Посвящаю эту книгу
моей жене и терпеливому другу
Марине Алексеевне Берман
Волжский филиал Московского
автомобильно-дорожного института А.Г. Берман
страницы истории
православия в Чувашии
в XX веке
чебоксары 2009
ББК 86.372(2 РосЧув) Б50
Печатается по решению кафедры гуманитарных дисциплин Волжского филиала Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), протокол № 9, от 3 апреля 2009 г.
Рецензенты:
доктор исторических наук, профессор Л.А. Ефимов;
кандидат философских наук А.Г. Степанов Берман А.Г. Страницы истории православия в Чувашии в XX веке. – Чебоксары, 2009. – 132 с.
Данная работа посвящена таким малоисследованным эпизодам в новейшей истории православной Церкви в Чувашии как движению за формирование национальной чувашской церкви и оппозиционным церковным движениям, известным как «истинно-православное христианство». Работа написана на основе большого количества архивных материалов, часть из которых впервые вводятся в научный оборот.
Для историков, философов, религиоведов, студентов и преподавателей ВУЗов, всех интересующихся проблемами религии и историей национальных движений.
ББК 86.372(2 РосЧув) Б50
© Берман А.Г., 2009
Оглавление
Благодарности 6
Введение 7
движение за национальную церковь в Чувашии 9
Чувашское обновленчество 9
Чувашская Автокефалия 30
Движение за чувашскую национальную церковь во II-й половине XX века 38
Из истории истинно-православного движения в Чувашии 53
Церковная оппозиция в Чувашии в конце 1920-х гг.: «Союз Православной Церкви» 53
Епископ Гурий (Павлов): штрихи к биографии катакомбного святителя 59
Приложения 71
Доклад обновленческого епископа Даниила (Филимонова) «Патриарх или Синод» 71
Из следственных дел архиепископа Тимофея (Зайкова) 114
Слышать и понимать 117
Библия не художественное произведение 121
из следственного дела по обвинению ПАВЛОВА Семена Павловича и др. 122
Иллюстрации 128
Благодарности
Настоящая работа не имела бы никаких шансов появиться на свет без внимательной и благосклонной помощи многих людей и организаций.
Особенно я хотел бы поблагодарить работников Государственного исторического архива Чувашской Республики, сотрудников Отдела редких книг Чувашской национальной библиотеки.
Выражаю особую признательность народному писателю Чувашии Михаилу Николаевичу Юхме за предоставленные материалы по истории движения за Чувашскую церковь в конце XX в.
Особая благодарность Раисе Ивановне Лоцмановой, переводившей некоторые материалы с чувашского языка.
Введение
Данная работа посвящена двум моментам в новейшей истории православной Церкви в Чувашии – движению за национальную чувашскую церковь и деятельности церковной оппозиции, противостоявшей линии патриаршего местоблюстителя, митрополита Сергия (Страгородского). Два этих момента драматической церковной борьбы, освещенные в предлагаемой работе, при том, что ее фигуранты были непримиримыми оппонентами, представляют собой развитие возникшего еще до революции движения национального духовенства за создание чувашской епархии с епископом-чувашом во главе.
Актуальность данной работы определяется, прежде всего, той ролью, какую играет религия в современном российском обществе и ростом национального самосознания малых народностей России после падения коммунистической идеологии.
В общих чертах история православной церкви на территории Чувашии в XX столетии описана в монографии известного чувашского этнографа П.В. Денисова «Религия и атеизм чувашского народа» [1]. Автор монографии, изданной в 1972 г., в тот период строго придерживался идеологических позиций воинствующего атеизма, книга изобилует разного рода инвективами, что ставит монографию в разряд не столько научной, сколько идеологической литературы. Тем не менее, в рамках поставленной задачи, описать более-менее значительные вехи истории религии в Чувашии в XX в., автор достаточно квалифицированно осветил основные этапы возникновения чувашского обновленчества, автокефалии и церковной оппозиции, выявил связь чувашского автокефализма и истинно-православного движения. Однако для П.В. Денисова такая связь оказывается не более чем курьезом, подтверждающим общий тезис советских атеистов о реакционной сущности религии, задача детально разобраться в сложных перипетиях идейной борьбы в тогдашнем чувашском православии автором не ставилась. Несомненной заслугой П.В. Денисова является введение в научный оборот ряда документов из Центрального государственного архива ЧАССР (ныне Государственный исторический архив ЧР), Партийного архива Чувашского обкома КПСС (ныне Государственный архив современной истории ЧР), однако ряд документов, прежде всего советских репрессивных органов в то время для исследователей был недоступен. Это особенно важно, т.к. во многих случаях документы НКВД являются первичными источниками, на основе которых составлялись информационные сводки для партийных органов, материалы которых отложились в фондах партийного архива. Исследование П.В. Денисова легло в основу для последующих публикаций на церковно-исторические темы, из которых особо отметим справочник известного чувашского исследователя религии Л.Ю. Браславского [2]. Отдельные моменты становления истинно-православного движения с позиций воинствующего атеизма рассматривались так же в работе Г.Е. Кудряшова «Динамика полисинкретической религиозности» [3]. В целом попытка осветить историю истинно-православного движения в Чувашии была предпринята Л.Ю. Браславским [4].
В последнее время было опубликовано несколько работ посвященных истории православия в Чувашии в XX в., из которых особо следует отметить статью Ф.Н. Козлова посвященную чувашской автокефалии [5], а так же работы И.Н. Ильина [6] и П.П. Таллерова [7].
Целью настоящей работы является изучение истории православия в Чувашии в контексте чувашского национального движения, а так же изучение становления церковной оппозиции как следствия крушения надежд на создание национальной чувашской церкви.
Источниковой базой для данной работы послужили фонды Государственного исторического архива Чувашской Республики, прежде всего документы органов ОГПУ – НКВД – МГБ, на основании которых в дальнейшем составлялись справки и экстракты для партийных и советских органов, осуществлявших религиозную политику на территории ЧАССР.
Примечания
Денисов П.В. Религия и атеизм чувашского народа. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1972.
Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1995.
Кудряшов Г.Е. Динамика полисинкретической религиозности – Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.
Браславский Л.Ю. Старообрядчество и христианское сектантство в Чувашии – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1983. – С. 82 – 94.
Козлов Ф.Н. «Прошу принять на регистрацию…» Из истории церковного раскола в Чувашии // Исторический архив. – 2008. – №6. – С. 50 – 59.
Ильин И.Н. К истории церквей и приходов V-го благочинного округа Чебоксарско-Чувашской Епархии (к 10-летию округа). – Чебоксары, 2004.
Таллеров П.П. Православные храмы Комсомольского района. – Чебоксары, 2004.
|