкурсов. Чрезвычайно уместна также и информация о награждении и поощрении участников проекта со стороны администрации образовательного учреждения. Все сопутствующие материалы (фотографии, текст сценария, вещественные результаты конкурсов и др.) поступают в фонды школьного музея и становятся документальными свидетельствами истории школы.
Использованная литература:

  1. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений: Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12.01.2007 г. № 06-11

  2. Подготовка и проведение Недели «Музей и дети»: Метод. рекомендации/ Центральная станция юных туристов.- М.,1988.

Районная викторина «Путешествие по залам

городского краеведческого музея»

Китова Е.А., заместитель директора,

Ордина С.К., педагог дополнительного образования ЦДиЮТиЭ г. Амурска
«Мы входим в просторные залы музея

И сердце торжественно бьется,

Здесь как-то особенно чувствуешь время,

История здесь познается.»

(Гимн школьного музея «Память сердца»)
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Амурска и городской краеведческий музей предлагают тебе посетить краеведческий музей и принять участие в районной викторине «Путешествие по залам городского краеведческого музея».

Викторина проводится в заочной форме. Приглашаем принять участие учащихся 5-8 классов общеобразовательных школ.

Победители викторины определяются по двум возрастным группам (5-6 и 7-8 классы) и награждаются грамотами. Все участники получают диплом участника.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

  1. Какой экспонат краеведческого музея изготовлен с помощью ручного рубила?

  2. Назовите в экспозиции средства передвижения коренных жителей Амура.

  3. Что собой представляла одежда нанайцев? Как получали материал для ее изготовления? В чем различие мужской и женской одежды? Объяснить эти различия.

  4. Что такое «кан»? Рассказать об устройстве и значении его в жизни коренных народов.

  5. «Толи». Этим экспонатом наш музей представлен в Интернете. Кто и как пользовался этим предметом?

  6. Какие предметы быта находятся в палатке первостроителей?

  7. Назвать предметы мебели из интерьера квартиры первостроителей?

  8. Какое предприятие сыграло главную роль в рождении нашего города? Какую продукцию получали на этом предприятии?

  9. Что и кто изображен на гербе города Амурска? Что символизирует новый герб? Кто его автор?


Внеклассное мероприятие

«Хлебный спас – народный праздник»
Запорожец Д.В., ст.вожатая, Шестакова Н.В., учитель начальных классов МОУ НОШ № 1 п. Эльбан Амурского района
Осенние посиделки

Цели и задачи: Воспитание у детей уважения к хлебу и к труду земледельцев, выращивающих хлеб;

Расширить представления детей о хлебе, его ценности для жизни человека;

Познакомить с русскими народными обрядами, связанными с уборкой хлеба;

Предоставить учащимся возможность реализовать свои творческие и интеллектуальные способности.

Ход мероприятия

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие,

Веселья вам и радости!

Давно мы вас ждем-поджидаем,

Праздник не начинаем.

Пришел осенний спас,

Для нас хлеба припас.

Дорогие ребята, уважаемые взрослые, сегодня мы вас приглашаем на народный праздник - Хлебный спас.

Этот последний праздник уходящего лета православный народ называл «Спасом на полотне» или «Спасом на холстах». А сам праздник, этому событию посвященный, еще хлебным и ореховым Спасом звали, приметив когда-то, что урожаи того и другого из года в год как бы чередуются и что обилие орехов года нынешнего предсказывает хлебное изобилие года грядущего.

А чтобы независимо от урожая орехов «третий Спас хлеба припас», в этот день загадывали о сроках посева яровых. Взяв зерна 3 колосков из последнего, дожиночного снопа и закопав их в трех разных местах, примечали: «Если раньше и лучше всходили зерна первого колоса, значит, посев должен быть ранним, если второго — средним, третьего — поздним».

Праздновали Хлебный спас в старину 29 августа.

Старинное название августа жнивень или серпень, так как убирают в августе хлеба, то есть жнут. А жали их серпами, вот и месяц назвали серпень да жнивень. Праздник хлеба был самым главным в году. Как вы думаете, почему? /ответы детей/.

Для того чтобы вырастить хлеб, нужно много труда. Сначала нужно сохранить и прорастить зерно. Потом починить соху и борону, каждое утро до восхода солнца выезжать в поле - готовить землю, пахать и боронить. И только потом уже можно сеять. Когда зерно посеяно, за ним нужно ухаживать. Поля большие глазом не окинуть, а труд земледельца был ручной и очень тяжелый.

