Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945





НазваниеПушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945
страница1/14
Дата публикации01.08.2015
Размер1.57 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
Пушкарев Сергей Германович

Воспоминания историка (1905-1945)



Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru

Издание: Пушкарев С.Г. Воспоминания историка 1905-1945. — М.: Посев, 1999

Книга на сайте: http://militera.lib.ru/memo/russian/pushkarev_sg/index.html

Иллюстрации: нет

Источник: Фонд «Память чести» (white-guard.ru)

Дополнительная обработка: Hoaxer (hoaxer@mail.ru)

{1} Так помечены ссылки на примечания.

Пушкарев С.Г. Воспоминания историка 1905-1945. — М.: Посев, 1999 / Библиотечка россиеведения №3. Журнал «Посев», специальный выпуск за 1999 г.

Из предисловия: Данная книжка отличается по жанру от других работ автора. Это не историческое исследование, а личные воспоминания. Но воспоминания, написанные пером историка, который сам стал свидетелем судьбоносных для нашего Отечества лет. Его жизнь характерна для многих интеллигентов его поколения: раннее увлечение марксизмом, учеба заграницей, подготовка к научной работе в России, крушение всех планов в 1917 году, служба добровольцем в Белой армии, тяжелое ранение, эмиграция, кропотливая исследовательская работа в зарубежье и вера в то, что рано или поздно она будет востребована новой, свободной Россией. Современному читателю эти воспоминания дают почувствовать атмосферу России первой четверти XX века и открывают много незнакомых картин: реального лица царских жандармов, быта русских студентов в Германии в канун первой мировой войны, крестьянства в революции 1917 года, боевых действий Белой армии (в частности, мало известного Сводно-стрелкового полка) и, в особенности, академической жизни русской эмиграции в Праге. Несмотря на то, что в последние годы увидело свет немало работ по истории русского зарубежья, мемуары его представителей редко появляются в наших книжных магазинах, оставаясь по-прежнему достоянием архивов и библиотек.

Содержание

Память прожитых лет. В.Ж. Цветков.
Предисловие
1. Курские гимназисты помогают свергать «проклятый царизм»:1905 г.
2. Харьковский университет. Мое заболевание марксизмом. Н.Н. Попов
3. Поражение на партийном фронте и его причины
4. Наша семья. Брат Николай
5. Посадите меня, пожалуйста, в тюрьму!
6. В белгородской тюрьме
7. Гласный надзор. Германия 1911–12 гг.
8. Возвращение: снова арест и «гласный надзор». Снова в Германии. Война
9. Повесть о моей квартирной хозяйке и тяжелой корзине
10. Снова в Харьковском университете
11.1917-й год
12. В армии Керенского
13. Одинокий барчук среди классовых врагов
14. Подготовка к профессуре
15. В Белой армии
16. Взгляд в далекое прошлое. Дедовский сундук
17. На фронте
18. В госпитале
19. В управлении авиации и на бронепоезде «Офицер»
20. Русские студенты и чехословацкая «Русская акция»
21. Исторические предпосылки «Русской акции»
22. Общественно-политические течения в русской Праге
23. Культурная деятельность эмиграции в Праге
24. Русские учебные заведения
25. Жизнь русской Праги под немецкой оккупацией
26. Бегство из Праги
Примечания
Краткая библиография работ С.Г. Пушкарева

Память прожитых лет
Воспоминания историка...
Под таким заглавием представлены читателям «Библиотечки россиеведения» мемуары Сергея Германовича Пушкарева (1888–1984), чьи труды возвращаются на Родину после более чем полувековой неизвестности. «Белобандит», ведущий «активную антисоветскую работу в белоэмигрантских фашистских организациях» — так характеризовала его сталинская историография в 1952 году. Его исследования считались «чуждыми советскому народу». Их публикация в России состоялась только в послесоветское время. Уже дважды был переиздан учебник «Обзор русской истории» («Наука», 1991 и «Кавказский край», 1993), готовится к переизданию учебник по истории России 1801–1917 годов, «Историография Русской Православной Церкви» была перепечатана в Журнале Московской патриархии (№№ 5–7,1998).
Данная книжка отличается по жанру от других работ автора. Это не историческое исследование, а личные воспоминания. Но воспоминания, написанные пером историка, который сам стал свидетелем судьбоносных для нашего Отечества лет. Его жизнь характерна для многих интеллигентов его поколения: раннее увлечение марксизмом, учеба заграницей, подготовка к научной работе в России, крушение всех планов в 1917 году, служба добровольцем в Белой армии, тяжелое ранение, эмиграция, кропотливая исследовательская работа в зарубежье и вера в то, что рано или поздно она будет востребована новой, свободной Россией.
Современному читателю эти воспоминания дают почувствовать атмосферу России первой четверти XX века и открывают много незнакомых картин: реального лица царских жандармов, быта русских студентов в Германии в канун первой мировой войны, крестьянства в революции 1917 года, боевых действий Белой армии (в частности, мало известного Сводно-стрелкового полка) и, в особенности, академической жизни русской эмиграции в Праге. Несмотря на то, что в последние годы увидело свет немало работ по истории русского зарубежья, мемуары его представителей редко появляются в наших книжных магазинах, оставаясь по-прежнему достоянием архивов и библиотек.
Воспоминания С.Г. Пушкарева написаны живым, выразительным языком. Спокойный тон изложения отражает твердую волю автора и веру в правильность выбранного им жизненного пути.
В.Ж. Цветков.
Предисловие
Уважаемые читатели!
Прежде всего, позвольте представиться. Я очень старый русский ученый (1888 г. рождения), который в зрелые годы жизни (с конца 1921 г.) был всецело погружен в изучение русской истории. В молодые годы (1905–20) моя жизнь была столь же бурной и сложной, как жизнь всей России. Рассказ о событиях того времени вы найдете в этих очерках.
Я учился в четырех университетах: харьковском, киевском, гейдельбергском и лейпцигском. В столыпинское время я сидел (правда, всего два с половиной месяца), в трех тюрьмах (белгородской, курской и харьковской). В 1917–20 гг. служил рядовым солдатом в четырех воинских частях, сначала под командованием адвоката А.Ф. Керенского, потом под командованием белых генералов А.И. Деникина и П.Н. Врангеля.
В ноябре 1921 г., после крымской эвакуации, я приехал в Прагу в составе группы профессоров, молодых ученых и студентов, приглашенной чехословацким правительством. Там я погрузился в научную, педагогическую и общественную работу. В 1924 г. выдержал магистерские экзамены и получил звание приват-доцента по кафедре русской истории.
Написал много научных и научно-популярных статей. В 1929 г. был избран членом Славянского института чешской Академии наук и работал там до начала 1945 г. Был доцентом Русского свободного университета и заведующим курсами при Русской академической группе для русских и чешско-русских детей, учащихся в нерусских школах.
В апреле 1945 г. при приближении к Праге советской армии мы с женой и сыном выехали на Запад и провели четыре года в лагерях для «перемещенных лиц» (Ди-Пи) в Баварии, где я преподавал в русских школах. В июле 1949 г. мы прибыли в США и поселились в Нью-Хей-вене. По протекции моего пражского друга историка Г.В. Вернадского (переехавшего в США в 1927 г.), мы с сыном в этом городе вскоре вступили под сень известного Йельского университета: Борис стал студентом архитектурного факультета, я — преподавателем русского языка на факультете славистики. В 1951–52 гг. я прочел курс лекций по русской истории в Фордамском университете в Нью-Йорке.
Одновременно с преподавательской работой я продолжал заниматься изучением русской истории в огромной Йельской библиотеке. Там я смог частично восстановить мои выписки, накопленные за 23 года работы в Праге и утраченные в 1945 году. В 1953 году в издательстве имени Чехова вышла моя книга «Обзор русской истории», а в 1956 г. -»Россия в XIX веке», позднее изданная в английском переводе с существенными дополнениями как «The Emergence of Modern Russia».
С конца 1956 и до 1972 г. я работал в Йельской библиотеке над сбором материалов для 3-томной хрестоматии по русской истории «А Sourcebook for Russian History» (Yale University Press, 1972) и составил толковый словарь «Dictionary of Russian Historical Terms» (1970). Под моей редакцией вышел английский перевод книги С.П. Мельгунова «Как большевики захватили власть» («The Bolshevik Seizure of Power», Clio Press, 1972). В 1976 г. была издана моя книга «Крестьянская поземельно-передельная община в России», потом сборник статей «Ленин и Россия» («Посев», 1978){1}. Помимо книг я опубликовал в русских и американских периодических изданиях много статей и рецензий.
Вы можете, конечно, спросить меня: как ты, дед, решился рассказывать нам столь давно прошедшую историю? Причин этой смелости у меня три: во-первых, Бог дал мне очень хорошую память; во-вторых, я рассказываю только те события и наблюдения, которые особенно ярко запечатлелись в памяти; в-третьих, эти наблюдения были по горячим следам записаны в мои дневники, сгоревшие во время революции, но я не раз пересказывал их устно, и это помогло мне их запомнить.
Клиффсайд Парк, Нью-Джерзи, сентябрь 1980
1. Курские гимназисты помогают свергать «проклятый царизм»: 1905 г.
Прежде чем говорить о событиях в курской гимназии в 1905 году, следует вкратце напомнить о духовном состоянии русской интеллигенции в начале XX века: гимназисты старших классов были самой чуткой и восприимчивой ее частью. С конца 1880-х годов в передовых, по тогдашнему мнению, кругах интеллигенции складываются два течения: марксизм и неонародничество. Духовным отцом марксизма в России был Г.В. Плеханов, проповедниками неонародничества — П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский. В первое пятилетие XX века эти течения оформились в политические партии: марксисты образовали Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), а народники — партию социалистов-революционеров. Политическим вождем эсеров был В.М. Чернов. Обе партии, подстрекаемые взаимным соперничеством, вели агитацию среди молодежи, и в 1905 г. в нашей гимназии существовали кружки эсеров и эсдеков.
Старая официальная идеология — «православие и самодержавие» — не находила отклика у русской интеллигенции. Правда, в начале XX века происходило некое «религиозное возрождение», но оно касалось только узкого круга духовной элиты. К тому же, такие новые «богословы», как Мережковский и Бердяев проповедовали на заседаниях петербургского религиозно-философского общества не православие, а какую-то самодельную религию, которая могла «возродить» только их самих, да и то не наверное.
В литературе наиболее популярными писателями тогда были Максим Горький, А.П. Чехов, Леонид Андреев, А.И. Куприн — тоже мало положительного и утешительного. Над миром литературы возвышалась фигура Льва Толстого. Перед ним все преклонялись, но толстовское учение с его призывом к опрощению, отрицанием науки, искусства и вообще современной цивилизации, не находило много поклонников. Г.В. Плеханов охарактеризовал толстовство как «странные фантазии странного графа».
Об идеях славянофилов гимназисты знали из учебников по истории литературы, но они считались давно отжившей стариной. Немудрено, что в нашей гимназии, как думаю, и в других, ведущую роль играли эсдеки и эсеры, а «массы» шли за ними вслепую. Мой отец был дворянин, землевладелец, земский деятель, нотариус. В России это была государственная служба по ведомству министерства юстиции. В течение 1899–1907 гг. я прошел курс обучения в Курской классической гимназии; учился очень хорошо и многократно бывал первым учеником. В младших классах усердно зубрил уроки, а в старших писал очень длинные сочинения по истории и русской литературе. Историк хвалил мои письменные работы, а преподаватель русского языка был угнетен их размерами и однажды, хоть и поставил мне пятерку, но сказал плачущим голосом: «Пушкарев! Да не пишите же вы таких больших сочинений. Ведь если все будут писать так, как вы, мне жизни не хватит, чтобы их прочесть». Гимназию я окончил с золотой медалью. Правда, об этом было только сказано в аттестате зрелости, а в натуре нам золотых и серебряных медалей уже не выдавали. Ребята, активно интересовавшиеся политикой, вступали в группы эсдеков и эсеров, но я до конца гимназии еще не попал в сети социализма. Я считал себя либералом и был поклонником императора Александра II; его портрет в красивой дубовой рамке висел на стене моей комнаты.
Вспыхнувшая в 1904 г. японская война застала меня в 5-м классе гимназии. По словам царского манифеста, «дерзкий враг в темную ночь» на 27 января атаковал русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. Японские миноносцы нанесли тяжелые повреждения трем боевым судам тихоокеанской эскадры (броненосцы «Цесаревич» и «Ретвизан», крейсер «Паллада») и обеспечили японцам превосходство на море.
Война всколыхнула патриотические чувства по всей России, включая нашу гимназию. Все говорили только о войне и надеялись на скорую победу над японцами. В нашем классе на переменах постоянно происходили «морские бои», т.е. свалки, но без драки. Большие и сильные ребята были броненосцами или крейсерами, кто поменьше и послабее — миноносцами или канонерками. Кого в свалке повалили на пол, тот считался потопленным и не мог принимать участия в игре до следующего дня.
Но время уходило, а ожидаемая победа на войне не пришла. Наоборот, во всех сражениях побеждали японцы. Когда класс собрался в начале сентября, военных игр у нас уже не было. 6 декабря 1904 г. пал Порт-Артур, а после кровавого воскресенья 9 января 1905 г. революционное движение стало расти по всей России и доросло до всеобщей забастовки.
Образовавшийся в Петербурге Совет рабочих депутатов объявил забастовку с целью низвержения самодержавной монархии и замены ее демократической республикой, которая принесла бы народу всевозможные блага. И наши гимназические эсдеки и эсеры, конечно, воспылали желанием включиться в борьбу пролетариата за «светлое будущее».
10 октября в актовом зале собралась сходка гимназистов старших классов (я был тогда в 7-м классе). Председательствовал эсдек поляк Крижановский. Он сказал горячую речь о необходимости включиться в героическую борьбу пролетариата и идти в ногу с ним к заветной цели. Бурные аплодисменты, сопровождавшие его речь, показывали, что аудитория всецело на его стороне и готова гимназической забастовкой помочь свержению царского правительства.
Собравшись с духом и мысленно перекрестившись, я попросил слова, чтобы убедить своих товарищей в том, что гимназическая забастовка политически бесполезна. Мы могли бы принять резолюцию, выражающую сочувствие борющемуся пролетариату; забастовка же не повредит царскому правительству, а только карману наших родителей, которые должны будут содержать нас в течение лишнего года, если она затянется.
Председатель сходки мне возражал: «Товарищи! Можем ли мы в то время, когда пролетариат ведет свою героическую борьбу не на жизнь, а на смерть с царским самодержавием, уклониться от участия в ней из боязни нарушить чьи-то карманные интересы?» Я попытался возражать далее, но председатель меня прервал, предложил прекратить разговоры и проголосовать. В ответ на вопрос «Кто против?» я высоко поднял руку. Мой сосед и приятель тоже поднял руку, но недостаточно высоко, председатель не заметил ее (или сделал вид, что не заметил) и с торжеством провозгласил, что резолюция о забастовке принята всеми, кроме одного господина Пушкарева. Слово «господин» в устах эсдека звучало пренебрежительно и даже оскорбительно.
В декабре 1905 г. партии хотели повторить всеобщую забастовку, но их призыв не встретил отклика. Наши гимназические эсдеки и эсеры тоже готовы были снова бастовать, но образовалась группа в несколько десятков учащихся старших классов, которые решительно заявили директору, что они хотят нормально заниматься. Директор, желая избежать возможных столкновений, объявил, что рождественские каникулы начнутся в этом году на 10 дней раньше обычного и закрыл гимназию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconИ. П. Пушкарев Корпоративное право
Пушкарев, И. П. Корпоративное право: учебно-методический комплекс для специальности 030501 «Юриспруденция» / И. П. Пушкарев. – Челябинск:...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconГейнц Гудериан "Воспоминания солдата"
Гейнц Гудериан, принимавший активное участие в осуществлении гитлеровских планов "молниеносной войны". "Воспоминания" представляют...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconНачало века
Воспоминания охватывают период с 1901 по 1905 г. В них нарисованы портреты видных литераторов и художников, рассказано о зарождении...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconОбщественно-политическое движение в марийском крае в период первой российской революции (1905
Охватывают период первой российской революции 1905-1907 гг. В то же время освещаются события, выходящие за хронологические рамки....
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconГанс Баур Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера сс. 1939-1945
Аттестационная комиссия по проведению аттестации руководителей мкоу куртамышского района
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconКурт Мейер Немецкие гренадеры. Воспоминания генерала сс. 1939-1945
Рабочая программа составлена на основании гос впо направления 030600. 62 – «журналистика» (квалификация бакалавр)
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconСукнев Михаил Иванович Записки командира штрафбата. Воспоминания комбата 1941–1945
Президиума: Амосова С. М., Бациева В. В., Валявиной Е. Ю., Завьяловой Т. В., Иванниковой Н. П., Козловой О. А., Маковской А. А.,...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconГоттлоб Бидерман в смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета. 1941-1945
Методические пособия 1 и 2, выданные на семинаре в мае 2011 г. (Правила международных соревнований по прыжкам на лыжах и лыжному...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconОтчет федерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года было организовано в 1925 году, в год, когда отмечалась...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это воспоминания, воспоминания и кое-какие размышления об Эвальде Ильенкове, о времени и немного о себе
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconПлан темы Дипломатическая подготовка к войне. Изоляция России. От Порт-Артура до Цусимы
Цусиме. Война закончилась Портсмутским миром 1905 года, по условиям которого Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconМоргаушского района Чувашской Республики Навстречу 65-летию Победы...
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Война страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов,...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconКраткое содержание проекта в проекте на основе жизненного опыта,...
В программе на изучение темы «Мир глазами историка» в учебном плане отводится 1 час. Так как тема урока носит познавательный характер,...
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconРабочая программа магистерского семинара «Научная мастерская историка: работа с источниками»
Аннотация магистерского семинара «Научная мастерская историка: работа с источниками»
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России...
Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История
Пушкарев С. Г. Воспоминания историка 1905-1945 iconРабочая программа по физике составлена на основе программы гя мякишева...
Данная рабочая программа по физике составлена на основе программы гя мякишева (Сборник программ для общеобразовательных учреждений:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск