Скачать 0.53 Mb.
|
Аннотация магистерского семинара «Научная мастерская историка: работа с источниками» Рабочая программа магистерского семинара «Научная мастерская историка: работа с источниками» определяет состав и последовательность изучения материала, объем компетенций (знаний, умений, владений, практических навыков), которыми должны обладать студенты в результате освоения курса. Программа подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению «История» по специальности «Россиеведение». Предмет магистерского семинара – лаборатория (мастерская) историка, формирующаяся на основе изучения им закономерностей формирования и обработки источниковой базы (корпуса источников и литературы), необходимых и достаточных ( в соответствии с его целеполаганием) для написания научного исследования (текста статьи, аннотации, обзора, реферата, монографии и т.д.) на заданную лично им или предложенную членами научного сообщества тему для авторской или коллективной разработки. Цель магистерского семинара – формирование у студентов целостного понимания особенностей создания, распространения, выявления, анализа и предварительной обработки источников информации, позволяющих ориентироваться в информационном пространстве и решать на основе его ресурсов конкретные научно-исследовательские задачи. Задачи магистерского семинара – научить студентов пошаговым приемам и методам работы с источниками и литературой, основам археографической и редакторской культуры публикации текста. В результате освоения курса обучающийся должен демонстрировать следующие результаты:- Знать: основные положения нормативно-правовой базы редакционно-издательской деятельности; информационно-справочные издания, содержащие сведения о формах, видах, этапах редактирования и компетенциях редактора Уметь: работать с информацией, связанной с исторической эвристикой, проводить источниковедческую и историографическую экспертизу «текстов-источников», выбирать необходимый материал для формирования источниковой базы собственного исследования Владеть: понятийным аппаратом данной дисциплины; технологиями поиска искомой информации, способностью обобщения, анализа и воспроизведения полученной информации в составе авторского текста и его НСА, приемами редактирования текстов, подготовкой их к печати. Программа семинара предусматривает обучение магистрантов в течении 2 семестров. Часть 1 – Научная мастерская историка: редактирование текстов – реализуется во 2 семестре в объеме 72 час. Общей трудоемкости, в том числе 26 час. аудиторных занятий (26 час. семинары) и 46 час. самостоятельной работы студентов. Часть 2 –– Научная мастерская историка: работа с источниками реализуется в 3 семестре в объеме 108 час. Общей трудоемкости, в том числе 36 час. аудиторных занятий (36 час .. семинары) и 72 час. самостоятельной работы студентов. Контроль знаний студентов проводится в форме зачетов в конце каждой из частей магистерского семинара на основе аттестации подготовленного каждым студентом реферата по одной из предложенных тем для самостоятельной научной разработки, а также результата сдачи коллоквиума по литературе курса, оценки промежуточной блиц-контрольной и итоговой контрольной работы. Аннотация дисциплины «Казачество в России и русских диаспорах в XVII-XXI вв.» Рабочая программа дисциплины «Казачество в России и русских диаспорах в XVII-XXI вв.» определяет последовательность изучения материала, соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) подготовки магистров по направлению № 030600 – История по специальности «Россиеведение». Целью курса является изучение феномена казачества, его истории и ее интерпретации в российской и зарубежной историографии на столь продолжительном отрезке времени в масштабах страны, в рамках этносоциального, регионального и геополитического фронтира, а также в условиях вынужденной эмиграции после событий 1917-1920-х гг. в России и, как результат, появления казачьих диаспор практически на всех континентах земного шара. Тематический план лекций направлен на решение следующих задач: во-первых, отследить, как в российском казачестве исторически парадоксально сочетаются и живут этнические, социальные, культурные характеристики, которые особенно очевидны в ситуации социокультурного и лингвистического фронтира, характерного для локальных пограничных зон компактного проживания этнического населения и казаков-переселенцев, во-вторых, понять, что изначально казачество не является моноэтничным по природе и никогда таковым не было, в-третьих, усвоить, что все политические попытки деклараций некой особой этничности российского казачества, включая такие его страты, как русское, калмыцкое, башкирское, татарское, осетинское, армянское и т. д., оказывались безуспешными в стремлении создать на основе этой идеологемы некое отдельное национальное казачье государство. По результатам освоения курса студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Курс «Казачество в России и русских диаспорах в XVII-XXI вв.» является одним из курсов по выбору, которые предлагаются слушателям в третьем семестре по плану профессионального цикла дисциплин. Изучается в объеме 72 час. общей трудоемкости (2 зачетные единицы), в том числе: 26 час. аудиторных занятий (из них 6 час. - лекции и 20 час. – семинарские занятия) и 46 час. на самостоятельную работу студента, в ходе которой студент должен подготовить реферат на одну из предложенных тем для самостоятельной научной разработки, изучить источники и литературу курса для последующей сдачи коллоквиума. Промежуточный контроль знаний студента осуществляется на основе оценки письменной контрольной работы и коллоквиума. В конце курса студенты пишут итоговую контрольную работу. Результат изучения курса «Казачество в России и русских диаспорах в XVII-XXI вв.» оформляется в виде зачета, который проводится в соответствии с принятой РГГУ системой оценки знаний студентов. Аннотация дисциплины «Проблема “Россия-Запад” в русской культуре XVIII-XIX в » Дисциплина «Проблема “Россия-Запад” в русской культуре XVIII-XIX в » является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по направлению подготовки 030600 «История». Дисциплина реализуется на факультете архивного дела кафедрой истории России средневековья и раннего нового времени. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов связанных с историей идей на протяжении двух столетий. Цель дисциплины: выработать у магистрантов представление о сложностях, возникающих всякий раз при решении проблемы Россия – Запад, а также понимание причин, по которым эта проблема не может, с одной стороны, утратить свою актуальность, а с другой получить однозначное решение Задачи дисциплины:
Дисциплина «Проблема “Россия-Запад” в русской культуре XVIII-XIX в.» входит в состав вариативной части КПВ 3 профессионального цикла М.2 программы обучения магистрантов по направлению подготовки 030600 История (квалификация (степень) «магистр») в специализированной программе «Россиеведение». В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: основные публицистические, философские и художественные произведения XVIII XIX вв., ставящие проблему «Россия - Запад» исторический и историко-культурный контекст предлагаемого решения указанный проблемы. Уметь: работать с публицистическими, философскими и художественными тексами текстами; проводить идейный анализ документов имеющих отношение к сравнительной характеристике России и Запада; использовать полученные результаты в своей профессиональной деятельности. Владеть: понятийным аппаратом данной дисциплины; технологией поиска ретроспективной информации по проблеме «Россия - Запад» способностью обобщения, анализа и воспроизведения указанной выше информации. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Промежуточная аттестация – контрольная работа и написание реферата. Итоговая аттестация – зачет. Аннотация дисциплины «Социально-политическое развитие России в XIX в.: опыт модернизации» Рабочая программа дисциплины «Социально-политическое развитие России в XIX в.: соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) по направлению подготовки «История» по специализированной программе «Россиеведение». .«Социально-политическое развитие России в XIX в.: опыт модернизации» является частью профессионального цикла дисциплин подготовки магистров по направлению подготовки 030600.68 «История». Дисциплина реализуется на факультете архивного дела кафедрой истории России средневековья и нового времени. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с социально-политическим развитием России в XIX в. и его масштабными трансформациями на протяжении последних полутораста лет. Целью курса является изучение феномена модернизации социально- политического строя России на протяжении XIX в., ее истории ее интерпретации в российской и зарубежной историографии в различные периоды указанного двухсотлетия. Тематический план лекций направлен на решение следующих задач: во-первых, проследить зарождение и формирование теории модернизации как способа объяснить процесс перехода человечества от традиционного общества к современному, во-вторых, овладеть необходимой терминологией, в-третьих, овладеть новейшей историографией социально-политической истории России XIX в, в-четвертых, понять, что не всякая историческая трансформация, которая сопровождается количественным ростом каких-либо показателей, изменением социальной структуры общества и его культурных характеристик является модернизацией, в-пятых , усвоить, что все попытки модернизировать Россию, исходя из идеологической доминанты тезиса о «самобытности», «особом пути» русской истории, терпели закономерную неудачу, что, разумеется, не отменяет сугубой специфики русской истории, многовековой истории вотчинно-крепостнического государства, и особенностей российской ментальности, воспитанной той историей; преодоление этого наследства – главная трудность при проведении догоняющей (экзогенной) модернизации. В результате освоения данного курса должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: динамику социально-политического развития России в XIX в., его основные этапы и ключевые моменты трансформации этого развития; историографию и основные комплексы источников по данной проблематике. Уметь: профессионально работать с данными, связанными с социальными и политическими аспектами развития российского общества в рассматриваемый период; самостоятельно анализировать и обобщать полученные результаты с учетом информационных задач и возможностей различных по жанру научно-аналитических справок, статей и исследований крупной формы (очерк, монография, документальная публикация и др.) . Владеть: понятийным аппаратом теории модернизации; способностью обобщения, анализа и воспроизведения указанной выше информации. Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 144 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (12 часов) занятия, семинары (24 часа), самостоятельная работа студента (108 часов). Промежуточная аттестация – контрольная работа и написание реферата. Итоговая аттестация – экзамен. Аннотация дисциплины «История Древней Руси в новейшей историографии» Дисциплина «История Древней Руси в новейшей историографии» входит в состав вариативной части профессионального цикла программы обучения магистрантов по направлению подготовки 030600 История в специализированной программе «Россиеведение». Программа дисциплины «история древней Руси в новейшей историографии» составлена впервые на истории России средневековья и раннего нового времени Историко-архивного института РГГУ. Цель дисциплины: расширить представление о роли древней Руси в отечественной истории, формировании современной российской идентичности. Задачи дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Знать: тенденции развития древнерусской истории, существенные для понимания как древнерусской историографии, так и истории современной России, тенденции историографии, ориентированные на формирование российской идентичности Уметь: использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования; использовать в исторических исследованиях базовые знания в области теории и методологии исторической науки; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества; Владеть: способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию. способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ. понятийным аппаратом данной дисциплины; Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 10 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные (16 часов) занятия, семинары (82 часа), самостоятельная работа студента (108 часов). Промежуточная аттестация –написание реферата. Итоговая аттестация – зачет. Аннотация дисциплины «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» Дисциплина «Междисциплинарные подходы в современной исторической науке» входит в Блок M. 2 «Профессиональный цикл. Базовая часть» учебного плана подготовки магистрантов по направлению «История». Дисциплина реализуется на Историко-филологическом факультете Кафедрой теории и истории гуманитарного знания. Предметом дисциплины является совокупность теоретических, методологических, эпистемологических, образовательных и институциональных проблем, связанных с применением в современной исторической науке междисциплинарных подходов. Цель дисциплины – раскрыть разнообразие подходов к изучению и осмыслению прошлого в современном социально-гуманитарном знании и место исторической науки в системе наук о природе, обществе и человеке; существенно расширить диапазон знаний обучающихся в области методологии и технологии междисциплинарных подходов. |
Урок: Православная молитва Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... | Курс 2 курс 17. 01 Мастер-класс И. Штейнберга Проектный семинар.... Проектный семинар. Обсуждение эмпирической части магистерского исследования. Выступают | ||
Рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... Обсуждение результатов выполнения домашнего задания (береза, ромашка, медведь и т п.) | Рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная... Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа... | Программа семинара: 9 30 10 00 регистрация участников семинара. 10... «Современные образовательные технологии как средство повышения качества знаний сельских школьников с учетом их познавательных и творческих... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Число классных комнат – 16, в т ч. 2 лаборатории, их площадь – 504 кв м, 3 кабинета технологии: слесарная мастерская – 10 мест, столярная... | Учебная программа факультативных занятий «Творческая мастерская»... «Творческая мастерская» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь... | ||
Любая научная работа (реферат, исследовательская работа) начинается с определения темы Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик | Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945. — М.: Посев, 1999 / Библиотечка россиеведения №3. Журнал «Посев», специальный выпуск... | ||
Б 16 Античная культура Особенностью курса античной культуры выступает работа как с письменными, так и материальными историческими источниками | Методические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы языкознания» Курсовая работа – это самостоятельно написанная научная работа, которая демонстрирует умение студента анализировать а научную литературу,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы учащихся: работа с литературой и электронными источниками информации | Отчет по практическим и лабораторным работам. Схема «Работа с информационными источниками» В предлагаемую модель портфолио студента включены следующие структурные элементы | ||
Генетические игры человечества: гмо и экологические риски Эта взаимосвязь определяется одними и теми же источниками потенциальных и реальных рисков. Такими источниками можно считать всё более... | Урок проводится с использованием элементов технологии “Педагогическая мастерская” Педагогическая мастерская” в сопровождении компьютерной презентации, созданной в программе Microsoft Office PowerPoint, с использованием... |