Вот почему люди радовались хлебу, и ни одно значительное событие

не обходилось без песен, запевок, закличек.

Нива золотая,

Добрая, медовая.

Принеси нам хлеба,

Стебелек до неба.

Нивка, нивка, яровая жнивка,

Уроди пшеничку, горох да чечевичку

На поле снопами, а в доме пирогами.

Пока зреет наша нивка золотая, отгадайте загадки.

1. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

2. Лежало на свету,
Просилось в темноту,
Да и там покоя нет,

Как бы выбраться на свет.


  1. Сегодня на земле,
    А завтра на столе.

  2. Не море, а волнуется.

  3. Железный нос в землю врос,
    Роет, копает, землю разрыхляет.

  4. Маленький горбатенький,
    По ниве побежал,
    Каждый колос задрожал.




И вот наступала жатва - время уборки хлеба. 2 августа - начало жатвы, зажинки. Весной пахали землю и сеяли хлеб мужчины, а уборка хлеба была целиком на плечах женщин. Женщины, которые жали хлеб, назывались жнеи.

Жатва, как и сев, - святое дело. Жнея брала с собой черный хлеб, соль и иконку. Заворачивала все в чистое полотенце и шла в поле жать рожь вот таким серпом.

Жатва - время для земледельца нелегкое, тут не до игр, не до забав, надо ловить каждый погожий денек, напрягать все силы, чтобы сохранить хлеб без потерь.

Не случайны заклинки, обращенные к солнцу. Так русские люди просили у природы хорошую погоду.

Солнышко, выгляни,

Красное, высвети.

К нам на нивку иди,

Ладить косы да серпы.

Уж мы песни поем

Хлебу честь воздаем

Хлебу белому долог век.

Жницам нашим более всех.

Жницы наши не стареют,

Золотые серпы не ржавеют.
А наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе. Дети называют их:

  1. Хлеб - всему голова.

  2. Худ обед, коли хлеба нет.

  3. Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

  4. Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.

  5. Был бы кусок хлеба да крыша над головой - и жить можно.

  6. Хлеб в закромах - счастье в домах.

  7. Посей в пору будешь иметь хлеба гору.

28 августа заканчивалась жатва - дожинки. В этот день совершались обряды, посвященные последнему снопу.

Последний сжатый сноп - именинник. Наряжали его в ленты, бусы и даже в сарафан. Называли свой последний сноп «Борода козла».

Козел - символ плодородия и богатства. Земледельцы заплетали колоски, переплетая их лентами. Они считали, что этот обряд возвращает силу земле.

Лежит козел на меже,

Дивуется бороде.

Аи, чья-то борода,

Аи, вся медом улита,

Аи, вся шелком увита.

Уж мы вьем, вьем бороду

У Василия на поле.

Завиваем бороду

У Ивановича нашего.



На ниве великой,

На полосе широкой.

Вейся, вейся, борода,

Бородушка, вейся.

Сусек, наполняйся,

Хлеба прибавляйся.


С песнями несут бороду на пир честной.

Жнивку сжали до конца,

До последнего венца.

Конец нивушке конец,

Будем заплетать венец.

Тогда же девушки плели дожинальный венок из колосьев и цветов. Одна из них надевала его на себя, и вместе со снопом все направлялись в деревню, а жницы приговаривали:

Будь село весело! Мы не сами идем,

Мы веночки несем Мы веночки несем!

Из яровой ярочки, Отворяйте ворота,

Из озимой пшенички! Выкупайте венок!

Сам хозяин, глава дома выходил к жницам навстречу, выкупал венок и сноп-именинник; то есть давал девушкам денег, вносил венок со снопом в дом и ставил его в красный угол.

Веселись, кум Пахом, Времечко, лети,

У тебя богатый дом. Хлебушко, расти.

Плуги в поле золотые, До новой весны,

Ячмени стоят густые. До нового лета.

У тебя овец не счесть. До нового хлеба!

Порогов в печи не съесть.

И вот наступил день 29 августа - праздник Хлебный спас. Пекут хлеб из муки нового урожая и освещают его в храме. Поют, играют, веселятся, пекут пироги.

В народе говорили:

  1. Третий Спас хлеба припас.

  2. На третий Спас пеки каравай да пироги.

  3. На третий Спас и нищий каравай припас.

  4. Пришел Спас – веселью час.

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и ткач, и жнец,

И на дудочке игрец.

Частушки.

1)3аиграй-ка нам, гармошка,

Нам, гармошка, заиграй.

Мы споем для вас, ребята,

Как пришел к нам каравай.

3)Да, не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле!

5)Жарко в поле хлеборобу, Ведь работы очень много, Чтобы людям круглый год

С хлебом не было забот.

7)Яна в круг вбежала смело, Завертелась, как юла, И под музыку запела

Про знакомые дела.

9)Хлеб, ребята, берегите. В меру вы его берите, Никогда не оставляйте, Обязательно съедайте.


2)Чтобы печка разгоралась,

Надо жару поддавать.

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

4)Он не падает к нам с неба Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.

6)Кто такие пекаря? Уважают их не зря.

Хлеб для нас они пекут, Благороден этот труд.

8)Хлеб в столовой нам дают, Но не все его берегут. Хлеб в тарелке оставляют, Как беречь его не знают.

Вместе:

10)Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ну, а теперь проявите свою смекалку и ответьте на вопросы мини - викторины.

  1. Почему август называют серпень или жнивень?

  2. Когда праздновали Хлебный Спас?

  3. Как иначе называли сноп-именинник?

  4. Назовите как можно больше хлебобулочных изделий.

  5. Какие машины сейчас работают на полях?

  6. При помощи какого орудия труда в старину жали хлеб?

А сейчас минутка для любознательных ребят.

В Армении есть сорт хлеба САГНЯК. Он имеет двухметровую высоту, а толщину в палец. Когда армянский хлеб испекут, то развешивают его на жердях, как выстиранное белье. Покупатель, чтобы отнести такой хлеб домой, должен был его сложить в несколько раз.

Как называют хлеб в разных странах? Пшеницу, рожь и ячмень называют еще «жито». Их общее название сходно со словом «жить» не случайно. Они - основные наши кормильцы. На территории России произрастает два основных вида хлебных культур. Это пшеница и рожь. Они отличаются внешне и по вкусовым качествам. Ржаной хлебушко пшеничному хлебу дедушка. Тысячи лет существует этот продукт. Еще в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребенок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай сохранился и в наши дни у жителей Закавказья и Средней Азии.

А сейчас, ребята, я представляю вашему вниманию стихотворение Н. Кончаловской «Хлеб».


Мальчишке было 10 лет.

Он шел по переулку

И нес домой в плетенке хлеб,

Жуя дорогой булку.

В пути груженную песком

Он встретил пятитонку.

И недоеденным куском

Швырнул он ей вдогонку.

Но если бы подумал мальчик тот


О том, что хлеб пришел не вдруг

От копен желтопудных,

А через сотни сильных рук

И механизмов трудных.

В пекарне на дрожжах бродил,

Прошел огонь и воду,

Чтоб пищей стать народу.

Ах, вот сбирал бы паренек

Колосья меж снопами,





О зернышке - о чуде,

И сколько мыслей и забот

В него вложили люди;

О том, что знает вся страна:

Путь от озимой травки,

Путь от проросшего зерна

До хлеба на прилавке;


Так не лежал бы тот кусок,

Растоптанный ногами.

К вам обращаюсь, сыновья

Свои или чужие,

Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья -

Понятия святые!



Как нужно относиться к хлебу? Почему?

Посмотрите, какая красивая у нас выставка (отметить работы учащихся).

Каждый ломтик хлебушка. Здесь поля привольные,

Пахнет теплым небушком. Люди хлебосольные.

И земля всю силу Добрым караваем

В хлебе затаила. Мы вас угощаем!

А теперь мы вас угощаем хлебными, ароматными, вкусными гостинцами. Наш праздник окончен. Всего доброго!
Метод краеведческих проектов

на базе школьного краеведческого музея
Васильев В.А., методист

МОУ ДЮЦ г. Вяземский
В краеведческой деятельности образовательного учреждения на базе школьного краеведческого музея можно использовать метод, который называется методом проектов. Суть его состоит в том, что учащиеся выполняют творческие задания интеллектуально-практического характера, которые позволяют полнее и глубже изучать все стороны жизни родного края.

Работа над проектом затрагивает различные области деятельности: учебную, производственную, внеурочную, бытовую, полевую, архивную и др., да и сам школьный музей можно назвать крупным многолетним проектом, постоянно продолжающим свое развитие как во времени, так и в масштабах исследуемых проблем и направлений.

В этом главном проекте принимают участие многие поколения учащихся и учителей, разрабатывая и оформляя более конкретные темы как части целого.

Главными задачами краеведческого проекта являются:

  • сформировать у учащихся систему интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные работы и предметы;

  • развивать у учащихся разнообразные творческие способности, инициативу и самостоятельность.

При выборе темы проекта необходимо учитывать потребности школы, школьного музея, а также склонности и интересы учащихся (авторов проектов). При выполнении проектов разрешается активная помощь со стороны родителей и других членов семьи. За время выполнения проекта учащиеся обязаны продолжать пополнять знания и формировать умения по всем школьным предметам в соответствии с требованиями программ.

Первый этап работы над проектом - подготовительный. Он включает в себя:

  1. Выбор темы, ее обоснование и формирование мотивации деятельности по выполнению проекта, постановка целей и задач;

  2. Определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта в соответствии с целями и задачами;

  3. Составление совместно с учителем первичного плана работы по проекту;

  4. Обучение умениям работать с литературой и другими источниками знаний по теме проекта.

Поисковый (второй) этап:

  1. Детальная проработка развернутого плана работы;

  2. Поиск материалов по различным источникам знаний (специальная научная и научно-популярная литература, профильные музеи, ТВ и радио, периодическая печать, наблюдения в природе, рассказы старожилов и ветеранов, фонды школьного музея, архивов);

  3. Обработка собранного материала (анализ и синтез) и написание работы (теоретической части) в соответствии с планом;

  4. Пополнение и обработка коллекции музея по заданной теме;

  5. Подготовка необходимых материалов, инструментов и оборудования для работы над оформлением проекта.

Этап оформления проходит по схеме:

  1. Окончательный отбор и размещение собранных материалов (предметов и текстов, копий и фотографий);

  2. Изготовление согласно выбранной технологии макетов, муляжей и моделей.

3. Оформление экспозиционной части проекта в целостной системе развития школьного музея (в виде стендов, витрин, книжек-раскладушек, планшетов).

Методический этап состоит из:

  1. Разработки методических рекомендаций по созданию и
    использованию данного проекта в системе краеведческой
    деятельности музея и школы;

  2. Составление текстов бесед, рассказов, лекций и экскурсий с использованием данного проекта для разных возрастных групп учащихся;

  3. Теоретической разработки перспективы развития проекта (творческой работы) в дальнейшем.

Заключительный этап: Защита проекта.

Результаты, представленные к защите, должны иметь справочные данные, теоретические описания, рекомендации по использованию, схемы, карты, эскизы, рисунки, фотографии и иную документацию, полностью отражающую содержание выполненного проекта.

Руководство выполнением учащимися проектов осуществляет учитель-предметник (в зависимости от темы работы) или руководитель музея.

Защита проекта проводится на уроке, на занятиях кружка, на школьной научно-практической конференции по краеведению. Лучшие проекты участвуют в районных, краевых конференциях и конкурсах.

Формы выполнения проектов могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  icon1 Областная открытая научно-практическая конференция «Молодые исследователи...
Конференция проводится в соответствии с Календарем массовых мероприятий гаоу ао дод «Эколого- биологический центр» и Планом совместной...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий....
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с Перечнем организационных, воспитательных и массовых мероприятий в системе образования муниципального образования...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по проведению урока «Земля в опасности» 5 класс (Раздел 7 урок 77)
Место проведения: Государственный геологический музей им. В. И. Вернадского ран
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по проведению, оформлению и презентации...
М 54 Методические рекомендации по проведению, оформлению и презентации исследовательской работы учащихся/ Составители: Борщева Н....
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по подготовке и проведению в образовательных...
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь руководящим и педагогическим работникам при планировании,...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной...
Методические рекомендации предназначены для студентов и руководителей выпускных квалификационных работ по специальности среднего...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по проведению урока (классного часа), посвященного...
Методические рекомендации по проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Вологодской области
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по проведению декады (недели) молодого потребителя
Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconСборник положений
Массовых мероприятий с педагогами, обучающимися и воспитанниками образовательных учреждений
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации для работников образовательных учреждений по реализации юбилейных краевых программ и мероприятий, посвященных...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по проведению в общеобразовательных учреждениях...
Итоговая диагностика
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации по организации и проведению праздничных...
Президента РФ проводить соответствующие мероприятия, Совет муниципальных образований Республики Дагестан предлагает в практической...
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconОсновное содержание работы
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconЗдравствуй, дорогой читатель!
Азбука интересных дел методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятий. 22
Методические рекомендации по проведению Недели «Музей и дети» в соответствии с Календарем краевых массовых мероприятий с обучающимися на 2007 год, утвержденным  iconМетодические рекомендации для педагогов дополнительного образования...
Далекому мужеству верность храня…: Сборник для педагогов дополнительного образования по организации и проведению мероприятий, посвящённых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск